Рабочая программа кружка "Радуга"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме

Глебова Наталья Викторовна

Рабочая программа для детей подготовительной группы (6-7 лет) по художественному творчеству и использованием нетрадиционных методов рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_raduga.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Кристаллик»

ПРОГРАММА КРУЖКА

по изобразительной деятельности  

Содержательный аспект программы по внеурочной деятельности художественно эстетической направленности - Сетевая библиотека

Руководитель: Глебова Н.В.

                           

Смоленск

2014-2015 гг.

Содержание программы:

  1. Титульный лист.                                                                                                                       1
  2. Содержание программы.                                                                                                          2
  3. Пояснительная записка.                                                                                                           3
  4. Тематическое планирование.                                                                                             5-12
  5. Ожидаемые результаты.                                                                                                         13
  6. Диагностический инструментарий.                                                                                      14
  7. Список литературы.                                                                                                                15

Пояснительная записка

Актуальность

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Анализируя авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, заинтересовывает возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

На занятиях важно предоставить возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Цель: художественно–эстетическое развитие детей 5-7 лет; формирование художественных способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Задачи:

Формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.

Развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук, позволяющую в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.

Программа составлена с учётом интеграции областей по разделам:

  • «Ребенок и окружающий мир»

При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.

  • «Художественная литература»

В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.

  •  «Музыкальное воспитание»

В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.

Тематическое планирование

№ недели

Тема

Задачи

Кол-во

часов

Форма проведения,

методы

Необходимые материалы

сентябрь

Педагогическая диагностика

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности

В течение месяца

Индивидуальная

Бумага формата А4,  цветные карандаши, акварель,  гуашь, кисти, баночки с водой, палитра.

1

1 неделя

октября

«Волшебные краски»

Ознакомить учащихся с гуашевыми и акварьными красками, развивать умение пользоваться красками и кисточкой, дать представление об использовании основных цветов, получении нового цвета путём смешивания, формировать навыки организации рабочего места.

1

Групповая.

 

Рисование по выбору.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

2

2 неделя

октября

«Краски осени».

Ознакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма.

1

Групповая.

"Волшебные мазки"

«Отпечаток»

Репродукции картин «Золотая осень», осенние листья.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

3

3 неделя

октября

«Осеннее дерево»

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами.

Расширить возможности применения обрывной аппликации.

1

Групповая.

«Фроттаж»

Репродукции картин «Опавшие листья» И.Бродского.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, осенние листья, клей.

4

4 неделя

октября

«Осенний лес»

закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. 

1

Коллективная.

Рисование пальчиками.

Репродукции картин «Осень» И.Шишкина.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

5

5 неделя

октября

«Мои любимые рыбки»

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие. 

1

Групповая.

Трафаретное рисование.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

6

1 неделя  ноября

«Мир нашего аквариума»

Расширять знания о рыбках, вызвать интерес к использованию подручных материалов, развивать творческое воображение.

1

Групповая.

«Тычок»

Иллюстрации и фотографии с изображением рыбок, подручный материал.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

7

2 неделя  ноября

«Наши любимые животные»

Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью.

1

Групповая.

Силуэтное рисование.

Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

8

3 неделя  ноября

«Первый снег»

Познакомить с техникой набрызга, закрепить навыки работы с графическими материалами, развивать воображение, фантазию, воспитывать эстетическое восприятие природы.

1

Групповая.

«Набрызг»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка.

9

4 неделя  ноября

«Деревья в снегу»

Формировать у детей понятие о «колорите».

Побуждать детей к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев.

1

Групповая.

«Набрызг»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка.

10

1неделя декабря

«Портрет зимы»

Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. 

1

Групповая.

Сюжетное рисование,

«набрызг»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка.

11

2 неделя декабря

«Елочные игрушки»

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой.

1

Коллективная.

Рисование по замыслу.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

12

3 неделя декабря

«Рисунки Снежной Королевы»

Вспомнить понятие «холодные цвета», научить рисовать нитками, находить в полученном изображении образы зимней природы, дорисовывать недостающие детали.

1

Групповая.

Рисование нитками.

Бумага формата А4, нитки, гуашь,   кисти, баночки с водой, палитра.

13

4 неделя декабря

«Новогодняя елка»

Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами. 

1

Коллективная.

Сюжетное рисование.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

14

3 неделя  января

«Снеговик»

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Закрепление техники нетрадиционных приёмов рисования

1

Групповая.

Сюжетное рисование.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

15

4 неделя  января

«Снеговик»

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами.

Расширить возможности применения аппликации.

1

Групповая.

Рисование по замыслу.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, ватные диски.

 16

5 неделя  января

«В стране Петляндия»

Учить создавать сюжеты при помощи рисования петлями.

1

Групповая.

Рисование петлями.

Простой и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

17

1 неделя  февраля

«Рисуем сказку»

Формировать представления детей о композиции.

Учить создавать фантазийные образы.

1

Групповая.

Сюжетное рисование.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

18

2 неделя  февраля

«Теремок»

Развивать навыки изображения при помощи линий.

Учить отражать в рисунке выразительность

1

Групповая.

Сюжетное рисование.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

19

3 неделя  февраля

«Рисуем цыплёнка»

Учить детей рисовать методом «тычка» жесткой кистью. Развивать чувство цвета, воображение при дорисовке сюжета. Углублять знания об окружающем мире.

1

Групповая.

Сюжетное рисование.

«тычок»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, ватные диски, клей.

 20

4 неделя  февраля

Военная техника

Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.

Учить рисовать корабли, используя в качестве шаблона ступню.

1

Групповая.

Рисование по замыслу.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

21

1 неделя

марта

«Весеннее солнышко»

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.

1

Групповая.

Рисование ладошками.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

22

2 неделя

марта

«Чудо-цветы»

Ознакомить  с различными способами изображения – рисунком пластилином, развивать творческое изображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, бережное отношение к ней.

1

Групповая.

Декоративное рисование.

Слайды – фотографии изображения весенних цветов, плотная бумага, пластилин.

23

3 неделя

марта

«Деревья любуются своим отражением»

Познакомить с новой техникой изображения – монотипией, «по-сырому», совершенствовать умение работать акварельными красками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы.

1

Групповая.

Рисование

«по-мокрому»

Репродукции картин художников, бумага А4, акварель, кисти, палитра, губка.

24

4 неделя

марта

«Весна в звуках нежных, хрупких»

Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.

1

Групповая.

Рисование

«по-мокрому»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

25

1 неделя апреля

«Чудо-писанки»

Учить рисовать на объёмной форме.

1

Групповая.

Рисование по замыслу.

 

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, яйцо.

26

2 неделя апреля

«Космический пейзаж»

Научить новому способу получения изображения –граттажу; формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов.

1

Коллективная.

Граттаж.

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

27

3 неделя апреля

«Праздничный салют»

Познакомить детей с техникой проступающего рисунка.

1

Групповая.

«кляксография»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

28

4 неделя апреля

«Сделаем мир цветным»

Обобщить и систематизировать знания детей по изобразительной грамотности.

1

Групповая.

«Примакивание»

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

май

«Что мы умеем и любим, рисовать»

Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

В течение месяца

Индивидуальная

Педагогическая диагностика

Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дошкольники должны:

  • владеть навыками пользования карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь»;
  • уметь смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • уметь рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
  • уметь передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе кружковой работы, основная задача  – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Диагностический инструментарий

Способы проверки умений дошкольника включают в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику художественного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях кружковой деятельностью.

Срок

Название методики

Цель

От 5 до 7

Сентябрь

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества

Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности.

Май

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества 
(Т.С.Комарова)

Определить уровень полученных знаний и умений в кружке.

Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности.
Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замыслов), способов изображения.

 

Список литературы:

  1. И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду».
  2. Т.С.Комарова  «Изобразительная деятельность в детском саду»
  3. Л.Ю.Бушкова  «Разработки по изобразительному искусству».
  4. Е.В. Казарина  «Дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности дошкольников».
  5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Пед. мастерство» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...