Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
методическая разработка по рисованию на тему
План ознакомления дошкольников и изобразительным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_oznakomleniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_izobrazitelnym_iskusstvom2.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
В настоящее время возросла роль искусства во всестороннем воспитании детей. Знакомство с искусством начинается с детского сада. Идет воспитание художественного вкуса через произведения Искусства.
Знакомясь с произведениями искусства дети учатся понимать глубокий смысл содержания, мысли и чувства художника и скульптора.
Виды искусства, с которым знакомят детей в детском саду:
1. Живопись
2. Графика
3. Скульптура
4. Произведения декоративно - прикладного искусства (ДПИ)
5. Архитектура
Требования
к отбору произведений искусства:
1. Эти произведения должны иметь познавательный характер;
2. Должны быть доступны, понятны, доходчивы детям;
3. В них должно быть четко выделено главное и основное.
Произведения искусства помогают правильно оценить явления жизни, пробуждают нравственные чувства, которые могут проявиться в поступках, в поведении, в отношении к окружающим людям.
Методы и приемы ознакомления с искусством
1 Знакомство с книжной графикой (книжная иллюстрация).
2. Знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимон., каргопольская).
Детей учат замечать яркость цветовых образов в картине, в иллюстрации в народной игрушке.
Специальных занятий по Искусству не проводят. Знакомство идет на по рисованию, лепке, аппликации и во II половину дня в занятиях по самостоятельной изодеятельности и может быть включено в дидактические игры. Воспитатель помогает увидеть форму предметов, что и как изобразил художник.
Ознакомление дошкольников с искусством
II младшая группа
Знакомство с книжными иллюстрациями
1. Иллюстрации подбирают яркие, красочные, где персонажи изображены крупным планом, где хорошо заметны средства выразительности рисунка (иллюстрации).
Художники - иллюстраторы с которыми знакомят детей во II младшей группе: Рачев, Васнецов, Е. Чарушин. При рассматривании воспитатель предлагает полюбоваться иллюстрацией, кто изображен и что делает? Обратить внимание на детали костюма: Как одет герой?, а затем, что еще видят на картине?
Для привлечения внимания к рассматриванию, развитию наблюдательности речи используют игровой прием - кто больше увидит на картине? Это помогает лучше понять содержание картины.
Читая книгу нужно обязательно рассматривать иллюстрацию по тексту.
Знакомство с народной игрушкой
Образцы игрушек (дымковских, филимоновских) должны быть яркими, выразительными, чтобы дети могли выделить форму, цвет, элементы украшения.
Дать возможность детям полюбоваться игрушкой; определить кто, изображен? Обратить внимание что игрушка нарядная, яркая расписана, т.е. украшена (полоски, колечки, точки и цвет).
Не уносить, выбрать место, где ее можно рассматривать. Игрушку обыгрывают, вносят с элементами неожиданности и сюрпризности. Таким образом у детей появляется устойчивый интерес и желание рассматривать и словесно выражать свое отношение к ним (книжным иллюстрациям и игрушкам)
Ознакомление дошкольников с искусством
Средняя группа
Книжная графика
Художники те же плюс Коровин, Лебедев.
Дети находят знакомых персонажей в рисунках, события, рассказывают об увиденном.
Детей в средних группах учат выделять изобразительные средства:
1. сочетание красок
2. выразительность формы
3. детали костюм4. интерьер
5. обращают внимание на декоративность (декор. украшения). У детей можно спросить - а как вы думаете, что у Зайчика внутри домика, что там находится? (Развивается речь, воображение, идет развитие мыслительной активности детей)
Знакомство с народной игрушкой
Игрушки те же, что и во II младшей группе.
а) внимание на красочность, яркость, из какого материала сделаны. Брать не одну игрушку, а несколько игрушек (2-3).
Приемы при рассматривании:
а)прибаутки, поговорки;
в) музыка (только р.н.)
г) Д/игра: "Что лишнее?
Итогом всей работы может быть занятие: комплексное, итоговое, интегрированное, контрольное совместно с музыкальным руководителем.
Скульптура малой формы
(или малая скульптурная пластика)
Она предназначена для украшения интерьера. Может быть из разных материалов - фарфор, чугун, дерево, глина.
Содержание:
а) сюжет из жизни детей
б) звери, птицы.
Рассматривают со всех сторон, поворачивая. Дать детям потрогать и определить, кто изображен?, Что делает?
Каким образом скульптор передал движение, действие (положение рук, ног, поворот и наклон головы).
На занятии - развитие речи дети могут составить описательные рассказы по скульптуре малых форм.
Ознакомление дошкольников с искусством
Старшая группа
Занятие по ознакомлению с искусством, проводится один раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора, и видеть некоторые средства выразительности.
Знакомят с видами искусства: графика, живопись, ДПИ, скульптурой малой формы и архитектурой.
Знакомство с книжной графикой:
Обращается внимание на творческую манеру художника. К концу
года оформляется выставка работ знакомых художников.
Знакомство идет и на занятии и в свободное время с художниками и иллюстрациями.
Знакомство с иллюстрациями идет в 2 приема:
- Учим замечать главное;
2. Обращать внимание на детали.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством
Гжель, Дымка, Городец, Хохлома, Богородская игрушка, Жостово.
Здесь идет уже искусствоведческий рассказ о промысле; где возник, где сделан, технологию промысла
Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, открыток проводится в группе.
Сравниваем 2 вида игрушек. Сходство и различие. Брать из одного материала -Богородская + Семеновская.
Знакомство с местным промыслом «Каслинское литье».
Скульптура малой формы
Обращать внимание на средства выразительности, на материал. Усложнения: на жесты, действия на эмоциональный настрой (улыбка) Знакомясь с творчеством скульптора рассматривают картину художника Нестерова "Портрет скульптора В.И. Мухиной".
художниками: И. И. Шишкиным, И. Левитаном.
Ознакомление дошкольников с искусством Подготовительная группа
Идет более глубокая работа по ознакомлению с искусством, т.к. дети уже имеют некоторый опыт и психологически готовы к восприятию более сложного по содержанию и по замыслу произведения искусства.
Книжная иллюстрация
а) Знакомят детей с тем, как художник добивается выразительности образа, использует цвет, форму.
б) Учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере письма. (Рачев, Чарушин)
Кроме традиционных вопросов:
-О чем думается, вспоминается, глядя на эту картину?
-Какое настроение возникает у вас?
Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства
1. Портрет. Знакомятся с автором картины, названием. Рассматривают портреты детей и известных людей (Пушкин, Мухина, Мика Морозов).
2. Пейзаж. 1. Обращается внимание на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Необходимо использование музыки и художественного слова.
3. Натюрморт. Обращается внимание на цвет, форму, композицию, колорит, предметы быта. Используется фланелеграф.
Декоративно-прикладное искусство
Более глубоко знакомят с 2-3 видами народных промыслов.
Ведут искусствоведческий рассказ.
Знакомят детей с искусством вологодских кружевниц, с Павло-Пасадским искусством (платки) и Палехскими миниатюрами,а также местными промыслами: Златоустовской гравюрой, Каслинским литьем, Нижне-Тагильскими расписными подносами и Урало-Сибирской росписью.
Скульптура малой формы ( Как в старшей группе)
Жанры изобразительного искусства
Добавляются: бытовой, мифологический, анималистический,морина
Виды изобразительного искусства
Вид изобразительного искусства – это способ изображения (как и чем изображал художник).
Живопись
Отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста. Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.
В зависимости от места расположения в изоискусстве выделяется:
1)монументальная или монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных сооружений);
2)декоративно-театральная (встречающиеся в театре);
3)миниатюрная (на шкатулках и украшениях);
4) станковая живопись (которая создается на станке, в мастерской художника),
Живопись как вид изоискусства характеризуется разными жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, бытовой, анималистический.
Отличительным признаком жанров является объект изображения (что изобразил художник),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства
Мир детства - чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское об...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....
Консультация на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чу...
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
Статья отражает актуальность приобщения детей к художественному творчеству, как средству их всестороннего развития....
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись
Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики....
Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
Рассматривание репродукций картин требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности
laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....