Стихи, которые просятся в рисунок.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Использование художественного слова в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii_pavlyuk_e_v.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для публикации
СТИХИ,
КОТОРЫЕ ПРОСЯТСЯ В РИСУНОК
Павлюк Елена Викторовна
Воспитатель МАДОУ
детского сада №12 «Ладушки»
Города Старая Русса,
Новгородской области
2012 г.
Последнее время детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Так, представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Следовательно, «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование – это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, занятия рисованием, развивает память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Это влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.
Велико влияние поэзии на развитие творческого воображения и на изобразительную деятельность в целом. Во-первых, поэзия пробуждает у дошкольников эмоциональное творческое настроение и эстетические чувства. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах действительность помогает ребенку увидеть волнующую прелесть и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающее с чувства, а дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека, побуждающую к творческому воображению. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Сопоставляя жизненные явления с их произведениями в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает действительность не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать, в дальнейшем это поможет ему глубже понять явления и объекты описанные в стихотворной форме, понять образность стихотворения.
Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов исследователь детского творчества В.И. Лейбсон отмечает, что ребенок легче понимает стихи, где есть фабула, описание героя, развитие действия, именно они в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника.
Чем больше ребенок накапливает знания об окружающем мире, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает понятийную сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.
Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета, т.е. вообразить ребенку внешние признаки объектов и явлений.
Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность.
Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке, лепке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер произведения.
Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Поэтический образ не только должен предавать чувства, охватившие автора, но и как отражение реальной жизни иметь эстетическую прелесть сам по себе[12].
В стихотворении дошкольник воспринимает прежде всего ритм, проявляет особую чуткость к нему, законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов[30]. Ритм стиха создает определенное настроение у ребенка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки, слышать динамичность и звучность поэзии.
Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение. В них помогают метафоры. Это явление очень близко детям, они понимают истинный смысл строк.
Окружающий мир раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов–прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. Кроме того, эпитеты определяют различные тона и оттенки, это дает некую волю и простор для воображения юных художников.
Выразительные средства языка эпитеты–существительные повышают и усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки.
Поэтические произведения являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов фантазии. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий способствуют отражению этих качеств в рисунке ребенка в призме его собственного представленного, воображаемого под влиянием поэзии образа. Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к воображаемому образу, что значительно повышает качество изображения.
Если на творческое воображение четырехлетнего ребенка наиболее сильно влияет совпадение живого наблюдаемого предмета или явления и восприятия поэтического его описания, наблюдательность и творчество дошкольника пяти лет обостряет уже лишь сходный с поэтическим образ, то опыт детей седьмого года позволяет им представить зримый образ только на основе его поэтического описания без подкрепления наблюдения. Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня творческого воображения, которое становится возможным благодаря развитию творческого воображения средствами изобразительного искусства и художественного слова.
Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность может происходить как на занятиях, так и в изобразительной игре.
По нашему мнению, рисование по стихам более всего способствует развитию творческого воображения. В таком рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. Стихотворения помогают ребенку почувствовать всю красоту окружающего мира, раскрасить этот мир разноцветными красками. Ребенок учится слушать стихи и представлять, фантазировать и любить этот многоцветный и многозвучный мир. Кроме того, стихи имеют и развивающее значение: они помогают ребенку вслушаться в окружающий мир, глубже понять его, почувствовать его ритм, его дыхание, движение. Когда ребенок соприкасается с миром поэзии, стремится понять и почувствовать все то, о чем сказал поэт, он сам становится творцом. Свои эмоции, представления он переносит в рисунок.
И здесь, прежде всего, необходимо определиться с выбором художественного слова. Подбирая поэтические произведения мы учитываем, что не каждое художественное произведение может быть использовано в работе с детьми. Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т.е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе изображения лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.
В этом плане очень интересны и занимательны стихи Юнны Мориц. В статье К. Зурабовой «Ребенок играет на цитре» показаны методы взаимодействия рисования со стихами Юнны Мориц.
Юнна Петровна занимается детской поэзией и детской поэтикой, как говорит она сама, потому что ее интересует ритмическая речь, связанная с детской психологией.
«Здравствуйте, елки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?»
Так видит мир ребенок, гуляя в лесу. Цветок, божья коровка, упавшее перо – малышу не надо нагибаться, чтобы все это разглядеть: они яркие, большие, прекрасные. Так обогащается эмоциональный опыт ребенка, который затем он может воплотить в рисунке, в лепке.
«Небо лучистое,
Облако чистое…
По роще калиновой,
По роще осиновой…
В шляпе малиновой
Шел ежик резиновый…»
Произносить эти стихи – такая же радость, как стоить дворец из кубиков. Ритм этих стихов понятен и близок детям, образная картинка так и просится на бумагу. Интегрированные занятия по стихам Юнны Мориц можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Если дети уже знают буквы, текст некоторых стихов можно записать на доске, а первые буквы выделить цветом и объяснить детям: стихотворения, в котором сверху вниз по начальным буквам строк читается заглавное слово или целое предложение, называется акростих. Детям нравятся такие стихи, это отличный познавательно-игровой момент[10].
Особенно много развивающих игр и упражнений, основанных на взаимодействии изобразительного творчества и поэзии в методической разработке Е. Синициной «Развивающие стихи и рифмы», «Умные стихи». Здесь собраны задания и игры на развитие творческого воображения в стихотворениях разных поэтов. Существует много разных игр для развития воображения ребенка. Если в дошкольном возрасте поддерживать и развивать в ребенке творчество и фантазию, то его воображение может дать прекрасные результаты в более старшем возрасте. Играя с малышом а игры, направленные на развитие воображения, можно почувствовать и понять, чем живет ребенок, что его тревожит, каковы его взаимоотношения с окружающим миром[27].
И наконец, классические японские трехстишья – хокку (хайку). В них целый мир чувств, красоты, музыки, света и цвета. Дети с удовольствием и легкостью заучивают их наизусть, рисуют к ним иллюстрации. С помощью хокку они познают красоту и совершенство окружающего мира, учатся чувствовать и понимать его, ощущать себя его частицей. Образность хокку помогает ребенку раскрыть в себе свободу художественно-изобразительного эксперимента[27].
И так, поэтические произведения, по мнению специалистов, являются эффективным и специфичным средством развития творческого воображения. Такие свойства поэзии, как изобразительность обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов творчества, выразительность – проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения в творчестве, что значительно повышает творческое воображение[12].
Игры по стихам мы проводим с целью развития творческого воображения в процессе изодеятельности. Для этого мы используем следующие методики:
- изобразительные игры, упражнения и занятия по стихотворениям Юнны Мориц (авторские разработки[21] по методике К. Зурабовой «Несколько занятий по стихам Юнны Мориц»[10]) (см. Приложение А);
- изобразительные игры и упражнения по стихотворениям (авторские разработки[21] по методике Е. Синицыной «Развивающие стихи и рифмы»[27]), «Умные стихи»[28] (см. Приложение Б);
- занятия по изодеятельности «Рисуем хокку» (авторская методика[21]) (см. Приложение В).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текс]. – М.: Мысль, 1986.
2. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение [Текст]. – М.: Просвещение, 1969.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – М.: Просвещение, 1967.
5. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. [Текст]. – М.: Просвещение, 1983. Т.3.
6. Выготский, Л С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: 1960.
7. Гаспарова, Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. – 25 с.
8. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст]. О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопр. психол. – 1980. № 2. – С. 107-114.
9. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] // Вопр. психол. – 1987. – № 1. – С. 44-51.
10. Зурабова, К. Ребенок играет на цитре [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. – №6. – С.81–91.
11. Ильенков, Э.В. Искусство и коммунистический идеал [Текст]. – М.: Искусство, – 1984. – 349 с.
12. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст]. – М.: Просвещение, 1985
13. Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе [Текст] / Т.С. Комарова, Л.И. Иванова, О.Ю. Зарянова. – М: Педагогическое общество, 1999.
14. Коршунова, Л.С.Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения [Текст] / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин. – М: Просвещение, 1989.
15 Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст]. – М.: Наука, – 1967. Т.45.
16.Лифшиц, М. Мифология древняя и современная [Текст]. – М.: Искусство,– 1980. – 582 с.
17 Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, – 1979. – 320 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера, – М.: Просвещение, – 1985. – 272 с.
19. Маркс, К. Капитал [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс. – М.: Политиздат, 1978. Т.23.
20. Маклаков, А. Общая психология [Текст] / учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академ., 2000. – часть 2. гл.11. – 287с.
21. Маралова, Е.А. Линии преемственности психолого-педагогического развития и коррекции в образовании детей: адаптация научно-методического опыта ДОУ комбинированного вида к общеобразовательной практике [Текст]: науч.-метод. пособие / Е.А. Маралова, Т.В. Башмакова, В.С. Васильева, Е.В. Павлюк / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 134 с.
22. Петровский, А.В. Общая психология [Текст]. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
23. Палагина, Н.Н. Развитие воображения ребёнка в русской народной педагогике [Текст] // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С. 69-73.
24. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст]. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
25. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Академия, 2010.
26. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]. – Спб.:1901. – с. 132-140.
27. Синицына, Е.И. Развивающие стихи и рифмы [Текст]. – М.: ЮНВЕС, 2000.
28. Синицына Е.И. Умные стихи: Через игру к совершенству [Текст]. − М.: Лист Нью, 1997.
29. Слободчиков, В.И. Психологические Проблемы становления внутреннего мира человека [Текст] // Вопр. психол. – 1986. – № 6. – с. 14-22.
30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]. – М: Просвещение, 1981. – с. 116.
31. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]. – М.: Практикум, 2006.
32. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Изобразительные игры и упражнения по стихотворениям
Рыжие стихи.
Ветер – задира
В осеннем лесу
Рыжей ольхе
Заплетает косу.
Рыжая белка
Гадает в уме:
«Скоро ли рыжик
подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья
Рябины в слезах.
Рыжие зайчики
Скачут в глазах.
Рыжие сосны
Скребут небосвод.
Рыжая осень
По лесу идет.
Задание: нарисуй картинку одним рыжим карандашом. У тебя есть такой?
Цель: активизировать умение детей изображать различные предметы в необычном для них цвете, развивать творческое воображение.
Зеленые стихи.
Зеленеют все опушки.
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
А зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь рыжий гимназистик
ходит под окном.
Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… Май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! Не приставай».
Задание: почему в мае все зеленое? Что еще зеленого цвета ты знаешь? Нарисуй.
Цель: развивать образное мышление, развивать интеллектуальные действия анализа, развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Рубашка.
Красная клетка,
Желтая клетка,
Красная клетка,
Желтая клетка.
Давай сыграем в шашки
На шахматной рубашке!
Задание: раскрась клетки на рубашке, чередуя два любимых цвета. Скажи, а какого цвета клетки на настоящей шахматной доске?
Цель: развивать внимательность, последовательность в действиях,
умение координировать свои действия, развивать творческое воображение.
Зеленеет лук в воде.
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки – на бороде,
Пузыречки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
Задание: малыш, а ты когда-нибудь выращивал лук на подоконнике? Какого цвета были корешки, головка, перышки? Раскрась лук.
Цель: обогащать представление детей о природе, развивать умение видеть ее красоту, анализировать предметы природы и выделять их свойства: части, цвет.
Белые ромашки.
Обняла ромашка Вот примчался ветер,
Белую ромашку, Пыль вздохнула тяжко,
И стоят в обнимку - Но осталась белой
Сердце на распашку! Ромашкина рубашка.
Летние подружки, Вот пролился дождик,
Белые ромашки, Стала мокрой пташка,
Вам лесные феи Но сухой осталась
Выткали рубашки - Ромашкина рубашка.
Не страшна им буря, И опять ромашка
Пыльная завьюжка, Обняла ромашку,
Не нужна им стирка, И стоят в обнимку –
Глажка да утюжка. Сердце на распашку!
Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которых нежно
Обнялись ромашки!
Задание: малыш, на свете много цветов, у которых белый цвет. Нарисуй их на чашках.
Цель: развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие, активизировать опыт детей, способствовать развитию художественно-творческих способностей.
Какого цвета вечер?
Скажи, скажи, художник, Ромашку сделал белой,
Какого цвета, дождик, А розу сделал красной…
Какого цвета ветер, А ты, такое сделай,
Какого цвета вечер? Что нам еще не ясно!
Рисуй, рисуй, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер…
Задание: представь, ты – художник! Какого цвета ты нарисуешь картину где идет дождик, ветер, на которой вечер?
Цель: развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие, активизировать опыт детей, способствовать развитию художественно-творческих способностей.
Снегопад
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая.
Задание: Малыш, ты услышал, как падает снег? Теперь вспомни, когда ты ступаешь (идёшь) по снегу, он: - скрипит; - трещит; - поёт; - жалуется? Нарисуй снегопад.
Цель: развитие слухового воображения.
Река засыпает
Река засыпает глубоким сном
И спит, растянувшись на дне.
И только порою о берег волною
Толкнёт, повернувшись во сне.
Задание: Малыш, ты видел, как засыпает река? Что с ней происходит?
Какие звуки могут нарушить сон реки? А какие звуки могут нарушить твой сон? Нарисуй как спит река, нарисуй как спишь ты.
Цель: развитие творческого воображения.
Сказка про песенку
Ю. Мориц
Все козлята любят петь,
Все телята любят петь.
Все кудряшки на барашке
Любят песенки свистеть!
А кто песенку поёт иногда,
Тот от страха не умрёт никогда!
А кто песенку всегда поёт,
Тому лапу даже волк подаёт!
Потому что – ай-яй-яй –
Ни за что слопать песенку
Не сможет никто!
А вот песенка в один присест –
Ой-ей-ей! - даже волка съест!
По причине, молодчине такой
Все лягушки поют за рекой,
Все кузнечики поют на лугу!
И могу ли я не петь? Не могу!
Все козлята любят петь,
Все телята любят петь,
Все кудряшки на барашке
Любят песенки свистеть!
Задание: Закончи предложения:
Лягушка квакает.
Козлёнок…
Телёнок…
Собака…
Кошка…
Волк….
Слон….
Тигр….
Мышь…
Медведь… .
Малыш, а ты петь умеешь? А теперь нарисуй веселый хор.
Цель: развитие представлений об окружающем мире.
Про глаза-глазенки.
В. Кудрявцева
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища!
Кто в них прячится-живет?
Поглядим – поищем.
- Мама, знаешь, кто в твоих?
Это я, родная в них!
- А в твоих, сыночек, я…
Вот какие мы друзья!
Задание: Малыш, посмотри в мамины глазки, кто в них живет. Нарисуй портрет своей любимой мамочки.
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умение изображать по памяти.
Стихи-цветы, которые просятся в рисунок.
Одуванчик.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Земляника.
Г. Лагздынь
Солнце льется на поляну.
Солнце яркое печет.
На поляне земляника
Краснощекая растет.
Наберу я ягод кружку,
Угощу свою подружку.
Ландыш.
Возле лап пушистой ели
Тонко ландыши звенели.
Замирал душистый звон
В вышине колючих крон,
Плыл по мягким сочным травам,
Плыл по рощам и дубравам.
- Белый ландыш?
Знаем, знаем!
Он леса наполнил маем.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Изодеятельность по стихам Юнны Мориц
Конспект интегрированного занятия
по изодеятельности и художественному слову
«По стихотворениям Юнны Мориц».
«Разноцветные котята».
Задачи: познакомить детей со стихами Юнны Мориц, учить детей слушать ритм стиха и его мелодичность, познакомить с понятием «акростих», вызвать желание нарисовать рисунок по стихотворению Юнны Мориц «Разноцветные котята», развивать умение рисовать по представлению, развивать творческое воображение, закрепить основные навыки изображения карандашом, повторить и закрепить прием рисования кистью «тычком».
Материалы: фотоиллюстрация Юнны Мориц, фортепиано, ноты к песне «Пони» стихи Юнны Мориц, музыка С.Никитина, на ватмане слова акростиха «Дудочка» - начальные буквы строк выделены красным цветом, буквы ДУДОЧКА, муз. инструменты дудочки (или бутафория из бумаги) на всех детей, панно с изображением коврика для коллажа, белые листы бумаги, карандаши, мелки, кисти, краски, жесткие кисти.
Ход: (Дети сидят как им удобно.
Муз. руководитель исполняет песню про «Пони»)
В-ль: Дети вам понравилась песня про пони? Музыку к этой песне сочинил музыкант С.Никитин на стихи замечательной поэтессы Юнны Мориц.(В-ль показывает фотоиллюстрацию Юнны Мориц) Как вы думаете, чтобы песня получилась красивой, что главнее музыка или слова? Конечно, без мотива, без мелодии не спеть песню. Но без слов песен тоже не бывает. Со словами музыка интереснее. Да и слова бывают так хорошо сложены в стихотворении, что становятся певучие, плясовые. Ноги так и пустились бы в пляс. Или так бы и запел мелодию под стишок. Такие мелодичные стихи написала Юнна Мориц.
Но в некоторых стихах Юнны Мориц есть еще один секрет. Сейчас я вам его покажу.
(В-ль вывешивает ватман со стихотворением «Дудочка»).
В-ль читает стихотворение «Дудочка»,
акцентируя внимание детей на выделенные красным цветом буквы.
В-ль: А теперь, давайте выложим из этих букв слово.
(В-ль вместе с детьми выкладывают и читают слово «дудочка»).
Видите какой секрет у этого стихотворения. Такие стихи, где буквы каждой новой строки составляют слово или даже целое предложение называются – акростих. А теперь, давайте немного разомнемся, поиграем на дудочке под музыку песенки про «Пони».
(В-ль раздает дудочки детям. Муз. руководитель играет песню «Пони». Дети вместе с вос- лем двигаются по залу, изображая игру на дудочке.) (Дети садятся на места.)
В-ль: Вы очень весело играли на дудочке, веселились как котята. Знаете, у Юнны Мориц есть замечательное стихотворение «Разноцветные котята», хотите послушать?
(В-ль читает стихотворение «Разноцветные котята»).
В-ль: Как вы думаете, будет ли интересно маме-кошке и всем остальным если котята будут одинаковы? Конечно, разноцветные котятв красивее, интереснее чем одинаковые. Все мы разные. Весь мир полон разнообразия, разных расцветок и красок. И это здорово! Попробуйте представить какие были котята.
(В-ль повторно читает стихотворение «Разноцветные котята»).
Давайте нарисуем котят у пустим поиграть на коврик.(В-ль показывает панно-коврик). (Дети рисуют ). (Затем на втором занятии или в совместной деятельности можно вырезать изображения котят и создать коллаж «Разноцветные котята играют на коврике»).
Конспект интегрированного занятия
по изодеятельности ихудожественному слову
«По стихотворениям Юнны Мориц».
Коллаж по мотивам стихотворения
«Самоваро-паровозо-вертолет»
Задача: продолжать знакомить детей с творчеством Юнны Мориц; учить находить в стихотворении ритм динамики (движения); вызвать желание детей создать коллаж с необычным предметом, придуманным и составленным самостоятельно; развивать творчество и фантазию; уточнить понятие «изобретатель»; продолжать учить составлять коллажи коллективно.
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций из журналов с бытовой и другой техникой, вырезание картинок из журналов, игры с конструктором, мозаикой.
Материал: картинки и иллюстрации, вырезанные из журналов, ватман, клей, кисти, тряпочки.
Ход: В-ль и дети рассаживаются на ковре и рассматривают картинки и иллюстрации вырезанные из журналов заранее, а также составленные машинки из конструктора. Дети рассказывают, что они сконструировали, обыгрывают поделки.
В ходе беседы и игры, вос-ль задает детям вопросы:
- А знаете, есть люди, которые делают что-то новое, непохожее на то, что уже есть, т.е. изобретают. Такие люди называются изобретателями. Эти изобретения помогают людям. А есть фантазеры-изобретатели. Их изобретения очень смешные и забавные. Эти забавные изобретения поднимают людям настроение.
Вот про одно такое забавное изобретение написала стихотворение Юнна Мориц. Вы уже знакомы с творчеством этой поэтессы. Вам нравятся ее стихи? Какие стихи вы помните? Хотите послушать ее стихотворение про необычный предмет?
(Чтение стихотворения Юнны Мориц
«Самоваро-паровозо-вертолет»).
- Нравится вам такая машина – самоваро-паровозо-вертолет?
- А почему мы поняли из стихотворения, что это машина?
- Как поэтесса передала в стихотворении движение машины?
Послушайте ритм стиха, как будто паровоз пыхтит, едет.
(чтение отрывков из стихотворения).
- Из чего она состоит, эта удивительная машина?
- Есть у нее труба?
- А пропеллер?
- А баранки на ней висят?
- А где лежит сахар?
- А давайте пофантазируем, что получиться, если соединить пароход, барабан и парашют?
- А если… вездеход, пылесос и чайник?
- А может, придумаем что-нибудь и соединим из наших картинок, вот будет весело?! Вперед!
( В ходе работы над коллажом, педагог предлагает детям сначала обсудить и распределить обязанности. Во время работы, дети меняются местом работы, что бы все смогли поучаствовать в составлении необычного предмета.)
- Вот мы с вами изобрели необычный предмет. А как он называется?
(Дети самостоятельно обсуждают и называют общую работу).
Конспект интегрированного занятия
по изодеятельности и художественному слову
«По стихотворениям Юнны Мориц».
«Грустный петрушка».
Задачи: продолжать знакомить детей со стихами Юнны Мориц, закрепить понятие – акростих, развивать умение слушать ритм и мелодичность стиха, развивать умение рисовать по представлению, развивать творческое воображение, учить передавать в изображении портрета эмоции (грустный, веселый), упражнять детей произвольно регулировать силу нажима при рисовании карандашом, подвести к пониманию, что от силы нажима на карандаш зависит яркость цвета и линии.
Материал: фото иллюстрация Юнны Мориц, магнитофон, вудиокассета с записью песен из мультфильма «Большой секрет», ватман с акростихом «Ослик» начальные буквы каждой новой строки выделены красным цветом, буквы ОСЛИК, петрушка из кукольного театра, небольшая ширма, демонстрационный материал по изображению эмоций человека, белый лист, карандаш, цветные карандаши, мелки восковые и пастельные.
Ход: (Под музыку дети входят в изостудию. «Песенка друзей» из мультфильма «Большой секрет»).
В-ль: Дети, вам понравилась песенка про друзей из мультфильма «Большой секрет»? Слова к этой песне тоже написала поэтесса Юнна Мориц. Вы помните героев этого мультфильма? Кто вам понравился больше из героев? Какие они по характеру?
А сейчас я вам загадаю загадку про одного из героев этого мультфильма. А отгадка будет написана начальными буквами каждой новой строки стихотворения. Кто помнит, как называются такие стихи? (Акростих).
(В-ль вывешивает ватман со стихотворением «Ослик».
В-ль читает стихотворение-загадку, затем вместе с детьми
Читают начальные буквы строк, выделенные красным цветом).
- Кто сможет выложить слово-отгадку из букв? (Дети по желанию выкладывают слово ОСЛИК из букв).
- Молодцы, вы отгадали загадку. А теперь давайте превратимся в крылатых лошадок, как в мультфильме и «полетаем по небосводу» под музыку песенки «И только лошади летают» на стихи замечательной поэтессы Юнны Мориц.
(Звучит песня из мультфильма «Большой секрет»
«И только лошади летают».
Дети вместе с воспитателем кружатся под музыку).
(Дети садятся на места).
- Замечательные стихи у Юнны Мориц, мелодичные, нежные, немножко грустные и песня получилась немного грустной. А посмотрите, у нас кто-то загрустил.
(В-ль надевает на руку Петрушку из кукольного театра и показывает его из-за ширмы).
Инсценировка:
Ребенок: Здравствуй Петрушка!
Петрушка: (грустно) Здравствуй.
Ребенок: Ты чего грустишь?
Петрушка: (не отвечает, отворачивает голову).
Ребенок: Хочешь я тебя развеселю?
Петрушка: (качает головой, что «нет»).
Ребенок: Давай поиграем в игрушки,… (на каждое предложение Петрушка качает головой «нет») давай порисуем,… давай попрыгаем,… давай позовем в гости кого-нибудь…
В-ль: читает стихотворение Юнны Мориц «Грустный Петрушка».
(В-ль снимает кукольного Петрушку и кладет его за ширму).
В-ль: Стихотворение «Грустный Петрушка тоже сочинила поэт Юнна Мориц. Дети, как вы думаете, отчего Петрушка грустит? Надо ли его развлекать или нет? А что делать если кому-то грустно? Можно рассердиться на друзей если они хотят тебя развеселить? А как бы вы поступили, если друг не хочет веселиться, а хочет немного погрустить?
Давайте нарисуем портрет Петрушки и подарим ему.
(Дети рисуют портрет. В-ль вывешивает демонстрационный материал по изображению эмоций человека. Если необходимо обращает внимание детей на расположение черт лица во время определенной эмоции (грусть или радость, сердитый).Если ребенок затрудняется как изобразить Петрушку веселым или грустным или сердитым, воспитатель помогает беседой, вопросами.)
В конце занятия звучит «Песенка друзей» из мультфильма «Большой секрет», дети дарят свои рисунки Петрушке, Петрушка радуется.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Изодеятельность по японским хокку
Конспект интегрированного занятия
по изодеятельности и художественному слову
с детьми старшего дошкольного возраста
«Рисуем хокку».
Цель: развивать образное представление детей; формировать эстетические чувства на материале произведений японских поэтов; учить услышать и понять образ в трех строках хокку; воспитывать интерес к поэзии – хокку; Развивать творческое воображение, совершенствовать технические умения и навыки работы с кистью, красками, пастелью; учить выполнять изображение, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки. Поддерживать желание детей повторить стихотворение и выучить его наизусть, способствовать развитию правильного интонационного ритма при рассказывании хокку.
Предварительная работа: чтение хокку, беседа об образности стихов-хокку, работа с пастелью по тонировке, рассматривание различных картин и иллюстраций с изображением неба (фона) в различное время суток и время года, упражнение в смешивании цветов пастелью.
Материалы и оборудование: хокку
Басе
«Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.»
Мольберты, белые листы, пастель, краски гуашевые, кисти, карандаши, иллюстрации о Японии, магнитофон и аудиозапись восточной музыки.
Ход: (Дети рассаживаются так как им удобно).
В-ль: Как я и обещала, сегодня отправимся путешествовать. Вы догадались, куда мы отправимся? Да верно, наша фантазия нас сегодня занесет в далекую страну Японию. Но это будет не простое путешествие, мы отправимся туда как художники. А художники из всех своих поездок привозят свои впечатления – рисунки. И нам с вами нужно будет запечатлеть свои ощущения от места куда мы попадем. И так, вы готовы! Отправляемся!
(Звучит восточная музыка).
И вот, мы в Японии – стране «восходящего солнца. И куда же мы попали? Об этом месте японский поэт Басе написал хокку. Послушайте его, закройте глаза и представьте.
(читает хокку).
Басе
«Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.»
А теперь вы расскажите, где вы находитесь, что видите, что ощущаете?
(ответы детей).
Какие прекрасные места вы описали, все они разные (разное время суток, время года, природа). Представить все это вам помогло хокку замечательного поэта Басе. Послушайте стихотворение еще раз, и подумайте все вы смогли заметить, ничего не упустили.
(повторное чтение хокку).
А теперь предлагаю нашим юным художникам нарисовать это хокку так, как вы его себе представили.
(дети садятся за мольберты).
(Во время тонировки фона, особое внимание ребенка обращаю на подбор оттенков неба, в зависимости от того какое время суток и время года они хотят изобразить.
В ходе работы над рисунком, поощряю желание проговаривать хокку, способствую развитию правильного ритма декламации хокку).
- Ну что ж, работа закончена, возвращаемся обратно, домой.
(звучит японская мелодия).
- Дети, из далекой Японии мы привезли рисунок по японскому хокку. Кто из вас хочет рассказать о своем рисунке, почему он именно так изобразил хокку?
(самоанализ детей своего рисунка).
- Я думаю, что своими впечатлениями от путешествия мы должны поделится с другими детьми и взрослыми. Давайте сделаем выставку наших рисунков. Они обязательно понравятся всем и, возможно, другие дети заинтересуются хокку и Японией.
(оформление выставки работ в совместной деятельности).
Подборка — стихи про времена года:
Весна
Весеннее утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.
Басё
Лето
Летняя прохлада!
Там, вдали, за лапами сосен
проплывает парус…
Сики
Красные одежки
нацепилп стрекоза -
торопится на праздник!..
Исса
Осень
Поздняя осень.
Платье из листьев опавших
пугало надело…
Оцую
Травы увяли.
весть об осени принесла
рыжая лисица…
Бусон
Зима
Месяц на небесах
будто скорчился весь от мороза -
похолодало…
Исса
Звезды в пруду.
Мелко-мелко дрожат отраженья -
зимний дождь идет…
Сора
Хокку для изобразительных игр и упражнений.
*** *** *** *** *** *** *** | *** *** *** Праздник встречи двух звезд. Бабочкой никогда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нескучное занятие (заучивание стихов с помощью собственных рисунков)
В этой брошюре предлагаются схематические рисунки, используемые на занятиях по заучиванию стихов, которые позволяют быстро, легко, а главное в увлекательной для детей форме исключать пробл...
Пальчиковая гимнастика в рисунках и стихах.
Необходимо сочетать совместно с артикуляционной гимнастикой при постановке звуков....
Рассказывание сказки Сутеева «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»
План-конспект театрализованной деятельности дошкольников второй младшей группы. Цель занятия развитие коммуникативных отношений и развитие речи через театрализованную деятельность....
Мы предлагаем вашему вниманию онлайн-выставку детских рисунков "Спасибо за Победу!" , которую нам представили ребята нашей группы
Рисуют дети о войне,Несут на выставку работы.И даже очень шумный кто-тоЗастыл в тревожной тишине.Возможно тот вихрастый мальчикСебя танкистом видит вдруг.Иль на коне усталом скачет,Прорвав засады плот...
Конкурс рисунков « Мир, в котором я живу!»
Цель и задачи конкурса: -выявление и развитие природных задатков и творческих способностей детей; - формирование эстетических качеств, способностей и навыков в художественной деятельности; -развити...
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов»
Программное содержание:1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.Способствовать формированию у детей умение работать в группеслышать и слушать друг друга, находить общее решение д...
Каким цветом рисует ваш ребенок? Консультации для родителей, которые учат понимать собственного ребенка по его рисунку.
Каким цветом рисует ваш ребенок? Консультации для родителей, которые учат понимать собственного ребенка по его рисунку....