Рисование в нестандартной форме
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю,
воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка,
стремиться понимать его внутренний мир,
поэтому проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) на 2014- 2015 уч.г,
я посчитала целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством, и видя,
что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу по декоративно- прикладному искусству в нестандартной форме «Фантазия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fantaziya.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Моховская основная образовательная школа
структурное подразделение детский сад
Рабочая программа
кружка «Фантазия»
по декоративно- прикладному искусству
в средней группе
на 2014- 2015 уч.год
Составила: воспитатель
Темербекова А.А.
Введение
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».
Пояснительная записка
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир, поэтому проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) на 2014- 2015 уч.г, я посчитала целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством, и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу по декоративно- прикладному искусству в нестандартной форме «Фантазия».
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии репродукций картин известных художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа кружка рассчитана на детей 4-5 лет, на 1 год. Группа работает один час в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятия – 20 мин.
Тематическое планирования включает в себя 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый), набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используются с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать, которые рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве даёт большой толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность детей, учит их нестандартно мыслить.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, рисование поролоном, оттиск печатками из ластика, черно-белый и цветной граттаж, набрызг;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1. Рисование пальчиками (3ч).
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Оттиск печатками из картофеля(2ч).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Оттиск поролоном(3ч).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Оттиск печатками из ластика.(3ч)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.
5. Печать по трафарету.(3ч)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
6. Воздушные фломастеры(3ч).
Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.
Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.
Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.
7. Оттиск пробкой(2ч).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.
8. Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)(3ч).
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
9. Набрызг(3ч).
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Перышко.
(авторская методика рисования)(3ч).
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.
11. Рисование нитками(3ч).
Средства выразительности: линия, штрих.
Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.
Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.
12. Рисование цветным клеем
(авторская методика рисования)(3ч).
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.
Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.
13. Холодный батик(3ч).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.
Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.
Тематическое планирование кружка «Фантазия»
№ | Кол- во часов | Тема образовательных ситуаций | Цель | |
1 | 3 | Рисование пальчиками | Осьминожки | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. |
2 | Рябинушка | |||
3 | Разноцветные краски осени | |||
4 | 2 | Оттиск печатками из картофеля | Ягоды и яблочки | Овладение навыком рисования с использованием нетрадиционной техники (печатки из картофеля). Закрепление данного навыка. |
5 | Моя любимая чашка | |||
6 | 3 | Оттиск поролоном | В гости к лесовичку | Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. |
7 | Плюшевый медвежонок | |||
8 | Кораблик | |||
9 | 3 | Оттиск печатками из ластика | Страна фантазии | Развивать фантазию и воображение при выборе содержания рисунка и способов изображения различными художественными техниками при изготовлении елочных игрушек. |
10 | ||||
11 | ||||
12 | 3 | Печать по трафарету | Помоги жучкам спрятаться на зиму | Познакомить с приемом печати по трафарету. |
13 | Снежинки | |||
14 | Елочка | |||
15 | 3 | Воздушные фломастеры | Мое любимое солнышко | Привлечь, детей и взрослых к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники изображения. |
16 | Моя рука – моя семья | |||
17 | Цветы | |||
18 | 2 | Оттиск пробкой | Укрась платочек | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. |
19 | Мои рукавички | |||
20 | 3 | Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист) | Зимние узоры | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
21 | Зимние узоры | |||
22 | Зимняя сказка | |||
23 | 3 | Набрызг | Зимние напевы | Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». |
24 | Подснежники | |||
25 | Бабочки | |||
26 | 3 | Перышко. (авторская методика рисования) | Панно «Жар-птица» (коллективная работа) | Учить детей выполнять работу нетрадиционным способом - перышками. |
27 | ||||
28 | ||||
29 | 3 | Рисование нитками | Весенняя сказка (коллективная работа) | Развивать творчество и фантазию детей через изобразительную и театрализованную деятельность. Упражнять детей в применении нетрадиционных методов по изобразительной деятельности ( рисование нитками ) |
30 | ||||
31 | ||||
32 | 3 | Рисование цветным клеем (авторская методика рисования) | У Мурки день рожденье | Закрепить знания у детей о геометрических фигурах ( круг, треугольник, овал, полуовал), о цвете ( основные оттенки). Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. |
33 | Цвета радуги | |||
34 | Цветы для мамы | |||
35 | 3 | Холодный батик | Роспись ткани в технике «холодный батик» (коллективная работа) | познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства. |
36 | ||||
37 |
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование я стараюсь заботиться о том, чтобы их деятельность была успешной, - это будет укреплять их уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Моей палочкой-выручалочкой стали книги по нетрадиционной технике рисования в детском саду. Я ознакомилась с этими книгами и попробовала сама порисовать теми способами, которые, по моему мнению, можно применить для декоративно-прикладного искусства. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, стоит попробовать эти техники с детьми. И что вы думаете? Когда дети сели рисовать и, обнаружив, что кисти и карандаши отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы сегодня будем делать?» Мой ответ: «Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем. А когда узнали, что пальчиками. Удивились еще больше. Темой занятия была роспись сарафана для матрешек. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в красную краску, другой в синюю, третий в зеленую. В результате у всех детей, кто рисовал, все получилось. Рисунки были красочные и веселые. Боязнь «не умею», «не могу» была побеждена. С тех самых пор, как я начала роботу с детьми в нетрадиционной технике рисования в декоративно-прикладном искусстве, если я предлагаю порисовать, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?» Каждое занятие удивляло детей новизной и неожиданным решением.
Однажды один мальчик спросил другого: «Ты что хочешь рисовать клеем?» (тот приклеивал в альбом вырезанные из журнала автомобили). Сосед улыбнулся и ответил: «А я не знаю, как, но вот было бы здорово! А ты хотел бы рисовать клеем?» После этого диалога я задумалась, а как бы это «здорово» превратить в реальность? Каково же было удивление этих мальчишек и других детей, когда я для украшения одежды для Тани и Вани внесла именно цветной клей. Ребята работали с удовольствием. Все мы получили удовлетворение от своих эскизов одежды.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать цветным клеем при рисовании русского народного костюма, или техникой узелкового батика павлово-посадских шалей? Каждый из методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.
Кроме того, мы вместе с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике «граттаж», для росписи филимоновской игрушки – перышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек), подбирали нитки для рисования вологодских кружев и т.д..
На занятиях по изготовлению игрушек (лепке) я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись, спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той ли иной поделки. Я сделала специальные таблицы, которые всегда у них перед глазами. Но я не запрещаю детям самим выбирать удобные для них способы и приемы лепки, лишь бы был результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы по нестандартным формам изобразительного искусства.
Прграмма по нестандартным формам изобразительного искусства: пальчиковая живопись, рисум ладошкамиладошками.Цель программы: познакомить ребенка с нетрадиционными видами техники изображения рисун...
Нестандартные формы проведения родительских собраний и работа с родителями.
Родительское собрание и 100% посещаемости. Возможно такое? Да, если подойти к этому мероприятию с выдумкой, компьютером и интернетом....
«Развитие интереса к учебе через нестандартные формы уроков и занятий»
Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников и школьников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И в школе, и в ДОУ особое место занимают такие ф...
Родительское собрание в нестандартной форме.
Очень важно в работе с детьми, иметь хороших союзников- родителей. Создавая благоприятный климат в группе между всеми участниками бразовательного процесса, можно достичь хороших результатов. И о...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...
Нестандартные формы занятий.
Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру....
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Нестандартные формы автоматизации звуков.
Коррекция речевых нарушений – долгий систематический процесс. Выполнение родителями с детьми домашних заданий учителя-логопеда обеспечивает большую результативность в коррекционной помощи ...