Коммуникация детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
материал по рисованию (старшая группа) по теме

 

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство
коррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуального
развития, а также в качестве метода обучения и средства эмоционально-
эстетического развития.

На занятиях изодеятельностью с детьми, имеющие какие-либо
недостатки развития, необходимо решать следующие основные задачи:-
развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию для
подготовки к овладению навыками письмо;

-формировать правильное восприятие пространства;

-корригировать целостное восприятие предмета и добиваться его

отображения средствами изобразительной деятельности;

         -воспитывать      положительное      эмоциональное      отношение      к

изобразительной деятельности и её результатам;

-развивать любознательность, воображение, расширять запас знаний и
предложений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_izovvedenie_po_fre_2.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №213»

комбинированного вида

РЕФЕРАТ

Тема: Коммуникация детей дошкольного возраста

в изобразительной деятельности

                                                         Выполнила:

                                                                                         Плюснина Елена Вадимовна

г. Новокузнецк, 2012г.

Содержание

Введение                                                                                                          1

  1. Значение изобразительной деятельности для развития речи           3
  2. Чему учить детей                                                                                  7
  3. Как учить детей                                                                                     8
  4. Индивидуальный подход на занятиях изобразительной

деятельностью                                                                                       12

  1. Реакции детей на комментирующую речь взрослого                        14

Заключение                                                                                                 17                                                                              Литература                                                                                                  18

Введение

Основной задачей обучения изобразительному искусству является
воспитание у детей чувства прекрасного, понимание красоты в окружающем
мире через их устное
- речевое воспитание (5,с 4).

Изучив приказ Министерства образования Российской Федерации от
22.08
. 96г. N2 448, и который направляет педагогов на дальнейшее развитие у
детей эстетического отношения к окружающему миру, миру искусства (6, с
95-97).

На непосредственно-образовательной изобразительной деятельности можно успешно осуществлять и развитие речи детей дошкольного возраста. Так как развитие у детей с проблемами нарушения речи в развитии происходит значительно медленнее, чем у детей нормально развитых сверстников. Происходит это потому что ребенок не может осмысливать увиденное не пытается понять окружающий мир. А все потому что у детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно -  коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по
развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной
. алалии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и А. А. Данилова дают более
полные рекомендации по формированию двигательных навыков идифференцированных движений пальцев рук у детей.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,
отличают большое стимулирующие значение функции руки. Сотрудники
Института физиологии детей и подростков А
.П.Н. установили, уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости
, от степени
сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследований большого
количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может
быть нормальной и даже выше нормы (Л
.В. Фомина)

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых
областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а
точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие
речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание,
задержка развития моторной стороны речи (4, с.3)

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство
коррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуального
развития, а также в качестве метода обучения и средства эмоционально-
эстетического развития.

На занятиях изодеятельностью с детьми, имеющие какие-либо
недостатки развития, необходимо решать следующие основные задачи:-
развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию для
подготовки к овладению навыками письмо;

-формировать правильное восприятие пространства;

-корригировать целостное восприятие предмета и добиваться его

отображения средствами изобразительной деятельности;

        -воспитывать         положительное         эмоциональное         отношение         к

изобразительной деятельности и её результатам;

-развивать любознательность, воображение, расширять запас знаний и
предложений.

Описанные приемы позволяет сформировать графические навыки у
детей с проблемами в развитии: с задержками психического развития, с
нарушениями речи и др. (5, с 6).

 

  1. Значение изобразительной деятельности для коммуникации.

По словам Мироновой С.А. рисование, лепка, аппликация для
всестороннего развития и воспитания дошкольника с нарушением
недоразвития речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность
выступает как специфическое образное средство познания действительности,
поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою
очередь умственное воспитание ребенка связано с развитием речи.(l, с 99)

Об этом, в разделе умственное развитие пишет и Мухина В.С. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узко семейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения основным из которого является речь. (2, с 177).

Занятие изобразительной деятельностью имеет большое значение для
коррекции речевых недостатков в развитие речи детей.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с
новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в
активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов,
действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять
слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях
изобразительной деятельностью является условие номинативной
(назывательной) функции слова; все, что находится вокруг ребенка, все
", что
он делает и как делает, получает название.

Для того чтобы слово название стало словом - понятием, на него надо
вырабатывать большое число различных условных связей, в том числе и
двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому.
Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется
помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимает
смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их
лексические фонематические, грамматические оттенки. Слово помогает
ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении
процессов изображения. (l, с 99) На протяжении дошкольного периода
продолжает расти словарный запас ребенка. При этом рост словарного запаса
непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные

особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области
психического развития (2, с 177)

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное,
воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Все предметы, с которыми действует ребенок и который создается им в
результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры
для речевых упражнений.

Материалом, которым оснащаются занятия, Используются на
различных этапах коррекционной работы с различными речевыми целями, а
его применения варьируется в зависимости от речевого развития детей
данной группы.

Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во
всевозможных речевых комбинациях, делают слово мобильным, подвижным.
Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит с начало в
пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его
форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь
наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы
оборудования, их признаки и назначения. Для того чтобы дети лучше
усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года
создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений
воспитателя и логопеда как до занятий
, так и после них. Дети как ба играют с
этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя
разнообразные действия.

Важно и то обстоятельство что ребенок в продуктивной деятельности
опирается одновременно на несколько анализаторов (зрения, слух,
тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на
развитие речи.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде
всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В продуктивной деятельности создается условия для осуществления
тесной связи слова с действием
, с признаками действия. Обеспечить связь
слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно
показать сам предмет, игрушку и муляж, наконец, можно использовать
картину. Значительно труднее показать через картину часть слова с
движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это
происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные
действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую
мяч, отрезал уголок
, кисточку положил на подставку и т. д. Следует
заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать

значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто
употребляет их
, говоря, о том, что делает ребенок: режет бумагу, отрезает
уголок, вырезает круг, разрезает лист, надрезает по сгибу и т. д.

При специальном обучении детей хорошо усваивают определенную
цепь последовательных действий, характерных для изобразительной
деятельности. Это способствует развитию речи - правильному пониманию и
выполнению инструкции типа: « Нарисуй красный шар, а потом - синий».
Именно на этих занятиях хорошо усваивают последовательность действий и
причинно - следственную взаимосвязь различных действий и явлений:
«Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистой».

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изобразительной

деятельности, становятся более совершенными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков. Изображения предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и т. д. предлагает наличие достаточно ясных преставлений о нем. Формирование представлений об их свойствах и признаках     (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве, положением в пространстве и т. д.). Воспитатель перед обучением детей изображению выделяют и называют эти свойства, путем сравнения предметов учат детей находить сходство и
различия.

        Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделить в предметах их признаки (« Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль воспитателя в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предметов и его частей, цвет и другие признаки (яблоко большое, круглое, красное; помидор круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должна быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения. Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертания формы, яркость цветовых пятен, если этому помогает слово или различные звукоподражания, связанные с предметом.

Сочетание разнообразных пятен с фоном, подкрепляемое речью, вызывает у ребенка различные ассоциации определенную настроенность. Ребенка привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги, он испытывает
удовольствие к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.

На занятиях следует чаще обращать их вниманию на выразительность
полученного изображения. Задания по изобразительной деятельности должно
строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет
ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок,
лепку, аппликацию. Следует также привлекать образные сравнения,
стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета,
развивают речь выразительными средствами.(1, с. 100
-103).

Очень важно взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с
работой по развитию речи детей. На занятиях по развитии речи и в свободное
время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними
стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно
-
образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы
развиваются у них и процессе изображения событий, о которых они узнали
из прочитанного. Активизируется и их фантазия
. Ребята стремятся по - своему
передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что
их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной
деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая
её образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики. Описания того или иного события, явления. (3, с. 248).

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-
воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как
самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы усидчивость
и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те
качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное
внимание результатам его усилий.

Большое значение имеет воспитание у детей стремления сделать работу
понятнее и интереснее для других.

        Воспитатель поощряет активность у детей, выполняющих установленные правила, благодаря чему у детей постепенно вырабатывается осознанное поведение, умение ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игнорирующих понятие в группе правила поведения. Воспитывая у детей навыки правильного поведения, следует как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям, так как они гасят интерес к деятельности.

Поэтому используя в работе все положительные стороны продуктивной
деятельности можно оказать большое влияние на формирование различных
сторон речи при аномальном её развитии. (1, с. 104).

  1. 2. Чему учить детей. "

Поскольку дети с недоразвитием речи значительно отстают в своем
общем развитии от детей массовых дошкольных учреждений, имеют к тому
же нарушения мелкой моторики, им доступно освоение приемов изобразительной деятельности, которыми нормально говорящие дети овладевают в более младшем возрасте.

Воспитатель использует занятия изобразительной деятельностью для
решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми
развитие речевых средств и речевой коммуникаций.

На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать
речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом или с определяемым, различении( а затем и правильное употребление) слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно
-ласкательной форме и т. д. Постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для
использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также
восприятие и накопления моделей простых и более сложных предложений (и
даже рассказов) для использования их детьми в будущем.

Обе эти задачи должны быть поставлены с начало обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Например, в данный момент дети умеют отвечать на вопрос одним словом. Следующая форма ответа, которой предстоит овладевать - предложение. Поэтому на занятии они прослушивают образцы простых и распространенных предложений. Это может быть констатация факта, выраженная простым повествовательным предложением: « Сережа берет ножницы. Витя отрезает уголок». Это может быть повторением ответа ребенка: « Что режет Витя?»- «Бумагу». Воспитатель: « Витя режет бумагу. Чем ты режешь бумагу?»- «Ножницами». Воспитатель: «Витя режет бумагу ножницами» и т. д. Эти образцы речи для ближайшего будущего - зона ближайшего развития. Для более отдаленного развития речи воспринимают на этом же занятии и более сложные образцы речи воспитателя в виде рассказа: « Сегодня дети наклеили листочки. Листочки зеленые. Дети мазали их клеем и приклеивали к бумаге. Прижимали кружочки тряпочкой. Хорошие работы получились у детей!».

Простые образцы в речи воспитателя (для ближайшего будущего)
используются в процессе выполнения деятельности детьми. Более сложные
-
в конце занятия, по завершению работы. Содержанием рассказа может быть,
в частности, изложение последовательности выполненных действий.

На занятиях изобразительной деятельности можно успешно развивать
коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает
постепенную подготовку все более сложных речевых моделей для
накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.
Ответ на вопрос одним словом или словосочетанием сменяется построением

предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложения, распространенное предложение; из сложных- сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное, вопросительное предложения.( 1, с.1 04-1 07).

Только при доброжелательности и взаимопонимания можно установить
тесный контакт между взрослыми и ребенком. И вызвать желание общаться
посредством речи.

  1. Как учить детей.

Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельности
применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с
натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование
предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование
действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Следует
отметить большую эффективность одновременного использования на
занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с
показом приемов изображения или воспроизведением их изображения
детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски или без клея на
бумаге).

Речь взрослого - образец для подражания. В зависимости от содержания речи взрослого (её направленности) восприятие предмета ребенком может быть более или менее отчетливым и полным.

         Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем
же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего речь
следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть
доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.
В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного.

Использование речи взрослого в качестве образца позволяет
одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения детей
изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.
Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью
помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно
друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное
изображение предмета в рисунке, лепке, аппликации. Обозначение всех
частей и признаков словом обогащает словарь детей.

Образец речи воспитателя оказывает большое влияние на развитие
язычкового чутья. С этой целью используются одни и те же слова, но в
различных словосочетаниях. Каждое следующее предложение несет детям
какую-то иную язычковую информацию, чем предыдущее.

Варьируя словосочетания, воспитатель одному ребенку называет цвет
предмета, с которым тот действует комментируя действия другого, указывает
форму предмета, говоря о третьем ребенке, пользуется уменьшительно -
ласкательной формой слова и т. д.: «Саша рисует красный мяч.
'Стасик
рисует круглый мяч. Настя рисует красный мячик». Таким образом, речь
воспитателя как образец для подражания становится живой, эмоциональной
и, что очень важно, нестереотипной.

  1. Обследование предметов.

Это незаменимый прием в познании детьми формы и величины
предмета, расположение его частей. Он способствует формированию
навыков правильного восприятия и отображения реально существующих
предметов как в плоскостном, так и в объемном варианте.

В предметном рисовании в качестве основных направлений обследования
предметов выделяются следующие:

  1. Восприятие детьми целостного облика предмета.
  2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их
    внешних признаков.

      3.Определение         пространственных         взаимоотношений

относительно друг друга (Выше, ниже).

  1. Выделение более мелких частей предмета и установление их
    пространственного расположения по отношению к основным частям.
  2. Повторное целостное восприятие предмета. Воспитателю этот
    перечень предоставляе
    т целый ряд направлений обогащения речевых
    средств ребенка. Это и название предмета, его частей и признаков
    , и
    слова, обозначающие пространственное расположение предмета на
    листе бумаги, соотношение частей по величине и т. д.

Комментирование действий.

Предусматривается с целью развития внимания к речи, увеличения
словарного запаса, уточнения значения слов, регуляции темпа деятельности
.
Все эти пути использования занятий по изобразительной деятельности с
целью развития речи детей является специфическими, так как в обычном
детском саду в их применении нет необходимости. Специфика построения
обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное
восприятие предмета должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослых
. Целенаправленность предусматривает две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само предъявление предмета следует оречевлять, т. е. сопроводить речью, прокомментировать, что-то уточнить и т. д.

Для решения изобразительных задач - передачи округлой формы в
рисунке
- ребенку предлагается показать круглую голову не указательным
жестом, а очерчивающим движением. Ребенок как бы тренируется в
начертании данной формы ещё до того, как начал рисовать.

Для решения коррекционных задач в то время, когда ребенок
производит очерчивающие движения, воспитатель говорит примерно так:
«Это у птички голова
. (Саша показывает головку). Головка у птички круглая.
Саша, покажи
, какая круглая головка у птички». Ребенок повторяет
очерчивающий жест
, и снова все дети слышат: « Голова у птички круглая.
Вот такую круглую головку мы и путем рисовать птичке». Очерчивающий
жест затем переносится ребенком в рисунке
.

При обследование предмета не следует ограничиваться действиями
одного ребенка, по возможности надо привлекать всех детей и аналогичным
образом оречевлять их действия. Это создает условия для многократного
прослушивания детьми одних и тех же слов, словосочетаний, предложений
,
т. е. речевых моделей, образцов, которыми дети будут овладевать в
дальнейшем. Вместе тем и результат рабо
ты в изобразительной

деятельности, её успех во многом будут зависеть от того, насколько полное
восприятие предмета. От содержания комментирующей речи при
обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей
предмета, их расположения формы, величины, пропорции и т. д.

Специфическое построение обследования, предмета, многократно
подкрепляемое словом
, следует широко включать в различные виды
изобразительной деятельности: в рисовании, аппликацию, лепку.

Воспроизведение движений в воздухе.

В обучении детей с общим недоразвитием речи является специфичным
использованием таких приемов, которые в массовых детских садах
применяются на более ранних возрастных ступенях. Например, прежде чем
рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в
воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге
. Обучая детей, взрослый
показывает, как надо выполня
ть движения в воздухе, затем предлагает это
сделать детям и сам продолжает его вместе с детьми комментируя: « Сейчас
все возьмем кисточки (карандаши) и будем рисовать так! Поднимите
кисточки и покажите
, как будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз, все
показываем, как надо рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху
вниз». Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются
без краски./1, с. 107-112
/.

В комплекте работы по обучению детей рисованию необходимо
вырабатывать у них формообразующее движение руки в воздухе
. Предлагает
на своих коррекционно - развивающих занятиях и Кузнецова Г.И. она пишет
о том, что эта работа начинается с показа педагогом формообразующего
движения его руки в воздухе до того
, как дети будут выполнять эти движения
самостоятельно. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это
движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки,
описывающей контур предмета.
/5, с. 16/.

Сравнение как прием обучения.

Занятие изобразительной деятельностью развивают у детей
способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого
помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными
предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Саша рисует
яблоко, а Света уже рисует сливу».

Сравнением можно обратить внимание на разные признаки предмета:
«Наташа наклеивает красный кружок, а Стасик - синий».

Вопросы к детям.

в процессе занятий изобразительной деятельностью с целью развития
речевой коммуникации воспитатель задает детям вопросы. В зависимости от
состояния речи дети могут отвечать на них по-разному.

Воспитателю важно помнить; что содержание его вопросов должно
иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую
выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в
механические языковые тренировки.

- Что рисует Аня? - Яблоко.

- Каким карандашом ты рисуешь яблоко? -  Зеленым.

- Что наклеивает Саша? - Кружок.

- А ты, Лена, что наклеиваешь? - Квадрат.

- Какого цвета твой квадрат? - Зеленый.

- Наташа, что ты наклеиваешь? - Полоску.

- Чем ты её мажешь? - Клеем.

Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: « Аня рисует яблоко. Аня рисует яблоко зеленым карандашом ... Наташа намазывает полоску клеем».

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также
решению изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают
зеленые, поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка
заданий. Для детей с нарушением речи характерны нарушения внимания и
понимания речи; поэтому занятия следует делить на части: ознакомление
детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов,
изображения выполнения работы детьми; анализ работы (l, с. 112
-115)

        Поэтапные части занятия изобразительной деятельностью обследование предмета, объяснение задания, процесс выполнения работы с детьми и подведение итога занятия - можно успешно использовать в коррекционных или коррекционно воспитательных целях.

  1. Индивидуальный подход на занятиях изобразительной
    деятельностью.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые
обнаруживаются в деятельности. Некоторые индивидуальные особенности
проявляются у разных детей прямо противоположным образом. Так, дети
различаются по темпу деятельности: одни работают быстро, другие -
медленно. Имеются различия и во включении детей в деятельность: одни
дети сильно спешат, часто начинают выполнять работу, не дослушав
объяснение, что приводит к ошибкам; другие отстают с включением им
требуется дополнительное побуждение к деятельности
.

Например, все дети приступили к работе, а один-два ребенка не
приступили
. Более того, они даже не взяли в руки карандаш (ножницы,
кисть, кружок и т. д.). Воспитатель побуждает этих детей к действию: « Вот и
Сережа берет карандаш (кисточку). Речь предвосхищает действие, и ребенок,
починяясь ей, берет требуемое. Нужно выдержать паузу, чтобы ребенок успел
взять, а затем похвалить его: « Молодец, Сережа! Сейчас Сережа отрежет
уголок ..
. » Спокойная, повествовательная форма речи в денном случае
выполняет функцию побуждения
.

Развивая регулирующую функцию речи, можно воспитать сосредоточенность включения в деятельность у импульсивных детей.
Применительно к ним умственно такое обращение: «Саша сегодня не
спешит. Он ждет, когда разрешат рисовать. И Витя сидит спокойно. Он не
берет кисточку, сидит и ждет. Все дети возьмут кисточки». Такое содержание
речи с положительной оценки поведения ребенка действует на воспитание
выдержки значительно эффективнее, чем замечания.

С помощью комментирующей речи можно регулировать и темп
деятельности
: у одних детей ускорять, у других замедлять его: «Вот и Маша
быстро ведет линию
. Молодец, Машенька! Она уже умеет быстро рисовать».
Хотя ребенок рисует очень медленно, такая реплика способствует ускорению
движения. А по отношению к другому ребенок наоборот: «Наташа ведет
линию не спеша. Она не торопится. Старается рисовать прямую длинную
линию
. Хорошо, Наташа!»

Индивидуальный подход предусматривает также особую форму и
последовательность обращения взрослого к детям.

Сначала в обращении следует называть детей, которые правильно
выполняют движения. Способность к подражанию побуждает к правильному
выполнению и тех, кто еще не овладел действием. Речь взрослого
показывает, к чему надо стремиться.

Затем следует назвать тех, кто ещё недостаточно уверенно выполняет
требуемое движение. Но это нельзя делать в форме замечания: иначе
подражание можно привести к противоположному результату. Дети,

умеющие правильно рисовать, начинают копировать неправильное движение
того ребенка, которому сделали замечание. Целесообразно говорить так: «И
Саша длинную ленточку рисует. Очень старается! Вот какая длинная
ленточка у Саши! Сейчас он нарисует ещё длинную ленточку. И ещё одну

ленточку».         \

Индивидуальный подход осуществляется также с учетом речевых
возможностей детей, уровня их изобразительных навыков, с учетом
особенностей деятельности детей и их общительности. В группе сообщим
недоразвитием речи могут быть смелые, находчивые дети и робкие,
застенчивые - к ним нужен разный подход
. В связи с этим необходимо
предусматривать, кого из детей для какой цели надо привлечь первым, а кого
- последним. Так, при обучении детей свободному движению руки в
рисовании сначала надо вызвать более смелого ребенка, который хорошо
справляется с этим движением
. Он может показать линию и в воздухе, и на
бумаге сухой кистью, и непосредственно в рисовании её краской Ребенка
застенчивого, со слабым изобразительными навыками лучше вызвать
последним.

Это даст ему возможность увидеть несколько раз движений и
повторить его (1
, с. 115-118)

Индивидуальный подход целесообразно использовать в следующей
последовательности:

            - использовать обращение ко всем детям; т. е. приучать их прислушиваться к речи взрослого;

- обращаться снова ко всем детям.

6. Реакции детей на комментирующую речь взрослого.

в начале обучения почти все дети не реагируют на речь взрослого, не
прислушиваются к речи, комментирующей их действия. Поэтом с первых
дней пребывания в специальной группе необходимо формировать у ребенка
умения вслушиваться в речь взрослых.

Это умение развивается постепенно. Сначала ребенок выделяет в
потоке речи свое имя, затем-то, что относится именно к нему, и, наконец,
начинает руководствоваться обращением взрослого ко всем детям
.

Развитию реакции детей на комментирующую речь способствует
положительная оценка их действий. Содержание речи воспитателя должно
быть направлено на показ приемов изображения
, подчеркивать правильное
использование этих приемов в рисунке, лепке, аппликации. Большое

значение имеет сочетание обращений к каждому отдельному ребенку, что
ускоряет формирование реакции на обращенную речь.

Большую роль в развитии у детей реакции на комментирующую речь
взрослого играет положительная оценка подражательных действий.  У слышав
положительную оценку действий товарища, ребенок желает услышать и о
себе что-то хорошее. Это желание проявляется у детей поднятием головы
устремлением взора на говорящего.(1, с. 118)

Важно положительно оценить действия каждого ребенка, поддержать
его внимание подходящего репликой, сказать именно о нем, упомянув при
этом его имя.

По высказывании Мухиной В.С. - для всестороннего развития
ребенка, имеющего недоразвитие речи, игра - не единственная деятельность
которая влияет на психическое развитие ребенка. Изобразительная
деятельность так же оказывает большое влияние. Ребенок рисует, лепит,
вырезает. Общим для всех этих видов является направленность на создание
того или иного продукта - рисунка, аппликации
. На каждый из этих видов
деятельности имеет и свои особенности, требует владения особыми
способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитии
ребенка. ( 2, с. 247)

Заключение

Опыт работы в детском саду с дано категорией детей позволяет нам
убедиться, что полноценное развитие речи в процессе занятий по
изобразительной деятельности: через общения,
'восприятия, обследования
предметов, через подражание взрослой речи помогает детям имеющим
речевые нарушения: реализовать свои возможности и потребности в
развитии речи, возникновению и закреплению интереса к деятельности,
развитию образных представлении, воображений. Такая взаимосвязь
необходима: она делает знания и умения, осваиваемые детьми, боле
глубокими, осознанными. С каждым разом следует усложнять стоящие перед
детьми задачи - при этом их мастерство возрастает. Чтобы добиться нужного
эффекта
, следует разнообразить темы, материал, чтобы дети чувствовали
себя свободнее, увереннее
, раскованнее.

При этом оценка детского художественного произведения ребенка не
может и не должна быть абсолютно бесспорной и однозначной.

Выполняя эту работу, мы подготовили себя к более тонкому и
сознательному руководству творческим развитием наших детей.

Разносторонние возможности, которые удается открыть в себе и
ребенке, ещё раз доказывает то, как разнообразен и неисчерпаем потенциал
каждого ребенка. От этого зависит наша жизнь и жизнь ребенка удивительно
инте
ресной лил обыденной и скучной. 

Литература

              1. Комарова, Т.Е Занятия по изобразительной деятельности в детском

        саду [Текст]: Для воспитателя детского сада / Т.Е. Комарова, -  3-е изд.,            перераб. И дол. - М.: Просвещение, 1991г- 176с.

  1. Миронова, С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]:Книга для логопеда / С. А. Миронова, - М.: Просвещение, 1991г – 208с.
  2. Грошева, В.Л. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности [Текст]: Методические рекомендации/ В.Л. Грошенкова,

Т.С.Шилова, - Изд. Сфера, 2012г-64с.- (Серия «Модули программ»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

«Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старший дошкольный возраст

Изобразительно-художественная деятельность является важнейшим средством в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших задач педагогической теории и практики являетс...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...

Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...