Дидактические игры, используемых в процессе обучения дошкольников
консультация по логопедии

 Игра 1.       «Полслова за вами»

      Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас,
развивать фонематический слух.
      Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета),
обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определен-ным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может прово-диться в парах и фронтально.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры по логопедии70 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе

обучения дошкольников

 Игра 1.       «Полслова за вами»

      Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас,

развивать фонематический слух.

      Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета),

обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2.  «Опиши предмет»

      Цель:      Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов»,

формирование умения угадывать предмет по его признакам.

      Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3.  «Я знаю»

      Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса,

развитие наблюдательности и внимания.

      Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

       - Я знаю пять имен мальчиков:

      Саша - раз,

      Дима - два,

      Игорь - три,

      Денис - четыре,

      Володя - пять.

      Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять

предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

      Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

      Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не

произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5.  «Расшифруй письмо»

      Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться

на поиске необходимой буквы или слога.

      Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»

      Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают

слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе,

выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7. «Кто наблюдательнее»

      Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте,

развитие внимания и наблюдательности.

      Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят

выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

      Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.

      Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются

сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

     

Игра 9. «День - ночь»

      Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске

необходимого понятия.

      Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по

значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»

      Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв

(слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

      Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить

«гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»

      Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут

быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов,

которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»

      Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных

неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает

произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

      Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах

радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

      Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах,

произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра

помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

      Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на

свое место.

      Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же

развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»        

      Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории

«до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно

построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18.   «Когда это бывает»

      Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в

природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории.

Возможно использование иллюстраций.

Игра 19.   «Колокольчики»

      Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах,

произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на

каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и

фонематического слуха детей.

Игра 20.   «Исправь ошибки»

      Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно

указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21.     «Слова»

      Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети

находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч,

передаваемый отвечающим детям.

Игра 22.    «Узелки на память»

      Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила,

вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается

преподавателем.

Примечание:

      Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с

требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно

иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

      У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы

любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и

способствуют развитию начала критического и творческого мышления,

логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат

думать.

      Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет

несколько увеличить длительность привычного занятия.

      Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных

классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс.

Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.

      В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

      Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.

      Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются

творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

      Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,

предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.

      Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать

артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

      Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу

множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.

      Всегда нужно стремится пополнять словарный запас детей синонимами,

антонимами и пр.

   

  Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие

физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот,

некоторые из них:

      1. Поднимайте плечики,

      Прыгайте кузнечики.

      Прыг-скок, прыг-скок.

                              (Энергичные движения плечами).

      Стоп! Сели.

      Травушку покушали.

      Тишину послушали.

                       (Приседания)

      Выше, выше, высоко

      Прыгай на носках легко!

                        (Прыжки на месте)

      2.    Рано утром я встаю,

      Звонким голосом пою.

      Умываюсь, одеваюсь

      И за дело принимаюсь.

      Я колю, я пилю,

      Я рисую, я играю... и т.д.

                       (Различные движения)

      3.    Ира, Инна и Иван

      Весело плясали.

      Покружились, поклонились,

      На местах остановились.

                       (Соответствующие движения)

      4.   Отдых наш - физкультминутка,

      Занимай свои места:

      Раз - присели, два - привстали.

      Руки кверху все подняли.

      Сели, встали, сели, встали

      Ванькой-встанькой словно стали.

      А потом пустились вскачь,

      Будто мой упругий мяч.

      5.     Жу - жу - жу,

                 (3 хлопка)

      На лужок хожу

                 (Шаги с высоким поднятием ног)

      На жуков гляжу

                 (Присесть, ладони поднести к глазам)

      Жу - жу - жу

                 (3 хлопка)

      Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточностью

грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается

главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения:

1. Игры: «Найди опасное место»

       —Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук,

которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный

гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных

гласных, то есть два «опасных места».

       «Светофор»

      Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как

только найдете «опасное место».

      «Зажги маячок»

      Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой

обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места»?) отрабатывается необходимый способ действия.

      2. По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв

разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова

обращается внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять,

обозначаю буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности».

      Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы

следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

      1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

      На базаре спозаранок

      Накупил баран баранок:

      Для барашков, для овечек

      ДЕСЯТЬ маковых колечек,

      ДЕВЯТЬ сушек,

      ВОСЕМЬ плюшек,

      СЕМЬ лепешек,

      ШЕСТЬ ватрушек,

      ПЯТЬ коржей,

      ЧЕТЫРЕ пышки,

      ТРИ пирожных,

      ДВЕ коврижки

      И ОДИН калач купил —

      Про себя не позабыл!

      А для женушки —

      Подсолнушки.

      2. СОРОК СОРОК (скороговорка)

      Сорок сорок

      Для своих сорочат

      Сорок сорочек,

      Не ссорясь, строчат.

      Сорок сорочек

      Прострочены в срок —

      Сразу поссорились

      Сорок сорок.

      3. А - Рот пошире открываем,

       Руки кверху поднимаем.

      У - Губы трубочкой вперед.

      И руки вперед.

      4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

      Шлепанье легкое ...

      Кто это — гном?

      Ш—ш—ш!

      Там, за шторами,

      Возле окна

      Шустрым мышонком

      Шуршит тишина.

      5. Дрожу от страха до сих пор!

       — Воскликнуло полено,

       — Похожа буква на топор!

      Расколет непременно!

      6. Мчится поезд скрежеща:

      же — че — ща,

      же — че — ща.

      7. По утрам мой брат

           Кирилл

      Трех крольчат травой кормил.

      8. Произнесите на одном дыхании:

      ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ

      ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

      Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием

изучения «пения»:

      На доске нарисован вот такой треугольник:

      И           Ы           У

           Э                                     О

                             А

      Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как

открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень,

лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.

      Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот

открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные

звуки.

      Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и

дети называют этот звук «широким».

      Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных.

Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет

научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив

ладошку под подбородок.

      Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть

использованы следующие загадки и стихотворения:

      Помогаем маме.

                      Загадки об инструментах и посуде.

      Птичка-невеличка

      Носиком нырнет,

      Хвостиком вильнет –

      Дорожку проведет. (Игла)

      Два конца, два кольца

      А в середине - гвоздик (Ножницы)

      Кланяется, кланяется,

      Придет домой - растянется. (Топор)

      Скоро ест, мелко жует,

      Сама не съест, другим не дает. (Пила)

      Как столкнутся - стук да стук!

      Тишину вспугнут вокруг.

      Толстый тонкого побьет -

      Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

      Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)

      В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

                            Стихотворения о труде

      ПЛОТНИК ЕГОР

      Есть у Егора чудесные вещи:

      Рубанок, пила, молоток и клещи.

      Есть у него и топор с долотом –

      Может Егорка построить дом.

      Только игрушечный этот топор,

      И сам невелик первоклассник Егор.

      Вырастет, плотником станет, потом

      Выстроит школу, ясли и дом.

      Ну а пока что Егорка Шевцов

      Выстроил дом, но дом для скворцов.

      МЫ СТРОИМ

      Хорошо, что есть на свете

      Камень, глина и песок.

      Хороню, что есть па свете

      Клещи, гвозди, молоток.

      Нитки есть и есть лопата –

      Можно шить и можно рыть!

      Уважайте труд, ребята!

      Приучайтесь труд любить!

      В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:

      1. Чтение слоговой таблицы

      (в быстром и медленном темпе)

      КОР

      УТ

      НОР

      СЫР                          КИ

      МЫШ

      МОШ

      2. ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ЦЕПОЧКИ:

           СА                       СИ                ША

      ЛИ               ЛО                     МА               РЫ

      3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

|СО        |ВЫ        |ВЫ          |

|СЫ        |РО        |ЛО          |

|НА        |ТА        |КА          |

|КО        |ВА        |РО          |

      сорока

      Вова

      ворона

      совы

      высота

      сова

      волосы

      косы

      корова

      росы

|ПА       |РЫ        |

|ЦА       |РИ        |

|ЦЕ       |НЫ        |

      пары

      пари

      царица

      цари

      цены

      рыцари

      паны

      4. Преобразуй слово путем замены букв:

      ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и

т.д.

      5. Чтение слогов с договариванием до целого слова:

      ФИ... лин

      ФЕ... дя

      ФА... я

      ФО... ма

      Ло... шадь

      Ле... та

      То... ня

      Те... тя

      6. Игра со словом КОЛОБОК

                                       (кол, лоб, бок, око)

      7. Отвечай быстро!

      Звонкий, быстрый, веселый ...    (мяч)

      Вкусный, алый, сочный ...       (арбуз)

      Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

      Желтые, красные, осенние ...     (листья)

      8. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:

      Верь - дверь - зверь

      Езда - звезда - поезда

      Сети - дети, Лена – Лина

      9. «Где цифры, где буквы?»

      Выбрать только буквы.

      Составь из них слово

      И     1     8    Г     6

      Р     10    У    5     Ш

      4     К     2    А      7

      10. Чистоговорки

      Та-та-та -у нас дома чистота.

      Те-те-те - отложи свое шитье.

      То-то-то - стали мы играть в лото.

      Ать-ать-ать - мы идем гулять

      Ат-ат-ат - берем с собою самокат

      Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

      Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

      Оч-оч-оч - наступила ночь.

      Цо-цо-цо -на руке кольцо

      Цы -цы - цы - поспели огурцы

      Ец-ец-ец - очень вкусный огурец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логико – математические дидактические игры используемые в работе со старшими дошкольниками» ( презентация)

«Научные понятия не усваиваются и  не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»      ...

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний...

Дидактические игры, используемые для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания

Дидактические игры, используемые  для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания...

Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидакттических  игр для формирования выразительности речи у  детей 3-4 лет...

Дидактические игры, используемые при обучении дошкольников навыкам художественного творчества

закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес ...

Дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значени...

Дидактические игры используемые в работе по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Дидактические игры используемые в работе по художественно-эстетическому развитию дошкольников....