дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».
Цель: 1. расширить глагольный словарь;
2. закрепить навык практического употребления в речи притяжательных
прилагательных;
3. закрепить навык обращения с бумагой, с ножницами;
4. повторить изученное стихотворение К.Чуковского «Елка»;
5. способствовать воспитанию аккуратности в работе с ножницами, интереса к
занятию;
6. способствовать развитию художественного вкуса, приобщать детей к
художественному творчеству; развивать воображение, образное и логическое мышление,
внимание; развивать мелкую моторику.
Оборудование. Демонстрационное: искусственная елка, коврограф, картинки для
коврографа: белка, лиса, вол, заяц, медведь; части животных. Раздаточное: ножницы, круг из
бумаги белого цвета диаметром 16 см.
Предварительная работа. Заучивание стихотворения К.Чуковского «Елка»; отрабатывали
слова «крутолобый, превращаться-перевоплощаться».
Словарная работа. Словарь признаков: полукруглый, крутолобый, противоположный;
глагольный словарь: выгрыз, откусил, лизнул, обглодал; притяжательные прилагательные: заячий,
лисий, медвежий, беличий, волчий.
Индивидуальная работа. Закреплять навык обращения с ножницами.
Ход занятия.
I. Организационный момент: имитация сборов на прогулку.
II. Объявление темы.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в лес.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым*
Поднимай повыше ногу,
Уступи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
- Куда это нас тропинка завела?
III. Повторение.
.
1. – Посмотрите, какая красавица нас встречает. Кто же это?
- Елочка красавица всем ребятам нравиться.
- Здравствуй, елочка, мы хотим пригласить тебя на праздник. Ребята, подскажите,
какой праздник скоро будет? (Новый год) Приходи к нам елочка в гости, а мы тебе
расскажем, как у нас весело.
2. Дидактическая игра «Будь внимательным».
- Посмотрите, кто это там спрятался?
- Чьи это уши (беличьи), чей хвост (заячий), чья морда (волчья), чье ухо
(медвежье), чья лапа (лисья)?
- Ах, это к нам пришли лесные звери. Они, наверное, услышали про наш праздник.
Ну что, ребята, пригласим их к нам на елку?
IV. Бумажная пластика.
- А для этого сделаем для них приглашения, чтобы они не забыли про новогодний
праздник. Отгадайте, на что будут похожи приглашения:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала.
- Правильно, это снежинки.
Их то мы и сделаем из круглых льдинок, которые лежат у вас на столах. А поможет нам
красавица Луна, которая умеет превращаться-перевоплощаться*
чудеса.
- А сейчас разденемся, снимем шубу, валенки, шапку и пойдем учиться делать чудеса
(дети имитируют движения).
- Вот посмотрите: сейчас Луна сложится пополам и станет совсем не похожа на себя.
крыша сосулька
месяц колпак клюв
шляпка веер мороженое
кораблик кусок сыра пирожное
- На что похожа половинка Луны?
- Если месяц сложится пополам еще раз, то вы совсем его не узнаете.
Половинка Луны соединила свои противоположные*
Ярослав, Рома?) и стала похожа на… (дети называют разные варианты).
- Можно поиграть с ней как с веером.
- Вы почти научились творить чудеса. Представили, что это веер и всем стало от этого
прохладно.
- Но чтобы чудо свершилось, надо еще раз сложить его пополам; он стал совсем
худеньким, похожим на… ( дети замечают, что бывший веер превратился в…).
- Не успела наша бумажная фигурка превратиться в мороженое, как все звери обступили
его со всех сторон. Они очень любили мороженое, но такого необычного еще никто никогда не
пробовал.
- Я попробую его первая, - сказала Лисица и откусила маленький кусочек (Воспитатель
вырезает любую геометрическую фигуру из сложенного в несколько раз круга).
- Что сделала Лиса? (откусила*
- И я хочу попробовать! – заявил Волк и выгрыз длинный треугольник.
- Что сделал Волк? (выгрыз*
- Медведь аккуратно лизнул мороженое, оставив после себя полукруглый*
- Что сделал Медведь? (лизнул) И вы лизните ножницами.
- Заяц и Белка последними добрались до мороженого и обглодали его со всех сторон.
- Что сделали Заяц и Белка? (обглодали*
(дети речь сопровождают соответствующими движениями).
- Луна обещала нам чудо, а сама пропала, исчезла в своих превращениях-
перевоплощениях. … Попробуем поискать ее и спросить, где же это чудо? Мы все время
складывали листок бумаги.… Попробуем теперь сделать все наоборот – постепенно раскроем его
и поищем Луну-сказочницу. И что же мы нашли? (Снежинки)
V. Закрепление.
Чтение наизусть стихотворения К.Чуковского «Елка», дидактическая игра «Я начну, а ты
продолжи».
- Давайте повесим наши снежинки-приглашения на елку и прочитаем стихотворение. Я
начну, а вы продолжите.
«Были бы у елочки ножки…
и научить нас делать
уголочки (Какие уголочки соединил
) А теперь «откусите» ножницами.
) И ты «выгрызи» ножницами, как волк.
след.
) Покажите ножницами, как они это сделали
(Побежала бы она по дорожке)…»
(Дети поочередно читают наизусть стихотворение).
VI. Подведение итога.
- Вот и закончилось наше путешествие. Кого мы встретили на нашем пути?
- А теперь скажем им до свидания, не забывайте про наш праздник.
(Дети прощаются со всеми и уходят).
Использованная литература.
Т. Рогаткина, Л. Губанова «Об использовании технологических сказок на занятиях по
изобразительной деятельности» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1999. - № 10