Конспект НОД по рисованию "Грибной ежик"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Цель: Передать в рисунке несложный сюжет, рисовать ежа.

Задачи:

1. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ ежа более точно, индивидуально (образовательная область «Коммуникация»).

2. Формировать художественное восприятие и воображение, описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление (образовательная область «Познание»).

3. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие (образовательная область «Здоровье»).

4. Совершенствовать продуктивную деятельность в рисовании («Художественное творчество»);            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezhik_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ГРИБНОЙ ЕЖИК»

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Приоритетная образовательная деятельность: «Художественное творчество».

Образовательные области: социализация, познание, чтение художественной литературы,  музыка,  здоровье, коммуникация.

Цель: Передать в рисунке несложный сюжет, рисовать ежа.

Задачи:

1. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ ежа более точно, индивидуально (образовательная область «Коммуникация»).

2. Формировать художественное восприятие и воображение, описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление (образовательная область «Познание»).

3. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие (образовательная область «Здоровье»).

4. Совершенствовать продуктивную деятельность в рисовании («Художественное творчество»);            

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картин, описание ежа, лепка, аппликация,  чтение стихов, загадывание загадок о еже.

Материал: Иллюстрации с изображением различных грибов, листьев с деревьев, сюжетная композиция «ежик на полянке», еж-игрушка,  корзина с грибами; набор гуашевых красок; палитры;  кисти; салфетки; вода для промывания кистей; восковые карандаши;  альбомный лист бумаги на каждого ребенка;  аудиозапись- звуки леса.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Рассказываю детям историю про ежа:

- Недавно я ходила на прогулку в лес. И знаете, кого я там встретила?

Маленького ежа. Он, как и я, собирал грибы. Только я грибы складывала в корзинку, а он надевал на свои иголки. Ежик мне очень понравился.  Я решила его нарисовать.

- Хотите порисовать вместе со мной?

Основная часть

Предложить рассмотреть строение туловища ежа.

- Какой формы его мордочка?-

-Какие у него лапки?-

-Какого он цвета?-

Спросить у детей как они понимают загадку: Под зеленой елкой лежит мешок с иголками.

Подвести к выводу: что туловища  почти не видно под иголками.

Физминутка: Ежик топал по тропинке (притопывание мелкими шагами)

                         И грибочки нес на спинке (наклониться вперед)

                         Ежик топал неспеша,

                         Тихо листьями шурша (прихлопывание в ладоши)

                         А навстречу скачет зайка (прыжки на двух ногах)

                         Длинноухий попрыгайка (руки поднять  над головой)

                         В огороде чем–то ловко

                         Раздобыл косой морковку (прыжки)

Сказать, что иголки очень хорошо рисовать восковыми карандашами - короткими прямыми штрихами, чтобы еж выглядел как настоящий необходимо  приготовить краску серого цвета.

- Где мы изобразим нашего ежа?

Предложить нарисовать траву, в ней несколько опавших листьев, грибы.

Определить последовательность рисования.

Предложить детям на тонированном листе нарисовать ежа, а потом дополнить рисунок деталями: грибами, опавшими листьями, отдельными травинками.

Обратить внимание на то, какая осенью трава.

- Она не ярко-зеленая, как весной, и не сочно-зеленая, как летом. Местами она уже пожелтела, пожухла, упала.

Вспомнить строение различных грибов.

- Если ежик собирает грибы, то несколько грибов должны быть у него на спинке, иголках.

Пальчиковая гимнастика:

Пошли пальчики гулять

А вторые догонять

Третьи пальчики пешком,

А четвертые бегом

Пятый пальчик поскакал

И в конце совсем упал

Потому что он устал.

Обдумав замысел и выбрав материал, дети приступают к работе.

 По ходу работы воспитатель подходит к каждому ребенку, наблюдает за работой, помогает, советует.

Индивидуальная помощь детям у кого возникают затруднения.

Дополнительные  детали: грибы, опавшие листья, траву каждый ребенок дорисовывает самостоятельно.

Заключительная часть.

После работы предложить детям рассказать  о том, что у них получилось, немного пофантазировать и придумать рассказ о еже.

Предложить план рассказа:

1.  Почему ежик отправился за грибами?

2. Кто встретился ему на пути?

3. Где ежик нашел грибы?

4. Кто ему помог или кому помог сам ежик?

5. Как ежик вернулся домой?

Занятие: Петушок с высокой спицы»

Цель: Учить детей рисовать сказочного петушка.

Задачи: развивать продуктивную деятельность в рисовании;

                закреплять  прием рисования  «печать» руки;

               формировать творческое воображение;

                приобщение к музыкальному искусству.

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Образовательные области: социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, здоровье, коммуникация.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова - книжная графика петушка к «Сказке о золотом петушке».

Чтение потешек о петушке, русских народных сказок («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и др.)

Материал: Аудиозапись отрывка из пьесы Римского-Корсакова «Петушок»; фортепиано; портрет А.С. Пушкина работы Тропинина; иллюстрация петушка; книга А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке; набор гуашевых красок; кисти; салфетки; вода для промывания кистей; альбомный лист бумаги на каждого ребенка.

Ход деятельности

  1. Обратить внимание детей на иллюстрацию с петушком.

Ребята, кто это?-

Предложить вспомнить и пропеть потешку про петушка под аккомпанемент фортепиано.

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Маслина головушка,

Шелкова  бородушка

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь.

Предложить детям изобразить  рукой, где находится у петушка «золотой гребешок» ; «шелкова бородушка», показать,  как  голосисто он  поет.

- Мы не случайно вспомнили петушка. Я вам сейчас прочту отрывок из произведения А.С.Пушкина. (Показать портрет А.С.Пушкина)  Называется это произведение «Сказка о золотом петушке». Во время чтения отрывка дети слушают  музыку  из пьесы  Римского-Корсакова «Петушок».

«Петушок с высокой спицы…

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку,

Царствуй, лежа на боку!»

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели…»

Какой смышленый петушок! Не так ли? –

 Почему он смышленый?-

Может, мы сами изобразим такого сказочного петушка?-

Представьте, что кисть руки - это петушок: большой палец- голова на шее, основание ладошки- туловище, пальцы- перышки. (Показ).

Предложить  обыграть нашего петушка: наклоним « головку», поклюем зернышки; посмотрим направо, посмотрим налево: не угрожают ли царю Дадону враги?-

  1. А теперь с помощью «отпечатка» руки нарисуем петушка.  Вот так: (Показ)

На руке гуашевыми красками рисуем : голову, шею, туловище желтым цветом; хвост - разноцветный; затем, делаем отпечаток рукой на альбомном  листе. Смотрите: руку с бумаги снимаю… Что получилось?-

Чего-то не хватает у петушка?- Конечно, «золотого гребешка» и «шелковой бородушки», клюва.  Дорисую. Ах, еще нужен глаз. Вот и Петя получился у нас!

  1. Рисование. Дети приступают к работе: под аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Петушок» рисуют на руке, затем делают отпечаток на листе бумаги.

Индивидуальная помощь детям у кого возникают затруднения.

Дополнения к силуэту каждый ребенок дорисовывает самостоятельно.

  По ходу работы воспитатель подходит к каждому ребенку, наблюдает за работой, помогает, советует.

  1. После того как дети нарисуют петушка предложить послушать еще раз отрывок из сказки (релаксация с музыкой).

Предложить слушать внимательно, а потом,  спросить: соответствует ли наш петушок сказочному образу?-

В сказке А.С.Пушкина петушок сидит на высокой спице. Предложить дорисовать эту спицу.

  1. Оценка работ. Показ 2-3 наиболее удачных рисунков.

       Подведение итогов.

Занятие:  « Зимние узоры»

Цель: Показать синтез художественного слова, музыки, пластики и живописи.

Задачи: Развивать воображение, эстетическое восприятие, образные        представления при рассматривании картин.

         Формировать образную и выразительную речь. Обогащать словарь детей (грезы).

 Стимулировать желание создать свой «зимний узор» с помощью гуашевых красок и белил в стилистике кружевоплетения.

  Совершенствовать технику рисования концом кисти.

Приоритетная образовательная деятельность: художественное творчество в интеграции.

Образовательные области:  социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, здоровье, труд, коммуникация.

Предварительная работа: рассматривание узоров на окнах; разучивание стихов о морозных узорах; беседа об искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц; рассматривание кружевных изделий; рисование элементов декоративного декора кружев.

Материал: видеопроектор; экран; репродукция картины «Ожидание»; фрагмент м/ф «Щелкунчик»; слайды на тему: «Морозные узоры»; музыка П.И.Чайковского «Зимние грезы» (1 часть); стихи И.Бродского, Г.Ладонщикова, Е.Тараховского; песня «Дед Мороз» муз. М. Парухаладзе, слова В. Татаринова. Бумага А-3 синего цвета, гуашь разных цветов, белила, кисти, салфетки, вода.

Ход деятельности

  1. Дети свободно заходят в изостудию.

Воспитатель стоит у окна, проводит с ними беседу в вопросно-ответной форме:

-Какое сейчас время года?-

-Нравится ли вам зима?-

-Что интересного, происходит именно зимой?-

Сегодня я для вас приготовила зимние загадки:

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на стекле?- (Мороз).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет?- (Мороз).

Вырос лес - белый лес

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.- (Зимние узоры на окне).

Об этой особенности зимы поэты рассказывали так:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне старик – Мороз

Льдинкой, росписи нанес. ( Г. Ладонщиков)

Ребята, а вы знаете стихи о зимних узорах?- (по желанию)

Дети проходят и садятся на стульчики.

А сейчас я предлагаю вам представить, что за окном морозно и наши окна покрывают красивые зимние узоры. Пофантазировать вам поможет  музыка Петра Ильича Чайковского «Зимние грезы».

Дети слушают музыку и обсуждают ее характер.

-Какие краски можно использовать при рисовании морозных узоров?- («холодные»  цвета)

-У каждого «холодного» цвета могут быть оттенки, как можно их получить?- (смешивая краски и добавляя белила)

Послушайте,  как поэтично описаны узоры на стекле:

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на стекле!

Это- клен, а это- ива.

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной.

Я гляжу не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник рад стараться-

Даже,  кисти не нужны! (А. Бродский)

-С чем сравнивает поэт узоры, что ему пригрезилось?-

А теперь нарисуйте узоры с помощью движений, музыки и лент. Дети с белыми лентами импровизируют узоры под музыку П.И. Чайковского.

Воспитатель приглашает детей к просматриванию картины «Ожидание» К.Васильева.

-Какое время года изображено на картине?-

-Как вы догадались?- ( На стекле узоры)

-Какое время дня изображено на картине?- (вечер, горит свеча, в комнате темно)

-Только ли белой краской работал художник?-

-Какие тона использовал художник для передачи цвета в узорах?- (розовый,  желтый,  голубой )

Ледяные узоры не чисто белые, в них отражается пламя свечи, свет синего зимнего вечера, поэтому есть на морозных узорах желтые, розовые и лиловые блики.

-На что похожи зимние узоры?-

А сейчас я приглашаю вас отдохнуть перед нашим волшебным экраном.

Дети садятся на ковер перед экраном видеопроектора и смотрят слайды на тему: «Зимние узоры».

-Вы сегодня увидели разные зимние узоры.Давайте пофантазируем и нарисуем свои..

Ненадолго закройте глаза и представьте их.

-Вам удалось придумать узор?-

Тогда проходите на свои рабочие места.

2.Теперь, возьмите в руки «волшебные  палочки» - кисти и нарисуйте свои «морозные» узоры в стилистике кружевоплетения, применяя разные декоративные элементы: точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелком, сетка, цветок, петля и прочие.

Воспитатель показывает таблицу с вариантами элементов декора.

3.Рисование. Звучит музыка «Зимние грезы» П.И. Чайковского. Дети приступают к работе. По ходу деятельности воспитатель обращает внимание  детей на плотное заполнение элементами поверхности листа соблюдая последовательность -  от центра к краям.  Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

4.Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети ставят на подставки, оформляют их рамками в виде окна. Рассматривают работы. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне.

5.Итог. Воспитатель подводит итог работы детей и предлагает вспомнить и спеть песню о зимних узорах «Дед Мороз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке "Ежик"

конспект занятия по лепке "Ежик"...

Конспект занятия по аппликации "Ежик"

конспект занятия по аппликации из силуэтов ладошек для детей старшего дошкольного возраста + обучение составлению рассказов по схеме...

Конспект ООД "Подарки от ежика"

Конспект ООД для детей второй младшей группы. Упражнение детей в определении геометрической фигуры "квадрат". Учить ориентироваться в пространстве....

Конспект НОД "Яблоки для ежика" для детей младшего дошкольного возраста

Описание работы: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста «Яблоки для ежика». Данная разработка будет интересна воспитателям, р...

Конспект занятия : «Угощение для ежика»

Закрепление сенсорных эталонов....

Конспект занятия по лепке «Ежик» Средняя группа.

Цель: Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки), учить с по...