Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
статья по рисованию (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
2 слайд
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы, педагоги, не откроем его детям, не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно легко, но точное название цвета, использование его как - опознавательного признака требуют особого целенаправленного обучения.
3 слайд
Исходя из выше сказанного, мы определили
цель: создать условия для формирования представлений о цветовосприятии у дошкольников.
4слайд
Задачи:
1. Развивать цветовосприятие
2. Обогащать словарь детей
3. Воспитывать умение играть без конфликтов
4. Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию цветовосприятия у детей
5. Подобрать цикл дидактических игр по развитию цветовосприятия
5 слайд
Гипотеза процесс формирования представлений о цветовосприятии у младших дошкольников будет эффективным, если:
-работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;
- будут использоваться различные средства формирования цвета.
6 слайд
Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего, необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета. Программное содержание «Познание» реализует задачи по формированию цветовосприятия. Строя свою работу по формированию цветовосприятия, я основывалась на работу выдающегося педагога НП Саккулину, которая рекомендует знакомить с детьми формирование цветовосприятия в процессе самой изодеятельности. Поэтому для дальнейшей работы по цветовосприятию определила следующие
методы и приёмы:
Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвет.
Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация
7 слайд
Как мы знакомим детей с цветовосприятием
Применяю и использую такие средства формирования цветовосприятия детей
как: дидактические игры и упражнения
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. Вначале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках
При ознакомлении детей с цветовой гаммой мы применяем следующие дидактические игры:
Радужный круг.
Собери радугу.
Цветной волчок.
Собери бусы для кукол
День и ночь.
Воздушные шарики
На основе практических действий по различению цвета и цветовых образов предметов ребенок учиться определять цвет «в уме», т.е. мысленно, уже прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит немедленное различение цвета.
8 слайд
Изобразительная деятельность
Очень увлекательно проходят занятия по смешению разных цветов. На занятии "Мы – волшебники" дети учились смешивать краски: смешали красную и желтую – получилась оранжевая, соединили синюю и красную – появилась фиолетовая краска. Мы стараемся создавать такие проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно находили бы решение: например, составить цветы оранжевого цветка из красных и желтых лепестков; нарисовать огурцы при наличии желтой и синей красок, нарисовать фиолетовую тучу с помощью красной и синей красок. На занятии "Цветущий луг" дети создавали живописную композицию с использованием 3-х основных цветов приёмом смешивания красок по сырому. Чтобы закрепить приёмы смешивания красок, с детьми играли в дидактическую игру "Приготовим куклам сок", где в прозрачных бутылочках смешивали воду разных цветов и получали желаемый цвет
На занятиях мы знакомим детей с системой цветов спектра, с последовательностью их расположения). В этой работе поможет картина с изображением радуги или радужный круг. Дети в игровой форме усваивают порядок расположения цветов в спектре, делят цвета радуги на тёплые и холодные. На этом этапе нами проведены следующие занятия: "Жаркое лето и холодная зима" (на одной части листа дети рисовали лето тёплыми цветами, на другой – зиму холодными цветами); На занятиях дети вспоминали и рассказывали о том, когда им было холодно, а когда жарко, что они при этом ощущали, например Доминика тёплые цвета связывала с солнцем, светом, радостью, а холодные – с пасмурной погодой, холодом, дождём, грустью
9 слайд
экскурсии, прогулки на природу.
Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток Постичь тайны цвета в занимательной и доступной форме игрового характера помогут экскурсии в парк, целенаправленные наблюдения в быту- осенний веночек, раскрасим снег, утренняя гимнастика «в мастерской художника», в завтрак разукрасим кашу вареньем
10 слайд
Ознакомление с искусством
Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство детей с искусством. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, Чтение стихотворений, подбор к ним живописных полотен. Создание с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строчкам
Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причём не навязчиво, дидактично, и это помогает запоминанию, например «Знакомство с художественными произведениями В.Сутеева «Три котёнка» и «Цыплёнок и утёнок».где
продолжаю формировать навыки рассматривания иллюстрации, соотнесения картинки с текстом. Рассказывала детям о труде художников – иллюстраторов: В.Конашевича, В.Лебедева,Е.Чарушина,Е.Рачёва.Ю.Васнецова - у него животные сказочные, похожи на игрушечных, в рисунках использует фон, украшает рисунки: ягодками, цветочками, травинками, грибочками. Дети знакомятся с произведениями Д. Кайгородова «Разноцветные кораблики», «Почему на кусте выросли грибы», Н. Сладкова из цикла «Осень», рассматривают иллюстрации произведений известных художников В. Фомичева, И. Левитана. На каждом занятии проходит календарная страничка, где дети рассказывают об изменениях в природе, которые они наблюдали, делают выводы на основе своих наблюдений А также знакомлю с народным декоративно – прикладное искусством например знакомлю с филимоновской игрушкой Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;
11 слайд
Предметно- развивающая среда
Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно на образцах. Очень важно посоветовать, какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить для их наряд. Ведь сочетание цветов в одежде может воспитывать и вкус, и безвкусицу
Огромное значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя его обозначение. Следует чаще пользоваться сравнениями, так как они вызывают в памяти знакомый образ, ярко его характеризует и ребёнок устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, что облегчает осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему
12 слайд
Игровая деятельность
В группе пользуются спросом игры для развития цветовосприятия- это
Дидактические игры: «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».уголок ряжания
Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Шаробросы и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия»,«Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик».
Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Разложи кукол в кроватки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики» ,«Подари куклам бантики», «Магазин» Кухня
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом»,«Найди свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок»,«Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики». «Краски»
Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.,лего Мягкий модуль
Игры-забавы: «Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка»,«Бубенчики», «Трещётки», «Заводные игрушки».
Для развития мелкой моторики
Пирамидки, окрашенные в основные цвета
Стержни для нанизывания с цветными кольцами
Объемные вкладыши
Матрешки
Доски – вкладыши
Рамки – вкладыши
Кубы с прорезями разной формы
Набор для завинчивания (коробка с крышками различного цвета и формы)
Рамка с застежками (шнуровка, пуговицы , крючки , кнопки )
Панно со съемными элементами
13 слайд
Интеграция образовательной области «Художественное творчество» поддерживает связь с другими образовательными областями:
Физическая культура– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности игра «Найди свой цвет» «Возьми флажок»,
Коммуникация - развитие умения рассказывать по картине, иллюстрации, закреплять умения объяснять
Социализация - совершенствовать знания о цвете в окружающем мире
Познание:
учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету;
соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету
Чтение художественной литературы формировать навыки цветовосприятия посредством рассматривания иллюстрации, соотнесения картинки с текстом. и художественным словом Подводила детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, дает оценку поступков героев. Обращала внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ.
Безопасность- формирование знаний о правилах дорожного движения. Игра «красный, желтый, зелёный», о безопасности в быту - Работа с рисунками: раскрашивание языков пламени свечи, керосиновой лампы, печки на картинке с интерьером сельской кухни.
14 слайд
Работу по восприятию цвета провожу с учетом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняла, а детям, трудно усваивающим материал, предлагала в облегченном варианте.
Провожу работу с родителями. Была организована консультация. Подробно рассказала родителям о содержании работы по формированию цветовосприятия, а также о том какая работа должна проводиться с детьми в семье.
Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению знаний о цвете. Показала родителям, как играть с детьми в эти игры.
Сделала папки-передвижки: «Сенсорное воспитание фундамент умственного развития детей», «Развивающие игры», где поместила практические советы.
Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на умственное развитие детей
15 слайд
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».
Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр
Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни
На сегодняшний день актуально стоит задача привить ребенку необходимость бытьздоровым, а значит, активным , дееспособным.Дошкольное учреждение призвано воспитать у дошкольника уважение к собственномуз...
игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста
Как мы можем помочь своему ребенку в развитии звуковой культуры речи......
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Данная статья будет полезна как родителям, так и педагогам....