консультация для воспитателей на тему: "Как знакомить детей с изобразительным искусством"
консультация по рисованию по теме
В консультации говорится об использовании методов и приемов при ознакомлении детей с искусством. О трех этапах обследования предмета. Вопросы, которые следует задавать детям при рассматривании картин, репродукций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_znakomit_detey_s_izobrazitelnym_isskustvom.doc | 99.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему «Как знакомить детей с изобразительным искусством»
Формировать интерес к изобразительному искусству начинают со второй младшей группы.
К этому возрасту дети начинают эмоционально отзываться к окружающей природе, красивым предметам, материалам. Они с удовольствием рассматривают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику.
В этой группе детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской ).
На первом этапе малышам дают только рассматривать предметы, иллюстрации, затем их учат выделять средства выразительности. Педагог показывает, как художник изобразил цветущий луг, падающий снег; помогает детям увидеть форму предметов. Дети рассказывают, что изображено, называют средства выразительности (мышка бежит, колобок поет, медведь лохматый, у лисы пушистый хвост и пр.). Дают детям возможность использовать самостоятельно эти средства в рисунках, лепке. Каждое занятие должно сопровождаться потешками, поговорками, устным народным творчеством.
Для таких занятий необходимо набирать иллюстрации, на которых персонаж изображен крупным планом, а изобразительные средства доступны восприятию детей четвертого года жизни.
Воспитатель показывает ярких, красочных зайчиков, медведей, петушков с крупным характерным узором (дымковская игрушка). Важно, чтобы дети увидели красоту народной игрушки, ее яркость, выразительность. При рассматривании педагог обращает внимание детей на форму, цвет, элементные украшения.
При обследовании предмета любой формы выделяют 3 этапа:
- Эстетическое восприятие предмета в целом.
- Анализ предмета (основные части, их форма, расположение и соотношение по величине, детали-элементы, цвет).
3.Повторное восприятие предмета в целом.
В средней группе продолжается знакомство детей с книжной иллюстрацией, с народно прикладным искусством, со скульптурой малых форм. Воспитатель развивает интерес у детей к произведениям изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость. В данной группе начинать работу лучше с постепенного «погружения» малышей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, как и в младшей группе, подобный тому, который они создали в своих играх.
При рассматривании иллюстраций Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», спросить у детей:
Нравиться вам норка-домик мышонка?
А хочешь, мы зайдем к нему в гости в его норку?
Мысленно ребенок превращается в мышонка и начинает активно «действовать». Он представляет себе, как входит в норку, берет в руки вещи, заглядывает в горшочки, кувшинчики, фантазирует.
Такие «превращения» позволяют детям почувствовать свою причастность к миру художественных образов. Очень важно, чтобы дети самостоятельно рассказывали, что они увидели в «норке». В первую очередь необходимо добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение.
Далее детям предлагается для рассматривания иллюстрация, в которой передано какое-то настроение. Спрашивают у детей: «Как вы считаете, эта картинка веселая или грустная? А почему вы так думаете?». После ответов детей, воспитатель высказывает свою точку зрения. В данной группе дети с увлечением интересом сопереживают событиям или отношениям, которые талантливо переданы художниками-аниматорами.
Рассматривая иллюстрации к книгам, дети сопереживают зайчатам, медвежонку, волчонку. Особенно ярко они откликаются на произведения Е. Чарушина. Его иллюстрации позволяют понять детям мир животных, т.к. художник рисовал маленьких зверят - для маленьких ребят. Здесь дети быстро определяют художественную выразительность иллюстрации, определяя словами: маленький, пушистый, комочек, сидят прижавшись, притаились и т.д., выражают свое отношение к увиденному. В рисунках художников дети находят знакомые персонажи, воспитатель учит выделять некоторые изобразительные средства: сочетание красок, выразительность формы, детали костюма и т.д.
В течение года детей надо знакомить с народной игрушкой (дымковской, филимоновской) и с керамическими изделиями. Педагог учит рассматривать их. Для ознакомления с народно - декоративным искусством можно использовать такие приемы, как обыгрывание народных игрушек и скульптуры малых форм при вынесении их в группу, рассматривание изделий с детьми, анализ их: Какого цвета узор? Из каких элементов состоит узор? Какой фон использован для данного узора? Что делает медведь? Что он держит? Покажите, как он делает то или иное действие?
После рассматривания дети лепят на тему народных игрушек птиц, зверей; учатся составлять узоры, используя точки, мазки, разной величины круги, кольца, полосы по образцу дымковской, филимоновской игрушки.
Детей шестого года жизни знакомят с разными видами изобразительного искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, керамическими изделиями, народно декоративно-прикладным искусством. В этой группе педагог учит детей воспринимать содержание произведения, выделять средства выразительности, присущие каждому виду искусства(в живописи - композицию, цвет, яркость, декоративность, связь узора с формой и начертанием предмета; в народном - воспитывать потребность в прекрасном, интерес к искусству и способность понимать его). Знакомству с разными видами изобразительного искусства в старшей группе отводится в месяц одно занятие. На одном занятии следует давать только один из видов изобразительного искусства.
Например, продолжая знакомить детей с дымковской игрушкой, показывают несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка, коня и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображает, что все предметы яркие, разные. Как дополнительный материал на занятии педагог использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии, открытки с изображением дымковских игрушек. Это позволяет при небольшом количестве изделий, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида. Когда дети ознакомятся с несколькими видами прикладного искусства можно организовать занятия в виде «экскурсии в музей», где дети сами будут «экскурсоводами» рассказывающими об «экспонатах». Показывая красоту народных игрушек, педагог воспитывает у детей уважение к народным мастерам, формирует чувство любви к Родине.
С новым видом народной игрушки дошкольников лучше знакомить в сравнении с уже известным видом, чтобы подчеркнуть общее и специфику каждого вида. В течение года детей нужно познакомить с 2-3 видами народного искусства.
В старшей группе продолжают формировать представление о скульптуре малых форм. При рассматривании и беседе с детьми воспитатель развивает умение определять характер образа, видеть, какие средства выразительности использовал скульптор, рассматривание должно происходить медленно, со всех сторон, отличая все детали. Детей надо познакомить со скульптурой, выполненной из разных материалов. В течение года проводятся 2-3 занятия по рассматриванию скульптуры.
Знакомство происходит в несколько этапов:
1.Показ скульптуры, рассматривание ее.
2.Определение названия, материала.
3.Выделяют средства выразительности.
4.Лепка «скульптуры» на похожую тему.
5.В старшей группе детей продолжают знакомить с художниками-иллюстраторами. На данном этапе важно показать детям творческую манеру разных мастеров. При знакомстве с иллюстрациями Юрия Алексеевича Васнецова надо, чтобы дети увидели, как он создает сказочные образы, сочетая реальность и фантастику. Можно рассмотреть в сравнении иллюстрации художников Ю. Васнецова и В. Лебедева к одному произведению. В этой группе начинают знакомить детей с произведениями живописи: портретом и пейзажем, натюрмортом. Рассматривание происходит по системе вопросов (показ, рассматривание, название картины, имя художника):
- Что изображено на картине?
- Какое время года изображено?
- Как вы думаете, что самое главное в картине?
- Как это изобразил художник?
- Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза?
- Что этим хотел сказать художник?
- Как вы догадались, что именно такое настроение?
- Как это художнику удалось сделать?
- Какой цвет преобладает в картине?
- Какие породы деревьев изобразил художник?
11.Почему цвет листьев, стволов деревьев не одинаков (яркое солнце освещает вокруг)?
12.Какими радостными или грустными (в зависимости от картины) словами можно сказать о
пейзаже?
13.0 чем думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Затем воспитатель обобщает ответы детей, составляя рассказ.
При знакомстве с портретной живописью следует обратить внимание дошкольников на то, как художник передает настроение человека.
Прежде чем, знакомить с портретом, его выставляют на 2-3 дня до занятия, чтобы дети смогли хорошо рассмотреть произведение, высказать свое отношение к увиденному. Выяснить у детей, как они понимают портрет, средства выразительности (настроение героя, поза, одежда). Перед занятием воспитатель выясняет у детей: «Что такое портрет?». Можно выучить стихи «Что такое портрет, пейзаж, натюрморт?».
Целесообразно периодически в группе устраивать небольшие выставки репродукций картин на темы «Портреты», «Пейзажи». При рассматривании портретов задаются вопросы:
- Что ты видишь - пейзаж или портрет?
- Кого изобразил художник?
- Как ты думаешь, какое настроение у него (или у нее)?
- Почему так решил?
- Какие краски использовал художник для передачи настроения? Какого цвета фон?
- Как художник относится к этому человеку?
При знакомстве с натюрмортом, репродукции выставляются перед занятием. Воспитатель рассказывает, что такое натюрморт, композиция. С латинского языка слово композиция переводится - красиво располагаю, на французском языке слово натюрморт означает мертвая натура. Дети, рассматривая натюрморт, отмечают композицию, колорит, фон.
На занятиях по ознакомлению с натюрмортом хорошо использовать дидактические игры «Составь натюрморт из предложенных предметов» (на фланелеграфе, у себя на столе).
В подготовительной группе продолжается знакомство с изобразительным искусством. Детей знакомят с жанровой живописью (живопись – живо - писать разными красками или пастелью, мелками и др. материалами).
Воспитатель знакомит детей с жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, жанром анималистики, бытовой жанр, батальным, историческим, сказочно-былинным; в свою очередь поясняет детям, что пейзаж может быть городским, сельским, морской - маринистика. При ознакомлении с пейзажем воспитатель обращает внимание на перспективу (ясно вижу - лат.); она бывает линейная, воздушная перспектива, цветовая. Перспективой художники показывают основной предмет изображения.
Таким образом, постепенно, не навязчиво знакомим детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Развитие способностей детей к изобразительной деятельности".
В консультации говорится о приемах и методах , применяемых на занятиях, чтобы развивать способности детей по изобразительной деятельности.О значении книжек-раскрасок в развитии интере...
Консультация для родителей на тему : "Как знакомить детей с 3-4 лет с величиной предмета"
Игры для родителей по ознакомлению детей с величиной предмета....
Презентация - консультация для родителей на тему: "Как знакомить детей с зимними явлениями природы".
В данной презентации даются советы и рекомендации для родителей о том как знакомить своих детей с зимними явлениями во время прогулки, за чем понаблюдать, на что обратить особое внимание....
Консультация для воспитателей на тему "Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России".
Для старших дошкольников....
Консультация для родителей на тему: "Как знакомить детей с профессиями"
Огромное значение в воспитании ребёнка имеет знакомство с трудом взрослого человека....
Консультация для родителей на тему: «Как знакомить детей с Санкт-Петербургом»
Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, красивейшем в мире. Мы с вами очень его любим. Гордимся им, тем, что живём в таком месте. Так давайте и у детей наших сообща прививать любовь к родно...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: “Татарский орнамент в декаративно – прикладном искусстве”
Народное искусство казанских татар, как искусство других народов тесно связано с бытом. В украшении его жилища, одежды, бытовых предметов, татарские мастера и мастерицы пользовались различными материа...