Программа "Гармония цвета"(переработанная в соответствии с ФГТ)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.
Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота».«Работа с цветом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_chast.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Процессы модернизации, происходящие в современном мире и системе образования, существенно изменили наши взгляды на конечные результаты образовательного процесса. Современное дошкольное образование отражает общие, присущие всем образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Дошкольное образование является первой немаловажной ступенью на пути становления личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно решать задачи, находить решения проблем, реализовывать свои творческие планы.
Изобразительная деятельность является одним из разделов образовательной области «художественно-эстетическое развитие», оказывающей, значительное влияние на развитие личностных, интеллектуальных и физических качеств дошкольников. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления творчества и фантазии. Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие.
Цвет - одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. К тому моменту, когда ребенок способен воссоздать цвет предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия. Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Одним из самых распространенных является "стереотип доминирующего цвета". Этот стереотип влияет не только на изображение, но и на восприятие действительности. Если его не преодолеть в сознании ребенка, то он выступит фактором, тормозящим не только художественное, но и общее умственное развитие. Ребенок начинает видеть вместо свойственного многообразия цветов и оттенков только доминирующий цвет. Нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо голубым, огонь оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. Умение правильно воспринимать доминирующий цвет вырабатывается у ребенка практически моментально (если он не имеет врожденной патологии), и это умение непременно должно быть сформировано. Но при этом следует иметь в виду, что это лишь первый, маленький шажок ребенка в мир цвета. Далее нам необходимо объяснить ему, что в определенных условиях "белые" облака могут стать серо-голубыми или красными, "белый" снег не только белым, но и голубым, синим, розовым, "зеленое" дерево черным или синим. Способность, преодолев стереотипы, адекватно и максимально тонко воспринимать действительность - одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека. Задача педагога помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, развить способность восприятия цветовых оттенков, познакомить с выразительными возможностями цвета, так как дошкольник еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит.
Формирование основ цветоведения - одна из педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Изучение основ цветоведения дает ребенку возможность познавать окружающую действительность, развивает у него наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству. Умение ребенка использовать знания основ цветоведения в собственном творчестве расширяет возможности восприятия различных явлений, повышает выразительные возможности детского рисунка, влияет на развитие творческого потенциала. Недостаточное внимание педагогов к формированию знаний основ цветоведения, развитию восприятия цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.
Существует достаточно много методик, программ разработанных авторами в 80-90 годы Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Т.Н. Дороновой, В. А. Езикеева., современных авторских программ по изобразительному творчеству Лыковой И.А., Кузнецовой О.Г., Сахоровой О.М..
Можно много говорить о достоинствах этих программ, однако, в них недостаточно полно разработана система формирования знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста, что приводит к возникновению проблем при организации работы по развитию у детей цветового восприятия, умения работать с цветом, формированию знаний цветовой грамоты, существенно влияющих на возможность ребенка воплотить свои творческие замыслы.
Поэтому не случайно была выбрана тема «Формирование знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности».
В 2011г. разработана, модифицированная программа «Гармония цвета» утверждена, на педагогическом совете №1 от 01.09. 2011. С 2011-2012 учебного года работа по изобразительной деятельности осуществлялась по данной программе.
Цель программы: Формирование знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Формирование эстетического, эмоционально окрашенного, адекватного цветового восприятия мира.
2. Развитие творческого потенциала, художественного мышления ребенка на основе знания цветовой грамоты.
3. Повышение выразительных возможностей детского рисунка с помощью цвета, новых способов выражения, расширения художественного опыта.
Содержание программы:
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.
Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота». «Работа с цветом».
Основными ожидаемыми результатами работы должны стать:
Раздел: «Цветовое восприятие мира»:
Ребенок имеет представление о роли цвета в окружающей жизни. О том, что с помощью цвета художник может передать не только состояние погоды, части суток и время года, но настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Каждый предмет обладает основным цветом, который постоянно меняется в зависимости от освещенности. Об эмоциональном воздействии цвета на человека.
«Раздел: «Цветовая грамота»:
Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит.
Раздел: «Работа с цветом».
Ребенок приобрел навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные, создавать теплую, холодную, контрастную цветовую гамму. Составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года, состоянию погоды, части суток, настроению.
Возрастные особенности развития цветового восприятия дошкольников.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети это цвет. Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Цвета выбираются яркие и чистые, в разнообразном сочетании. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.
К пяти годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, солнечный», - скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разной. К четырем-пяти годам, как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе обучения не только используются задания по цветоведению, но и обращается внимание ребенка на роль цвета в окружающей жизни. В художественной живописной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится - не нравится», «красиво - некрасиво». Мышление ребенка более образно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться бессмысленную «мазню», которая вызовет у малыша разочарование и может даже оттолкнуть его от занятия живописью
Изучение основ цветоведения дает ребенку возможность
- познавать окружающую действительность,
- приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы,
- развивает пространственное мышление,
- учит точности расчета,
- способствует познанию красоты природы,
- воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Умение ребенка использовать знания основ цветоведения в собственном творчестве
- расширяет возможности восприятия различных явлений,
- повышает выразительные возможности детского рисунка,
- влияет на развитие творческого потенциала.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, экспериментировать с краской. Это способствует развитию любознательности и активности ребенка. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие окружающего мира, его цветовое многообразие способствует обогащению словаря. Применение коллективных форм творчества, работа над творческими проектами, обсуждение, составление совместных композиций сближает детей, развивает навыки культуры общения со сверстниками, способствует развитию опыта общения с взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия. Ребенок учится работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию, что способствует овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Рассматривание картин, развитие у детей цветового восприятия окружающего мира создают благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия, скуки. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Работа осуществляется с детьми 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).
18 учебных часов.
Организация деятельности по освоению и реализации знаний основ цветоведения осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей.
Решение задач осуществляется в виде непрерывной непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю.
Длительность ННОД: Старшие группы- 25 мин.
Подготовительные группы- 30 мин.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной, а также чтения художественных произведений) их интеграцию.
Интеграция с образовательными областями
Образовательная область | Связь |
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики. Развитие навыков техники рисования связаны с развитием руки ребенка, способствуют развитию координированности, точности, плавности, свободы движений. |
«Здоровье» | Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.Формирование эстетического, эмоционально окрашенного, адекватного цветового восприятия мира. |
«Социализация» | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
«Музыка» | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы». | Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. |
При организации и проведении непосредственно образовательной деятельности применяются разнообразные методы и формы работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей, уровня освоения знаний и решения конкретных задач. Основными традиционными общедидактическими методами являются: наглядный,словесный, практический.Все эти методы в процессе обучения реализуются в тесной взаимосвязи.
В работе с детьми используются методы различные по характеру, уровню самостоятельности познавательной деятельности детей. (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
Методы обучения | Используемые средства, | Роль педагога | Задачи детей |
Информационно-рецептивный | Рассказ, искусствоведческий рассказ, художественное слово, беседа. Образец воспитателя, наблюдение, практический показ выполнения задания, способа изображения, рассматривание. | Используя различные средства, детям сообщается информация, знания предлагаются в «готовом» виде. | Дети смотрят, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них знаниями, осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. |
Репродуктивный (воспроизведение способов деятельности) | Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: повтор; объяснение и показ приемов работы использование устной инструкции, схемы, выполнение формообразующих движений. Дидактические игры. | Детям предлагаются знания в «готовом» виде и объясняются. Деятельность детей направлена на воспроизведение действий с помощью инструктажа и заданий. Необходимая прочность усвоения знаниями и навыками обеспечивается путем многократного повторения. | Усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. |
Методы проблемного обучения | |||
Проблемное изложение | Творческий проект. Проблемная ситуация. Рассказ-рассуждение. 1.Создание проблемной ситуации; 2.Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; 3.Решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки 4.Проверка решения проблемы (экспериментирование) | Перед детьми ставится проблема, показываются способы ее решения, ход мыслей и рассуждений. | Дети учатся контролировать ход мысли, следят за логикой рассуждений. |
Эвристический (частично-поисковый) | Определяется способ поиска решения проблемы, но сами решения отдельных вопросов находят дети.знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; | Дети самостоятельно рассуждают, решают возникающие задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. | |
Исследовательский | Вместе с детьми формулируется проблема, знания не сообщаются; деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. | Самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами дети. |
Для разработки программы по формированию знаний основ цветоведения была использована методическая литература:
1.«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. А.И.Логинова..
2. Дубровская Н.В Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
3.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2007. 144с.
4.Котенко Л.В.Что мы знаем о цвете? Издательство: «Книголюб» Москва 2005 г. – пособие.
5. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 – 190 с.: ил. /( Библиотека программы «Детство»).
6. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 – 190 с.: ил. /( Библиотека программы «Детство»).
7. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.: изд. – во «Детство – пресс», 2003 – 112 с.
8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2006
9. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005.
Основным показателем эффективности реализации системы (программы) формирования знаний основ цветоведения является достижение поставленной цели, выполнение задач, определенных программой.
Для того, чтобы сделать выводы об эффективности реализации программы формирования знаний основ цветоведения, необходимо исследовать уровень развития у детей цветового восприятия, знания основ цветовой грамоты, умения работать с цветом.
Исследование предполагает:
проведение индивидуальных бесед,
выполнение заданий,
наблюдение за самостоятельной изобразительной деятельностью во время занятий, в ходе которых педагог фиксирует данные.
Исследование проводится 2 раза (в начале и конце учебного года).
Проведение исследования по разделам программы:
1.«Цветовое восприятие мира».
По первому разделу детям были предложены задания, для определения знаний детей, о том, что можно передать с помощью цвета? Отчего изменяется цвет предметов? Какие чувства вызывают цвета?
2.«Цветовая грамота»
Задание 1: «Цетовая математика».
Цель: Определить знания детей об основных цветах, какие цвета получаются при их смешивании попарно.
Задание 2: «Какие краски живут в замке?» из предложенных цветов выбрать цвета теплой (холодной) цветовой гаммы.
Цель: Определить знания детей о теплых и холодных цветах.
Задание 3: «Цветовая лестница». Составить лестницу из полос, окрашенных разными оттенками одного цвета в порядке осветления (затемнения).
Цель: Определить умение подбирать оттенки одного цвета по мере осветления, затемнения цвета.
Задание 4: «Подбери фон». Подобрать контрастный фон к предложенному изображению.
Цель: Определить умение подбирать контрастные цвета
3. «Работа с цветом».
Уровень развития навыков работы с цветом определяется педагогом в ходе самостоятельной изобразительной деятельностью во время занятий.
Основными критериями оценки навыков работы с цветом являются умение:
-получать промежуточные цвета, смешивая основные,
-создавать теплую и холодную цветовую гамму.
-составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного
- получать различные оттенки одного цвета.
- передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года, состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов, передачи характера, настроения.
Высокий (норма развития) уровень ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание.
Средний (проблема развития) уровень ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания.
Низкий (несоответствие развития) уровень ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « волшебные цветы .» в соответствии с ФГОС.
Цель: Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.Задачи приоритетной образовательной области:«Художественно - эстетическое»:•Побуждать к созданию оригинального образ...
Конспект по аппликации во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС ДО Аппликация « Корзина цветов для мамы»
Конспект по аппликации во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС ДОАппликация « Корзина цветов для мамы»Задачи:1. Продолжать обучение детей работе с бумагой.2....
#СИДИМ ДОМА Уважаемые родители! С13.04-17.04.2020г в соответствием с планом работы проходит неделя “Цветы первоцветы” Предлагаю вам, вместе с детьми, с пользой провести время и посмотреть подобранный материал
рекомендации по теме недели...
Выступление на Педагогическом совете ДОУ «Об изменениях, внесенных авторами в дополненное и переработанное (инновационное) издание программы «От рождения до школы»
Протокол заседания Педагогического совета ДОУ...
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...
Скрапбукинг – увлекательный вид творчества для детей дошкольного возраста (с использованием переработанной бумаги)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27393069","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27393076","attributes":{"alt":"","...