Исследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».
проект (рисование) по теме
Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».
Актуальность исследования заключается в том, что практический аспект, реализации задач развития художественных способностей детей дошкольного возраста, средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
Цель нашего исследования: обосновать педагогические условия эффективности обучения старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании.
Гипотеза исследования: для успешности формирования у старших дошкольников умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисовании необходимо создание следующих условий:
- специальное организованное восприятие детьми предметов и явлений действительности с целью формирования нужных представлений об образе.
- целенаправленное ознакомление дошкольников со средствами художественной выразительности.
- использование разнообразных материалов и техник на занятиях
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы обучения дошкольников созданию выразительного художественного образа в рисунке.
2.Обосновать условия эффективности формирования у детей умения создавать выразительный образ в сюжетном рисунке.
3.Разработать и экспериментально проверить педагогические рекомендации по формированию умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисунке.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
- Наблюдение.
- Беседа.
- Опытно-экспериментальная работа.
- Изучение продуктов изобразительной деятельности детей.
- Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методологической основой нашего исследования являются:
- исследования проблем развития художественных и творческих способностей в процессе обучения изобразительному искусству: Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, В.И. Козлова, В.К. Лебедко, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной и др.;
- работы по проблемам художественного воспитания посредством изобразительной деятельности и художественной литературы И.Л.Гусаровой, Н.С.Карпинской, Е.Г.Ковальской, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, М.М.Кониной, А.Н.Полозовой, Н.П.Сакулиной, О.И.Соловьевой, О.С.Ушаковой и др.;
- работы по проблеме формирования выразительного образа в детском рисунке А.Л. Дмитриевой, С.В.Иванниковой , В.А.Инжестойковой, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой , Л.В.Компанцевой, Н.П.Сакулиной, Е.А,Флериной и др.),
Наше исследование проходило три этапа:
Первый этап эксперимента представлял собой комплекс из 5-ти методик.
1 методика (Курочкиной) с целью исследования умения использовать в рисунке нужный цвет.
2 методика. Тест «Неоконченный рисунок»
С целью исследования фантазии, образного мышления, стимулирование творческих способностей.
3 методика с целью диагностики изучения оригинальности рисунков детей.
4 методика . Тест «Волшебный лес»
С целью исследования умения составлять композицию сюжета.
5 методика Анализ детских работ
С целью исследования умения использовать средства выразительности в рисунке .
Начали работу с того, что отобрали 20 детей с разным уровнем общего развития и разделили детей на две подгруппы – контрольную и экспериментальную.
Проанализировав результаты исследования по методикам , мы пришли к выводу, что 60% от общего количества детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке, 30% от общего количества детей со средним уровнем развития и лишь10% от общего количества детей имеют высокий уровень сформированности умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке.
Проанализировав результаты исследования по методикам в экспериментальной группе, мы выявили, что высокий уровень имеет 10% от общего количества детей, 20% - средний уровень и 70% - низкий уровень сформированности умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке.
Следовательно, перед нами встала задача – повысить уровень сформированности умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке. С целью развития этих умений мы решили создать необходимые условия.
Для формирующего этапа, целью которого было составить и апробировать систему работы, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисунке, мы составили план-проект, в котором были отражены темы занятий и дидактических игр, которые использовались в опытно-экспериментальной работе.
Для повышения уровня сформированности у детей умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке, а так же для успешного усвоения материала проводилась большая предварительная работа.
В группе были созданы условия, необходимые для художественно-творческого развития детей. Это создание уголка художественной деятельности, где поместили разнообразный художественный материал и инструменты.
Начали работу с того, что стали учить детей различным способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка. Нами был разработан комплекс наблюдений за предметами и явлениями природы, комплекс бесед по временам года.
Большая подготовительная работа велась в направлении расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире посредством художественной литературы : чтение стихов, сказок, беседы, рассматривание иллюстраций, что способствовало расширению представлений детей об окружающем мире.
Большая работа велась на занятиях по художественной деятельности. На серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности. В своей работе мы старались насыщать занятия разнообразными формами, делать занятия более интересными для детей. Для этого использовали различные сказки о цвете «Сказка о красной краске», «Разноцветная сказка», «Сказка про краски теплые и холодные», дидактические игры «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть».
Очень эффективным в нашей работе по формированию у детей умения создавать выразительный образ в рисунке оказалось использование нетрадиционных техник изображения. Эта работа велась в кружковой деятельности. Мы создали кружок «Волшебная палитра красок», где знакомили детей экспериментальной группы с разнообразными нетрадиционными техниками.
Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде анкетирования, консультации на тему «Зачем ребенку рисовать», «Цвет в рисунках детей ». Провели родительское собрание на тему «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» с целью привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.
Для педагогов ДОУ нами были даны рекомендации:
Для более успешного обучения детей старшего дошкольного возраста сюжетному рисованию создавать специальные условия, а именно:
- Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.
- Обогащать представления ребенка о предметах, явлениях, объектах в ходе специально организованной системы наблюдений в природе, окружающем мире;
- Использовать различные дидактические игры;
- Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей художественной выразительности образа в сюжетном рисунке.
- Создавать развивающую среду, целенаправленный подбор сказок для развития воображения детей в детском саду и семье.
- Раскрывать характерные особенности персонажей сказок для правильной передачи образа и выразительности рисунка.
- Необходимо разработать систему занятий с использованием нетрадиционных техник изображения.
- Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.
- Использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью образа в сюжетном рисунке дошкольников;
- Проводить обсуждение и анализ рисунков;
- Организовывать выставки работ детей;
- Сочетать фронтальные занятия и индивидуальную работу с детьми по обучению сюжетному рисованию.
Цель контрольного этапа эксперимента - выявить влияние специальных условий для успешности формирования у старших дошкольников умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисунке, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.
В ходе контрольного этапа эксперимента были повторно проведены те же методики с контрольной и экспериментальной группами детей. По результатам контрольного этапа эксперимента мы выяснили, что в контрольной группе детей высокий уровень имеют 20% от общего количества детей, средний уровень развития имеют 40% от общего количества детей и низкий уровень имеют 40% от общего количества детей. В то время как в экспериментальной группе – высокий уровень показали 60 % от общего количества детей, средний уровень – 30 %, низкий уровень – 10 %.
Следовательно, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы можно сделать вывод, что у детей контрольной группы повысился высокий уровень сформированности у детей умения использовать различные средства выразительности в сюжетном рисунке лишь на 10%, за счет снижения низкого уровня на 20% и увеличения среднего уровня на 10% от общего количества детей.
В то время как по результатам контрольного эксперимента экспериментальной группы, отмечается значительное увеличение высокого уровня на 50% за счет значительного снижения низкого уровня на 60% и увеличения среднего уровня на 10%.
Таким образом можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной работе, при специально созданных условиях, таких как целенаправленное ознакомление дошкольников со средствами художественной выразительности, при специально организованном восприятии предметов и явлений действительности, при использовании разнообразных материалов и техник на занятиях, которые использовались в работе с экспериментальной группой детей, можно добиться высоких результатов в работе по формированию у дошкольников умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисовании.
Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...
Методические рекомендации по обучению старших дошкольников различным видам художественной росписи
Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достато...
Творчески – исследовательский проект в старшей группе "Создание ЛЭПБУКА «Яркие странички лета»
Данный проект рассматривает изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста, а также ормирование у детей заинтересованности и любознательности, повышение и...
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"
Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Такой белый и коварный…»
laquo;Такой белый и коварный…»Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников...
Развитие у старших дошкольников представлений о художественном образе в процессе работы в технике аппликации
Развивать у детей представление о художественном образе и умения по его созданию можно средствами различных техник изобразительного искусства: оригами, лепкой, аппликацией и т.д. Апп...
ВКР - Формирование у детей дошкольного возраста (6 -7 лет) умений в создании выразительного художественного образа через экспериментирование с различными материалами
ВКР - Формирование у детей дошкольного возраста (6 -7 лет) умений в создании выразительного художественного образа через экспериментирование с различными материалами...