Программа кружка "Волшебные ножницы"
методическая разработка по рисованию по теме

Бахмацкая Елена Юрьевна

Программа кружка "Волшебные ножницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_nozhnicy2.docx51.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Утверждаю

                                                                  Директор МОУ «СОШ №2

                                                                              р.п.Новые Бурасы»

                                                                 ___________Е.В.Шведова

Муниципальное образовательное  учреждение

  «СОШ №2 р.п. Новые Бурасы Саратовской области»

 Управление образования администрации

Новобурасского  муниципального района

 Саратовской области

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей – кружок « Волшебные ножницы»

Тип (вид) программы -  адаптированный

Уровень освоения программы -  базовый

Образовательная область -  искусство

Направленность программы  - художественно - эстетическая

Возраст обучающихся -  5-7 лет

Срок реализации программы -  2 года

Программу разработала

__Бахмацкая  Елена Юрьевна

                                                                                     Воспитатель предшкольного образования

                                                                                  Рецензент  Бурова Наталья Викторовна 

Зам. Директора по предшкольному образованию

                                            Р.п. Новые Бурасы 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Введение.

Такой вид художественной деятельности, как аппликация в детском саду, способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт, как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться.

Особое внимание в организации работы с аппликацией в детском саду, нужно уделять развитию технических умений. Их недостаточное развитие тормозит воображение, инициативность, значительно снижает качество работы. В это время как высокий уровень технических умений (овладение приемами наклеивания, вырезания) повышает уровень творческого отношения к работе.

Наиболее часто аппликацию делают из цветной бумаги. Усилия воспитателя должны направляться на развитие композиционных умений: умений соотносить части по величине, форме, цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в пространстве.

Работа с аппликацией способствует развитию глазомера речи, умению анализировать и сравнивать, у детей совершенствуется координация движения рук, формируются такие качества как аккуратность, быстрота, точность.

Аппликация в подготовительной группе позволяет ребенку максимально проявить инициативу и самостоятельность, испытать чувство радости от положительного результата труда, повысить его уровень подготовки к предстоящему обучению в школе.

Цель образовательной программы:

Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

Задачи образовательной программы:

Ручной труд, занятия с цветной бумагой и тканью позволяют ребенку получать знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Эта работа удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления, умению обдумывать и создавать схему будущей поделки, соответственно ,развитию интеллекта. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Работа с бумагой научит детей правильному обращению с режущими инструментами, научит технике склеивания, сгибания, складывания. Приобщая детей к этому волшебству, мы не только передаем им свой опыт, но и создаем у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формируем их духовный мир. Ведьчеловек,знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой.

Основные направления и содержание деятельности

недели

               Тема    занятия

Используемый материал

Способ передачи         замысла

    1

« Валентинки»

Цветная бумага, клей ПВА, цветной картон

Аппликация из вырезанных силуэтов

   2

« Цирковые собачки»

Цветной картон , вата, клей ПВА, цветная бумага

Аппликация по представлению

  3

«Открытка с плывущемкораблем»

Цветная бумага, картон, клей ПВА

Объемная аппликация из вырезанных предметов

  4

« Выносливый дуб»

Цветная бумага, клей, стружки от цветных карандашей

Фреска из вырезанных частей предмета

 5

« Цветущая ветка мимозы»

Цветной картон, пенопласт, древесные веточки, цветная бумага, клей ПВА

      Икебана

 6

« Груша»

Альбомный лист, пшенная крупа, гречневая крупа, клей

   Фреска

 7

« Скворечник для скворца»

Цветная бумага, клей ПВА

Аппликация из вырезанных частей предметов

 8

« Наш космодром»

Фольга, цветная бумага, лоскутки ткани, клей

Коллективная аппликация

 9

 «Корзина с пасхальными   яйцами»

Цветная бумага, однотонная и цветная ткани, тесьма, клей ПВА

Коллективная работа, аппликация из вырезанных силуэтов и обрывание- мозаика

 10

В гостях у сказки « Чебурашка»

Цветной картон и бумага, нитки, клей ПВА

Аппликация по замыслу с образа

 11

«Цветы в горшке»

Цветная бумага, картон, тесьма салфетки или вата, клей, гуашь

Аппликация из вырезанных силуэтов предметов

 12

« Мечтая о лете. Бабочка на цветке»

Цветная бумага, картон, клей

Аппликация по представлению, обрывание -мозаика

 13

 « Яблонька в цвету»

Цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши

Аппликация из вырезанных силуэтов

 14

Скоро в школу « Наш веселый алфавит»

Ватман, цветная бумага, гуашь, клей

Коллективная аппликация

15

«Едем- гудим! С пути уйди»

(пожарная машина)

Картонные коробочки, цветная

бумага, клей, пуговицы

Аппликация по представлению

 16

«Одну ягодку беру»

Альбомные листы, цветная бумага, клей

Декоративная аппликация из вырезанных силуэтов

17

«Осенний букет»

Засушенные листья разных деревьев, цветная бумага, фантики, клей, карандаши

 Коллективная работа. Икебана

 18

«Щедрая осень: заготовки на зиму»

Цветная бумага, картон, клей

Аппликация предметная, с натуры

 19

«Веточка рябины»

 Листья рябины, гуашь, клей

Аппликация с натуры

 20

«Под грибом»

Альбомный лист, цветная бумага, клей ПВА

Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание по контуру

 21

« Украшения на скатерти»

Цветная бумага, картон, клей ПВА

Декоративная аппликация из вырезанных частей предмета

 22

« Постелька для котенка»

Цветная бумага, картон, клей

Накладная аппликация из заготовленных частей предмета

 23

«Маска, я тебя знаю»

Цветной картон, бумага, клей

Аппликация по замыслу

 24

«Новогодняя елка»

Бархатная бумага, разноцветные короткие шерстяные нитки

Аппликация из шерстяных ниток

 25

Подвеска «Снеговик»

Нитки цветные, бумага, клей

Накладная аппликация- подвеска

 26

« Белоснежная зима»

Бархатная бумага, вата, клей

Аппликация на бархатной бумаге

 26

 «Маяк»

 Бобины от липкой ленты, цветная бумага, клей

Коллективная работа. Объемное изделие

 27

«Черепаха»

Альбомные листы, цветные салфетки, цветная бумага, клей

Аппликация из вырезанного силуэта

 28

«Веселый человечек»

Бархатная бумага, отрезки шерстяных ниток, клей

Аппликация из шерстяных ниток

 29

«Сказочная птица»

Цветной картон, бумага, клей

Декоративная аппликация

 30

« Клоун»

Цветная бумага, картон, клей

Аппликация по замыслу

 31

« Сказочный ковер- самолет»

Цветная бумага, картон, клей

Декоративная аппликация

 32

Сказка « Гуси- лебеди»

Ватман, цветная бумага, картон, клей

Коллективная аппликация по замыслу

 33

«Мои любимые игрушки»

Альбомные листы, цветная бумага, фломастеры, клей, пластилин

Аппликация из вырезанных частей предметов

 34

 «Бабочка –красавица»

Засушенные листья, картон цветной, клей

Аппликация из засушенных листьев

35

«Запестрел цветами луг»

Цветной картон, бумага, клей

Коллективная работа. Накладная аппликация

КРУЖОК «Волшебные ножницы»

НАПРАВЛЕНИЕ-художественно- эстетическое

ЦЕЛЬ: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

ЗАДАЧИ:

Ручной труд, занятия с цветной бумагой и тканью позволяют ребенку получать знания и навыки ,которые станут его достоянием на всю жизнь. Эта работа удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления , умению обдумывать и создавать схему будущей поделки, соответственно, развитию интеллекта. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Работа с бумагой научит детей правильному обращению с режущими инструментами, научит технике склеивания, сгибания, складывания.

Приобщая детей к этому волшебству, мы не только передаем им свой опыт, но создаем у них потребность самим создавать красоту. А в целом- формируем их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  1. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева « Аппликация в детском саду»
  3. И.В. Маслова «Аппликация»
  4. Д.Н. Колдина « Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет»
  5. Журнал « Учимся играя» , Издательство « Доброе слово»
  6. Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-6 лет»

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

1)« Валентинки»

Цели и задачи:

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы дерева в соответствии с величиной ствола, размещать силуэты на дереве, частично накладывая их друг на друга и размещая выше- ниже). Развивать чувство цвета при подборе колорита.

2) « Цирковые собачки»

Цели и задачи:

Учить составлять сюжетную композицию из вырезанных фигурок пуделей, передавая взаимоотношения между ними. Показать новый способ оформления животных ( наклеивая ватные шарики ) Развивать чувство цвета, формы и композиции.

3) «Открытка с плывущим кораблем»

Цели и задачи:

Учить детей создавать объемную поздравительную открытку. Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности для воплощения задуманного образа.Развивать точность движений и координацию.Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами. Развивать творчество, воображение и самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям.

4) «Выносливый дуб»

Цели и задачи:

Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенный вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески ( равномерно наносить жидкий клей на заданную поверхность и сыпать стружки от цветных карандашей». Развивать творчество, интерес к технике фрески.

5) «Цветущая ветка мимозы»

Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с возможностями икебаны. Развивать умение красиво располагать цветы на ветке. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению открытки для мам.

6) « Груша»

Цели и задачи:

Продолжать учить намечать простым карандашом контур предмета; продолжать знакомить детей с техникой изготовления фрески (равномерно наносит жидкий клей на всю поверхность и сыпать пшено). Развивать внимание, восприятие и мышление.

7) «Скворечник для скворца»

Цели и задачи:

Учить составлять задуманную сюжетную композицию. Закреплять умение вырезать из цветной бумаги разные формы, в том числе и по нарисованным контурам. Развивать фантазию и воображение, интерес к народным песням.

8)» Наш космодром»

Цели и задачи:

Продолжать учить детей вырезать симметричный предмет из сложенного пополам прямоугольника. Закреплять умение украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя ее звездами, летающими тарелками, и т.д. Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

9) « Корзина с пасхальными яйцами»

Цели и задачи:

Учить детей создавать аппликацию из разной ткани, используя знакомые приемы вырезания из бумаги. Поощрять желание дополнять вырезанный силуэт выразительными деталями. Закреплять умение обрывать лист цветной бумаги на кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать внутри контура. Формировать эстетический вкус. Развивать умение создавать коллективную работу.

10) В гостях у сказки « Чебурашка»

Цели и задачи:

Продолжать учить детей отрывать от листа цветной бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Закреплять умение оформлять аппликацию с помощью мелких кусков цветной бумаги и фломастеров. Продолжать учить дополнять аппликацию композиционными моментами. Развивать интерес к сказкам.

11) « Цветы в горшке»

Цели и задачи:

Учить детей сочетать в поделке несколько видов материалов; вырезать симметричную форму из сложенного пополам листа цветной бумаги. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание аппликации и доводить начатое до конца. Развивать внимание.

12) « Мечтая о лете. Бабочка на цветке»

Цели и задачи:

Учить детей создавать пейзажную композицию. Показать возможности разных средств художественной выразительности для передачи создаваемого образа. Продолжать знакомство с жанром натюрморта . Развивать способности к формообразованию и композиции. Воспитывать эстетический вкус, интерес к природе.

13) « Яблонька в цвету»

Цели и задачи:

Учить детей вырезать силуэты деревьев, передавая характерные особенности строения ствола. Учить изображать характерные особенности яблони, делающие образ выразительным; передавать форму в соответствии с характером и весенним настроением образа. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

14) Скоро в школу « Наш веселый алфавит»

Цели и задачи:

Закрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами; предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами ; ориентировать на поиск разных вариантов оформления ( например, вырезать одну букву обычной, а другую – фантастической или узорчатой).

15) « Едем – гудим, с пути уйди» Пожарная машина

Цели и задачи:

Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Учить видеть особенности внешнего вида предметов, их положения в пространстве.Учить видеть общую форму и находить способы ее воплощения доступными средствами. Развивать воображение, чувство формы.

16) « Одну ягодку беру»

Цели и задачи:

Закреплять приемы вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников путем скругления углов. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем. Продолжать учить украшать вырезанными ягодами силуэт тарелки, гармонично подбирать формы и цвета, соблюдая симметрию в создании узора.

17) Осенний букет»

Цели и задачи:

Учить детей обводить контуры силуэта простым карандашом. Познакомить с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из бумаги, сложенной гармошкой, передавая плавные изгибы формы. Учить дополнять предмет графическим изображением ( дорисовывать простым карандашом прожилки на листьях). Познакомить с возможностями искусства икебаны. Развивать умение красиво располагать вырезанные силуэты на ветке дерева.

18) « Щедрая осень. Заготовки на зиму»

Цели и задачи:

Совершенствовать технику вырезания ножницами. Продолжить знакомство с правилами вырезания кругов (режем по окружности или отрезаем у сложенного вчетверо квадрата углы по окружности, держа при этом середину в руке). Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях.

19) « Веточка рябины»

Цели и задачи:

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев рябины. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать сохранить ее красоту в флористических композициях.

20) « Под грибом»

Цели и задачи:

Учить детей вырезать полуовал из прямоугольника путем скругления верхних углов, вырезать круг из квадрата. Учить делать из цветной бумаги траву путем обрывания ее по верхней линии. Продолжать учить резать квадрат по прямой  на полосы, складывать их пополам и наклеивать частично за кончик, имитируя капельки дождя. Учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать интерес к сказкам.

21 ) « Украшения на скатерти»

Цели и задачи:

Показать детям красоту вышитых изделий. Продолжать учить резать по прямой линии короткие полосы. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, составляя из них геометрический узор. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать творчество.

22) «Постелька для котенка»

Цели и задачи:

Учить детей составлять из геометрических фигур, накладывая их друг на друга, задуманный предмет. Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист и друг на друга. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

23) « Маска, я тебя знаю»

Цели и задачи:

Вызывать у детей радостное настроение в преддверии предстоящего праздника. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, стремление внести в работу индивидуальные черты, делающие ее непохожей на другие работы.

24) « Новогодняя елка»

Цели и задачи:

Познакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию, мелкую моторику рук. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения «Елка» Е. Благининой.

25) Подвеска « Снеговик»

Цели и задачи:

Учить детей делать подвесную игрушку; соединять с помощью клея четыре детали, пропуская между ними петельки ниток. Закреплять умение украшать изделие, наклеивая заранее заготовленные детали.

26) «Маяк»

Цели и задачи:

Учить детей выполнять объемную поделку из бобин от липкой ленты: обклеивать их цветной бумагой и оформлять дополнительными деталями (окна, двери). Учить разрезать полоску, сложенную несколько раз, по линии сгиба и располагать полученные окна на одном уровне. Учить делать конус из листа бумаги округлой формы, имеющего надрез до центра круга с одной стороны. Уметь согласовывать свои действия с работой других детей, собирать общее объемное изделие из оформленных бобин.

27) «Черепаха»

Цели и задачи:

Учит детей вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы; обрывать салфетку, сминать каждый маленький кусок салфетки в комочек и наклеивать в заданном месте на лист бумаги. Развивать воображение.

28) «Веселый человечек»

Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа. Развивать мелкую моторику рук.

29) «Сказочная птица»

Цели и задачи»

Учить составлять композицию, чередуя элементы разных цветов. На примере данной работы уточнить понятие «симметрия» (изготовление хвоста, хохолка и крыла сказочной птицы). Воспитывать интерес к традициям и культуре своего народа. Развивать мелкую моторику и глазомер.

30) «Клоун»

Цели и задачи:

Поощрять стремление детей работать над созданием интересных работ, используя при этом разные техники. Тренировать в изготовлении элементов сказочных костюмов. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, стремление внести в работу индивидуальные черты, делающие ее непохожей на другие работы.

31) «Сказочный ковер- самолет»

Цели и задачи:

Учить составлять декоративную композицию с использованием элементов, имитирующих роспись, характерную для каждого из промыслов (дымковский, городецкий) , складывая их в отличные от других детей узоры. Поощрять стремление выполнить свою работу красиво и аккуратно. Воспитывать интерес к традициям и культуре своего народа.

32) «Сказка гуси-лебеди»

Цели и задачи:

Учить детей находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.

33) « Мои любимые игрушки»

Цели и задачи»

Закреплять умение вырезать округлые формы разных размеров из квадратов и прямоугольников и бумаги, сложенной гармошкой, и составлять из них образ задуманной игрушки, стоящей на задних лапах; располагать детали в определенной последовательности. Поощрять желание детей дополнять поделку выразительными деталями, элементами одежды. Учить описывать мягкую игрушку. Развивать внимание.

34) «Бабочка- красавица»

Цели и задачи:

Учить детей располагать и наклеивать засушенные листья так, чтобы получился задуманный образ. Развивать образное мышление.

35) «Запестрел цветами луг»

Цели и задачи:

Познакомить детей с многообразием луговых растений. Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения; использовать в работе гафрированную  работу. Развивать творчество при создании своего цветка. Закреплять умение создавать коллективную работу. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворение про лето Я. Пиркулиева.

Список детей, посещающих кружок « Веселые ножницы»

1-ая подгруппа:

  1. Акопян Даяна
  2. Татайкина Анна
  3. Гриняев Тимофей
  4. Ребнева Варя
  5. Юрлов Данил
  6. Волкова Настя
  7. Емелина Анна
  8. Казанцева Жанна
  9. Тамразян Миша
  10. Пермяков Максим

2-ая подгруппа:

  1. Батраева Алина
  2. Голубенко Анна
  3. Мамаева Настя
  4. Лысункин Артем
  5. Потапов Максим
  6. Салецкая Софья
  7. Бабушкин Тимофей
  8. Моситенко Настя
  9. Пермяков Максим
  10. Арсенюк Алина
  11. Заричная Ангелина

График работы кружка «Волшебные ножницы:

1 и 3 недели месяца.

Лучшие друзья или вечные соперники

Взаимоотношения детей в семье

Все родители мечтают о том, чтобы их дети не ссорились и стали лучшей поддержкой друг другу в жизни. И все дети хотят, чтобы брат или сестра был единомышленником и самым верным другом. Однако ссоры детей в семье, их ревность к родителям, конкуренция между собой, есть, наверное, в каждом доме, где больше одного ребенка.

Наталия Банных
Психолог

Истоки соперничества

Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи - ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но дело в том, что способов проявления своих чувств маленький ребенок знает немного, что обычно и выливается в бесконечные ссоры, драки и раздоры.Определяющим фактором не только в развитии отношений между детьми, но и в формировании характера и особенностей личности каждого ребенка является порядок рождения в семье.Первенец - всегда первенец. Какое-то время он был "единственным", полностью получал любовь и внимание родителей. И вот ему пришлось испытать горечь "свержения с престола" после рождения второго малыша.Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной обстановке, к нему на долгое время (а иногда и на всю жизнь) сохраняется отношение как к "младшенькому" - более нежное, трепетное. Однако он с рождения встает перед необходимостью делить любовь родителей с кем-то еще. Пока второй ребенок еще маленький, труднее обычно приходится старшему. Новорожденный получает максимум родительского внимания, находясь в ситуации "безусловной" и всепоглощающей любви. Но проходит время, и из беспомощного младенца он превращается уже в более-менее самостоятельного малыша. На первое место выходит стремление к овладению какими-то навыками, достижениями, а значит, и конкуренция с первенцем. С этого момента можно говорить о соперничестве в полном смысле этого слова. Ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Уже к двухлетнему возрасту он начинает чувствовать, какое поведение одобряется родителями, какие новые навыки и достижения поощряются ими. Все дети - умелые "манипуляторы". Отличаясь природной наблюдательностью, они очень быстро начинают использовать нужное знание в своих целях. В этом смысле старший ребенок оказывается в более выигрышных условиях: у него было время "разобраться" с подсознательными или осознанными установками родителей и совершенствоваться в этой сфере.Ситуациядля второго малыша более сложная. И чаще всего она строится по одному сценарию: ребенок чувствует, что, как ему кажется, необходимо делать, чтобы заслужить любовь родителей, подражает старшему брату и - оказывается в его "тени". Конкуренции, соперничества, а то и открытой вражды вплоть до драк здесь не избежать. Более того, в этой ситуации они будут наиболее оптимальным вариантом развития. Ведь в противном случае получается, что один из детей (чаще всего младший) отказывается от борьбы, теряет надежду достичь ощущения собственной значимости и любви со стороны окружающих.В такой ситуации родителям очень важно с большим пониманием и вниманием отнестись к проявлениям личности своих детей. Если старший ребенок достигает успехов в учебе, музыке или танцах, не нужно все время ставить его в пример малышу. Более того, родители должны внимательно следить, не направляют ли они заранее младшего ребенка по пути развития старшего: например, водят обязательно в одни и те же кружки или секции, заставляют учиться тем же вещам. Напротив, занятия детей лучше разнообразить. Тогда они будут достигать успехов в разных сферах, каждый получит одобрение родителей за собственные достижения, и поводов для соперничества будет меньше.Предоставление детям большей свободы в выборе занятий и проведения досуга не означает потерю контроля над ними: "нестесненное" развитие не значит "неконтролируемое". Психологами было установлено, что терпимое, в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личности. Вера в мудрость своего малыша, поддержка, эмоциональная теплота, являются основой для того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем мире, выбрал свой путь в жизни, и в то же время сохранил нежные и дружеские отношения с семьей.

Разница в возрасте

Развитие отношений между детьми во многом зависит от разницы в возрасте между ними. Психологами была выявлена закономерность: чем меньше лет отделяет малышей друг от друга, тем ярче проявляется их соперничество. Если разница составляет пять и больше лет, то (при условии изначально правильного формирования отношений между детьми), их соперничество может быть сведено к минимуму: для старшего ребенка малыш уже перестает быть конкурентом. Ведь то, чему младший только учится, у старшего получается уже очень хорошо, его часто ставят в пример. Младший, в свою очередь, воспринимает старшего как некий идеал. Интересно, что старший брат или сестра иногда является для маленького большим авторитетом, чем родители. И это неудивительно: ведь мама и папа часто оказываются некомпетентны в некоторых важных для детей сферах: не знают, как зовут героя популярного мультсериала, как дойти до нового уровня в компьютерной игре. Если же старший и младший отличаются по возрасту на один-два года, соперничества и конкуренции в семье не избежать: цели у детей очень похожие, возможности и способы их достижения практически одинаковые. Начинается обычно с того, что старший ребенок пытается доказать родителям и малышу, что он может быть лучшим в какой-то важной для него сфере деятельности - аккуратности, рисовании, спорте. Вслед за этим возникает желание второго ребенка догнать и обогнать первого. Чувствуя, что младший "наступает на пятки", старший стремится все к новым достижениям. Такое соревнование может идти по кругу всю жизнь. Интересно, что конкурентные отношения часто поддерживаются самими родителями. В невинных с первого взгляда высказываниях типа "Саша нарисовал елку более аккуратно, чем Андрей", или "Маша быстрее собрала игрушки, чем Ксюша", лежит сравнение детей между собой, настрой на соревнование и победу.

Сестры и братья

Если сравнивать семьи с однополыми детьми и семьи, в которых растут брат с сестрой, то может показаться, что последние находятся в более благоприятной психологической ситуации. Ведь традиционно мальчики и девочки встречаются с очень разными требованиями. Например, мальчиков чаще поощряют за инициативу, храбрость, предприимчивость, независимость, а порой, даже за агрессивность. От девочек ждут, что они вырастут чуткими, нежными, отзывчивыми. Возможность реализовываться в разных сферах, достигать разных целей могла бы помочь брату и сестре свести конкурентные отношения к минимуму. Однако так бывает достаточно редко.В английском языке есть распространенное слово - сиблинги, обозначающее братьев и сестер вне зависимости от пола. Этот термин уже весьма прижился в сфере научной литературы и, похоже, завоевывает все новые позиции в обычном языке. В современном обществе, где утверждаются равные права мужчин и женщин, в культуре, где основой становится не подчеркивание различий между полами, а "унисекс", традиционные роли, к которым раньше готовили мальчиков и девочек, становятся очень схожими. А значит, маленькие "сиблинги" чаще всего используют одни и те же средства и пути для достижения любви родителей, что ведет и к конкуренции, и к соперничеству.Особый ракурс проблема соперничества получает, если родители проявляют явное предпочтение какого-то одного пола. Например, в семьях, ориентированных на мужские ценности, девочки часто начинают чувствовать собственную неполноценность просто из-за половой принадлежности. Ребенок очень чутко ощущает, какое поведение ценно для мамы и папы, и это может вести к усвоению мужских ценностей, принятию мужских форм поведения. Стремление к значимости происходит по принципу: "Я буду любима, если во всем сравняюсь с мальчиком". Легко догадаться, что соперничество с братом в такой ситуации только усилится.

Есть проблема…

К сожалению, вопрос соперничества между детьми обычно не слишком волнует родителей. Тревоги начинаются только тогда, когда здоровая конкуренция перерастает в постоянные драки, естественная для ребенка ревность превращается в агрессивность и вспыльчивость, а беспокойство относительно любви родителей заканчивается замкнутостью и частыми болезнями. Если все зашло так далеко, лучше будет обратиться к психологу. Но внимательные родители способны выявить проблему гораздо раньше, когда с ней можно справиться собственными силами. Кулачные бои дома Пожалуй, наиболее частыми "спутниками" соперничества становятся драки между детьми. И именно "рукоприкладство" обычно больше всего раздражает и беспокоит родителей. Один из самых эффективных способов справиться с этим - установить четко определенные границы в выяснении отношений: например, спорить можно, а драться, обзываться обидными словами - нельзя. Очень важно, чтобы это решение исходило не целиком от взрослых, а было принято самими детьми. Можно даже организовать семейное собрание и обсудить ситуацию, вместе разработать правила и законы. Приняв участие в обсуждении того или иного решения, дети с большей охотой будут придерживаться его. Наказание нарушителю закона лучше тоже придумать всем вместе - тогда детям будет не так обидно его получить, а вопрос несправедливости даже не возникнет (это ведь их самостоятельное решение!). Адекватным наказанием может быть временная приостановка любой игры: маленьких драчунов рассаживают в разные комнаты на стулья минут на пять. Это даст им возможность успокоиться, а потом обсудить со взрослыми, что же произошло. Важно понимать, почему дети обычно решают свои споры кулаками, а не словами. Чаще всего это происходит потому, что они просто еще не умеют разрешать конфликты более мирными способами. В попытках поделить что-то (игрушки, время за компьютером, внимание мамы), ребятам оказывается легче подраться и защитить свою точку зрения, чем договориться между собой и попытаться понять чувства другого. Пресекая драки в доме, обучая детей мирному решению проблем, родители тем самым помогают им в будущем создавать здоровые дружеские отношения и вне собственной семьи, с другими людьми.

Нежелательные проделки

Все дети балуются и порой не слушаются своих родителей. Это абсолютно нормальное явление, и хуже было бы, если бы такого не происходило. Однако в некоторых случаях проделкам стоит уделить особое внимание: если виноватым оказывается всегда один и тот же ребенок, чаще всего - младший. При более тщательном рассмотрении ситуации обычно выясняется, что малыш не сам догадывается измять важные бумаги, рассыпать крупу, сломать игрушку. Часто старшие дети, будучи не уверены в любви родителей, стремятся таким образом подшутить над маленьким "любимчиком", спровоцировать его наказание и продемонстрировать на фоне всего этого свое "примерное" поведение. Особенно трудно в подобной ситуации оказывается младшему ребенку: с одной стороны, им владеет стремление заслужить уважение старшего брата или сестры, сравняться с ним, а с другой, хочется вести себя таким образом, чтобы ощущать любовь и внимание родителей. Несмотря на то, что проблемы в семье создает в основном поведение младшего, его коррекция будет невозможной без работы со страшим. Первопричиной происходящего является недостаток у первенца ощущения собственной значимости. И пока он не обретет уверенность в любви и привязанности родителей, отношения между детьми и поведение малыша вряд ли изменятся. Родителям в этом случае следует задуматься, почему так происходит. Может быть, младшему ребенку уделяется больше внимания, мама и папа проводят с ним больше времени, чаще принимают сторону малыша в его ссорах со старшим. Даже если это не так, лучше при любом удобном случае лишний раз сказать своим детям, что они любимы. Но важно делать это правильно: не сравнивать их между собой и не говорить, что они любимы одинаково. Ведь каждому, даже самому маленькому человечку, хочется быть особенным и единственным. Поэтому вместо "я люблю вас обоих" лучше сказать, что "каждый из вас занимает в моем сердце особое место: со своими улыбками, чувствами, даже проделками".Взрослые должны как можно чаще общаться со своими детьми. Причем, не только со всеми вместе. Будет лучше, если родители найдут время и для разговора с каждым из них наедине. Часто для преодоления трудностей нам оказывается достаточно лишь выговориться, рассказать кому-то о своих переживаниях. Это касается и детей, и взрослых. Но для ребенка эта задача вдвойне трудна: мало того, что нужно привлечь внимание мамы (или папы), требуется еще и суметь рассказать о своих чувствах. Маленькие дети обычно испытывают трудности на этом этапе, и родители могут помочь им. Например, можно сказать старшему: "Я вижу, ты очень расстроен, что малыш взял твои игрушки. Что же нам с ним делать?" Ребенок чувствует, что его настроение небезразлично родителям, что они замечают все происходящее, что его воспринимают всерьез (ведь с ним советуются, как лучше поступить с младшим!). В такой ситуации и хочется вести себя как подобает "старшему" - более взрослому, опытному, заботливому. А стремление обидеть малыша или подшутить над ним, постепенно сходит на "нет".

Замкнутость и болезни

Соперничество между детьми иногда заканчивается "поражением" одного из них. Постоянно отставая от "конкурента", малыш может смириться со своим положением "в тени" и отказаться от дальнейшей "борьбы". А это вряд ли поможет развитию его личности и формированию характера. Такое психологическое состояние чаще всего проявляется в замкнутости, резких перепадах настроения, склонности к частым болезням. Как и в предыдущей ситуации, очень важно почаще разговаривать с ребенком. Родители должны разрешить малышу ревновать и обсуждать это с ними. Открытый рассказ об отношениях с братом или сестрой, испытываемых чувствах, поможет найти общий способ решения проблемы. А кроме налаженных отношений с "сиблингом", ребенок лишний раз убедится в родительской любви и привязанности к нему. Иногда, к сожалению, расспросы мало помогают: кроха не осознает, в чем проблема, и в качестве причин называет повод, лежащий на самой поверхности. Кроме того, негативные чувства, которые он долго скрывал в себе, могли уже уйти в подсознание и стать недоступными для обсуждения. В выяснении сути помогут так называемые проективные методы, в частности, "рисунок семьи". Для этого ребенка просят нарисовать свою семью. При этом, не стоит уточнять, кого именно рисовать, лучше никак не дополнять эту просьбу. После завершения рисунка малыш обязательно должен рассказать о том, что он изобразил. Этот простой тест можно провести и без помощи профессионального психолога. На что следует обратить внимание в первую очередь?

  • Все ли члены семьи нарисованы на картинке: Ребенок сам расскажет и покажет, кто есть кто. Четырехлетняя Настя, старшая девочка в семье, изобразила на рисунке маму, папу и младшего брата, а на вопрос, где же она сама, ответила: "не нашлось места". Стоит ли уточнять, что в этой семье - серьезная проблема?
  • На расположение людей: насколько близко друг к другу стоят члены семьи, нет ли кого-нибудь "отверженного", не загородил ли один человек другого. Если показалось, что на рисунке изображено что-то подобное, пусть малыш обязательно сам расскажет об этой части изображения.
  • На размер людей: В Древнем Египте величина людей на рисунках была напрямую связана с их положением в обществе и значимостью в глазах художника. В рисунках маленьких детей прослеживается та же закономерность. Надо обязательно расспросить ребенка о самом высоком человеке на картинке и о самом маленьком.

Если причина изменившегося поведения малыша кроется именно в сфере отношений, то это, скорее всего, как-то проявится на рисунке. А понимание проблемы - уже наполовину ее решение.

Соперничество: путь к развитию или вражде?

Упоминая в основном отрицательные аспекты соперничества, стоит вспомнить о том, что оно не всегда означает драки и вражду. Соперничество может быть стимулом, толчком к развитию ребенка. Стремясь заслужить любовь родителей, дети будут непременно конкурировать друг с другом, искать новые формы поведения в семье, развиваться и стремиться к новым достижениям. Однако чрезмерная увлеченность достижениями имеет и обратную сторону: ребенок считает, что его любят, ценят и принимают только за то, что он достиг каких-то успехов или выполнил какую-то задачу. Но постоянно "быть на высоте" невозможно. Даже у взрослых бывают порой периоды спадов и неудач, а что уж говорить о малыше, который многое в своей жизни делает в первый раз. Если же ребенок постоянно ощущает, что в семье у него есть конкурент, который "дышит в спину" и "наступает на пятки", то ошибки воспринимаются им гораздо болезненнее. Чтобы этого избежать, взрослые должны сформировать правильное отношение к детям: доказать, что любят их не за достижения и результаты. Важно показывать свою любовь, и "безусловное" принятие своих малышей даже тогда, когда у них что-то не получается. Как только старшие и младшие обретут уверенность в том, что родители любят их вне зависимости от побед и поражений, соревнование друг с другом непременно будет слабеть, а со временем исчезнет, превратившись в крепкую дружбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Рекомендации для родителей по формированию у детей способов действий с ножницами.

Овладение этим инструментом - сложный и длительный процесс, требующий от детей сосредоточенного внимания и физических усилий. Поэтому есть необходимость закрепления формирующихся навыков вырезыв...

Памятка для родителей "Как правильно держать ножницы".

Очень часто родители при обучении детей работе с ножницами, сталкиваются с проблемами как правильно и лучше держать ножницы.....Работая по проекту "Волшебные ножницы", я разработала эту памятку, котор...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рисуем ножницами»

Задачи: 1. Научить детей с помощью ножниц без предварительной наметки карандашом вырезать различные характерные формы.             2. ...

Программа дополнительного образования. «ВОЛШЕБНЫЕ НОЖНИЦЫ»

Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности. .Развитие у детей воображения, п...

Программа по обучению детей вырезанию ножницами "Весёлая мастерская"

Успехи в школьном обучении во многом зависят от подготовленности ребёнка к овладению знаниями и умениями. Поэтому, подготовка детей к школе, это одна из важнейших задач для нас воспитателей- дошкольни...

Программа дополнительного развития детей дошкольного возраста "Волшебные ножницы"

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЕ НОЖНИЦЫ»Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации  Актуаль...