Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники росписи ткани - батик
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Макурина Наталья Михайловна

планирование работы со старшими дошкольниками по росписи ткани - батик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makurina_tematicheskiy_plan_2.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

  Тематическое планирование
1 год обучения.

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Вводное занятие «Волшебный сундучок»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – батиком.

Внесение волшебного сундучка с инструментами для батика.

Приобретение ткани, красок, рамок и др. материалов.

Вводное занятие «Удивительные узоры»

Познакомить с различными техниками батика.

Оформление студии предметами выполненными в технике батика. Рассказ педагога о техниках.

Консультации для родителей «Искусство батика»

I. Узелковый батик.

«Забывчивый художник» или «Узелок на память»

(1 занятие)

Учить завязывать узелки на ткани по прямой нити, пользоваться красками по ткани или тушью.

Сказка «Забывчивый художник или узелок на память».

«Секреты узелка»

(1 занятие)

Учить завязывать узелки на ткани по косой нити, подбирать красивые цветосочетания, воспитывать аккуратность.

Сравнение двух работ (узор по прямой нити и узор по косой нити).

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Чудо – ниточка и её подружки»

(2 занятие)

Учить правильно обвязывать или обматывать ткани нитью
( шнуром, тесьмой, бечёвкой и т.п.). Закреплять технические навыки.

Внесение волшебного сундучка.

Рассказ Ниточки.

Консультация «История возникновения батика».

Оформление выставки «Узелковый батик».

II. Штамповка

«Осенние листья»

( 1 занятие)

Учить детей равномерно покрывать штамп краской одного или нескольких цветов, делать отпечаток на ткани».

Д/и «Найди точно такой же лист»

«Платье для Алёнки, рубашки для Аркашки»

( 1 занятие)

Учить ритмично наносить узор на ткань, покрывать штампик краской после каждого отпечатка.

Внесение плоскостных кукол. Примерка куклам нарядных  платьев и рубашек.

Изготовление штампиков

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

III. Холодный батик

«Линия с характером»

(рисунок на бумаге)

Показать многообразие линий. Развивать гибкость руки.

«Волшебная свеча»

(1 занятие)

Учить наносить линии разного характера на ткань парафиновой свечой, восковыми мелками.

Внесение волшебного сундучка.

Консультация для родителей «Праздничный батик».

«Снежинки танцуют»

( 2 занятия)

Учить наносить рисунок разделяющим составом ( гелем с блёстками, клеем ПВА) равномерно выдавливая его из тюбика. Закрашивать фон с помощью тампона.

Использование аудиозаписи А. Вивальди «Зима». Дети представляют сабя снежинками. Танец снежинок ( импровизация).

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Я

Н

В

А

Р

Ь

IV. Роспись «по соли».

«Морозные узоры»

( 1 занятие)

Учить  рисовать по соли, используя холодную гамму цветов. Развивать композиционные умения.

Рассматривание изделий вологодских кружевниц. Чтение стихотворения Л. Мея «Мороз».

«Шубка для Снегурочки»

(1 занятие)

Продолжать учить детей рисовать по соли полусухой кистью, используя холодную гамму.

Рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки и Деда Мороза

«Дом Деда Мороза и Снегурочки»

( 1 занятие)

Закреплять навыки рисования по соли. Передавать в рисунке несложный сюжет.

Оформление выставки

«Эх зимушка зима»

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Ф
Е

В

Р

А

Л

Ь

М
А

Р
Т

«Подарки для защитников Отечества»

(2 занятия)

Развивать самостоятельность в выборе техники росписи.

Развивать композиционные умения,чувство цвета

Организация праздника «А ну-ка, мальчики», преподнесение подарков

«Подарки для мамы  и бабушки»

(3 занятия)

Поддерживать  желание доставлять радость близким . Развивать творчество, самостоятельность.

Стихотворение Л.Николаенко «Мама», «Бабушка – забота».

Чаепитие.

Поздравление мам и бабушек.

V. Свободная роспись

«Солнышко»

(1 занятие)

Учить детей рисовать по ткани акриловыми красками без нанесения контура карандашом.

Произнесение закличек. Появление солнечного зайчика.

Создание эскиза.

«Пушистые цыплята»

Учить детей рисовать по влажной ткани для создания эффекта пушистости. Прорисовывать детали маркером по ткани.

Рассматривание иллюстраций

 Е. Чарушина

           

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

А

П
Р
Е
Л
Ь

«Заря - зарница»

Передавать с помощью цвета красоту вечернего (утреннего) неба.

Внесение волшебного сундучка.

«Космическое путешествие»

(2 занятия)

Познакомить детей с приёмами свободной росписи  - набрызгом.

Появление космического корабля.

Рассматривание с детьми иллюстраций о космосе.

М

А

Й

«Морской пейзаж»

(2 занятия)

Учить приёмам создания дополнительных эффектов с помощью поваренной соли, создавать различные оттенки синего цвета

Внесение волшебного сундучка.
Рассматривание картин Айвазовского «Чёрное море», И.Титова «Море и флот».

Используя аудиозаписи Н. Римского – Корсакого «Садко» ( образы моря).

Загадывание загадок о радуге.

Дидактическая игра «Молния

ударяющая в землю».

Изготовление кораблика в любой технике.

«Радуга – дуга»

Знакомить детей с новым приёмом – растяжка.

Закреплять знания цветов радуги.

Оформление итоговой выставки.

Показательное занятие для всех детей группы.

Тематическое планирование

2 год обучения.

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Вводное занятие

(1 занятие)

Вспомнить с детьми техники батика, учить сравнивать их. Пробудить в детях эмоциональную отзывчивость.

Рассмотривание работ выполненных в различных техниках.

I Штамповка

«Танец осенних листьев»

(2 занятия)

Закреплять технические навыки, развивать композиционные умения, чувство цвета.

Импровизированный танец детей.

Изготовление штампов.

«Осенний натюрморт»

Показать способы изготовления штампов из овощей и фруктов. Продолжать развивать композиционные умения.

Внесение волшебного сундучка с овощами и фруктами.

«Осенний пейзаж»

Учить новому приёму оттиск (наносить густую краску  на дощечку для лепки, стекой прорисовывать контур деревьев, делать оттиск на ткани.

Беседа об осени. Рассматривание репродукций картин об осени  Д.И. «Грибник собирай грибы»

Оформление выставки

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

II Узелковый батик.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Секреты волшебной ниточки»

Закреплять умение завязывать узелки, обматывать ткань ниткой (верёвкой, тесьмой) разными способами.

Внесение волшебного сундучка. Сказка о волшебном узелке и волшебной ниточке.

Консультация «Техника батика».

«Ковёр - самолёт»

Учить правильно скручивать и завязывать ткань, подбирать красивые цветосочетания красок.

Продолжение сказки о волшебной ниточке.

«Мраморный узор»

или Приключения маленького котёнка.

Научить правильно комкать ткань, обматывать её нитью.

Рассказ о мраморе. Рассматривание кусочка мрамора.

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Волшебные квадратики»

Учить детей складывать ткань ровными квадратами , аккуратно перевязывать ниткой.

Сказка рассказанная ветром.

«Узелок с сюрпризом»

Учить детей завязывать узелки с использованием дополнительных предметов (пуговицы, бусины, орехи, камешки и т.п.)

Растирание рук ( ладошек, пальцев) с помощью бусин, орехов и т.д.

Оформление выставки «Узелковый батик».

III. Техника «по соли».

«Готовим ткань сами»

Вызвать желание приготовить солевой раствор (участвовать в приготовлении и обработке им ткани).

Приготовление солевого раствора и обработка им ткани.

Д/и. «Лыжные гонки»

«Хризантемы на стекле»

Продолжать учить детей рисовать полусухой кистью по соли. Составлять оттенки цветов в холодной гамме.

Чтение стихотворения.

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Замок Снежной Королевы»

(2 занятия)

Изобразить сказочный замок, сначала на бумаге – эскиз, затем на ткани. Совершенствовать технические навыки и умения.

Дидактическая игра «Собери замок». Подбор палитры.

Чтение сказки Андерсена  «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций.

IV «Холодный батик»

«Полосатый коврик»

Показать многообразие линий и приёмов их нанесения.

Внесение материалов и инструментов для нанесения краски и  резерва.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Готовимся к

 23 февраля и 8 марта

Развивать фантазию, творчество. Самостоятельно придумывать эскиз, выбирать технику, цветовую палитру. Воспитывать любовь к близким.

Беседа о празднике. Создание эскизов. Чтение стихотворений.

Участие в подготовке к утренникам. Заучивание стихотворений.

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

М

А

Р

Т

«Кошки и коты»

( 3 занятия)

Закреплять навыки рисования животных в движении, передавать характер , повадки.

Пластические этюды «Кошка тянется, греется на солнце, выгнула спинку и т.д.

«Монограмма на платочке»

(2 занятия)

Учить писать свои инициалы, украшать буквы, рисовать контуром.

Рассматривание оформления букв в книгах.

Обработать края платочка кружевом.

А

П

Р

Е

Л

Ь

V Свободная роспись

«Космическое путешествие»

(2 занятие)

Развивать воображение, самостоятельность в выборе техники. Создание дополнительных эффектов с помощью поваренной соли.

Беседа о космосе, космонавтах.

Оформление выставки ко дню космонавти

ки.

«На морском дне»

(2 занятия)

Развивать творчество фантазию, способность комбинировать техники.

Чтение «Морская азбука».

 Д/и «Путешествие маленького кораблика».

Рассматривание иллюстраций с изображениями подводного мира

Тема

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Итог

М

А

Й

«Пушистые зверюшки»

Учить использовать соль для передачи пушистости.

Чтение рассказов Е.Чарушина , рассматривание

иллюстраций.

«Фантазия и воображение»

Добиваться самостоятельности в технике свободной росписи, развивать умение видеть в цветном пятие образ.

Д/и. «На что похожи облака».

Оформление выставки  по итогам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »

 Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС  ДО,  у выпускника  детского  сада  к  поступлению  в  школу должны  быть...

Способы развития творческих способностей старших дошкольников посредством рисования

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как  центральную  фигуру  образовательного  процесса  и  подчеркивает необходимость  уделят...