Дидактические задания по теме "БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ"
методическая разработка (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
«ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 116 «ЗАГАДКА»
163015 г. Архангельск, ул. Калинина, д. 19
Телефон: (8182) 61-24-72, 62-91-09, 62-10-20
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО ТЕМЕ «БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала воспитатель группы
МБДОУ № 116 «Загадка»
Грицко Юлия Александровна
Архангельск 2014
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Борецкая роспись по дереву является одной из самых ярких и выразительных видов декоративно-прикладного искусства Поморской культуры. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, расписанных борецкой росписью, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета и материала.
Характерным признаком орнамента борецкой росписи является его контурное, лаконичное решение. В своей основе борецкая роспись состоит из стилизованных растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Композиции, выполненные борецкой росписью, хорошо воспринимаются и осваиваются детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические задания по теме «Борецкая роспись» способствуют не только повышению уровня эстетического воспитания, но и приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре родного края.
Цель дидактических заданий: Приобщение к истокам Поморской культуры детей старшего дошкольного возраста посредством освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись».
Задачи, решаемые в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»:
- Изучение теоретической основы борецкой росписи.
- Формирование практических умений и навыков при прорисовывании элементов, связок, а также различных композиций борецкой росписи.
- Развитие творческого воображение, фантазии, внимания, положительных эмоций.
- Формирование эстетического вкуса, ценностного отношения к традициям Поморской культуры.
- Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
- Совершенствование мелкой моторики руки.
- Воспитание аккуратности и усидчивости.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение при выполнении дидактических заданий строится от простого к сложному. Обучение проходит в форме занятий. В процессе обучения данной технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом, связывать элементы борецкой росписи в единую композицию.
Сопутствующими педагогическими средствами в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются беседы, чтение художественной литературы, показ презентаций, наглядных пособий, образцов изделий.
Для выполнения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» используются следующие материалы и инструменты:
Основание для нанесения рисунка: листы бумаги ф.А 4, карточки-задания по темам, распечатанные на листах для ксерокса ф. А 4
Для нанесения и закрашивания элементов рисунка: карандаш Т, ТМ, цветные карандаши, фломастеры ластик, линейка, циркуль.
Для нанесения красок: кисть колонок № 1-3, акварельные краски или гуашь художественная, пестик, предназначенный для размешивания красок.
Для изготовления макета: ватман, стойка из ДСП, клей ПВА
Основными критериями успешного освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму борецкой росписи;
Знает цветовую гамму борецкой росписи, но иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму борецкой росписи.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы борецкой росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы борецкой росписи, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы борецкой росписи с искажением, а сложные не удаются;
Пояснение: простые элементы – это завиток, прямая линия, круг, дуга; сложные элементы – это дуга с горошинами, капелька, трёхлопастной лист, цветы.
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок видит полностью всю композицию, может выделить простые и сложные элементы и связки борецкой росписи;
Ребенок видит часть композиции, выделяет не все элементы и связки борецкой росписи;
Путается в составляющих частях композиции с использованием борецкой росписи.
5. Самостоятельность выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
На основании данных критериев выделяются следующие уровни освоения данных дидактических заданий:
Высокий уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму борецкой росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит полностью всю композицию; используя простые и сложные элементы борецкой росписи; может самостоятельно выполнить работу.
Хороший уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть композиции; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к борецкой оосписи, называет не все цвета борецкой росписи (не менее 3), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; с трудом понимает принципы построения композиции. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к борецкой росписи, не знает цветовую гамму борецкой росписи (может назвать 1-2 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 662.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
«ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 116 «ЗАГАДКА»
163015 г. Архангельск, ул. Калинина, д. 19
Телефон: (8182) 61-24-72, 62-91-09, 62-10-20
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО ТЕМЕ «БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала воспитатель группы
МБДОУ № 116 «Загадка»
Грицко Юлия Александровна
Архангельск 2014
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Борецкая роспись по дереву является одной из самых ярких и выразительных видов декоративно-прикладного искусства Поморской культуры. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, расписанных борецкой росписью, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета и материала.
Характерным признаком орнамента борецкой росписи является его контурное, лаконичное решение. В своей основе борецкая роспись состоит из стилизованных растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Композиции, выполненные борецкой росписью, хорошо воспринимаются и осваиваются детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические задания по теме «Борецкая роспись» способствуют не только повышению уровня эстетического воспитания, но и приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре родного края.
Цель дидактических заданий: Приобщение к истокам Поморской культуры детей старшего дошкольного возраста посредством освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись».
Задачи, решаемые в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»:
- Изучение теоретической основы борецкой росписи.
- Формирование практических умений и навыков при прорисовывании элементов, связок, а также различных композиций борецкой росписи.
- Развитие творческого воображение, фантазии, внимания, положительных эмоций.
- Формирование эстетического вкуса, ценностного отношения к традициям Поморской культуры.
- Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
- Совершенствование мелкой моторики руки.
- Воспитание аккуратности и усидчивости.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение при выполнении дидактических заданий строится от простого к сложному. Обучение проходит в форме занятий. В процессе обучения данной технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом, связывать элементы борецкой росписи в единую композицию.
Сопутствующими педагогическими средствами в процессе освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются беседы, чтение художественной литературы, показ презентаций, наглядных пособий, образцов изделий.
Для выполнения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» используются следующие материалы и инструменты:
Основание для нанесения рисунка: листы бумаги ф.А 4, карточки-задания по темам, распечатанные на листах для ксерокса ф. А 4
Для нанесения и закрашивания элементов рисунка: карандаш Т, ТМ, цветные карандаши, фломастеры ластик, линейка, циркуль.
Для нанесения красок: кисть колонок № 1-3, акварельные краски или гуашь художественная, пестик, предназначенный для размешивания красок.
Для изготовления макета: ватман, стойка из ДСП, клей ПВА
Основными критериями успешного освоения дидактических заданий по теме «Борецкая роспись» являются:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму борецкой росписи;
Знает цветовую гамму борецкой росписи, но иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму борецкой росписи.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы борецкой росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы борецкой росписи, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы борецкой росписи с искажением, а сложные не удаются;
Пояснение: простые элементы – это завиток, прямая линия, круг, дуга; сложные элементы – это дуга с горошинами, капелька, трёхлопастной лист, цветы.
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок видит полностью всю композицию, может выделить простые и сложные элементы и связки борецкой росписи;
Ребенок видит часть композиции, выделяет не все элементы и связки борецкой росписи;
Путается в составляющих частях композиции с использованием борецкой росписи.
5. Самостоятельность выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
На основании данных критериев выделяются следующие уровни освоения данных дидактических заданий:
Высокий уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму борецкой росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит полностью всю композицию; используя простые и сложные элементы борецкой росписи; может самостоятельно выполнить работу.
Хороший уровень.
Проявляет интерес к борецкой росписи, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть композиции; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к борецкой оосписи, называет не все цвета борецкой росписи (не менее 3), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; с трудом понимает принципы построения композиции. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к борецкой росписи, не знает цветовую гамму борецкой росписи (может назвать 1-2 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Дидактическое задание №1
«ВЫПОЛНИ ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Цель: Осваивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, учить приёмам прорисовывания прямых, волнистых, ломаных линий, кругов и т.д., развивать воссоздающее воображение и мелкую моторику руки.
Задание: Выполнить упражнение по прорисовке завитков, дуг, линий, кругов, капель кистью акварельными (или гуашевыми) красками на бумаге.
Самоконтроль: Правильная постановка руки при прорисовки элементов в соответствии с личным показом наставника. Правильная подготовка красок и кисти для работы.
Дидактическое задание №2
«РАСКРАСЬ И СОБЕРИ ЦЕПОЧКУ»
(Приложение 1)
Цель: Учить детей умению выделять части и составлять целое, закрепить знания и умения по прорисовке основных элементов борецкой росписи и их связок, развивать творчество и воображение, и мелкую моторику руки.
Задание: 1. Раскрасить фломастерами связки элементов на ламинированных карточках в соответствии с обозначением:
- По точкам - обвести контур рисунка
- По контуру – раскрасить элементы фломастерами (трилистник-красный, душка с горошинами - коричневая и оранжевая)
2. Собрать карточки в цепочку в соответствии с технологической последовательностью выполнения борецкой росписи (рисунок связки элементов, заливка цветом, обводка элементов) (Приложение 1).
Самоконтроль: Правильная прорисовка связки элементов и их заливка цветом, сборка цепочки в соответствии с технологической последовательностью.
Дидактическое задание №3
«ДОРИСУЙ ПОЛОВИНКУ»
Цель: Закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов и композиций в борецкой росписи, учить основным приемам рисования симметричных узоров, способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Задание: Дорисовать фломастером по ламинированной поверхности изображение «Древо жизни» (её вторую половинку), ориентируясь на образец первой половинки.
Самоконтроль: Соответствие полученного изображения первой части изображения «Древо жизни» (симметричность , разница в размере нижних (больше) и верхних (меньше) дуг и листиков).
Дидактическое задание №4
«РАСКРАСЬ КОМПОЗИЦИЮ В КВАДРАТЕ»
Цель: Знакомить с цветовой гаммой борецкой росписи, развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения в заливке элементов акварельными красками.
Задание: Рассмотреть и раскрасить композицию в квадрате акварельными красками в соответствии с обозначением.
Самоконтроль: Правильная заливка элементов цветом акварельными красками, в соответствии с обозначением. Соблюдая последовательность заливки от светлого цвета к тёмному (жёлтый, красный, зелёный).
Обозначения:
/ - красный
0 -жёлтый
+ - зелёный
Дидактическое задание №5
«ОБВЕДИ ПО ТРАФАРЕТУ И РАСКРАСЬ КОМПОЗИЦИЮ В КРУГЕ»
Цель: Способствовать становлению формообразующих движений руки, закрепить цветовую гамму борецкой росписи, развивать координацию глаза и руки.
Задание: 1. Рассмотреть композицию на образце, перенести рисунок по трафарету на основание,
2. Выполнить закрашивание и обводку элементов цветными карандашами в соответствии с образцом.
Самоконтроль: Точное нанесение направляющих линий композиции по трафарету, правильная прорисовка композиции карандашом, заливка, обводка элементов цветом, в соответствии с образцом.
Дидактическое задание №6
«СОБЕРИ СЮЖЕТНУЮ КОМПОЗИЦИЮ «ВЫЕЗД»»
Цель: Развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента борецкой росписи, учить составлять целое из частей, развивать воссоздающее воображение.
Задание: Составить изображение сюжетной композиции «Выезд» из отдельных частей.
Самоконтроль: Правильное соотношение частей изображения к целому образу композиции.
Дидактическое задание №7
«ВЫПОЛНИТЬ КОМПОЗИЦИЮ «ПРЯЛКА»
Цель: Закрепить знания и умения об элементах, связках, сюжетах, цветовой гамме, составлению композиции в соответствии с технологической особенностью борецкой росписи.
Задание: 1.Рассмотреть основу макета прялки. Раскрасить рисунок на карточке-задании фломастерами в соответствии с технологической последовательностью (Таблица1, Приложение 1).
2. Собрать части композиции «Прялка» в единое целое и приклеить на основу макета.
Самоконтроль №4 Правильное выполнение композиции в соответствии с технологической последовательностью, ориентируясь на готовый образец.
Таблица 1
Детали макета прялки (раздаточный материал: карточки-задания) | Основание макета прялки |
|
|
Список информационных источников
- Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М.; 1970.
- В.А.Барадумен. Народная роспись по дереву. Пермь; 1987.
- В.М.Вишневская. По материалам экспедиции. Народное искусство Архангельской области. НМИ ХП. Вып.1; 1957.
- Н.К.Величко. Роспись (техника, приемы, изделия). М.; 1999.
- Л.А.Изметьева. Мезенская роспись. Архангельск; 1992.
- О.В.Круглова. Народная роспись Северной Двины. М.; 1987.
- В.И.Палугина. Роспись древней Уфтюги. Журнал «Народное творчество», № 1-2, 1993.
- В.Н.Полунина. Одолень-трава (житейское воспитание детей и подростков). М.; 1989.
- Л.А.Пузенкова. Шенкурская роспись. Архангельск; 1995.
- И.П.Работнова. Народное искусство Архангельской области. – В кн. Труды НИИ ХП. Вып.1.М.; 1962.
- М.С.Соколова. Художественная роспись по дереву. М.; 2002.
- Л.Ф.Тимофеева. Уфтюжская роспись. Архангельск; 2000.
- А.Ф.Тимофеева. Крестьянская роспись мастеров Борка. Архангельск; 2004.
- Т.М.Кольцова, В.Г.Кондратьева, М.Н.Мильчик. Крестьянская живопись Поважья. М.; 2003.
- http://artorbita.ru/tipy_rospisi/boretckaya/boretckaya.html;
- http://rospisboretskaya.ru/about.htm;
- http://www.artborok.ru/index.php/2010-03-31-19-20-04;
- http://gorod.tomsk.ru/index-1288258394.php
Приложение 1
Технологический процесс выполнения борецкой росписи
на деревянной поверхности
№ | Наименование операции | Рисунок (эскиз) | Инструменты и материалы | Инструктивные указания |
1 | Визуальный осмотр. Подшли-фовка изделия | Наждач-ная бумага № 0; 1 | Изделие шлифуется вдоль волокон древесины | |
2 | Нанесение рисунка карандашом | Простой карандаш Т; ТМ, линейка, резинка, циркуль, калька | Найти центр, равномерно рас-пределить орнамент по всей поверхности изделия, используя кальку | |
3 | Заливка желтым цветом | Гуашь желтая, кисти №2,№3 | Развести краски до нужной конси-стенции, равномер-но нанести цвет на определенные элементы росписи | |
4 | Заливка оранжевым цветом | Гуашь оранжевая, кисти №2, №3 | Равномерно, плавными движениями нанести цвет по определенным элементам росписи | |
5 | Заливка основным красным цветом | Гуашь красная, кисти №2, №3 | Равномерно нанести цвет по элементам росписи | |
6 | Заливка дополнительными цветами: коричневый, синий, зеленый | Гуашь коричневая, синяя, зеленая, кисти №2, №3 | Равномерно нанести цвета по определенным элементам росписи | |
7 | Обводка черным цветом. Подчистка и лакировка изделия. | Гуашь черная, кисть №1 | Выполнить контурную и внутреннюю обводку элементов и связок |
Приложение 2
Презентация по теме «Борецкая роспись»
( в папке - приложение)
Приложение 3
Фотоотчёт
о результатах проведения занятий с использованием
дидактических заданий по теме «Борецкая роспись»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-847819-1478847890.jpg)
Тема "Использование дидактических заданий на прогулке"
Взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает выполнять обследовате...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-15763-1473093945.jpg)
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Цель. Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей.Дидактический материал. Карточки с изображением различных роспи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-729956-1488092484.jpg)
Дидактическое задание "Собери системный блок"
Дидактическое задание "Собери системный блок" разработано для детей старшего дошкольного возраста по информатике с целью закрепления пройденного материала по теме "Системный блок"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-729956-1488092484.jpg)
Дидактическое задание "Собери настольный компьютер"
Дидактическое задание "Собери настольный компьютер" разработано по информатике для детей старшего дошкольного возраста с целью закрепления пройденного материала "Настольный компьютер&qu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-462163-1536950581.jpg)
Дидактическая игра-лото "Народная роспись"
Игра-лото для детей дошкольного возраста с разрезными картинками....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457302-1402932099.jpg)
«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1484824-1694844223.jpg)
Дидактическая игра лото "Узнай роспись"
Дидактическая игра лото «Узнай роспись»Цель игры: Приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.Задачи игры: Закрепить знания о видах народно...