Методическая статья "Проблема творчества в развитии детей дошкольного возраста".
статья по рисованию

В статье даётся анализ проблемы творчества детей и способы  её решения через использование нетрадиционных техник и материалов в практической деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творчество125.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема творчества в развитии детей  дошкольного возраста.

Проблема творчества, развития творческих способностей личности находится в центре внимания философии, педагогической психологии, психологии мышления, теории обучения и воспитания.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Деятельность основанная  на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
 

Как можно рисовать без кисточки.

Используя разнообразные материалы,  у вас получаются интересные эффекты: 
1. чтобы получить размытые контуры, капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками;
2. эффект "хлопьев", снежинок, "ледяной корки" можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение;
3. хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге;
4. рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии;
5. интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги;
6. проявляющийся "второй" слой возможен при многослойном изображении. Нарисуйте мелками или свечой что-нибудь на листе бумаги и покройте акварельными красками. Там, где нарисовано  мелком или свечой, краска не будет ложиться ровно,и из-под нее будет проглядывать изображение;
7. "выцарапывание" картины по краске. Нарисуйте что-нибудь мелками или свечой на бумаге (или просто закрасьте лист цветными мелками). Теперь покройте лист бумаги с изображением плотным слоем краски (гуашью) и дайте высохнуть. После высыхания краски можете приступать к выцарапыванию изображения. В тех местах, где есть мелок, краска будет сходить хорошо, в остальных местах она будет оставаться ровным фоном;
8. При помощи брызг можно написать целую картину.
9. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша:
10. Отпечатки можно делать и природными материалами, например, еловой веткой или большим листом от растения:
11. удивительные красочные круги получаются, если рисовать не кисточкой, а электрической зубной или массажной щёткой.

https://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f69b/i8R4qulyDIw.jpghttps://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f6a3/jZeX2RZ8u6Q.jpghttps://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f694/b6uEApgWRpM.jpghttps://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f6aa/P26oo6V2tME.jpg

https://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f6b1/AifOiOSy4tw.jpghttps://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f6b8/bRZW9PG4Vzg.jpghttps://pp.vk.me/c617223/v617223717/1f6bf/EAdCJI4L1KA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Свидетельство . Статья "Проблема общения у детей дошкольного возраста"

Проблема общения у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...

Научная статья "Проблемы задержки речевого развития у детей"

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи.  Отставание в усвоении родного языка, в сравнении с нормальным темпом развития, является наглядным свидетельством задержки в р...