Дидактические задания по теме "БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ"
методическая разработка (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
«ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 116 «ЗАГАДКА»
163015 г. Архангельск, ул. Калинина, д. 19
Телефон: (8182) 61-24-72, 62-91-09, 62-10-20
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО ТЕМЕ «БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала воспитатель группы
МБДОУ № 116 «Загадка»
Грицко Юлия Александровна
Архангельск 2014
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Борецкая роспись по дереву является одной из самых ярких и выразительных видов декоративно-прикладного искусства Поморской культуры. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, расписанных борецкой росписью, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета и материала.
Характерным признаком орнамента борецкой росписи является его контурное, лаконичное решение. В своей основе борецкая роспись состоит из стилизованных растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Композиции, выполненные борецкой росписью, хорошо воспринимаются и осваиваются детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические задания по теме «Борецкая роспись» способствуют не только повышению уровня эстетического воспитания, но и приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре родного края.
Цель дидактических заданий: Приобщение к истокам Поморской культуры детей старшего дошкольного возраста посредством освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись».
Задачи, решаемые в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»:
- Изучение теоретической основы борецкой росписи.
- Формирование практических умений и навыков при прорисовывании элементов, связок, а также различных композиций борецкой росписи.
- Развитие творческого воображение, фантазии, внимания, положительных эмоций.
- Формирование эстетического вкуса, ценностного отношения к традициям Поморской культуры.
- Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
- Совершенствование мелкой моторики руки.
- Воспитание аккуратности и усидчивости.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение при выполнении дидактических заданий строится от простого к сложному. Обучение проходит в форме занятий. В процессе обучения данной технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом, связывать элементы борецкой росписи в единую композицию.
Сопутствующими педагогическими средствами в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются беседы, чтение художественной литературы, показ презентаций, наглядных пособий, образцов изделий.
Для выполнения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» используются следующие материалы и инструменты:
Основание для нанесения рисунка: листы бумаги ф.А 4, карточки-задания по темам, распечатанные на листах для ксерокса ф. А 4
Для нанесения и закрашивания элементов рисунка: карандаш Т, ТМ, цветные карандаши, фломастеры ластик, линейка, циркуль.
Для нанесения красок: кисть колонок № 1-3, акварельные краски или гуашь художественная, пестик, предназначенный для размешивания красок.
Для изготовления макета: ватман, стойка из ДСП, клей ПВА
Основными критериями успешного освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму борецкой росписи;
Знает цветовую гамму борецкой росписи, но иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму борецкой росписи.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы борецкой росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы борецкой росписи, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы борецкой росписи с искажением, а сложные не удаются;
Пояснение: простые элементы – это завиток, прямая линия, круг, дуга; сложные элементы – это дуга с горошинами, капелька, трёхлопастной лист, цветы.
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок видит полностью всю композицию, может выделить простые и сложные элементы и связки борецкой росписи;
Ребенок видит часть композиции, выделяет не все элементы и связки борецкой росписи;
Путается в составляющих частях композиции с использованием борецкой росписи.
5. Самостоятельность выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
На основании данных критериев выделяются следующие уровни освоения данных дидактических заданий:
Высокий уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму борецкой росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит полностью всю композицию; используя простые и сложные элементы борецкой росписи; может самостоятельно выполнить работу.
Хороший уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть композиции; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к борецкой оосписи, называет не все цвета борецкой росписи (не менее 3), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; с трудом понимает принципы построения композиции. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к борецкой росписи, не знает цветовую гамму борецкой росписи (может назвать 1-2 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические задания по Борецкой росписи (полное описание) | 662.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
«ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 116 «ЗАГАДКА»
163015 г. Архангельск, ул. Калинина, д. 19
Телефон: (8182) 61-24-72, 62-91-09, 62-10-20
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО ТЕМЕ «БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала воспитатель группы
МБДОУ № 116 «Загадка»
Грицко Юлия Александровна
Архангельск 2014
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Борецкая роспись по дереву является одной из самых ярких и выразительных видов декоративно-прикладного искусства Поморской культуры. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, расписанных борецкой росписью, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета и материала.
Характерным признаком орнамента борецкой росписи является его контурное, лаконичное решение. В своей основе борецкая роспись состоит из стилизованных растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Композиции, выполненные борецкой росписью, хорошо воспринимаются и осваиваются детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические задания по теме «Борецкая роспись» способствуют не только повышению уровня эстетического воспитания, но и приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре родного края.
Цель дидактических заданий: Приобщение к истокам Поморской культуры детей старшего дошкольного возраста посредством освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись».
Задачи, решаемые в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»:
- Изучение теоретической основы борецкой росписи.
- Формирование практических умений и навыков при прорисовывании элементов, связок, а также различных композиций борецкой росписи.
- Развитие творческого воображение, фантазии, внимания, положительных эмоций.
- Формирование эстетического вкуса, ценностного отношения к традициям Поморской культуры.
- Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
- Совершенствование мелкой моторики руки.
- Воспитание аккуратности и усидчивости.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение при выполнении дидактических заданий строится от простого к сложному. Обучение проходит в форме занятий. В процессе обучения данной технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом, связывать элементы борецкой росписи в единую композицию.
Сопутствующими педагогическими средствами в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются беседы, чтение художественной литературы, показ презентаций, наглядных пособий, образцов изделий.
Для выполнения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» используются следующие материалы и инструменты:
Основание для нанесения рисунка: листы бумаги ф.А 4, карточки-задания по темам, распечатанные на листах для ксерокса ф. А 4
Для нанесения и закрашивания элементов рисунка: карандаш Т, ТМ, цветные карандаши, фломастеры ластик, линейка, циркуль.
Для нанесения красок: кисть колонок № 1-3, акварельные краски или гуашь художественная, пестик, предназначенный для размешивания красок.
Для изготовления макета: ватман, стойка из ДСП, клей ПВА
Основными критериями успешного освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму борецкой росписи;
Знает цветовую гамму борецкой росписи, но иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму борецкой росписи.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы борецкой росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы борецкой росписи, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы борецкой росписи с искажением, а сложные не удаются;
Пояснение: простые элементы – это завиток, прямая линия, круг, дуга; сложные элементы – это дуга с горошинами, капелька, трёхлопастной лист, цветы.
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок видит полностью всю композицию, может выделить простые и сложные элементы и связки борецкой росписи;
Ребенок видит часть композиции, выделяет не все элементы и связки борецкой росписи;
Путается в составляющих частях композиции с использованием борецкой росписи.
5. Самостоятельность выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
На основании данных критериев выделяются следующие уровни освоения данных дидактических заданий:
Высокий уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму борецкой росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит полностью всю композицию; используя простые и сложные элементы борецкой росписи; может самостоятельно выполнить работу.
Хороший уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть композиции; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к борецкой оосписи, называет не все цвета борецкой росписи (не менее 3), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; с трудом понимает принципы построения композиции. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к борецкой росписи, не знает цветовую гамму борецкой росписи (может назвать 1-2 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Дидактическое задание №1
«ВЫПОЛНИ ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Цель: Осваивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, учить приёмам прорисовывания прямых, волнистых, ломаных линий, кругов и т.д., развивать воссоздающее воображение и мелкую моторику руки.
Задание: Выполнить упражнение по прорисовке завитков, дуг, линий, кругов, капель кистью акварельными (или гуашевыми) красками на бумаге.
Самоконтроль: Правильная постановка руки при прорисовки элементов в соответствии с личным показом наставника. Правильная подготовка красок и кисти для работы.
Дидактическое задание №2
«РАСКРАСЬ И СОБЕРИ ЦЕПОЧКУ»
(Приложение 1)
Цель: Учить детей умению выделять части и составлять целое, закрепить знания и умения по прорисовке основных элементов борецкой росписи и их связок, развивать творчество и воображение, и мелкую моторику руки.
Задание: 1. Раскрасить фломастерами связки элементов на ламинированных карточках в соответствии с обозначением:
- По точкам - обвести контур рисунка
- По контуру – раскрасить элементы фломастерами (трилистник-красный, душка с горошинами - коричневая и оранжевая)
2. Собрать карточки в цепочку в соответствии с технологической последовательностью выполнения борецкой росписи (рисунок связки элементов, заливка цветом, обводка элементов) (Приложение 1).
Самоконтроль: Правильная прорисовка связки элементов и их заливка цветом, сборка цепочки в соответствии с технологической последовательностью.
Дидактическое задание №3
«ДОРИСУЙ ПОЛОВИНКУ»
Цель: Закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов и композиций в борецкой росписи, учить основным приемам рисования симметричных узоров, способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Задание: Дорисовать фломастером по ламинированной поверхности изображение «Древо жизни» (её вторую половинку), ориентируясь на образец первой половинки.
Самоконтроль: Соответствие полученного изображения первой части изображения «Древо жизни» (симметричность , разница в размере нижних (больше) и верхних (меньше) дуг и листиков).
Дидактическое задание №4
«РАСКРАСЬ КОМПОЗИЦИЮ В КВАДРАТЕ»
Цель: Знакомить с цветовой гаммой борецкой росписи, развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения в заливке элементов акварельными красками.
Задание: Рассмотреть и раскрасить композицию в квадрате акварельными красками в соответствии с обозначением.
Самоконтроль: Правильная заливка элементов цветом акварельными красками, в соответствии с обозначением. Соблюдая последовательность заливки от светлого цвета к тёмному (жёлтый, красный, зелёный).
Обозначения:
/ - красный
0 -жёлтый
+ - зелёный
Дидактическое задание №5
«ОБВЕДИ ПО ТРАФАРЕТУ И РАСКРАСЬ КОМПОЗИЦИЮ В КРУГЕ»
Цель: Способствовать становлению формообразующих движений руки, закрепить цветовую гамму борецкой росписи, развивать координацию глаза и руки.
Задание: 1. Рассмотреть композицию на образце, перенести рисунок по трафарету на основание,
2. Выполнить закрашивание и обводку элементов цветными карандашами в соответствии с образцом.
Самоконтроль: Точное нанесение направляющих линий композиции по трафарету, правильная прорисовка композиции карандашом, заливка, обводка элементов цветом, в соответствии с образцом.
Дидактическое задание №6
«СОБЕРИ СЮЖЕТНУЮ КОМПОЗИЦИЮ «ВЫЕЗД»»
Цель: Развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента борецкой росписи, учить составлять целое из частей, развивать воссоздающее воображение.
Задание: Составить изображение сюжетной композиции «Выезд» из отдельных частей.
Самоконтроль: Правильное соотношение частей изображения к целому образу композиции.
Дидактическое задание №7
«ВЫПОЛНИТЬ КОМПОЗИЦИЮ «ПРЯЛКА»
Цель: Закрепить знания и умения об элементах, связках, сюжетах, цветовой гамме, составлению композиции в соответствии с технологической особенностью борецкой росписи.
Задание: 1.Рассмотреть основу макета прялки. Раскрасить рисунок на карточке-задании фломастерами в соответствии с технологической последовательностью (Таблица1, Приложение 1).
2. Собрать части композиции «Прялка» в единое целое и приклеить на основу макета.
Самоконтроль №4 Правильное выполнение композиции в соответствии с технологической последовательностью, ориентируясь на готовый образец.
Таблица 1
Детали макета прялки (раздаточный материал: карточки-задания) | Основание макета прялки |
|
|
Список информационных источников
- Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М.; 1970.
- В.А.Барадумен. Народная роспись по дереву. Пермь; 1987.
- В.М.Вишневская. По материалам экспедиции. Народное искусство Архангельской области. НМИ ХП. Вып.1; 1957.
- Н.К.Величко. Роспись (техника, приемы, изделия). М.; 1999.
- Л.А.Изметьева. Мезенская роспись. Архангельск; 1992.
- О.В.Круглова. Народная роспись Северной Двины. М.; 1987.
- В.И.Палугина. Роспись древней Уфтюги. Журнал «Народное творчество», № 1-2, 1993.
- В.Н.Полунина. Одолень-трава (житейское воспитание детей и подростков). М.; 1989.
- Л.А.Пузенкова. Шенкурская роспись. Архангельск; 1995.
- И.П.Работнова. Народное искусство Архангельской области. – В кн. Труды НИИ ХП. Вып.1.М.; 1962.
- М.С.Соколова. Художественная роспись по дереву. М.; 2002.
- Л.Ф.Тимофеева. Уфтюжская роспись. Архангельск; 2000.
- А.Ф.Тимофеева. Крестьянская роспись мастеров Борка. Архангельск; 2004.
- Т.М.Кольцова, В.Г.Кондратьева, М.Н.Мильчик. Крестьянская живопись Поважья. М.; 2003.
- http://artorbita.ru/tipy_rospisi/boretckaya/boretckaya.html;
- http://rospisboretskaya.ru/about.htm;
- http://www.artborok.ru/index.php/2010-03-31-19-20-04;
- http://gorod.tomsk.ru/index-1288258394.php
Приложение 1
Технологический процесс выполнения борецкой росписи
на деревянной поверхности
№ | Наименование операции | Рисунок (эскиз) | Инструменты и материалы | Инструктивные указания |
1 | Визуальный осмотр. Подшли-фовка изделия | Наждач-ная бумага № 0; 1 | Изделие шлифуется вдоль волокон древесины | |
2 | Нанесение рисунка карандашом | Простой карандаш Т; ТМ, линейка, резинка, циркуль, калька | Найти центр, равномерно рас-пределить орнамент по всей поверхности изделия, используя кальку | |
3 | Заливка желтым цветом | Гуашь желтая, кисти №2,№3 | Развести краски до нужной конси-стенции, равномер-но нанести цвет на определенные элементы росписи | |
4 | Заливка оранжевым цветом | Гуашь оранжевая, кисти №2, №3 | Равномерно, плавными движениями нанести цвет по определенным элементам росписи | |
5 | Заливка основным красным цветом | Гуашь красная, кисти №2, №3 | Равномерно нанести цвет по элементам росписи | |
6 | Заливка дополнительными цветами: коричневый, синий, зеленый | Гуашь коричневая, синяя, зеленая, кисти №2, №3 | Равномерно нанести цвета по определенным элементам росписи | |
7 | Обводка черным цветом. Подчистка и лакировка изделия. | Гуашь черная, кисть №1 | Выполнить контурную и внутреннюю обводку элементов и связок |
Приложение 2
Презентация по теме «Борецкая роспись»
( в папке - приложение)
Приложение 3
Фотоотчёт
о результатах проведения занятий с использованием
дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема "Использование дидактических заданий на прогулке"
Взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает выполнять обследовате...
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Цель. Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей.Дидактический материал. Карточки с изображением различных роспи...
Дидактическое задание "Собери системный блок"
Дидактическое задание "Собери системный блок" разработано для детей старшего дошкольного возраста по информатике с целью закрепления пройденного материала по теме "Системный блок"....
Дидактическое задание "Собери настольный компьютер"
Дидактическое задание "Собери настольный компьютер" разработано по информатике для детей старшего дошкольного возраста с целью закрепления пройденного материала "Настольный компьютер&qu...
Дидактическая игра-лото "Народная роспись"
Игра-лото для детей дошкольного возраста с разрезными картинками....
«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого ...
Дидактическая игра лото "Узнай роспись"
Дидактическая игра лото «Узнай роспись»Цель игры: Приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.Задачи игры: Закрепить знания о видах народно...