Программа "Музейная педагогика" для детей от 5 до 7 лет
рабочая программа по рисованию на тему
"Музейная педагогика" это программа построена на основе знаний и методик развития дошкольной педагогики, а также с учетом
существующей музейно- педагогической практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "МУзейная педагогика" | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия № 675 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Талант»
Согласовано Утверждено
Педагогическим Советом Директор прогимназии №675
Протоколом №-1 _____________ О.В.Гордеева
29.08.2014 29.08.2014
Программа
«Музейная педагогика»
(для детей от пяти до семи лет)
Детский сад -
Авторы :
Алферова Светлана Юрьевна
учитель изобразительного искусства
высшей категории
Фофашкова Татьяна Владимировна
учитель изобразительного искусства
высшей категории
Санкт-Петербург.
2014г.
Пояснительная записка
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс.
Неподготовленному зрителю «войти» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.
На первом этапе приобщения детей к изобразительному искусству решаются следующие педагогические задачи:
-формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассматривания объекта, выделение главного в изображении, обобщение увиденного;
-введение в основы языка изобразительного искусства;
-развития творческих способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
-воспитание зрительской культуры в музее.
Решению названных задач посвящена программа «Музейная педагогика», материал которого построен на основе знаний и методик, накопленных за многие годы развития дошкольной педагогики, а также с учетом существующей музейно-педагогической практики. Являясь парциальной, она сочетается с любой общеразвивающей дошкольной программой (Например, с программами «Детство», «Гармония», одобренными и допущенными Министерством образования РФ.)
Реализация программы «Музейная педагогика» помогает решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
- воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, гуманности, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
- знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование первоначального понятия «история» через произведения искусств.
Результаты ежегодных психологических обследований показали значительно более высокий уровень общего развития детей, занимающихся по этой программе, относительно стандартных показателей ( внимание, память, речь, мышление, словарный запас, творческие способности), что свидетельствует о ее высокой педагогической эффективности.
Организация занятий
В детском саду занятия проводятся один раза в неделю, во второй половине дня соответственно возрасту детей:
- в старшей группе: 25- 30 минут;
- в подготовительной группе: 30- 35 минут;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Получит возможность узнать: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.
уметь: смотреть и видеть произведение художника, понимать его – это значит «пережить» увиденное, оказаться «внутри» живописного полотна, стать своего рода «участником» изображенного события; видеть красоту народной игрушки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Получит возможность узнать: дети различают виды и жанры изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, памятник, архитектура), имеют представление о содержании скульптуры (мотивы, сюжеты, образы скульптуры); знакомы с именами и произведениями художников- живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года; имеют представление об истории и культуре России, с архитектурой и историей Санкт- Петербурга и с историей народных промыслов (Городец, Гжель, Хохлома, Палех и др.).
уметь: дети называют основные и составные цвета, умеют получать их, понимать значения цвета и его выразительности в изображении (рисунке, картине, декоративной росписи); «прочитывать» сюжет изображения; называть вид скульптуры, объясняя свое мнение; видеть красоту народного искусства и глубокую связь с окружающей жизнью
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Дать представление о значении цвета в окружающем мире.
Познакомить детей с понятиями: «основной» и «составной» цвет, «тон» и «оттенок». Научить видеть красоту линий и форм в окружающем мире, в природе. Понимать выразительность линий в изображении. Дать детям общее представление, что такое свет и тень.
Познакомить с жанром живописи – «пейзаж». Развитие способности видеть разнообразные цвета и различать оттенки; эмоционального переживания образа природы в реальной действительности и в живописном пейзаже; развитие способности к восприятию цвета, тона, перспективы.
Опираясь на имеющийся опыт восприятия скульптуры, дать представление о ее разновидностях - садово-парковой, станковой, монументальной. Раскрыть понятия «рельеф» и «круглая» скульптура.
Научить детей видеть красоту народного искусства ,особенность которого заключается в непосредственной и глубокой связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением (представлением о мире) крестьянина. Познакомить детей с историей промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель и др.) и некоторыми доступными технологиями народного искусства.
Декабрь – Февраль
Развитие умения воспринимать и различать разнообразные формы предметного мира. Развитие восприятия цвета и фактуры. Научить замечать красоту окружающих предметов. Развитие способности к пониманию содержания натюрморта и навыков видеть композицию, чувствовать ритм.
Расширение представлений о тематическом содержании искусства. Знакомство с исторической картиной предваряется занятиями «Сказка в живописи». Через сказочный образ раскрыть черты национального характера. Помочь почувствовать индивидуальные особенности сказочных образов в картинах В.М.Васнецова и иллюстрациях И.Я. Билибина. Дать детям понятие «графика» и «художника-график». Обратить внимание детей на основные средства графического изображения (штрих, линия, тональное пятно). Знакомить с книжной иллюстрацией на примере иллюстраций В.М.Конашевича, И.Я.Билибина, В.Г.Сутеева, Е.И.Чарушина.
Март – Май
Познакомить с жанром живописи - портрет. Развивать умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей. Понимать его, сопереживать. Научить понимать свои чувства, настроения, управлять своими эмоциями. Воспитание понимания красоты человеческих отношений.
Дать детям представление об архитектурных сооружениях и ансамблях города; о красоте и неповторимости главного проспекта города. Сообщить имена и фамилии архитекторов: Доменико Трезини, Карл Иванович Росси, Франческо Бартоломео Растрелли, Адреян Дмитриевич Захаров, Андрей Никифорович Воронхин.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Познакомить детей с цветовым кругом, закрепить понятия «основной» и «составной» цвета, «тон», «оттенок». Показать красоту цвета и гармонию цветовых сочетаний в природе. Подвести детей к пониманию значения цвета и его выразительности в изображении (рисунке, картине, декоративной росписи). Продолжать формировать у детей способность к восприятию линии и формы в природе. Подвести их к пониманию формы и линии в искусстве. Закрепить представление о том, что такое «фактура». Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства. Сформировать у детей понятия «свет» и «тень». Научить наблюдать, как меняется окружающий мир в зависимости от освещения. Сформировать понимание роли света и тени в произведении искусства. Вспомнить понятие «ритм», помочь почувствовать ритм в окружающем мире и в искусстве.
Декабрь – Февраль
Расширяются представления уже имеющиеся у детей знания о жанровом многообразии картины (пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер и т.д.). Знакомство с именами и отдельными произведениями художников - живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года. Научить детей видеть состояние природы в пейзаже.
Развитие способности к пониманию художественного образа в портрете. Дать представление о живописном портрете, на примерах произведений художников- портретистов показать важность передачи в портрете как внешнего сходства, так и характера изображаемого человека.
Подвести детей к пониманию содержания натюрморта, которое гораздо глубже , чем собственно мотив изображения. Сформировать представление о работе художника - живописца. Показать детям различные изобразительные возможности акварели, гуаши, пастели, масленых красок. Познакомить детей с жанровой картиной, формировать умение «прочитывать» сюжет изображения. Через восприятие произведений искусства дать первое представление об истории и культуре России.
Март – Май
Научить детей видеть и различать индивидуальную графическую манеру известных им художников - иллюстраторов. Продолжать знакомить детей с рисунком, акцентируя внимание на его выразительных особенностях.
Познакомить детей с некоторыми православными праздниками и их содержанием. Дальнейшее знакомство детей с памятниками древнерусской национальной культуры и с библейскими сюжетами.
Продолжить знакомство детей со скульптурой как видом изобразительного искусства, особо подчеркнув ее отличительное свойство-объемность, в связи, с чем отметить роль различных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптуры.
Продолжать знакомить детей с архитектурой и историей Санкт- Петербурга. Формировать грамотное восприятие архитектурных памятников. Познакомить детей с образом старого Петербурга и с городской скульптурой, с некоторыми архитектурными памятниками, а именно- с православными храмами Санкт-Петербурга.
Календарно-тематическое планирование
«Музейная педагогика»
Старшая группа
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Введение в основы понимания изобразительного искусства. | 10 | 10 | |
2 | Цветоведение «Волшебные краски» | 3 | 1 | 2 |
3 | Что изображено на картине. | 4 | 4 | |
4 | Графика | 2 | 2 | |
5 | Древнерусское искусство | 2 | 2 | |
6 | Скульптура | 3 | 2 | 1 |
7 | Народное искусство | 4 | 3 | 1 |
8 | Блистательный Санкт-Петербург. | 2 | 2 | |
9 | Архитектура | 2 | 2 | |
ИТОГО | 32 | 28 | 32 |
Подготовительная группа
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Введение в основы понимания изобразительного искусства. | 10 | 10 | |
2 | Цветоведение «Волшебные краски» | 3 | 1 | 2 |
3 | Что изображает картина. . | 5 | 5 | |
4 | Графика | 2 | 2 | |
5 | Древнерусская живопись | 2 | 2 | |
6 | Скульптура | 2 | 2 | |
7 | Народное искусство | 4 | 3 | 1 |
8 | Блистательный Санкт-Петербург. | 2 | 2 | |
9 | Архитектура | 2 | 2 | |
ИТОГО | 32 | 29 | 32 |
СТАРШИЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
№ | Темы или разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Введение в основы понимания изобразительного искусства. Темы. Цвет. Линия и форма. Фактура в природе и изобразительном искусстве. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве. | Лекции. Дидактические игры «Разноцветные лоскутки» «Видящие руки» | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий. | Постоянная экспозиция работ в группе. |
2. | Цветоведение «Волшебные краски» | Урок-упражнение. Творческие композиции. | Дидактическое пособие по цветоведению. Материалы: краски, кисточки, палитра. | |
3. | Что изображено на картине. Темы. Пейзаж. Портрет. Интерьер. Натюрморт. Историческая картина | Лекции. Дидактические игры «Разноцветные лоскутки» «Видящие руки». «Живая скульптура» «Узнай и назови» Экскурсии | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий. Материалы: краски, кисти, палитры. | |
4. | Графика. | |||
5. | Древнерусское искусство. | |||
6. | Скульптура. | |||
7. | Народное искусство. | |||
8. | Блистательный Санкт-Петербург. | |||
9. | Архитектура. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
№ | Темы или разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Введение в основы языка изобразительного искусства. Темы. Цвет. Линия и форма. Фактура в природе и изобразительном искусстве. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве. Ритм в природе и изобразительном искусстве | Лекции. Дидактические игры «Разноцветные лоскутки» «Видящие руки» | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий. | Постоянная экспозиция работ в группе. |
2. | Цветоведение «Волшебные краски» | Урок-упражнение. Творческие композиции. | Дидактическое пособие по цветоведению. Материалы: краски, кисточки, палитра. | |
3. | Что изображено на картине. Темы. Пейзаж. Портрет. Интерьер. Натюрморт. Жанровая картина Историческая картина. Художник - живописец | Лекции. Дидактические игры «Разноцветные лоскутки» «Видящие руки». «Живая скульптура» «Узнай и назови» Экскурсии | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий. Материалы: краски, кисти, палитры. | |
4. | Графика. | |||
5. | Древнерусское искусство. | |||
6. | Скульптура. | |||
7. | Народное искусство. | |||
8. | Блистательный Санкт-Петербург. | |||
9. | Архитектура. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Презентации с использованием мультимедийных технологий по темам:
- Виды изобразительного искусства;
- Народная игрушка;
- Народные промыслы.
2. Слайды по темам:
- Скульптура;
- Народная игрушка;
- Народные промыслы.
3. Дидактические игры по темам:
- Цветоведение;
- Народные промыслы.
4. Наглядно-дидактические пособие:
- Каргопольская народная игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Гжель ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Дымковская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Филимоновская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
-Игра-лото-поделка «Русский сувенир» ООО «ВикРус» , РОССИЯ, 610004 г.Киров, ул.Ленина,2а
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график, скульптор- М.: Сов.художник, 1991.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1977
- Волков Н.Н Цвет в живописи.- 2-е изд., доп.- М.: Искусство, 1984
- . Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.
5. О.А.Ботякова и др. «Российский Этнографический музей – детям», С- ПБ.; Детство-пресс, 2001.
6. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», М.; Просвещение, 1981.
7. Утраченные памятники архитектуры Петербурга- Ленинграда: Каталог выставки (Авт. Сост : и послесл. А.Нелепина).- М.: Правда,1988
8. Н.Н.Алексахин «Голубая сказка»,М.; Народное образование, 1996.
9.Каменева Е.О. Какого цвета радуга - М.: Дет. лит.,1984.
10. Мильчик М. И.Как строили города на Руси.- Калининград: Янтарный сказ, 1999.
11. Попова Т.Ф. Беседы о русской скульптуре. – М., 1964.
12. Яхнин Л. Л. Веселое слово Хохлома : ( Книжка-картинка: Для дошк. Возраста). – М.: Малыш, 1989.
13. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже : ( Для ст. возраста). – М.: Дет. лит.,1963
14. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....