В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском
- Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади
- Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству
- Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_narodnykh_masterov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ
Комплексное занятие по изобразительному искусству
цели
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском
- Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади
- Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству
- Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества
Методические приемы. Игровой элемент «Горница в русской избе». Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.
материалы для занятия
Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Жостово, Палеха, богородские игрушки, матрешки, кружева и т.д., картины, иллюстрации. Бумага тонированная разных форм. Скульптура малых форм — барышни, кони, посуда, покрытые белилами, сделанные руками детей. Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, клей, ножницы, цветная бумага, пластилин, готовые пластины из пластилина, банки с водой, стеки, палитра.
Ход занятия
Группа оформлена для проведения интегрированного занятия «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам:
- стол—дымковские мастера;
- стол — хохломские мастера;
- стол — городецкие мастера;
- стол — гжельские мастера;
- стол — жостовские мастера.
В горнице сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поет русскую народную песню «Ой, мороз, мороз...».
Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!
Заучит фонограмма русской народной песни «Камаринская».
Хозяюшка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные: Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски — Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки!
Воспитатель: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.
Воспитатель (показывает на водоноску): Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется эта игрушка?
Дети: Это водоноска!
Хозяюшка: За студеною водицей водоноска-молодица как лебедушка плывет, ведра красные несет.
Звучит негромкая напевная, лиричная музыка по мотивам русских народных мелодий.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Хозяюшка: Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
П. Синявский
Дети и воспитатель подходят к гжельскому уголку, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.
Воспитатель: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?
Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
Воспитатель: Где расположен узор?
Дети: В центре изделия.
Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?
Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.
Воспитатель: А что раскрашивали потом?
Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
Воспитатель: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый — слабее.
Дети подходят к жостовскому уголку.
Звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Колокольчики мои».
Хозяюшка: А теперь милости прошу сюда. Посмотрите, на этом столике стоят красивые, яркие подносы. Откуда они к нам попали?
Дети: Из Жостово.
Воспитатель: Интересное какое название. А что оно означает, вы не скажите мне, дети?
Дети: От слова «жесть», «железо». Ведь подносы эти сделаны из железа.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, среди этих подносов нет одинаковых. Все они расписаны по-разному. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что мастера, пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по-разному их сочетают.
Под фонограмму мелодии русской народной песни «Родина», дети подходят к хохломским изделиям.
Хозяюшка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись — алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.
Звучат частушечные мотивы.
Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия городецкого промысла.
Воспитатель: Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Дети: Городец!
Хозяюшка: Есть на Волге город древний, по названью —
Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: Посмотрите на Городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.
Дети, воспитатель и хозяюшка беседуют, о городецкой росписи.
Воспитатель: Милая хозяюшка, очень красиво у тебя в горнице. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия.
Хозяюшка: Это я изделия делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров—кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.
Начинается работа. Так как элементы различных росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)
в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...
"В гостях у народных мастеров"
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...
Комплексное итоговое занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством "В гостях у народных мастеров"
Корспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация для детей:" В гостях у народных мастеров"
Продолжать знакомить детей с предметами народно- прикладного искусства, с элементами разных росписей. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам ру...
Игра-путешествие "В гостях у народных мастеров"
Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром...
Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.
изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....
Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы
Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...