Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников
учебно-методический материал по рисованию по теме
Дидактичесике игры «Не ошибись», «Подбери листок», «Кому что», «Что я видел», «Почтальон принесет письма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития речи
Младший дошкольный возраст
Название игры | Дидактическая задача | Правила игры | Игровое действие | Содержание | Роль воспитателя | Примечание |
«Угадай, кто позвал» | Развитие слухового восприятия, внимания, сдержанности | Отгадывающий должен на слух определить и назвать имя позвавшего его. Отгадывающий не должен поворачиваться и смотреть, кто позвал. | Отгадать, кто позвал. | Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель вызывает к себе Машу (ставит его спиной к играющим). Жестом подзывает Олю, которая, подойдя, зовет: «Маша». Если Маша отгадает, то садится на свое место, а отгадывать будет Оля. | Вызывать больше детей, у которых не достаточно развиты тормозные процессы, застенчивых. Если ребенок затрудняется на слух определить, кто его позвал, тогда сидящие дети должны сказать, во что одета Оля или еще какие-то, присущие ей одной, качества. | Когда дети хорошо научатся узнавать по голосу на слух, можно ввести усложнение (роль петушков и мишек). Игрушка создает интерес к игре. |
«Лошадки» | Закрепление произношения звука «р» |
| Езда на «лошадках» | Лошадки (дети) стоят в конюшне(место, отгороженное стульчиками). Дети-кучера приходят запрягать лошадок. Ведущий раздвигает два стульчика (ворота), кучера произносят нараспев: «Стук-хлоп, трата-та, растворились ворота, выезжали со двора. Но, поехали!» Подъезжают к воротам, едут по кругу. Лошадки щелкают языком, изображая топот копыт: «Цок-цок, цок». Кучера покрикивают: «Но, «тпру» | Воспитатель создает в начале игры эмоциональный настрой у детей. Подбирает необходимое оборудование (маски лошадей, вожжи) для всех участников игры. Добивается от детей четкого, громкого произношения звуков, которые надо закрепить. | |
«Кто как кричит» | Упражнение в правильном произношении звуков родного языка. Воспитание внимания, сосредоточенности. | Прокричать так, как кричит изображаемое животное, птица. | Отгадывание по звуку, какое животное живет в домике. | Дети прячутся в домики. Отгадывающий подходит к домику и спрашивает: « Кто здесь живет?» « Лошадка» отвечает « иго -го». «Корова» - «му - му» | Создает эмоциональную обстановку в игре. «Домики» могут быть построены из строительного материала или просто отгорожены стульчиками |
Средний возраст
Название игры | Дидактическая задача | Правила игры | Игровое действие | Содержание | Роль воспитателя | Примечание |
«Громкая и тихая музыка» | Развитие слухового восприятия. Воспитание внимания. Закрепление словаря | Внимательно слушать мелодию. Найти спрятанный предмет и назвать его | Отыскивание предмета | Один из играющих выходит из комнаты, в это время остальные дети прячут какой-нибудь предмет. Когда вошедший начинает искать предмет, играющие запевают всем знакомую мелодию. Если идущий приближается к спрятанному предмету – мелодия звучит сильнее и наоборот. внимательно вслушиваясь в звучание мелодии, идущий угадывает, где спрятан предмет. Находит спрятанный предмет и называет его | Учить детей вслушиваться в звучание мелодии песни. Подбирать предметы в соответствии требованиям программы, которые стоят на этот отрезок времени. Учить детей вслушиваться в звучание песни, мелодии. | |
«Подбери пару» | Активизация словаря | Подбирать карточки с одинаково расположенными фруктами и назвать их | Найти нужный предмет | На стол кладутся карточки с изображением фруктов (яблок, слив, клубники, вишни).Фрукты расположены по-разному. Дети подбирают пары и называют фрукты | Воспитатель добивается правильного называния фруктов и обозначения, словом расположения их в пространстве | |
«Почтальон принесет письма» | Развитие связной речи. Воспитание внимания | Составить рассказ по открытке так, чтобы играющие узнали, какое это время года | Исполнение роли почтальона (по очереди) | Почтальон приходит к детям с сумкой и раздает всем детям открытки. Получив открытку, ребенок, не показывая ее другим детям, рассказывает об изображенном на ней. Остальные дети должны узнать по рассказу, какое время года изображено на открытке | Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы на них были изображены разные времена года | |
« Найди своего товарища» | Развитие речи. Воспитание внимания | Внимательно следить за описанием одежды товарища. Уметь соотнести рассказ с тем, кого они загадали | Отгадать кого дети загадали | Один ребенок выходит из комнаты, оставшиеся договариваются, как будут рассказывать. Вошедший спрашивает: «Вы не видели моего товарища?» Дети описывают одежду загаданного товарища, его характер, а вошедший должен угадать его имя | Внимательно следить за выполнением детьми правил игры. Правильно составлять описание одежды загаданного ребенка. Вначале то, что резко бросается в глаза, а потом и особенности его характера. Отметить его положительные и отрицательные стороны | В игре можно договориться о том, чтобы рассказывать не только про одежду, но и его отношениях к детям |
«Разведчики» | Закрепление и активизация словаря. Воспитание внимания, самостоятельности | Каждый ребенок, найдя предмет, должен назвать его и сказать, для чего предмет нужен | Отыскивание предметов | Воспитатель заранее прячет предметы в групповой комнате. Дети разыскивают их и называют. | В начале игры воспитатель создает эмоциональную обстановку, заинтересовывает детей игрой. В доступной форме рассказывает, кто такие разведчики. «Вот мы посмотрим, как вы сумеете быть разведчиками» и т. д. Для игры подбираются те предметы, названия которых надо закрепить. |
Старший дошкольный возраст
Название игры | Дидактическая задача | Правила игры | Игровое действие | Содержание | Роль воспитателя | Примечание |
«Что я видел» | Развитие связной речи. Воспитание внимания, развитие памяти | Внимательно рассмотреть карточку и запомнить, что там нарисовано. Следить за рассказом детей. Дополнить упущенное и исправить искаженное. | Удержать в памяти виденное и потом словесно передать | Ребенок берет одну из карточек, лежащих вниз рисунками, и, посмотрев на нее, передает другому. Затем карточка передается ведущему и кто - либо из детей рассказывает, что изображено на ней, другие дополняют | Вначале подбираются карточки с небольшим сюжетом, а потом постепенно сюжет усложняется | |
«Не ошибись» | Активизация словаря, логического мышления, внимания | Бросивший мяч называет овощ или фрукт. Поймавший должен сказать, где он растет | Ловля мяча | Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и называет: «Лук», поймавший отвечает: «Огород». Ребенок, который ошибается, платит фант | Создает эмоциональную обстановку. Вначале игры называет овощи и фрукты, хорошо знакомые детям, а потом такие которые редко встречаются в жизни детей, но им о них говорили | Продумайте заранее, о чем надо будет спросить детей, которые неправильно отвечали, т. е. чьи фанты будут собраны |
«Подбери листок» | Закрепление знаний о растениях. Воспитание, сосредоточенности. Развитие мышления | Следить за названием листа; найти на карте плод или цветок дерева, которому они принадлежат. Поднять руку и назвать это растение. Получив лист, закрыть клетку в большой карте | Выигрыш | Карты с изображением цветов и плодов раздаются детям. Картинки и контрольные таблицы остаются у воспитателя, причем картинки с изображением листьев должны быть разобраны по одинаковым рисункам, например все картинки с изображением листка березы складываются вместе. Воспитатель, показывая рисунок листа, спрашивает: «Кому нужен лист берёзы, дуба, клена?» и т. д. После этого воспитатель раздает поднявшим руки карточки с изображением листьев данного растения. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту | Воспитатель подбирает растения в соответствии с требованиями программы | К разбору листьев могут быть привлечены накануне отдельные дети |
Подготовительная к школе группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в воспитании и обучении детей
Дидактическая игра помогает детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и вне их. Каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие задачи. В то же время все игры выстроены так, ...
Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр осуществля...
Дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников
Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значени...
Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.
Статья полезна воспитателям и родителям дошкольника...
Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.
Освещение роли дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»...
Дидактические игры, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. «Полслова за вами» Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас,развивать фонематический слух...