конспект по изобразительной деятельности "Знакомство с хохломой" 17.06.2014 год
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Колчина Наталья Александровна

Конспект  для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  совместной деятельности с детьми  подготовительной группы по изобразительной деятельности  «Знакомство с хохломой»

Цели: - продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей, назначением, с расписанными предметами.

Задачи:

  1. - учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;
  2. - познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы, завитки, трава.

Словарная работа:

хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, усики, ягода.

Материалы и оборудование:

-посуда с хохломской росписью;

-акварельные краски;

-альбомные листы (шаблоны посуды);

-кисти.

Ход.

Воспитатель:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

- И сегодня  мы поговорим о Хохломе. Что же это такое Хохлома?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами отправляемся в волшебное царство Хохломы.

(показ видеоклипа «Хохлома»)

Хохлома – это декоративная роспись, выполненная чаще всего на деревянной посуде, иногда мебели. Но можно украсить хохломой все что угодно. Роспись эта выполняется на черном фоне золотистыми и красными цветами.

Хохломская роспись возникла на Руси примерно в XVII веке. Колыбелью хохломы считаются несколько деревень на левом берегу Волги – села Ковернино в Нижегородской области, Мокушино, Малые и Большие Безлели. Название хохлома получила от торгового села, в котором ремесленники продавали расписанную посуду.

Издревле традиционными элементами росписи считаются красные ягоды рябины, птицы, звери, веточки с сочными листьями. Для того чтобы подготовить изделие к нанесению рисунка, нужно пройти несколько этапов. Сначала изделие вытачивается на токарном станке, после чего его несколько раз обрабатывают раствором глины и просушивают. После этого заготовку покрывают металлическим порошком. Раньше это было серебро, потом олово, ну а сейчас чаще всего используют алюминий. И вот только после этого изделие расписывают вручную, масляными красками, сушат в печи и закрепляют лаком.

Сегодня в России есть несколько фабрик изготавливающих хохломскую роспись. Расположены они как раз в тех местах, где зародилось это древнее мастерство.

 Декоративное рисование «Элементы хохломской росписи».

Воспитатель:

– Рассмотрите хохломскую посуду. Она кажется тяжёлой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь лёгкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет своей красоты.

–  Цветовая гамма росписи небогата. Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используются зелёный и жёлтый цвета. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.

 -   Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки.

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевику, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

(показ плаката с элементами)

Воспитатель:

- Давайте кисточкой прорисуем в воздухе элементы травки.

– Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и, возможно, поэтические образы помогут вам в работе.

Воспитатель читает стихотворение Б. Дубровского.

Удивляет, прорастая,

как-то празднично жива,

молодая, непростая,

чёрно-красная трава,

листья рдеют, не редеют

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

в мир волшебной хохломы.

– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим шаблоны посуды, распишем ее красочными узорами.

(Дети расписывают шаблоны посуды.)

 Физкультминутка.

На лугу растут цветы,

небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

только это не беда.

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Актуализация опорных знаний.

Воспитатель:

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?

Ответы детей….

Воспитатель:

 - Почему роспись называется хохломской?

Ответы детей….

Воспитатель:

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?

Ответы детей….

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи?

Ответы детей…..

Воспитатель:

- Назовите элементы узора в хохломской росписи.

Ответы детей….. 

Воспитатель:

- А какие ягоды рисуют художники?

Ответы детей….

Воспитатель:

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка! »

Организовывается выставка рисунков детей.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект По изобразительной деятельности «Наряд для птички – невелички»

Знакомим детей с акварельными красками, с цветами ( синий, красный ,желтый ) . Развиваем умение выбирать  и использовать в качестве художественного материала  предметы окружающего прос...

Конспект по изобразительной деятельности в первой младшей группе "Гном Гномыч в гостях"

Занятие по изодеятельности и двигательной активности в первой младшей группе....

Конспект по изобразительной деятельности на тему "Подводное царство" (нетрадиционная техника рисования "гратаж")

В конспекте "Подводное царство" дети знакомятся с работой техники гравирования ("гратаж" - процарапывание по воску). Данный способ работы выполняется путем процарапывания пером или острым инструментом...

Конспект по изобразительной деятельности во 2 младшей группе «Одуванчиковый лужок»

Задачи:1.    Совершенствовать технику рисованию пальчиками, закреплять знания желтого и зеленого цвета2.    Формировать интерес к нетрадиционным техникам рисования.3....

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе (нетрадиционные методы рисования)

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе МАДОУ детского сада №3 "Ручеёк" г. ШагонарВоспитатель: Монгуш Ж.П.Программные задачи:- формировать умение правильно передавать располо...

Конспект по изобразительной деятельности (оригами) «Пингвин» план-конспект занятия по аппликации, лепке

Научить детей способам складывания квадрата, который позволяет путем деления квадратной заготовки, воспитывать аккуратность...