Консультации для родителей и воспитателей
консультация по рисованию по теме

Сутурина Оксана Юрьевна

Данный материал поможет педагогам и родителям разглядеть в ребёнке творческую личность.Научит пользоваться нестандартными материалами в процессе рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 108»

муниципального образования г. Братска

Консультация для воспитателей

Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Составила:

Сутурина Оксана

Юрьевна,воспитатель.

г. Братск

2012

       Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут хуожниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.

Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д.

Для работы с детьми я наметила следующие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.
  2. Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.
  3. Совершенствовать технические умения и навыки.
  4. Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

На занятиях использую следующие принципы:

  1. От простого к сложному.
  2. Оптимальное соотношение известного к неизвестному.
  3. Определенный дефицит информации.
  4. Вызвать интерес.

На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане  организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения. Использую природный и бросовой материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т. д.)

Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем елку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 Мая – День Победы», «Строим волшебный город» и другие.

Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми, радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».

Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Об особенностях художественного стиля малышей»

     Все малыши изображают вроде бы одно и тоже: закорючки, линии, пятна, точки. Казалось бы вроде о каком индивидуальном стиле можно вести речь? Детский рисунок, даже без понятного для вас изображения, может многое рассказать о своем, возможно, еще не умеющем говорить, авторе.

     Дело в том, что в основе детского рисования лежит потребность ребенка в движении. У всех детей разный темперамент, различные особенности строения рук, зрения. Даже настроение в момент рисования может быть особым. Все это складывается в индивидуальный характер чирканья, мазюканья. Так формируется «авторский почерк» рисующего малыша, и они приоткроют вам его мир.

Способ нанесения мазков, штрихов.

— Сильные и решительные -активная и смелая натура;

— Ажурные каракули – чувственная и лирическая натура;

— Различные по способу нанесения – склонность к исследованию, экспериментатору, творчеству;

— Постоянно повторяющиеся – упрямство, твердая воля, приверженность к освоенным формам поведения;

Расположение каракулей на поверхности листа.

— Выходящие за поверхность листа не ориентированность на условия и обстоятельства действий;

— Концентрация значков в центре – стремление к устойчивости, порядку, открытости;

— Концентрация в углу – неуверенность, стремление уйти, спрятаться;

— Равномерное заполнение листа – чувство решительности и комфорта;

— Динамичное расположение групп каракулей на листе, разнообразие графических элементов, ритмичное их чередование, достижение законченного равновесия свидетельствуют о композиционных и творческих способностях ребенк

Цветовые предпочтения.

— По рисункам маленьких детей не нужно торопиться с психологическими выводами относительно частого использования того или иного цвета. Цвет изначально может привлечь ребенка как объект эксперимента. Увлечение одним цветом может через некоторое время смениться другим. Хотя некоторые исследователи детского творчества считают, что на выбор цветовой гаммы даже у самых маленьких детей может влиять настроение, например, плохая погода за окном.

Особенности стиля общения в творчестве:

Для маленьких детей рисование имеет смысл только вместе со словами, жестами мимикой, т. е. всем тем, что сопровождает процесс рисования и выражается в совместной со взрослыми деятельности. Включение речи и общения в художественную деятельность активизирует развитие мышления ребенка.

Однако существует категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в одиночестве и очень настороженно воспринимают вмешательство взрослого в свой художественный мир. Относитесь с уважением к требованиям малыша. Выражайте свой интерес к деятельности ребенка, не пытайтесь показать, как надо рисовать правильно, если ребенок об этом не просит. Или просто рисуйте рядом с вашим крохой.

И все-таки большая часть детей предпочитает контактировать со взрослыми при совместном рисовании.

- В речевом общении психологи выделяют так же два типа нормально развивающихся детей:

«Лидеры» «Говоруны» рано начинают говорить, отличаются повышенной активностью и живым интересом к происходящему. Даже в общении со взрослым такой малыш может выступать лидером. Такому ребенку нужно дать все потрогать и попробовать самому. Взрослый необходим ему как понимающий слушатель помощник в реализации идей.

«Наблюдатели» «Молчуны» поздно начинают говорить, склонны к созерцательности. Они с удовольствием будут следить за рисованием взрослого, сами при этом выступают в роли слушателя. Для них важна спокойная обстановка. Выбрав одну технику или прием, они осторожно переключаются на другие, им нужно дать время для адаптации. Взрослым нужно быть внимательным с таким ребенком, чутко реагировать на возникающие у него сложности, пытаться помочь, чтобы малыш не замкнулся в себе.

Для создания ребенку условий для творчества родителям нужно:

— Ненавязчиво предлагать ребенку различные материалы и инструменты для исследования;

- Показывать примеры творческого использования материалов и уметь подхватывать открытия самого ребенка;

— Эмоционально поддерживать ребенка к исследованиям;

— Вовремя менять вид деятельности, если видите, что у малыша пропадает интерес к занятию;

Для облегчения уборки помещения и сохранения ребенка в относительно приличном виде после процесса творчества советуем принять меры предосторожности:

— Убрать из детской мастерской дорогостоящие ковры;

— Застелить рабочую поверхность стола клеенкой;

— Одеть на маленького художника фартук или папину старую рубашку задом наперед, предварительно подогнав по росту длину рукавов, а так же перешив пуговицы.

— Не забудьте о рабочей одежде и для себя;

— Смешивая краску с водой, добавьте немного средства для мытья посуды. Если ребенок испачкает одежду краской, то пятно сразу смоется;

— Не оставляйте ребенка наедине с краской;

— Имейте под рукой влажную и сухую тряпочки, чтобы вытирать ребенка в процессе творчества или быстро затереть пролитую воду или краску;

— Приучайте ребенка к постоянной последовательности творческого процесса: подготовка к занятию, само «творчество», уборка;

— Лучше не использовать для занятий обеденный стол, ведь большая часть художественных материалов несъедобна, и хорошо если малыш это сразу усвоит;

— Художественные материалы лучше хранить в недоступном для ребенка месте и доставать по началу только те, которые будут необходимы на занятии. Но когда ребенок подрастет, предоставьте ему возможность выбирать материалы.

Для удовлетворения собственного чувства законченности творческой деятельности вы можете следовать следующим правилам:

— Маленькие художники работают супербыстро. Поэтому нужно вовремя вынимать у создателя произведение, если вам кажется, что получилось что-то интересное, поменяв его на чистый лист бумаги.

— Время от времени обращайте внимание на работы ребенка. Показывайте их приходящим в гости родственникам и знакомым. Так, постепенно, вы будете формировать у ребенка чувство значимости собственных произведений.

— Если вы решите сохранять все, что ваш ребенок нарисует, то увидите, тот прогресс, который приходит с возрастом.

— Фотографируйте или снимайте на видео рисующего малыша. Возможно, ребенок будет и сам живописным творением в результате творческих игр.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Нетрадиционные приёмы рисования с детьми 2-3 лет"

Я рисую - руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.

В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,

Получаются мордашки и детишки-замарашки!

    Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием.

В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.

   Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.

Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

    Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

    Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

     Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

    Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются.

    Существует много техник использования этих красок, которые можно освоить с малышом.


Рисуем ладошками

     Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.

      Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

     С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.

Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.

Рисуем пальчиками.

    Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно.

   Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.

Штампы

    В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их самому, В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их самому, например, из обычных губок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно например, из обычных губок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно использовать листья и цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Покажите ребенку, как нужно обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

     Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кисточкой. Малышу наверняка придется по вкусу такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчика с краской на листе расплывается такое красивое пятно. Также в такой технике рисовать можно на бумаге, прикрепленной к мольберту или к окну. В этом случае краски будут стекать вниз.

    Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на    лист и размазывать их руками – получаются очень красивые картины.

     Рисовать пальчиковыми красками можно и на кафеле в ванной. Это очень удобно для тех родителей, которые боятся, что малыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и перемазанное чадо тут же сразу можно ополоснуть. Не забудьте только сфотографировать произведение, чтобы было, что показать остальным членам семьи, похвала, как для детей, так взрослых является мощным стимулом продолжения начатой деятельности.

На Западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчиками малышей! Эти картины напоминают картины художников-импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, клише, внутренними и внешними установками. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота! Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

Давайте поможем нашим детям не растерять своих, природой заложенных талантов!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

     В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. 

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» - бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.

    Детское творчество - целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.

    Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.

    К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п.

   Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше.                  Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

    Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

    Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

   Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«БЕСЕДА С ДЕТЬМИ ПО КАРТИНЕ»

   В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.
Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.
Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д.         Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.
  Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.
Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

  • Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?
  • Как он относился к героям произведения?
  • Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?
  • Какие чувства автор хотел вызвать у зрителя?
  • Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?
  • Похожи ли эти картины по цвету?
  • Почему не похожи? И т.д.

    Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».
  Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и «Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.
   Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

  • Рассмотри картины и назови их одним словом. Заранее подготовьте подборки картин-репродукций, фотографий разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).
  • Кто художник? Покажите произведения ( 2-4) нескольких художников, ребенок пусть назовет их авторов.
  • Кто больше заметит и назовет. Заранее разместите по комнате репродукции картин художников, а в другой раз расставьте народные игрушки, затем другие изделия народных мастеров.
  • Назови, кому что нужно. Называйте сами человека творческой профессии: музыкант, художник, писатель и другие, или показывайте соответствующую картинку, а ребенок называет, что каждому нужно для работы.
  • Назови, кто это создал. Показывайте (последовательно) книгу, ноты, картину, а ребенок называет творца (профессию, если знает, и фамилию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...