Опыт работы
учебно-методический материал по рисованию по теме
Опыт работы, где даны цели и задачи моей работы, описаны: теретическая база опыта, структура деятельности , результы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_i_tvorcheskih_sposobnostey_tekst.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных и творческих способностей
детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Современное общество требует от человека постоянного роста в профессиональной сфере, в том числе и творческого. Креативность принимается, как формула достижения успеха. То есть творческий потенциал определяет продвижение человека на его жизненном пути. И мы видим, что развитие творческих способностей выдвигается на первый план и становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Творческий процесс наступает лишь тогда, когда человеком уже накоплен определенный опыт. Это та основа, без которой не осуществить качественный переход к новому, неизведанному. Поэтому наряду с творческими способностями необходимо развивать и познавательные.
Как образно сказал один из авиаконструкторов: «Всё начинается с рисунка. Без него не сконструируешь ни самолёт, ни стиральную машину». Разносторонний подход к созданию рисунка развивает у детей интерес к изодеятельности, что, в свою очередь, побуждает их овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, обладая которыми, легче изобразить желаемое. А чем лучше получается, тем больше удовольствия от работы, больше желания добиваться дальнейших успехов, узнавать мир и находить ответы.
Однако существует теория спонтанного развития, суть которой в абсолютном невмешательстве педагога в процесс формирования изобразительных навыков. Но любование непосредственностью детского рисунка, в конечном итоге, приводит самого ребенка в творческий тупик. Когда он уже повзрослевший, имеет желание «самовыразиться», но не имеет возможности это сделать из-за отсутствия необходимых умений и навыков.
В свою очередь ФГТ четко определяют, что образовательная область «Художественное творчество» направлена именно на удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью удовлетворения потребности детей в самовыражении и отсутствием у них необходимых знаний, умений и навыков.
Возникает проблема – как и какие знания давать детям, какие создавать педагогические условия для развития познавательных и творческих способностей.
По мнению психологов, врожденными являются не сами способности, а способность к их развитию. Ребенок должен вовлекаться в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и осваивает художественный опыт, а, с другой стороны, ребенок пробует себя в роли художника-творца, применяя этот опыт в новых условиях.
Поэтому ведущей идеей моей работы стала идея деятельностного подхода к развитию детей,
а целью - развитие познавательных и творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
- Способствовать гармонизации отношения ребенка с миром: поддерживать стремление детей видеть прекрасное, «слушать» окружающий мир, ценить богатство родной природы, эстетически развивать через знакомство с традициями декоративно-прикладного искусства, расширять общий кругозор детей через знакомство с творчеством отдельных художников.
- Развивать способности к художественному творчеству: способствовать формированию интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в различных видах изодеятельности; развивать психические процессы: внимание, память, в том числе и зрительную, воображение, образное мышление; а также сенсорные и сенсомоторные навыки.
- Способствовать формированию умения решать первые в жизни творческие задачи, у которых нет готовых и единственно возможных правильных решений, опираясь на свой жизненный опыт.
От моделирования образа «Я»
к формированию концепции «Я - творец».
Основой для решения поставленной цели и задач явились: теория Александра Владимировича Запорожца, согласно которой, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое и приобщающимся к миру взрослых. А так же концепция Льва Абрамовича Венгера, в которой способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью сенсорных эталонов, наглядных моделей (схем, чертежей, планов).
Свою деятельность я строю в соответствии с общепринятыми педагогическими принципами:
- сензитивности
- индивидуальности
- единства обучения и творчества.
Работаю по следующим направлениям:
- Повышение педагогического мастерства:
- прослушивание курсов (по авторским программам Г.Б. Кибишевой)
- изучение литературы
- посещение музеев и выставочных залов.
- Систематизация информации и материалов:
- подготовка дидактических материалов к занятиям
- подбор дидактических игр для детей разного возраста
- распечатка материалов для «родительского уголка»
- составление перспективных планов.
- Разработка предметно-развивающей среды:
- создание уголка ИЗО
- оформление группы
- Работа с родителями:
- собрания, лекции, консультации
- предоставление наглядной информации
- привлечение к участию в конкурсах, выставках
- Работа с детьми.
О ней я хочу рассказать более детально.
Данная работа включает в себя следующие блоки.
Смотреть слайды в презентации
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что целенаправленная работа педагога по развитию познавательных и творческих способностей в изодеятельности правильно организованная, с правильным подбором натуры, техник, художественных материалов, с верным подходом к самому ребенку, способствует формированию эвристической структуры личности.
Выполняя поставленные задачи, я добилась положительных результатов.
1.
- Дети стали внимательней относится к природе, замечать красоту окружающего мира;
- познакомились с народным декоративно-прикладным творчеством («гжель», «хохлома», «дымка»…) и творчеством художников, наших земляков, Апполинария и Виктора Васнецовых, Евгения Ивановича Чарушина.
- У детей появился устойчивый интерес к изодеятельности. В свободное время они с удовольствием лепят, вырезают, рисуют.
- По результатам диагностики к концу подготовительной группы, большинство детей овладело умениями и навыками в изодеятельности;
- уровень развития психических процессов увеличился в среднем на 40 %, в том числе:
- уровень развития память – на 43%,
- уровень развития произвольного внимания – на 48%,
- уровень развития логического мышления – на 30%.
- 100% детей овладели сенсорными навыками;
- 75 % детей овладели сенсомоторными навыками. Что, в свою очередь, сказалось на психологической готовности детей к школе.
3.
- Большинство детей научилось решать творческие задачи. Они могут выбрать тему своего рисунка или любой другой изодеятельности и реализовать ее в задуманной технике, используя полученные знания.
- Дети моей группы участвовали в городских и областных конкурсах, например в областном конкурсе карикатур «Свет, да и только» заняли 2-е место. А в конкурсах, проводимых в ДОУ много лет подряд являются победителями.
Кроме того, родители воспитанников стали единомышленниками, активными помощниками в работе с детьми.
Многие выпускники продолжают заниматься изодеятельностью в студиях развития и школьных кружках. Приятно удивляют мальчики-выпускники, которые занимаются в кружках бисероплетения, участвуют в творческих выставках. А выпускница моей группы Соня Бузмакова участвовала в 11 Молодежных Дельфийских Играх России в номинации «Изобразительное искусство».Елена Викторовна, мама девочки, позвонила за час до начала конкурса и поблагодарила, сказав, что все началось в детском саду с «Королевы-кисточки».
Кроме этого, Соня участвовала во многих конкурсах и в 2012г. была номинирована на «Церемонии чествования одаренных детей «Гордость Вятки» за творческие достижения.
А что же впереди? Чем богаче опыт, тем сильнее жажда новизны.
Хочется многое попробовать и внести в свою практику. То есть впереди новые воспитанники и новые перспективы!
В моих планах в том числе:
- разработка технологических карт непосредственно образовательной деятельности по решению задач образовательной область «Художественное творчество»,
- создание мультимедийных презентаций по цветоведению.
- Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. 1986
*
- Дитмар, К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. 1993
- Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб. 2004
- Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество. - М. 2006
- Кибишева, Г. Б. «Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста». - Киров 2000
- Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. 2007
- Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребёнка, как форма освоения социального опыта. - М. 1981
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты. - М. 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...