Программа кружковой работы на тему: "Развивай-ка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель кружковой работы - познакомить детей с нестандартными техниками рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
2. Формировать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции , используя разнообразные нетрадиционные приемы и техники изобразительной деятельности;
3. Закреплять знания об особенностях изобразительного материала;
4. Вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
5. Развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
6. Совершенствовать умение детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобрательной деятельностью;
7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, в их окружении, в природе; аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_kruzhka_-.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Ромашка»
города-курорта Железноводска Ставропольского края
Руководитель кружковой деятельности:
Шуракова Марина Михайловна
Время работы кружка:
четверг 15.30 - 16.00
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цели и задачи программы кружковой работы :
Цель кружковой работы - познакомить детей с нестандартными техниками рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- Формировать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции , используя разнообразные нетрадиционные приемы и техники изобразительной деятельности;
- Закреплять знания об особенностях изобразительного материала;
- Вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
- Развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
- Совершенствовать умение детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобрательной деятельностью;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, в их окружении, в природе; аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.
Используемые техники:
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
- Использование приема транслирования информации,
- Отбор тематического содержания,
- Главный герой рисования – ребенок,
- Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся с учётом коммуникативного принципа:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
- Обеспечение главных условий общения;
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
- использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
- создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
- коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
- динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
- рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
- словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации кружковой работы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Итоговые показатели кружковой работы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Календарно – тематический план занятий
Сентябрь
- «Лесничок» (аппликация) [Дубровская Н.В., стр.92]
- « Подружки-лягушки» («волшебная свеча») [Карточка № 1 ]
- «Облака-овечки» [Карточка №2]
- «Листопад» (печатание растениями) [Карточка №3]
Октябрь
1. «Букет» (мозаика из бумаги) [Карточка №4]
2. «Лесной ковер» (коллаж) [Дубровская Н.В., стр.105]
3. «Море волнуется - раз» (рисование с использованием зубной щетки) [Карточка №5]
- «Ежики» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) [Карточка №6]
Ноябрь
1. «Осень на Кавказе» (коллаж) [Карточка №7]
2. «Что или кто у тебя?» (монотопия) [Карточка №8]
3. «Хрустальные деревья» (аппликация) [Карточка №9]
- «Заготовки на зиму» (отпечатки грибов, яблок, перца и т.п.) [Карточка №10]
Декабрь
1. «Волшебная рыба» (рисование пластилином, декорирование ракушками) [Карточка №11]
2. «Синички и снегири» (аппликация) [Карточка №12]
3. «Зима рисует себя снегом» (рисуем манкой) [Карточка №13]
- «Моя елочка» (аппликация из ладошек) [Карточка №14]
Январь
1. «Горы и лес нашего края» (пластилинография) [Карточка №15]
2. «Ажурные березы» (коллаж) [Карточка №16]
3. «Зимний вечер (1-е занятие)» (пластилинография) [Карточка №17]
4. «Зимний вечер (2-е занятие) » (пластилинография) [Карточка № 18]
Февраль
1. «Сказочные птицы» (коллаж) [Карточка №19]
2. «Малыш Умка и его мама» (коллаж, цветной граттаж) [Карточка №20]
3. «Кораблик» (пластилинография) [Карточка №21]
Март
1. «Лошарик» (аппликация обрывная) [Карточка №23]
2. «Милой мамочки портрет» (коллаж) [Карточка №24]
3. «Весенний букет» (оттиск печатками из картофеля (цветочек)) [Карточка №25]
4. « Весенняя радуга»(рисуем мыльными пузырями) [Карточка №26]
Апрель
1. «Ракета» (коллаж,граттаж) [Карточка №27]
2. «Лебедушка» (аппликация из ладошек) [Карточка №28]
3. «Пасхальный натюрморт» (коллаж) [Карточка №29]
- «Чудо писанки» [Карточка №30]
Май
1. «Праздничный салют» (цветной граттаж) [Карточка №31 ]
2. «Фантастические цветы» (кляксография) [Карточка №32]
3. «Веселые бабочки» коллективная работа, (монотипия, обведение ладошки и кулачка) [Карточка №33]
4. «Деревья смотрят в озеро» ("по сырому", "монотипия") [Карточка № 34]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой работы. Организация познавательной деятельности по теме: «Развиваемся с конструктором Куборо. ШАРИКИ-КУБАРИКИ»
Программа предназначена для детей старшего и подготовительного возраста, с любыми личностными характеристиками, так как раскрытие личностного потенциала ребёнка реализуется путём индивидуализации зада...