Практико - ориентированный проект ""Удивительные возможности живописи"
проект по рисованию (подготовительная группа) по теме

Климова Анна Евгеньевна

 

Практико - ориентированный проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnye_vozmozhnosti_zhivopisi.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Всестороннее развитие дошкольников в процессе ознакомления с живописью.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями и вызвать у детей устойчивый интерес к живописи;
  2. Побудить родителей и детей к активному взаимодействию с педагогами, стимулируя желание искать дополнительную информацию по теме;
  3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование на учебный год);
  4. Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи   на всестороннее развитие ребенка.

 Тип проекта

По времени – долгосрочный;

Длительность проекта – сентябрь – апрель (2013-2014 уч.г.)

По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный;

По характеру контактов – внутригрупповой;

По количеству участников – коллективный;

Возраст детей – 5-6 лет;

Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители;

Продукт проектной деятельности – перспективное планирование, цикл занятий, материалы и дополнительная информация по теме.

Ожидаемые результаты

  1. Формирование у детей системы знаний о художниках и их произведениях;
  2. Систематизация методической информации;
  3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по ознакомлению детей с живопись;
  4. Систематическое использование в работе циклов занятий по ознакомлению детей с живописью;
  5.  Насыщение методической базы дополнительной информацией и материалами к занятиям по ознакомлению детей с живописью.

Основные этапы проекта

1 – создание практико – ориентированной проблемы

Придя на занятие по ознакомлению детей с живописью, выставляю репродукции с изображением осеннего пейзажа. По ходу занятия слушаем музыку, зачитываем отрывки из стихов, которые помогают восприятию живописной картины. Дети соотносят  музыкальные и литературные произведения с репродукцией и обосновывают свой выбор, но есть одна репродукция (Саврасов А.К., «Осень. Деревушка у ручья»), к которой нет подходящей музыки и стихотворения. Встает вопрос: «Что же делать?».

2 – выдвижение гипотез по разрешению проблемы

Дети предлагают привлечь библиотекаря, который еженедельно приходит к ним и попросить его помочь сделать подборку стихов об осени. А так же, обратиться к музыкальному руководителю с просьбой подобрать музыкальные произведения. Неожиданно Валя вспоминает, что не так давно ее сестра – школьница учила очень красивое стихотворение об осени и обещает попросить маму, чтобы она его нам записала и т.д.

3 – распределение на группы

После того как мы определились, что нам необходимо для дальнейшей работы, предлагаю  детям обсудить эту проблему дома с родителями и привлечь их к совместному поиску информации, а может быть и дополнению нашего плана решения проблемы. Тем самым, обсудив проблему и пути ее решения еще раз,  дети со своими родителями объединяются в микро-группы, для сбора необходимой информации.

4 – практическое разрешение проблемы:

-   создание фонотеки классической музыки, детских песен;

- подборка произведений литературы (рассказов и стихов), русского фольклора (пословицы и поговорки);

- подборка иллюстраций для рассматривания;

- выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду;

- экскурсии в Выставочный зал, Зимний сад КДЦ «Арктика»;

- прогулки и экскурсии;

- формирование электронного каталога произведений живописи;

- конкурс рисунков «Времена года»;

5 – представление результатов

Вся собранная, с помощью родителей, педагогов, библиотекаря  информация накапливалась, обобщалась и систематизировалась. После  обработки собранной информации:

 - написан перспективный план по ознакомлению детей с живописью, с указанием источников и подборкой дополнительных материалов;

- разработан ряд конспектов занятий: «О чем и как говорит живопись», «Краски вечерних пейзажей. Рассматривание картины И.И.Левитана «Летний вечер», «золотая осень. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень», «Такая разная осень. Рассматривание и сравнение пейзажных картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Октябрь» Е.Е.Волкова», «Зима» И.И.Шишкина» и др.;

- подготовлены тематические презентации: «Здравствуй осень золотая», «Приметы Осени», «Осень глазами художников», «Русская пейзажная живопись», «Натюрморт», «Первобытное искусство», «Пейзажная живопись. Русские художники пейзажисты» и др.;

- проведены консультация для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка: «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста», «Осень, воспетая поэтами и живописцами в произведениях искусства» и др.;

- семинар – практикум для педагогов «Природа зимы в произведениях художников»;

- тематическая неделя «Зимние забавы», «Осенние этюды»;

-  для родителей выставлялись папки – передвижки «поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др.;

- открытое занятие для родителей, с  применением собранной информации «Идет волшебница Зима…»;

- мониторинг обогащения знаний детей и уровня сформированности    представлений о живописи.

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2000. - №1. - С.8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»

5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение», 1969. – 111 с.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. -  160 с.

8. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

9. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.

10. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.

11. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

12. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.

13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с

14. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: «Просвещение», 1992. – 126 с., 16 л.ил.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей практико-ориентированного проекта

Тема «Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Практико-ориентированный проект для детей средней группы «Удивительный космос»

Практико-ориентированный проект для детей средней группы «Удивительный космос»...

28.04.2019 Практико-ориентированный проект «Удивительный космос»

Тип проекта: Практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, апрель 2019г. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Цель проекта: -Познакоми...

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...

Информационно – Практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»

Инфармационно-практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: "Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи"...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...