Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

 

Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства. Существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению. «Росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека. Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в условиях детского сада. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи ткани способствует к этому увлекательному занятию. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он получит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе

Жиркова Нюргустана Николаевна

педагог дополнительного образования по ИЗО

МБДОУ «ЦРР-Д/с № 86 «Колокольчик», Якутск

ПРОГРАММА «ВОЛШЕНАЯ ТКАНЬ»

 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНОЛОГИИ РОСПИСИ  ПО ТКАНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

    Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Способы росписи постоянно совершенствуются, работающие в этой области находят все новые и новые художественные приемы. Существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека. Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в условиях детского сада. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи ткани способствует к этому увлекательному занятию. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он получит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

     Исследуя методическую литературу, было установлено, что в методических разработках  таких авторов как: С.К.Кожохина «Батик. Все о картинах на ткани», М.О. Синеглазовой «Батик», О.А. Абрамовой «Искусства батика», Л. Ковалицкой «Батик» раскрыты приемы работы с детьми в направлении «Росписи на ткани».     На наш взгляд из существующих технологий можно выделить доступные детям дошкольного возраста виды росписи: узелковый батик, использование в росписи трафаретов, печаток, штампов, свободная роспись, солевая роспись. На основе этих методик мною была разработана программа  «Волшебная ткань» обучение детей старшего дошкольного возраста технологии росписи по ткани.

     Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: ведь чтобы создать один полноценный рисунок  в технике «Батик» ребенок проходит множество этапов это – рисование эскиза, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи, декоративное украшение рисунка различными доступными материалами.

    Актуальность данной программы -  практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить и создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, элемент одежды.

    Цель занятий – художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством  обучения  росписи по ткани.

Задачи:         

  1. Формировать интерес к художественной деятельности.
  2. Дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве его видах, задачах, закономерностях.
  3. Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани (батиком).
  • Свободная роспись.
  • Солевая техника.
  • Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.
  • Узелковый батик
  1. Формировать практические умения и навыки выполнения росписи ткани, освоить весь процесс      выполнения холодного батика.
  2. Ознакомить учащихся с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, терпение. Прививать навыки работы в коллективе.
  4. Развивать художественный вкус, фантазию, дизайнерские способности, изобретательность.

Сроки и этапы реализации программы: включает в себе 4 этапа.

1.  Определение теоретических позиций на основе  анализа научной литературы 2012 г.          (подготовительный этап);

     2.   Экспериментальная работа 2012 – 2013 г., включающая в себя (констатирующий,   формирующий этапы и контрольный срез);

     3.  Корректировочная работа (2013-2014 гг.) на основе полученных результатов контрольного среза;

     4.  Завершающий этап (2015г).

Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп

      Занятия кружка организовывается для детей старшей и подготовительной группы, проводятся два  раза в неделю во второй половине дня.

      Приём проводится в форме собеседования с ребёнком, родителями и воспитателем группы с просмотром творческих работ. Состав группы постоянный. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе. Число учащихся в группе от 10 до 15 человек.

Программа составлена с учетом национально - регионального компонента и межпредметных связей по разделам:

-  Музыкальное воспитание. Использование на занятиях музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

- Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе ознакомления с историей данного искусства, рассматривания узоров, картин, различных наблюдений, экскурсий, а также знакомства со строением предметов, объектов.

- Развитие речи. Использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании картин, предметов и объектов, собственных работ и работ товарищей.

Формы и режим занятий

      Занятия  проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.

Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 30 минут (в учебный год составляет 72 ч.)

Программа включает в себя следующие виды деятельности:

- Рисование;

- Композиция (ритм и движение);

- Цветовидение (смешение цветов);
- Стилизация;

- Техника узелкового батика;

- Техника холодного батика – свободная роспись;

- Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов;

Методы обучения

       При проведении занятий используется различные методы обучения. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач.

  1. Занятия по приобретению новых знаний – творческие уроки, в форме бесед, иллюстративных лекций.
  2. Практические работы с использованием методов:

- репродуктивных (воспроизведение);

- проблемных (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

- эвристических (проблема ставится детьми, они же предлагают пути решения).

  1. Творческие отчеты – в виде персональных и итоговых выставок.
  2. Уроки-экскурсии на выставки.
  3. Игры и викторины.

Условия организации

- Просторное, светлое помещение, оснащённое  в соответствии с санитарно – техническими нормами.

- Оборудования: столы, стулья, соответствующие возрасту детей, доски, шкафы для хранения материалов.

- Материалы для теоретических занятий: учебные пособия, DVD, CD видео и аудио материалы и соответствующая техника для них; репродукции; альбомы и т.д.

-  Материалы и инструменты:

  • Бумага разного формата и цвета.
  • Акварельные краски.
  • Тушь разноцветная.
  • Пастель, сангина, уголь.
  • Восковые мелки.
  • Трубочки для коктейля.
  • Ванночки с поролоном.
  • Кисти круглые и плоские разного размера.
  • Салфетки.
  • Рамы разных размеров или пяльцы.
  • Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  • Клей ПВА.
  • Фен.
  • Соль, сода.
  • Аптечный парафин или восковые свечи.
  • Специальные краски для батика.
  • Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
  • Кнопки.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- Особенности батика;

- Инструменты и материалы, используемые в батике;

- Правила работы с инструментами и материалами;

- Правила техники безопасности;

- Последовательность работы в батике (этапы наложения краски и резерва)

Учащиеся должны уметь:

- Создавать композиционный эскиз на бумаге для батика;

- Использовать необходимые материалы и инструменты;

- Использовать те или иные приемы батика для достижения нужного эффекта или создания художественного образа;

- Соблюдать элементарные правила культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное отношение к художественным материалам).

- Соблюдать технику безопасности во время занятий батиком.

Выставочная деятельность 

- Выставка в кабинете ИЗО;

- Принятие участия в городских выставках;

- Принятие участия в республиканских выставках.

- Участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и тематики

- Открытые занятия для коллег и родителей;

План тематических занятий.

Сентябрь

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Знакомство с программой.

Вводное занятие

«Удивительный мир батика»

      Знакомство детей с искусством батика, историей, способами и технологией выполнения. Организация рабочего места. Показ приёмов работы одним из материалов.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

«Волшебная ткань»

Роспись. Оформление.

        Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Создание узоров по замыслу средствами свободной росписи ткани, декорирование цветным контуром по ткани. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование. Учить находить красивые сочетания цветов при подборе колорита.

1 неделя

2 занятия

Графическое изображение «Якутское украшение».

Рисование, приближенное к реальному.

Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики.

1 неделя

2 занятия

Эффект оверлеппинга. Изображение цветов с элементами стилизации. Цветная графика.

Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный, оверлеппинг. Изучение рассматриваемого цветка. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.

Октябрь

Наименования тем

Содержание

1 неделя

1 занятия

Холодные и тёплые цвета. Композиция

“Натюрморт в тёплых тонах”.

     Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Холодные и тёплые, контрастные и сближенные цвета. Упражнения по цвету. Работа над композицией натюрморта с включением различных форм посуды, фруктов, овощей, цветов и т.д.

Получение “тёплой” палитры с включением белого. Использование материалов, изученных ранее.

1 неделя

2 занятия

Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани

     Информация о технике “батик”. Холодный и горячий батик. Сфера применения. Освещение данного вопроса с привлечением книг, иллюстраций, готовых изделий. Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика.

1 неделя

2 занятия

Композиция.

“Цветы и бабочки”. Роспись. Оформление.

     Работа с наглядным материалом. Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Пополнить знания о цветах и их разнообразием.  Формировать композиционные навыки. Развивать умение преобразовывать природные формы цветов и бабочек в декоративные. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование

1 неделя

2 занятия

Композиция.

“Цветы и бабочки”. Роспись. Оформление.

     Роспись (работа с цветом), оформление готовой работы в раму. Декорирование выполненного изделия.

Ноябрь

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы в изображении.

   Изображение листьев различной формы и цвета в движении: хаотичном, по диагонали, по спирали, кругу. Одна форма может частично закрывать другую. Просмотр иллюстраций, фотографий, слайдов, использование искусственных цветов и растений, гербариев и др. наглядных материалов.

1 неделя

2 занятия

Декоративное изображение фруктов,

овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.

   Гуашь, фломастеры. Развитие образного мышления, зрительной памяти, изучение мира растений. Понятия: ритм, контраст, силуэт, уравновешенная и неуравновешенная композиция. Создать композицию из выразительных цветных силуэтов фруктов, овощей, ягод, грибов, располагая мотивы в определённом ритме, делающим работу цельной, гармоничной, уравновешенной. Использование в работе муляжей, атласов, фотографий, открыток.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

«Наши комнатные растения»

Роспись. Оформление.

  Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Создание образа комнатного растения с натуры. Воспитание любви к природе, развитие фантазии на основе реальности. Композиция с заполнением всего поля листа. Разработка эскиза. Перенос рисунка на ткань.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

«Наши комнатные растения»

Роспись. Оформление.

Завершение работы.

    Работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.

Декабрь

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция «Снежинки».

Цветная тонированная бумага, белая гуашь, пастельные мелки. Развитие наблюдательности, фантазии, умения видеть красивое в привычном. Понятия: композиционный центр, доминанта. Изображение сложных форм снежинок на тонированном фоне, собирая мотивы в композицию с учётом изученных законов. Просмотр слайдов с фрагментами состояния природы, фотографий, альбомов, иллюстрации и т.д.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

« Волшебные снежинки». Роспись. Оформление.

     Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Знакомство с формами снежинок, эстетическое восприятие различных геометрических форм. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик.

«Новогодняя открытка»

Роспись. Оформление.

      Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Создание новогодней открытки средствами сочетания холодного батика с использованием цветного контура по ткани и декоративного клея с блестками. Развитие чувства формы и ритма. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань. Работа с красками по ткани.

1 неделя

2 занятия

Декоративный натюрморт. Композиция

 «Витраж»

     Цветная тушь, фломастеры, гельевые ручки.  Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Холодные и тёплые, контрастные и сближенные цвета. Упражнения по цвету. Работа над композицией натюрморта с включением новогодних аксессуаров

Январь

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция «Рыбки – фантазии»

   Графические материалы: тушь, фломастеры, гелевые ручки, пастель. Привлечение внимания к природе, знакомство с морскими обитателями, с многообразием форм рыб, их окраской. Выполнение рисунка рыбки и окружающей её среды с элементами декора. Работа с открытками, видеоматериалами.

1 неделя

2 занятия

Применение декора в стилизованном изображении.

Композиция

«Камушки и ракушки»

   Графические материалы: фломастеры, гелевые ручки. Изучение богатства и своеобразия форм, раскраски ракушек и камешков. Развитие умения увидеть интересный, иногда причудливый  узор атрибутов водной фауны и создать декоративное изображение. Использование в работе реальных объектов, фотографий, видеоматериалов.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Соль.

Композиция

  «Подводный мир».

 Роспись. Оформление.

    Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы. Создание композиции средствами холодного батика, используя цветной контур по ткани и соль для эффектов. Подготовка эскиза под роспись. Рисунок на бумаге, перенос рисунка на ткань.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Соль.

Композиция

«Подводный мир»

Роспись. Оформление.

Завершение работы.

    Работа резервирующим составом, роспись (цветовые гармонии), декорирование готовой работы бусинками.

Февраль

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Цветная графика

“Якутские лошадки с убранством”.

 Элементы декора в изображении национального убранства.

    Графические материалы: пастель, тушь, фломастеры, гелевые ручки. Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Рисование лошадей с декоративной обработкой формы. Использовать природную фактуру, выделив её графически или внести момент сказочной фантастичности - орнамент. Использование в работе иллюстрированного материала, фотографии, видеоматериалов.                

1 неделя

2 занятия

Форма и орнаментация. Композиция

“Перо сказочной птицы”.

    Гуашь, графические материалы: пастель, фломастеры, гелевые ручки. Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Развитие фантазии. Изображение необычной формы пера птицы с дальнейшей декоративной разработкой поверхности. Цветовая гармония. В работе использовать знания и материалы предыдущего занятия.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

“Якутский дед мороз-Эьээ Дьыл”. Роспись.

   Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы.  Создание образа сказочного персонажа, средствами холодного батика с использованием цветного контура. Выполнение эскиза на бумаге. Перенос рисунка на ткань.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция

“ Якутский дед мороз-Эьээ Дьыл ”. Роспись.

Завершение работы.

Работа цветным контуром по ткани, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление и декорирование готового изделия.    

Март

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Техника узелкового батика.

«Волшебный узелок»

  Информация о технике узелкового батика. Сфера применения. Освещение данного вопроса с привлечением книг, иллюстраций, готовых изделий. Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика.

1 неделя

2 занятия

Техника узелкового батика.

Подарок маме «Шелковый платочек»

  Краски для ткани, бумага, ткань. Продолжение изучения приёмов и методов, применяемых в технике узелкового батика. Закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки.  Декорирование расписанной ткани

1 неделя

2 занятия

Техника узелкового батика.

Подарок маме «Расписная футболка»

    Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы.  Продолжение изучения приёмов и методов, применяемых в технике узелкового батика. Выполнение эскиза рисунка футболки на бумаге. Работа с наглядным материалом. Перенос рисунка на ткань.

1 неделя

2 занятия

Техника узелкового батика.

Подарок маме «Расписная футболка»

    Роспись ткани, используя технику узелкового батика текстильными красителями, подбирая красиво сочетающие цвета. Декорирование расписанной ткани бусинками.

Апрель

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Графическая зарисовка животных.

Композиция

 «Домашние животные». Стилизованное изображение животных.

   Гуашь с ограниченной палитрой или графические материалы: сангина, пастель тушь, фломастеры. Привлечение внимания к миру животных: уметь увидеть характер, выразительность позы животного. Создание образа животного путём сознательного усиления эффекта декоративной выразительности. Но стилизовать и утрировать рекомендуется в разумных пределах, чтобы объект был узнаваем. Использование в работе фотографий видеоматериалов.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция.

 «Мои любимые питомцы»

 Роспись. Оформление.

  Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы.  Научить детей делать наиболее сложные композиции, закреплять навыки рисования животных в движении. Эскиз карандашом для батика на заданную тему. Нарисовать своего домашнего питомца: кошку, собаку, птицу, черепаху и т.д. в окружающей среде.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция.

 «Мои любимые питомцы»

 Роспись. Оформление.

Завершение работы.

   Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись (дальнейшее изучение гармоничных сочетаний цветов),  декорирование.

1 неделя

2 занятия

Холодные и тёплые цвета. Композиция

 «Натюрморт в тёплых тонах»

    Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Холодные и тёплые, контрастные и сближенные цвета. Роль художника в создании формы и декора посуды. Упражнения по цвету. Работа над композицией натюрморта с включением различных форм посуды, фруктов, овощей, цветов и т.д.

Май

Наименования тем

Содержание

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция.

 «Красивый натюрморт»

 Роспись. Оформление.

  Бумага, цветные контуры по ткани, краски для росписи по ткани, пяльцы.  Формировать умение воспринимать различные средства выразительности: композиционный центр, расположение предметов. Развивать чувства цвета при подборе колорита. Выполнение эскиза на бумагу.

1 неделя

2 занятия

Холодный батик. Композиция.

 «Красивый натюрморт»

 Роспись. Оформление.

Завершение работы.

Перенос рисунка на ткань, наводка контурной линии, роспись ткани текстильными красителями, декорирование расписанной ткани.

1 неделя

2 занятия

Вернисаж

  Научить детей оформить выставку своих работ. Дети вместе с педагогом оформляют помещение своими работами, расписанными в технике батика. Заранее приготавливают сюрпризы подарки для родителей и педагогов.

1 неделя

2 занятия

Вернисаж

   Дети встречают гостей и приглашают посетить «Мастерскую батика» и рассмотреть выставку, а за тем занять места за столами, где приготовлен весь материал для работы по батику. Дети учат своих родителей расписывать ткань в разных техниках: узелковым, холодным, свободной росписью. Вместе гостями расписывают ткань.

     Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняла фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность.

    В кружке «Волшебная ткань» девочки и мальчики узнали, что такое декоративная композиция, что такое оформление ткани способом холодный и горячий батик, что такое свободная роспись, какую роль играет декоративная композиция в оформлении интерьера или в оформлении одежды.

    Работая на ткани, дети испытывали необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, детям были даны  представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Для воплощения замыслов в росписи ткани дети в течение года изучали разные технологии росписи: свободную роспись ткани, свободную роспись с применением солевой техники, холодный батик, узелковую технику. Дети последовательно и постепенно осваивали всю работу от простого к сложному.

    Особое внимание уделялось посещению музеев и выставок декоративно-прикладного творчества, участию детей в выставках-конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных работ. На занятиях дети изучали  национальные узоры,  проводились беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства. Все задумки детей, мы не оставляли без внимания, и предоставляли детям возможность отразить их в рисунках.

   

     Для воспитания эстетического вкуса и формирования уважения к своей работе мы оформляем свои росписи. Оклеиваем в рамы из бумаги или цветного картона. Здесь дети научились подбирать нужный цвет, который бы подчеркнул их работу, выделил в ней самые удачные моменты.

      По результатам просмотров за полугодие и за год отбирались лучшие работы, которые демонстрировались  на  выставках, творческом отчете и принимали участие в конкурсах различных уровней:

2012г.- городской конкурс детских рисунков «Моя любимая игрушка», техника «Роспись по ткани», Бысыева Уйгулаана – 1 место (грамота);

2012г.- городской конкурс детских рисунков «Олонхо глазами детей», техника «Роспись по ткани», Соловьева Настя, Игнатьева Жанна – лауреат (диплом);

2013г.- международный конкурс рисунков и поделок «Мир цветов» в сайт конкурсов «Маленькая страна творчества», Власова Кристина (диплом).

2014г.- городской конкурс рисунков «Животные Арктики» техника «Роспись по ткани», Жиркова Аня – 1 место (грамота);

      На базе нашего детского сада проводятся мастер классы по обучению технологии росписи по ткани для педагогов других детских садов, открытые занятия с участиями детей.

2013г.- республиканские фундаментальные курсы ИПКРО МО РС/Я – доклад «Авторская программа «Волшебная ткань» обучение детей старшего дошкольного возраста технологии росписи по ткани» (сертификат);

2013г.- республиканские фундаментальные курсы ИПКРО МО РС/Я – мастер класс «Царица зима» свободная роспись по ткани» (сертификат);

2014г.- мастер – класс в фестивале педагогического мастерства «Авдеевские чтения» (диплом I степени);

C:\My Documents\IMAG0324.jpg C:\Users\Алексей\Desktop\IMAG0616.jpg

 

     У нас собрался за год довольно большой дидактический материал: образцы различных видов и приёмов росписи, этапы выполнения свободной росписи, росписи с использованием соли, горячего батика, узелкового батика. Многие из наглядных пособий выполнены с помощью детей:

         C:\Users\Алексей\Desktop\IMG_0002.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\IMG_0001.jpg

C:\Users\Алексей\Desktop\IMG_0003.jpg

C:\Users\Алексей\Desktop\IMG_0004.jpg

   

      Наблюдая за детьми в начале занятий по программе, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, мы смогли выявить уровень технических навыков и умений и построили  дальнейшее правильное взаимодействие с ребенком при обучении его технологиям росписи по ткани.  Для исследования творческих способностей дошкольников нами было проведено диагностика, она проводилась в октябре 2013 года и в мае 2014 года. В тестировании участвовали 16 детей подготовительной группы.

     При педагогической диагностике у детей были выявлены следующие  критерии. Вначале года низкий уровень составлял 6,3%, средний уровень 65,6%, высокий уровень 21,8%. В конце года у детей показатель повысился: высокий уровень до 37,5 %, средний уровень составлял 62,5%.

      Анализируя полученные результаты в организации данной работы, мы отмечаем, что у наших детей повысился уровень развития художественно – творческих способностей, которое отражаются не только в работах кружка, но и в свободной деятельности. Дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Дети стали видеть и чувствовать цвет, улучшилось цветовое восприятие, стали более уравновешенными и организованными. Приобретенные знания росписи на ткани и исполнения работ вызвала большую увлеченность и интерес у детей к изобразительной деятельности. Поставленную перед нами цель и задачи  кружка «Волшебная ткань» - развернуть детское мышление в сторону прекрасного, показать разные жанры и направления в искусстве, дать ребятам возможность почувствовать себя настоящими творцами, способными создать свои неповторимые образы, живущие только в их воображении, поверить в то, что каждый из них способен создать очень интересную по силе характерности, образности, колориту композицию мы педагоги думаем, что осуществили.

      В дальнейшем мы будем продолжать данную деятельность, расширяя содержание кружковой работы, включая новые технологии и материалы. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход, и коррекционная и опережающая педагогика.

Литература

  1. Абрамова О.А. «Искусство батика для детей 5-7 лет». ООО «Издательство Детство-пресс», 2010.
  2. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» Учебное пособие. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Дубровская Н.В. «Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников» ООО «Издательство Детство-пресс», 2010.
  4. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа»  ООО «Издательство Детство-пресс», 2011.
  5. Карамзина У.А. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Якутск издательство ИРО МО РС(Я), 2001.
  6. Ковалицкая Л. «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет» М. Айрис-пресс, 2008.
  7. Кожохина С.К.  «Батик. Все о картинах на ткани» М. «Амрита-Русь», 2004.

Фотографии детей и их работы.

C:\Users\Алексей\Desktop\DSC_0609.JPGC:\Users\Алексей\Desktop\DSC_0616.JPG

E:\DSCF0382.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование технологии росписи по камню"

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование технологии росписи по камню" поможет провести занимательное и творческое мероприятие. Для росписи подойдут плоские камни и акриловые краски....

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"...