Рабочая программа кружка "Радуга"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа для детей подготовительной группы (6-7 лет) по художественному творчеству и использованием нетрадиционных методов рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_raduga.docx | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Кристаллик»
ПРОГРАММА КРУЖКА
по изобразительной деятельности
Руководитель: Глебова Н.В.
Смоленск
2014-2015 гг.
Содержание программы:
- Титульный лист. 1
- Содержание программы. 2
- Пояснительная записка. 3
- Тематическое планирование. 5-12
- Ожидаемые результаты. 13
- Диагностический инструментарий. 14
- Список литературы. 15
Пояснительная записка
Актуальность
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Анализируя авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, заинтересовывает возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
На занятиях важно предоставить возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель: художественно–эстетическое развитие детей 5-7 лет; формирование художественных способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи:
Формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.
Развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук, позволяющую в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Программа составлена с учётом интеграции областей по разделам:
- «Ребенок и окружающий мир»
При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.
- «Художественная литература»
В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.
- «Музыкальное воспитание»
В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
Тематическое планирование
№ | № недели | Тема | Задачи | Кол-во часов | Форма проведения, методы | Необходимые материалы |
сентябрь | Педагогическая диагностика | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности | В течение месяца | Индивидуальная | Бумага формата А4, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра. | |
1 | 1 неделя октября | «Волшебные краски» | Ознакомить учащихся с гуашевыми и акварьными красками, развивать умение пользоваться красками и кисточкой, дать представление об использовании основных цветов, получении нового цвета путём смешивания, формировать навыки организации рабочего места. | 1 | Групповая.
Рисование по выбору. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
2 | 2 неделя октября | «Краски осени». | Ознакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма. | 1 | Групповая. "Волшебные мазки" «Отпечаток» | Репродукции картин «Золотая осень», осенние листья. Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
3 | 3 неделя октября | «Осеннее дерево» | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Расширить возможности применения обрывной аппликации. | 1 | Групповая. «Фроттаж» | Репродукции картин «Опавшие листья» И.Бродского. Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, осенние листья, клей. |
4 | 4 неделя октября | «Осенний лес» | закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. | 1 | Коллективная. Рисование пальчиками. | Репродукции картин «Осень» И.Шишкина. Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
5 | 5 неделя октября | «Мои любимые рыбки» | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие. | 1 | Групповая. Трафаретное рисование. | Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
6 | 1 неделя ноября | «Мир нашего аквариума» | Расширять знания о рыбках, вызвать интерес к использованию подручных материалов, развивать творческое воображение. | 1 | Групповая. «Тычок» | Иллюстрации и фотографии с изображением рыбок, подручный материал. Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
7 | 2 неделя ноября | «Наши любимые животные» | Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. | 1 | Групповая. Силуэтное рисование. | Бумага формата А4, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
8 | 3 неделя ноября | «Первый снег» | Познакомить с техникой набрызга, закрепить навыки работы с графическими материалами, развивать воображение, фантазию, воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1 | Групповая. «Набрызг» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка. |
9 | 4 неделя ноября | «Деревья в снегу» | Формировать у детей понятие о «колорите». Побуждать детей к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. | 1 | Групповая. «Набрызг» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка. |
10 | 1неделя декабря | «Портрет зимы» | Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. | 1 | Групповая. Сюжетное рисование, «набрызг» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, расчёска, зубная сщётка. |
11 | 2 неделя декабря | «Елочные игрушки» | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой. | 1 | Коллективная. Рисование по замыслу. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
12 | 3 неделя декабря | «Рисунки Снежной Королевы» | Вспомнить понятие «холодные цвета», научить рисовать нитками, находить в полученном изображении образы зимней природы, дорисовывать недостающие детали. | 1 | Групповая. Рисование нитками. | Бумага формата А4, нитки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра. |
13 | 4 неделя декабря | «Новогодняя елка» | Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами. | 1 | Коллективная. Сюжетное рисование. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
14 | 3 неделя января | «Снеговик» | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Закрепление техники нетрадиционных приёмов рисования | 1 | Групповая. Сюжетное рисование. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
15 | 4 неделя января | «Снеговик» | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Расширить возможности применения аппликации. | 1 | Групповая. Рисование по замыслу. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, ватные диски. |
16 | 5 неделя января | «В стране Петляндия» | Учить создавать сюжеты при помощи рисования петлями. | 1 | Групповая. Рисование петлями. | Простой и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. |
17 | 1 неделя февраля | «Рисуем сказку» | Формировать представления детей о композиции. Учить создавать фантазийные образы. | 1 | Групповая. Сюжетное рисование. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
18 | 2 неделя февраля | «Теремок» | Развивать навыки изображения при помощи линий. Учить отражать в рисунке выразительность | 1 | Групповая. Сюжетное рисование. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
19 | 3 неделя февраля | «Рисуем цыплёнка» | Учить детей рисовать методом «тычка» жесткой кистью. Развивать чувство цвета, воображение при дорисовке сюжета. Углублять знания об окружающем мире. | 1 | Групповая. Сюжетное рисование. «тычок» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, ватные диски, клей. |
20 | 4 неделя февраля | Военная техника | Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Учить рисовать корабли, используя в качестве шаблона ступню. | 1 | Групповая. Рисование по замыслу. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
21 | 1 неделя марта | «Весеннее солнышко» | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке. | 1 | Групповая. Рисование ладошками. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
22 | 2 неделя марта | «Чудо-цветы» | Ознакомить с различными способами изображения – рисунком пластилином, развивать творческое изображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, бережное отношение к ней. | 1 | Групповая. Декоративное рисование. | Слайды – фотографии изображения весенних цветов, плотная бумага, пластилин. |
23 | 3 неделя марта | «Деревья любуются своим отражением» | Познакомить с новой техникой изображения – монотипией, «по-сырому», совершенствовать умение работать акварельными красками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы. | 1 | Групповая. Рисование «по-мокрому» | Репродукции картин художников, бумага А4, акварель, кисти, палитра, губка. |
24 | 4 неделя марта | «Весна в звуках нежных, хрупких» | Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике. | 1 | Групповая. Рисование «по-мокрому» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
25 | 1 неделя апреля | «Чудо-писанки» | Учить рисовать на объёмной форме. | 1 | Групповая. Рисование по замыслу.
| Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, яйцо. |
26 | 2 неделя апреля | «Космический пейзаж» | Научить новому способу получения изображения –граттажу; формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов. | 1 | Коллективная. Граттаж. | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
27 | 3 неделя апреля | «Праздничный салют» | Познакомить детей с техникой проступающего рисунка. | 1 | Групповая. «кляксография» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
28 | 4 неделя апреля | «Сделаем мир цветным» | Обобщить и систематизировать знания детей по изобразительной грамотности. | 1 | Групповая. «Примакивание» | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
май | «Что мы умеем и любим, рисовать» | Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. | В течение месяца | Индивидуальная Педагогическая диагностика | Бумага формата А4, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, палитра. |
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения дошкольники должны:
- владеть навыками пользования карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь»;
- уметь смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- уметь рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
- уметь передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе кружковой работы, основная задача – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Диагностический инструментарий
Способы проверки умений дошкольника включают в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику художественного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях кружковой деятельностью.
Срок | Название методики | Цель |
От 5 до 7 | ||
Сентябрь | Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества | Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности. |
Май | Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества | Определить уровень полученных знаний и умений в кружке. Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. |
Список литературы:
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Л.Ю.Бушкова «Разработки по изобразительному искусству».
- Е.В. Казарина «Дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности дошкольников».
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Пед. мастерство» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...