роль игровых приемов в изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) по теме

Садриддинова Татьяна Владимировна

 

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 2-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки -маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

  При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

    Проведённое исследование показало, что процесс формируемых знаний и умений в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста через использование игровых методов и приемов достаточно сложен. На первых этапах обучения знания о композиции носили не устойчивый, поверхностный характер.

Разработана система работы по развитию композиционных умений у детей младшего дошкольного возраста через использование игровых методов. Данная система была построена поэтапно и включала в себя комплекс занятий на разную тематику.

Нами выявлена роль композиции в развитии детского творчества. Это средство передачи своего замысла, какой – либо идеи, отображение окружающего мира в рисунке. А это благотворно влияет на развитие художественного творчества детей. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Представленная система работы с использованием игровых методов и приемов благотворно повлияла на развитие композиционных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведения искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисования, лепке, аппликации, изобразительного искусства) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

План Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.  Классификация методов обучения.  Методика использования приемов обучения в разны...

Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.Игровая деятельность ребенка всегда есть об...

Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у младших дошкольников

РОль игровых приемов в розвитии временных ориентировок у младших дошкольников...

«Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у детей 5 - го года жизни»

Процесс формирования представлений о времени у дошкольников будет успешным в том случае, если работа с детьми осуществляется в строгой последовательности с использованием разнообразных методов и прием...

Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов: «Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Игровые приемы в изобразительной деятельности. Консультация

Консультация "Игровые приёмы в изобразительной деятельности!...