"Тульский самовар"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: "Тульский самовар" | 18.84 КБ |
Тема: "Русская Матрёшка" | 22.22 КБ |
Тема: "Образ птицы в народной культуре" | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 120 – детский сад для детей с нарушением зрения г. Тулы.
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию.
Тема: Тульский самовар
(Подготовительная группа)
Подготовила и провела:
Воспитатель
Иванова Ольга Валентиновна.
Г. Тула
Цель: Учить рисовать и расписывать самовар.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о Тульском самоваре;
- О разнообразных формах и видах росписи Тульских самоваров;
- Формировать умение художественно изображать предметы быта;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за свой край;
- Воспитывать эстетический вкус.
Коррекционные:
- Развивать глазомер;
- Развивать мелкую моторику;
- Учить соотносить сенсорные эталоны с формой реального предмета;
- Активно включать зрение в процесс рассматривания..
Предварительная работа: Экскурсия в музей «Тульских самоваров», просмотр мультимедийной презентации «История самоваров»; рассматривание тематического альбома и открыток по теме; дидактические игры: «Собери самовар», «Составь узор», «Опиши предмет», «На огонёк к Федоре».
Оборудование и материалы: Самовар, мультимедийный проектор и экран, альбомные листы, краски, кисточки, стерки, стаканчики – непроливайки, подставки для кисточек, салфетки.
Ход НОД:
Дети, а вы знаете, что является символом Тулы?
Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода» .
Ответ на эту загадку будет темой нашего занятия. Что это?
Конечно, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным.
В самоваре быстро закипала вода, и для растопки годилось все: щепочки, шишки, ведь тогда еще не было электрических самоваров (показ слайда на экране).
Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусными, квадратными. В качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ слайда).
Самовары искусно украшали. Так, ручки, ножки, кран самовара, в основном, в виде рыб, петухов и пр. (показ слайда).
А в наше время самовары делают электрические. Это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Наши предки в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (показ слайда).
Подвести детей к столам, на которых лежат трафареты самоваров. Предложить детям выбрать форму того самовара, который они будут рисовать. Предложить попробовать нарисовать форму самостоятельно.
На экране появляются самовары, расписанные в различных техниках: хохлома, гжель, городецкая. Детям предлагается выбрать свой узор для росписи самовара.
Физкультминутка: «Самовар кипит».
Работа детей под музыкальное сопровождение.
Рефлексия. Дети подводят итоги, анализируют работы.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитиюво второй младшей группе.
Тема: Русская матрёшка
Цель: Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой, как символом русского народного творчества.
Программное содержание: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой; развивать интерес к народному творчеству;способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе украшения передника матрёшки. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий. Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование:волшебная шкатулка, русские матрёшки - народные игрушки и демонстрационные плакаты, заготовки матрёшек, цветы различного вида (вырезанные из открыток и цветной бумаги), клей, салфетки, аудио запись песен о Матрёшках.
Предварительная работа: Рассматривание матрешек, игры с ними, рассматривание демонстрационных плакатов «Матрёшки», иллюстраций с изображением матрёшек,чтение произведений устного народного творчества (потешек, загадок, стихов), прослушивание песен, музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшечка, где ты?», танца «Мы весёлые матрёшка»
Словарная работа: матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, передник, мастер, художник.
Ход Занятия.
- Организационный этап. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз – волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы её открыть, надо произнести волшебные слова
Ты, шкатулка, поспеши, нам секрет свой покажи.
Загадка: Прячется от нас с тобой одна куколка в другой. На косыночке горошки. Что за куколки? …(матрёшки)
- Основная часть.
Давайте с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрёшкой. Матрёшка, это кто? (ответы детей) Матрёшка – это деревянная кукла, народная игрушка.
- Но это куколка не простая, это куколка с секретом. Хотите узнать её секрет? Открываем большую матрешку и кого мы там находим? (ответы детей) В большой Матрёшке прячутся точно такие же матрёшки, но только другого размера. Давайте посчитаем, сколько всего Матрёшек спрятались друг в друге.
-Как вы думаете, большая Матрёшка кого изображает? Кто это? (Ответы детей). Большая Матрёшка – это мама. Само имя Матрёна значит «мать». А Матрёшки поменьше, это кто? (Ответы детей). Это её дочки.
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
-Давайте рассмотрим Матрёшек, во что они одеты? (сарафан, платок, фартук, бусы)
Как вы думаете, из какого материала сделана Матрёшка? (ответы детей - из дерева) А кто её изготовил? ( мастер). А как вы думаете, много труда затратили мастера и художники, чтобы сделать для нас такую игрушку? Как вы думаете, как к ней надо относиться? (бережно)
А теперь Матрёшка нас приглашает потанцевать.
Физкультминутка:
Мы весёлые Матрёшки –
Ладушки, ладушки –
На ногах у нас сапожки –
Ладушки, ладушки –
Завязали мы платочки –
Ладушки, ладушки –
Раскраснелись наши щёчки –
Ладушки, ладушки –
Ребята, к нам в садик принесли Матрёшек, которых не успели до конца украсить. Матрёшкам обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать мастерами и украсить матрёшек.
Показать детям варианты украшения передничком Матрёшек.
Детям предлагается силуэт Матрёшки, который они самостоятельно декорируют.
Во время работы звучат песни о Матрёшках.
Воспитатель: Дети, какие красивые матрёшки у вас получились.
- Итог: С какой игрушкой мы сегодня познакомились? Из чего она сделана? Вам нравится такая игрушка? Вы будете с ней играть?
А сейчас пришло время расставаться, до свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ птицы в русской народной культуре. Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/с № 2» УК № 120 г. Тулы Иванова Ольга Валентиновна
У русского народа образ птицы был одним из самых любимых. Многим людям хотелось иметь два крыла и летать над землёй, как птицы. Птица олицетворяла небо, воздух, ветер, облака, молнию, грозу, солнце, солнечный свет, свободу, Душу.
Птица в народном декоративно- прикладном искусстве встречается повсеместно.
Птица – элемент русского фольклора Потешки Загадки Сказки Прибаутки Заклички Песни
По прилету птиц определяли сроки главных С/Х работ В марте прилетели грачи и скворцы 18- 30.03 – проводят подготовительные работы Зяблик – похолодание 30.03 Чибис – 5-7.04. – подготовка семян для огорода Мухоловка 19.04. – начало пахоты Пеночка 27.04. посев м оркови, свеклы Ласточка 30.04 - посевная Соловей 8 .05 разгар посевной Иволга 16.05. - посадка огурцов, капусты, гороха Коростель, стриж, перпел 21.05 – посев ячменя, льна
Народные игры Воробьиные драки Перелет птиц Совушка – сова Зимующие и перелетные птицы Пчёлки и ласточки Утка и селезень Гуси – гуси Утки и гуси
Дидактические игры Соедини изображение с тенью Найди двух одинаковых птичек Расположи птиц как я скажу Что изменилось? Узнай птицу по голосу
Спасибо вам за прекрасные минуты, проведенные вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
Тульский самовар
Самовар и Тула наразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар....
Мастер-класс для детей и родителей, посвященный дню матери. Народная кукла Тульской губернии «Тульская колыбельная»
Мастер-класс детей и родителей – это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и его мама, бабушка. Это дает возможность не т...
конспект Тульский самовар 2018г.
конспект Тульский самовар...
Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар».
Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар»....
Презентация "Тульские самовары"
Презентация "Тульские самовары" . Цель: познакомить детей с историей создания тульских самоваров, производством, устройством. Прививать любовь и уважение к промыслам родного края....
Тульские самовары
История тульских самоваров. Занимательные факты....