Планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в средней, старшей и подготовительной группах.
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа) на тему

Бурматова Елена Ивановна

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Юный художник» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественное творчество»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Юный художник» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественное творчество»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги,
  • скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск пенопластом,
  • оттиск печатками из ластика,
  • оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная,
  • кляксография с трубочкой,
  • кляксография с ниточкой,
  • набрызг,
  • отпечатки листьев,
  • тиснение,
  • акварельные мелки,
  • тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная

Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Юный художник» является инновационным образовательным программным документом.

Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество».

Доступность –  работа по парциальной программе Т.Н. Давыдовой и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности. В программе  представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями.

Цель работы:

  • формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изо. деятельности;
  • развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игра дидактическая (Приложение 2);

- продуктивная деятельность.

Программа разработана для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 3 учебных года.  Длительность занятий составляет 25 минут.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- диагностические задания (мониторинг в начале и конце учебного года);

- выставки детских работ.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.


План работы кружка “Юный художник”

Средняя группа № 7

Воспитатель: Бурматова Е.И.

(2010-2011г.)



Тема

занятия

Нетрадицион-

ные техники

Программное 

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Астры в вазе

Рисование 

методом тычка

Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр.

2.

Гриб – 

боровик.

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах.

Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов.

Октябрь

1.

Осеннее 

дерево.

Рисование пальчиками, ладошкой.

Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

2..

 Яблочко

наливное

Рисование 

методом тычка.

Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец.

Ноябрь

1.

Нарисуй шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

2.

Гусь

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец

Декабрь

1.

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2.

Укрась елочку 

бусами.

Рисование пальчиками, 

оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1.

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение.

Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.

2.

Добрый доктор 

Айболит

Восковые мелки + акварель + маркеры.

Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Февраль

1.

Портрет 

зимы

Восковые мелки + акварель + маркеры

Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования.

2.

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Март

1.

Ветка 

мимозы.

Рисование пальчиками

Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Светло – зеленый лист,  гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.

2.

Кто живет в стеклян-ном доме.

Восковые мелки + акварель.

Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель

1.

Грачи 

приле-тели

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

2.

Два петушка ссорятся.

Рисование 

ладошками.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.

План работы кружка “Юный художник”

Старшая группа № 7

Воспитатель: Бурматова Е.И.

(2011-2012г.)

Тема

занятия

Нетрадиционные  техники

Программное 

содержание

оборудование

Сентябрь

1.

Утята

 в пруду.

Рисование 

тычком.

Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе, воспитывать творчество.

Альбомный лист, гуашь, кисточки (щетинистая и беличья), пробные листы для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Бабочки, 

которых я

видел 

летом.

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

Октябрь

1.

Осенние 

листья

Отпечаток листьев, набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Тонированные листья, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты, щетки, принадлежности для рисования.

2.

Ветка 

рябины 

(с натуры)

Рисование тампонами и пальцами.

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности. Закрепить умение рисовать пальцами, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции.

Ветка рябины, листы А- 4, гуашь, кисти, принадлежности для рисования.

Ноябрь

1.

Мое 

любимое платье (свитер).

Оттиск печатками, рисование пальцами.

Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.

Шаблоны (платье и свитер), разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.

2.

Загадоч-ный лес.

Техника выдувания,  монотипия.

Учить изображать деревья способом выдувания, тонировать бумагу приемом монотипия. Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трубочки для выдувания, принадлежности для рисования.

Декабрь

1.

Животные, которые я сам себе придумал.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии, дополнять пятно до образа. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество.

Черная и цветная тушь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

Маски и короны для новогод-него праздника.

Монотипия.

Закреплять умение тонировать бумагу способом монотипии. Дополнять рисунок узором. Используя различные приемы и материалы.

Шаблоны масок и корон, гуашь, кисти, восковые мелки, маркеры.

Январь

1.

Снежная семья

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Снегопад.

Печать по трафарету, набрызг.

Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приемом набрызг). Воспитывать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щетки, иллюстрации.

Февраль

1.

Кто живет на льдине.

Пластилиновая живопись.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать животных, используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, салфетки, иллюстрации.

2.

Улицы нашего 

города.

Рисование 

картоном

Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; учить набирать краску на картон и изображать предметы.

Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 – 5 см), гуашь, листы бумаги.

Март

1.

Цветы для мамы.

Кляксография.

Продолжать учить детей рисовать в технике кляксографии. Дополнять рисунок выразительными деталями. Развивать воображение, творчество.

Листы бумаги, гуашь, кисти, восковые мелки, иллюстрации с изображением букетов в вазах.

2.

Кто живет в стеклянном доме?

Цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.

Закреплять умение рисовать различными техниками (граттаж, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой); воспитывать эстетическое отношение; развивать чувство композиции и фантазию.

Листы бумаги, полукартон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки, иллюстрации, эскизы.

Апрель

1.

Таинственный космос.

Восковые мелки + акварель

Закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение.

Листы бумаги, кисти, акварель, восковые мелки, иллюстрации по теме «Космос».

2.

Волшебные облака.

Кляксография,  рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать пальчиками, способом кляксо-графии. Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ.

Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации.

\

План работы кружка “Юный художник”

Подготовительная группа № 7

Воспитатель: Бурматова Е.И.

(2012-2013г.)

Тема

 

Нетрадиционные

техники

Программное 

содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Золотая осень.

Рисование 

способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Осенние фантазии.

Техника рисования по – сырому.

Учить рисовать по сырому листу, наносить цветовые пятна. Дополнять рисунок масляной пастелью и восковыми мелками. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать творчество, фантазию.

Листы бумаги, акварель, кисти, масляная пастель, восковые мелки, осенние листья, иллюстрации.

Октябрь

1.

Гроздья рябины.

Пластилиновая живопись.

Развивать умение планировать расположение отдельных пред-метов на плоскости. Упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди.

Набор пластилина, основа, доска, стеки.

2.

Совушка – сова.

Пластилиновая живопись.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, по трафарету рисовать контур совы, упражнять в передаче выразительности образа птицы через нанесение штрихов.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, трафареты, иллюстрации.

Ноябрь

1.

Белая 

береза.

Рисование 

манкой.

Учить рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Передавать харак-терные особенности строения ствола, веток березы. Развивать навыки построения композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.

Листы бумаги, краски, кисти для рисования и клея, клей ПВА, иллюстрации.

2.

Загадочный, 

сказочный лес.

Черно–белый граттаж.

Развивать творчество, фантазию в рисовании нетрадиционными техниками, передавать выразительность образа леса. Развивать чувство композиции, колорита. Воспитыватьлюбовь к природе.

Листы А- 4, А- 3, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, мыло, жесткая и мягкая кисти, трафареты.

Декабрь

1.

Волшебный сосуд.

Черно-белый граттаж.

Продолжать учить рисовать в технике черно-белого граттажа. Оформлять сосуд различными узорами (растительным, геометрическим, линиями). Развивать стремление быть оригинальным в создании формы сосуда. Воспитывать творческую активность.

Листы плотной бумаги разных форм и форматов, палочки для процарапывания, свеча, тушь, мыло, жесткая и мягкая кисти.

2.

Елочка 

нарядная.

Рисование по ткани.

Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.

Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь, принадлежности для рисования.

Январь

1.

Снегири на ветке.

Рисование 

способом  тычка.

Формировать у детей обобщенное представление о птицах; расширять знания о перелетных птицах. Упражнять в рисовании снегирей. Закреплять умение рисовать методом тычка.

Листы бумаги, гуашь, кисти (жесткая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2.

Зимний лес.

Монотипия.

Учить рисовать зимний лес гуашью с мылом по панелькам, учить переносить рисунок на мокрый фон с плитки, делать дорисовки. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Плитка ПВХ, кисти, гуашь, мыло, альбомный лист,  губка для смачивания водой поверхности листа.

Февраль

1.

Путешествуем на воздушном шаре.

Витражная 

живопись.

Учить рисовать витражи, переносить рисунок на пленку, заполнять контуры краской, подбирать сочетание цветов. Развивать творческую активность.

Прозрачная пленка,  карандашный набросок, витражные краски,  эскизы.

2.

На льдине в Антарктиде.

Черно – белый граттаж.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа; учить передавать образ животного,  используя такие средства выразительности, как линия, штрих. 

Полукартон, свеча, гуашь, мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы.

Март

1.

Салфетка в подарок бабушке.

Рисование по ткани.

Продолжать учить рисовать в технике простой батик. Развивать чувство ритма и стиля, подбирать гармоничную цветовую гамму. Воспитывать эстетический вкус.

Закрепленная ткань, гуашь, кисти, эскизы.

2.

Ранняя весна.

Монотипия.

Учить передавать характерные признаки весны, используя способ  «монотипия». Рисовать пейзаж на плитке гуашью с мылом, переносить на мокрый фон с панельки, делать дорисовки.  Воспитывать эстетическое восприятие.

Плитка ПВХ, гуашь, кисти, мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа.

Апрель

1.

Таинственный космос.

Цветной граттаж.

Продолжать знакомить  техникой  «цветной граттаж». Учить выполнять подмалевок, готовить лист для граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творческую активность и фантазию.

Полукартон, гуашь, кисти, свеча, мыло, заостренная палочка, иллюстрации, эскизы.

2.

Рыбка.

Рисование 

гелевой ручкой.

Учить приемам рисования гелевой ручкой. Создавать выразительный образ, используя линии, точки. Развивать творческую активность.

Листы бумаги, гелевая ручка, эскизы, иллюстрации.

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева  "Рисуем  без  кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.

2. Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

3.  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2007г.

4. И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

5 .А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.

6. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера2009    

7.  М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.

9. О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М.: Мозаика-Синтез, 2004 г.

8. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

11. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.


Приложение 1.

Приёмы нетрадиционного рисования:

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

Набрызг (рисование зубной щёткой)

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю – наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Пальцевая живопись (краска наносится пальцами, ладошкой)

В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Монотипия (отпечатка)

Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

Рисование свечой

Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.

Рисование на мокрой бумаге.

Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Рисунок на мятой бумаге 

Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

Цветные ниточки

Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги,

прикрывают другим листом и выдергивают нить.

Трафарет

Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «закрасим» силуэт.

Тампонирование

Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…

Печатка

Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное) .

Штриховка

Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…

Рисование солью

Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой).

Батик

Рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевым и или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Расчёсывание краски

Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Каракулеграфия

Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то

объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта. По сложности

задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного

уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать

форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать,

что каждый сложный предмет можно изобразить с помощьюп ростых состам яющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов,

прямоугольников.

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрически х фигур - с целью составить и изобразить отдельны й объект или сюжетную картинку.

Ожившие предметы

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью,

с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте,

умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу

характерных поз, мимики.

Приложение 2.

Игры на развитие творческой активности:

1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции  появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

           2. Игровое упражнение «Простые рисунки".

       Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого    определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

          

3. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

4. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

6. «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные. 
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

7.«Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

8. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. 
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

9. Панно «Осень праздничная» 
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. 
Игровые задания: 

  1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

10. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге. 


Игровые задания: 


1. Построение с ленточками: 
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ; 
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; 
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др. 
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). 
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

11. Игры на развитие мелкой моторики рук:

1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша. 
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш 
между ладонями) 
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш 
между указательным и большим пальцами). 
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш 
между большим и средним пальцами) 
Быть послушным научу, (Прокатываем между 
большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем) 
Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» 
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками 
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца) 
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по 
столу пальчиками обеих рук) 
Шел неспешно, по привычке, («Шагают»средним и 
А куда ему спешить? указательным пальцами 
обеих рук по столу) 
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то 
«По газону не ходить!» ладонями, то кулачками 
по столу) 
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют 
в ладоши) 
- Ох! (Один хлопок) 
И ушел. (Ритмичные хлопки по 
столу) 
Газон засох.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. 
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. 
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) 
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)

4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, 
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! 
Гав! Гав!

(Дети «шагают» пальчиками по столу.) 
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

5. Пальчиковая игра «Я художник».

Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил, 
А рядом с ним корову. 
Направо дом, Налево сад... 
В лесу двенадцать кочек. 
На ветках яблочки висят, 
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол, 
Тянусь как можно выше. 
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!

(Руки сжаты в кулаки, 
большой палец и мизинец 
каждой из них слегка 
оттопыриваются в стороны, 
показывая рога быка и 
коровы. Дети произносят: 
«My-у!..») 
(Пальцы складываются 
домиком.) 
(Кисти рук скрещиваются в 
запястьях - «деревьях», 
шевелить раздвинутыми 
пальцами-«ветер раскачивает 
ветки»).
(Указательным пальцем
правой руки рисуют кисточки
на левой ладони) 
(Встряхивание кистей - 
имитация капель дождя.) 
(Левая рука сжимается 
в кулак и кладется на 
приподнятую вверх ладонь 
правой.) 
(Левый кулак медленно 
разжимается, пальцы 
с напряжением тянутся 
вверх.) 
(Правая рука разглаживает 
воображаемый рисунок - 
поднятую в вертикальном 
положении левую ладонь. 
улыбка удовлетворения на 
лице).

6. Массаж пальцев «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.

(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный 
Самый толстый и большой 
Этот пальчик для того, 
Чтоб показывать его 
Этот пальчик самый длинный 
И стоит он в середине. 
Этот пальчик безымянный, 
Избалованный он самый. 
А мизинчик, хоть и мал, 
Очень ловок и удал. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли 
И домой пришли опять

(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)

(Интенсивно растереть кисти 
(Энергично встряхивать кистями рук.)

7. Пальчиковая игра «Осенний букет».

Хором. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Будем листья собирать. 
Листья березы, 
Листья рябины, 
Листья тополя 
Листья осины, 
Листья дуба 
Мы соберем 
Маме осенний 
Букет отнесем 
Песню осеннюю 
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем 
кулачки.) 
(Загибать поочередно 
пальцы: большой, 
указательный, средний, 
безымянный, мизинец.)

(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспктивное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования.

Отображает кружковую работу в образовательной области  художественное творчество,  раздел. изобразительная деятельность...

Перспктивное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования.

Отображает кружковую работу в образовательной области  художественное творчество,  раздел. изобразительная деятельность...

Перспективное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной к школе группы "Юный Пикассо"

Перспективное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной к школе группе "Юный Пикассо"...

Отчёт о кружковой работы по нетрадиционной технике рисования в средней группе за 2016–2017 год

Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Фотоотчет по кружковой работе в нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе "Цветик - семицветик" МБДОУ № 28 "Берёзка" за 1 полугодие..

Цель программы: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии ...

ПРОГРАММА по развитию нетрадиционных техник рисования детей средней, старшей и подготовительной группы «Разноцветное детство»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск...