Занятие по рисованию в старшей группе "Усатый-полосатый"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по рисованию в старшей группе "Усатый-полосатый" | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
города Альметьевска и Альметьевского района
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«УСАТЫЙ - ПОЛОСАТЫЙ»
Воспитатель: Шарипзянова P.P.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- Учить передавать образ кошек, используя трафарет;
- Рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком;
- Рисовать характерные признаки: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки;
- Учить раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных; ^* Учить составлять животное из геометрических форм.
Коррекционные задачи:
> Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и
пространственное мышление;
> Развивать координацию движений;
^ Развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
^ Воспитывать любовь к животным;
- вызвать желание передавать в рисунке выразительность образа;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность;
^ Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.
Материал:
- белый лист бумаги,
- трафарет (шаблон),
- простой карандаш,
- гуашь,
- баночка с водой,
- кисть,
- салфетка,
- тычок,
- набор геометрических фигур на каждого ребенка,
- иллюстрации,
- образцы.
Предварительная работа.
1 Рассматривание картин, иллюстраций в книгах
- Чтение произведения.
- Игры с игрушками-кошками, их обыгрывание.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
- Какие бывают животные? (Дикие и домашние)
-Почему их так называют?
-Назовите домашних животных. -Какую пользу они приносят людям?
2. Отгадывание загадок.
- О каком животном говорится в следующих загадках?
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой? Потянулся сладко —
Вот и вся зарядка.
(Кот).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка).
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка).
-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Посмотрите на картинки и ответьте на следующие вопросы: -Где живет кошка?
- Что она любит?
- Чем покрыто туловище кошки?
- Какой окраски у кошки шерсть?
-Из каких частей тела состоит кошка? (туловище, лапки, голова, хвост, ушки)
- Сколько лапок у кошки? (четыре)
- Сколько ушек у кошки? (два)
- Как умывается кошка?
-Как называются папа и мама у котенка? (кот, кошка)
Ребята, к нам в группу тоже пришла кошечка Мурка. Она была такая грустная. У нее оказывается, совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ей помочь? Как? Правильно. Мы ей друзей нарисуем. А Мурка посмотрит, как мы это сделаем.
3. Гимнастика для глаз.
- - налево,
- - направо,
- - наверх,
- — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз (около носа)
Сил дадим им много-много
Чтоб усилить в тыщу раз!
4. Составление фигуры кошки из геометрических фигур.
- Ребята, перед вами на подносах лежат геометрические фигуры. Предлагаю вам составить из них фигуру кошки. Посмотрите, какие фигуры вы видите? (прямоугольники, квадрат, треугольники).
- Как можно это сделать? Подумайте. -Молодцы! Выполнили правильно.
5. Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели - встали, сели-встали,
И на месте побежали.
6. Выполнение рисунка кошки по произведению Маршака «Усатый-полосатый».
- Ребята, сегодня мы с вами нарисуем кошку с помощью трафарета. Для этого
нужно обвести его простым карандашом, а затем раскрасить красками. Подумайте: какого цвета будет ваша кошка, как показать пушистую шерстку, коготки, глазки. В этом вам помогут ваши волшебные кисточка и краски, тычок. Тычком мы можем получить одинакового размера глазки, коготки. Жесткой кисточкой получаем пушистую шерстку. Приступаем к работе.
7. «Придумай кличку»
- Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? Если котик любит играть - Игрунчик,
Если царапается - Царапка, Если котик рыжий - Рыжик, Если полосатый - Тигренок.
8. Обыгрывание рисунка, анализ и оценка работ. Кошка Мурка тоже радуется тому, что у нее теперь столько красивых, добрых, веселых друзей. Она вам очень благодарна и говорит вам «Спасибо»- мяу-мяу-мяу. А еще она дарит вам на память вот такие портреты.
Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида
ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА
Воспитатель: Шарипзянова P.P.
Альметьевск
Ведущая:
Дорогие наши выпускники! У вас сегодня торжественное событие. Именно сегодня последний звонок возвестит вам, что ваше детство закончилось и начинается взрослая жизнь. Пусть будет много счастья, улыбок, радости. И совсем чуть-чуть слез, разочарований. Пусть каждый из вас найдет себя в хорошем, нужном деле, чтобы можно было безбоязненно смотреть в будущее.
На сцену приглашаются выпускники 4 класса - виновники торжества.
1-й выпускник:
Время, к сожалению, быстротечно
Год за годом пролетели девять лет
И детство отошло от нас навечно
В памяти, оставив добрый след.
2-й выпускник:
Девять лет с несмелых первоклашек
Мы росли и набирались сил,
И на девять лет сегодня старше
Стали те, кто нас добру учил.
3-й выпускник:
У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс
И первый учебник, и первый урок
И первый заливистый школьный звонок.
Кто дверь нам открыл в страну знаний, открытий
Наш первый учитель.
Ведущая: Слово предоставляется первой учительнице: Ф.И.О.
Дарят цветы. Песня: «ДЕТСТВО»
На сцену выходят выпускники 9 коррекционного класса
1-й выпускник Мы школу свою будем вечно любить,
Куда бы судьба не забросила круто.
Скажите ребята, а можно забыть
Жилище добра, и тепла, и уюта?
Ведущая: Мы сегодня расстаемся со школой.
Школа учит и воспитывает.
Школа это - учителя, и ученики.
- И программы, и учебники.
- Школа это - абсолютно всё.
- Это классные и школьные мероприятия.
- Перемены и уроки.
- И директор.
Песня «ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ
2-й выпускник:
Наших чувств нерастраченных чашу
И живое дыханье весны,
И любовь, и признательность нашу
Ведущая:
3-й выпускник:
Адресуем директору мы.
Слово предоставляется директору Ф.И.О.
Завучам от нас поклон,
Кто ж из нас в вас не влюблён?
Вы душевны и добры
И при этом так умны.
Знайте, не забудет вас
Наш девятый класс.
Ведущая:
Слово предоставляется завучу Ф.И.О.
1-й выпускник:
Все те, кто рядом с нами был,
Нас учил, растил, лечил, любил. Направлял наш ум под час,
Девятый класс
От души благодарит
Всем спасибо говорит.
- Желаем мы вам из тысячи звезд
- Одну самую яркую
- Желаем мы вам из тысячи слез
- Одну самую сладкую
- Желаем мы вам из тысячи встреч Одну самую счастливую
- Желаем мы вам радость одну
- Но самую — самую длинную.
- Ведущая: Слово предоставляется родителям 9- го класса.
Искренние слова благодарности и любви мы обращаем
нашим добрым учителям
2-й выпускник: Друзья! Мы очень часто говорим
Слова, что написал когда-то гений: «Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно приклонить колени!»
Низкий поклон вам за ваш нелегкий труд - труд учителя!
Песня « СПАСИБО ВАМ УЧИТЕЛЯ».
Дети дарят цветы учителям.
Ведущая: А сейчас наших выпускников хотят поздравить будущие первоклассники. Они сегодня прощаются с детским садом.
Посмотрите на малышей, вы были такими же 9 лет назад.
1 ребенок: Вы уже большими стали,
А когда-то много раз
Стать большими лишь мечтали,
Как мечтаем мы сейчас.
2 ребенок: Мы прекрасно понимаем
Ваши трудности сейчас: За окном весна в разгаре, Но экзамены у вас.
3 ребенок:
В этих стенах вы успели Очень многое узнать. Мы желаем вам ответить Все экзамены на «5».
Выпускник: Спасибо вам за теплые слова.
Ведущая: 1. Вот и опять родной, уютный зал
На праздник всех друзей собрал.
И здесь мы собрались в последний раз,
Чтоб в школу проводить, ребята, вас.
Оставив здесь кусочек детства,
Уходите вы в первый класс.
Мы с вами будем по соседству
И будем вспоминать о вас.
4 ребенок: Ты нас принял малышами,
Детский сад, наш дом родной,
Мы теперь большими стали
И прощаемся с тобой.
5 ребенок: Здесь родными стали стены,
И кроватки, и игрушки,
Воспитатели и няни,
И мои друзья-подружки.
6 ребенок: Мы на праздник выпускной Собирались всей семьей.
Папы-мамы нынче смотрят
И понять стараются:
С нами кончились заботы
Или начинаются?
7 ребенок: Каждый день мы что-то узнавали,
Нравилось нам рисовать-считать. Первые слова с трудом писали Буквами печатными в тетрадь.
8 ребенок: Взрослым помогать в саду учили, Песни петь, лепить и танцевать.
На прогулки с радостью ходили
И любили вместе мы играть.
9 ребенок: Отчего так веселы мы? Отчего так каждый рад? Отправляемся мы в школу!
ВСЕ: До свиданья, детский сад!
Песня: «УПЛЫВАЕТ НАШ КОРАБЛИК».
Дети садятся на свои места. Звучит музыка, в зал вбегает Принцесса, за ней торопливо идет Учитель.
Принцесса: А я вам говорю, не хочу учиться!
Учитель: Ваше Величество, это просто необходимо! Если вы не будете учиться, вы не сможете прочитать и подписать ни один королевский документ! Принцесса: А зачем мне это нужно? Ведь у меня есть вы, Всезнай Академиевич!
Учитель: Да, но я уже в возрасте, можно сказать. Мне на пенсию пора,
Ваше Величество!
Принцесса: Никаких пенсий! Вы ещё здоровый, крепкий и у вас вся жизнь впереди! А ну-ка, руки в стороны, вверх, вперед, достаньте правой рукой до кончика носа. (Учитель выполняет). Так хорошо! Теперь шагом марш! Отлично! Ещё лет пятьдесят прослужите!
Учитель: (устало) Но, Ваше Величество...
Принцесса: Никаких «Но»! Будете служить у меня до тех пор, пока... пока я не
стану такой же умной, как вы!
Учитель: Да, но как же вы такой станете, если совершенно не хотите
учиться!
Принцесса: Придумайте что - нибудь, вы же три академии закончили!
Учитель: Один придумать я уже ничего не могу. Пойду, позову ученый
совет. Может, вместе, что и решим. Эх, скорей бы на пенсию!
Принцесса: Идите- идите, думайте, а я пока чем - нибудь полезным займусь!
(играет с игрушками) Пуфики с игрушками у центральной стены. Ведущая: Ребята, вы что-нибудь понимаете? Я - ничего! Сейчас узнаю, что
это принцесса делает у нас на празднике. Милая принцесса,
объясните, пожалуйста, что вы здесь делаете?
Принцесса: Что?! Кто это смеет так ко мне обращаться?
Ведущая: Извините меня, но я не знаю, как к вам нужно обращаться.
Принцесса: Ну, вот, а говорят, что я глупая и учиться не хочу! Милочка, да вы
элементарных вещей не знаете! Королевских особ называют
«Ваше Величество». Понятно?
Ведущая: Понятно, теперь буду знать. Итак, Ваше Величество, что вы делаете на нашем празднике?
Принцесса: Как, у вас праздник, а я об этом ничего не знаю? Почему не
поставили меня в известность?
Ведущая: Мы не думали, что вы захотите с нами отмечать праздник,
посвященный нашим выпускникам, которые идут в школу.
Принцесса: Опять школа! Я слышать ничего о ней не желаю! Только и знают, все твердят: учиться, учиться! Как будто без учения нельзя все знать. Вот бы Всезнай Академиевич придумал такой волшебный напиток, который, как выпьешь, сразу ум прибавляет. Или, лучше, съел конфету - и не надо больше книг читать.
Ведущая: К сожалению, так не бывает. Ребята, давайте расскажем принцессе,
чем мы занимаемся в детском саду
1 ребенок: Рано-рано мы встаем,
Утром в детский сад идем, Чтоб скорее подрастать Чтобы все на свете знать.
2 ребенок: Дружим с краскою и кистью, Нарисуем сад и листья, И березу, и траву, Волка, зайца и лису!
3ребенок:
Два плюс два в уме слагаем, По слогам слова читаем.
4 ребенок:
Все умеем делать сами, Помогать на кухне маме, Одеваться, руки мыть, Очень вежливыми быть.
Принцесса: А что вы ещё умеете делать?
Ведущая: Наши дети умеют многое: и петь, и танцевать, и стихи читать. И сейчас мы расскажем чему научились в детском саду.
Песня:
«ДЕТСКИЙ САД».
1 ребенок: В школе буду я учиться,
Обещаю не лениться,
Потому, как подрасту
-Стать ученым я хочу.
И компьютер изучить,
С математикой дружить, Географией владеть,
Чтобы мир весь посмотреть. Геометрию и русский, Биологию, французский
В школе нужно изучить,
Чтобы самым умным быть!
Принцесса: Неужели всему этому можно научиться?
Ведущая: Можно. А ещё наши дети на музыкальном занятии учились танцевать.
2 ребенок: Нынче день у нас хороший,
Веселятся все кругом.
Пляшут, хлопают в ладоши,
Ну, и мы не отстаем!
Танец «ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК»
Ведущая: Вот такие наши дети,
Все хотят познать на свете.
Пожелаем им удачи,
Чтоб решили все задачи!
Принцесса: Задачи? Что такое задачи? И почему их надо решать? Ведущая: Ну, вот, например:
У вас в кармане два яблока...
Принцесса: Не правда. Нет у меня никаких яблок!
Ведущая: Да это в задачке так сказано, что у вас в кармане два яблока.
Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось? Принцесса: Два!
Ведущая: А почему?
Принцесса: А я Некту яблока не отдам! Хоть он дерись и кричи!
Ведущая: Подумайте, принцесса, а если Некто все-таки взял у вас одно
яблоко? Сколько осталось?
Принцесса: Ни одного!
Ведущая: Почему?
Принцесса: А я успела их скушать!
Ведущая: Нет, принцесса, задачки решать вы не умеете!
Принцесса: Подумаешь, а какая от них польза, сами - то вы ,умники, умеете
считать?
ИГРА «А НУ - КА, ПОСЧИТАЙ»
Песня «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
Принцесса: Ой, я и не знала, что учиться это так интересно! Ребята, а вы возьмете меня с собой в школу?
Ведущая: Возьмем.
Принцесса: Ну, все я побежала собираться. Нужно взять побольше кукол,
украшений, и сладостей...
Ведущая: Постойте, постойте, Ваше Величество, как можно идти в школу и брать с собой столько ненужных вещей! Так вы ничему не научитесь, правда, ребята?
Принцесса: А что же тогда мне нужно взять с собой?
1 ребенок: 7 лет мне исполнилось в этом году,
Теперь я большая, учиться иду.
Портфель мне купили красивый, блестящий,
Совсем как у папы, совсем настоящий.
Я буду стараться, я буду учиться,
Я очень довольна, что я - ученица.
Игра «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ».
Ведущая: Ну, что, принцесса, поняла, что нужно брать с собою в школу? Принцесса: Я поняла, что нужно брать с собой в школу. Я поняла, что такое школа!
Школа, дети, это что-то!
И совсем не ерунда.
Как учиться мне охота!
Буду умной я всегда!
Пойду собирать вещи,
и платье чистое надену,
и косички заплету. (Кричит)
Мамки, няньки, собирайте портфель, я в школу поступаю! (Убегает).
Ведущая: Да, ребята трудно придется в школе тому, кто привык к нянькам. Но, по- моему, у нас в детском саду все дети самостоятельные и умелые. Детский сад их многому научил.
Ведущая: Наступает минута прощания,
Но не будем грустить мы, друзья. Навсегда в нашей жизни останется Детский сад, как родная семья!
1 ребенок: Ну, вот и все, настал тот час, Которого мы ждали. Мы собрались в последний раз В уютном нашем зале.
2 ребенок:
Мы свой хороший детский сад Любить не перестанем, И все же мы прощаемся, Ведь мы большими стали.
3 ребенок:
Детский сад наш, до свиданья! Мы уходим в первый класс! Хоть и грустно расставанье,
Не волнуйся ты за нас!
4 ребенок: Мы уже не детвора,
В школу нам идти пора.
И сегодня на прощанье
Мы спасибо говорим: Поварам, врачам и няням Воспитателям своим!
5 ребенок: Спасибо всем, кто нас учил,
Кто нас кормил, и кто лечил,
И тем, кто просто нас любил...
ВСЕ: Поклон вам и спасибо!
6 ребенок: И в прощальный этот час
Наша песенка для вас!
Песня «МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ!»
Ведущая: В добрый путь, в добрый час, ребятишки, В самый светлый, удачливый час! Пусть из каждой прочитанной книжки Льется ясное солнце для вас. Много дел хороших ждет вас впереди, Мы вам всем желаем доброго пути!
Ведущая: Слово предоставляется директору Ф.И.О.
Вручение подарков, свидетельства об окончании детского сада.
Ведущая: 1 Слово предоставляется родителям.
Ведущая: 2. Все слова сказаны. Настало время последнего звонка. Право
дать последний звонок предоставляется Ф.И.
Выпускница дает последний звонок.
Ведущая: 1. Не грусти, выпускник, улыбнись на прощанье,
Вспоминай эти дни, вспоминай,
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем пожелай
Ведущая: 2. Вот и прозвенел последний звонок. Поздравляем всех с
окончанием учебного года! А сейчас учащиеся поздравят своих
учителей.
Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида
Викторина
« Мы любим и знаем сказки
А. С.Пушкина ».
г.Альметьевск
ВИКТОРИНА «Мы любим и знаем сказки А.С. Пушкина»
ВЕДУЩИЙ:
Дорогие ребята! Уважаемые гости и сотрудники! Сегодня мы собрались на вечер величайшего русского поэта А.С.
Пушкина.
В конце этой викторины мы узнаем знатока сказок Пушкина и
команду победительницу. А поможет мне в этом жюри
ВЫБОР ЖЮРИ.
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
Л дли кого оле? Аее з£с: Мы, знаем, лл =лл6лте илрлз
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем. вллл воллллМле еллелл
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.д. Все это очень интересно! Сейчас мы вспомним любимые вами
пригласим в гости героев сказок. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам идет.
«ПАРАД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»
(Разминка для зрителей)
Под музыку входят участники в сказочных костюмах. Ведущий представляет их. Зрители называют героев и сказки, из которых они
НрВ|(ШЛ1Л
«РАЗМИНКА»
(Разминка для команд) За каждый правильный ответ участник получает подарок - «золотую рыбку»
На ваших рисунках, которые вы подготовили к празднику, много героев из самых разных сказок Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они.
(За 30 сек. Участники команд должны найти 2-х героев из одной сказки на иллюстрациях, разложенных на столах.)
КОНКУРС «НАЙДИТЕ»
Демонстрируется иллюстрация к сказке. Нужно сказать полное название сказки, Если участники прочтут стихи к этой иллюстрации,
олмолда лэдрхает дошоллкл, ллюе очко,
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК А.С.ПУШКИНА
-Как:/ дд лддлодд од ooks. оллддд кгсд .к оолдкдоддл' 'зеркальцу? доСддло/лл rierjKx.::ibu.e! Скажги
' Л f. ' , Л^<
#ль на свете всех милее, Всех румяней и белее!»
- код кол-до ];:е;тшок, л'щд ко сддде?
(«Кири -ку- ку Царствуй лежа на боку»)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же
крллокардвлд Балда с ллордддол?
^'Zfe гонялся бы ты, поп, за дешевизной")
- Что кодвола ддодод седла ода?
(«Кабы о ддлд дедлдд, -Я б для батюшки царя Родила богатыря »)
- Что молвила, золотая рыбка, когда старик ее поймал!
(«Отпусти ты старче, меня в море,
кр:;0.9.й ой себя ддадде олок Откуплюсь, чем только пожелаешь»)
- Как начинается «Сказка о царе Салтане» ?
им
&0UJft
1кими словами старик обращается к zc ■ ]эыбке?
милуйся, государыня рыока!»)
.акими словами начинается «Сказка о рыоаке и рыбке»
«Ж-
LJTlfl ><Ш
киоди слова
f«iiF /714Ш £&2Л, ЛДО), }ШвО ПЫЛ —
El усы лить аём9чш1»)
LJ.rt-JUJBfll1
illfVRHTP
1WS1 H*IXIFiЯРТ
'/"
H£ ^....is-JIl
<» I Q ТТЛ
. /Г.'Ь'Л Л flJ.
■ibC- Z-L'LS
i£
князе Гвидоне Салпитовиче и о прекрасной царевне Лебеди,»}
.ш*±ии± _-;
Л v4T:-T" ТГ '
тть своих детгх ддд виде крш
till
г с j
[ыталась потуоить прекрасную цар
\изки ил
Г/f .КП1МЯ П Я/.
2. В ящике лежит предмет, который говорит человеческим
голосом. Что это? Из какой сказки?
(Зеркало. «Сказка о мертвой царевне»)
3. В ящике лежит предмет, который поет песенку «Во саду ли в
огороде ,,о>
(Белка «Сказка о царе Салтане»
4 В мпцже :тшмт го, что откушоось дд^ггчш гдег+ото, (Рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. В ящике лежит то, чем можно море морщить, да проклятое
бееоБОКОо ::.. оомо кооооть
(Веревка «Сказка о попе и его работнике Балде»)
- В ящике лежит предмет, в котором было два зайца (Мешок балды из одноименной сказки)
- Здесь есть тот, кто сторожил царя границы
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
(первая команда)
Зрители отгадывают название сказки и называют персонажи.
Шоовмте еюо гоооео отой. еоогоьоо
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
в записи музыкальный отрывок из «Сказка о царе
Салтане»
Сказать название произведения и какое это «чудо»
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитан должен с помощью пантомимы изобразить содержание предложенного ведущим отрывка из какой-либо сказки. Команда должна с трех раз угадать, о чем идет речь и из какой сказки
Чтение стихотворения
:ШС:ЩНИРОБХА СЖАЖИ
(ведрад жедадда)
КОНКУРС «Узнай, от кого прийти телеграммы»
- Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море поморщить, да проклятое племя корчить
- Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.
Жддде, ееддте о деде едеееедт (Кддаеддвецаддпд
- Сдаднбо ?■£ ДДаелаВЕеДЕВД ааДДД", ЧТе гуГ ЛГОДШ ДОЛрД>Д ЖМЛДе;
днддъ ее будет вде дееддлее (Молодей царевна)
- Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я
пддддд а (Вдове д даете:а ад)
-Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла» (Царь Додон)
- «В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И вдлдеедл' дед
I ycv ,тд;.певС:-- ^вед„„х (О■■: "владей1 еесдркедд)
КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК /I .' "" " ' .
- Сколько вдееддде еадеде ел беедлаоде, даоодве Дйдонй?
{«Год, другой проходит мирно,
2 года)
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
(Свет наш солнышко,,.. Me лад, месяц, ееее кружок... Ветер, ветер! Ты могуч,,,)
- К коме обдаеласд дадд Даее>в е елоедоод д дддеддд?
miv
.-::,_;,-.:
'■:=•; ' - ' ;, С
за семерых все у пего
- Ксго ж; ел an старый бес соееБлолееесм с Виллел б хетростл? (Л..., .:
[ей портрет описан?
От чего умерла мачеха?
к угощали царевну / оогатыреи
- Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки
(«Ты прекрасна, спору нет, Но царевна все ж милее, Все ж румяней и белее»)
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
(тдедъд ыдмадда)
КОНКУРС НА СМЕКАЛКУ
Каждой команде дается большой лист с изображениями различных животных. Нужно найти из них тех, о ком говорятся в
к^дг-адд /Сгддадд дедд= еддд эегжси пзбедъ*. шмар)
Чтение наизусть полюбившихся отрывков из сказок
Подведение дгогев д сообщение жшрд
Пагдажредде дд:дозддддд&дюи:^ввдщь!; в; веаздддд дддзок (ш ддасгнгнеде -г здддедед)
Песдд д ^двдсдед
АЛЬМЕТЬЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
VI ВИДА
«Линия в природе - линия в графике -
линия в музыке» (интегрированный урок)
Шарипзянова Р.Р.
Альметьевск
Материал и оборудование
1. Веточки разные по линии, цвету, фактуре, настроению
- Извивающаяся волной гладкая веточка клена
- Колючая с острыми, торчащими в разные стороны шипами ветка боярышника (шиповника)
- Нарядная усыпанная шишечками как бусинками веточка лиственницы
- Неровная толстая, узловатая с острыми липкими почками веточка тополя
- Самая скромная, тоненькая, прямая тянущаяся, с плотно прижавшимися к тельцу крохотными почками веточка березы
2.Теневой театр
3 .Музыкальный ряд
«Линия в природе - линия в графике - линия в музыке».
п 1. Ввести детей в художественное пространство в ситуацию соприкосновения с «мировым опытом» и соотнесения с ним опыта своего.
- Сформировать способность «видеть в нереальном одновременно фиктивное и реальное.
- Помочь освоить язык различных видов искусств.
. 4. Развивать чувство, воображение, ассоциативное мышление и на основе этого творческую деятельность.
- формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния)
- формирование представления о звуке, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного материала.
- Формирование отношения к звуку, линии как к игровому материалу.
- Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими,
* художественными образами, словесно выражать свои ощущения и переживания.
*
Ход урока: .г
- Организация класса. Проверка готовности учащихся к'уроку.
- Сообщение темы урока
- С линией мы знакомимся еще задолго до того, как возьмем в руки карандаш и попытаемся рисовать. Первые линии маленького человека - это след, от пальчика, размазавшего кашу по столу, старательно выложенная цепочка косточек, оставшихся от компота.
- А когда первый раз в жизни попал в кулачок карандаш ребенок идет с ним вдоль стены, оставляя за собой бесконечную кривушку, и его восторгу нет предела.
-Что же такое линия? (Ответы детей)
Вывод: Линия - это основное изобразительное средство. При помощи линий ,. передают расположение предмета в пространстве, форму предмета.
3. Работа над восприятием.
- Предлагаю рассмотреть вам вот эти веточки. Посмотрите, все они разные по настроению, по линии, фактуре и цвету.
- Вот эта - извивающаяся волной гладкая веточка клена.
- Вот эта - колючая с острыми, торчащими в разные стороны шипами ветка боярышника (шиповника).
- Вот эта нарядная усыпанная шишечками как бусинками веточка
лиственницы.
- Вот эта - неровная толстая, узловатая с острыми липкими почками веточка
тополя.
»- Вот эта - самая скромная, тоненькая, прямая тянущаяся, с плотно прижавшимися к тельцу крохотными почками веточка березы. Чтобы лучше понять характер каждой веточки нам поможет маленькая игра. v Представьте, что веточка это рука какого - нибудь существа. А теперь поздоровайтесь с ним за «руку». Что можно рассказать о характере веточки по такому « рукопожатию»? (каждому ребенку по веточке). Попробуйте придумать нашим веточкам имена. ( «Бусинка», «Колючка», «Волна», «Пятнышко», «Дракон», «Дракоша».) И для каждой веточки из придуманных имен выбираем самое подходящее и наиболее понравившееся всем.
- Ребята, оказывается, наши веточки умеют играть в превращалки (гаснет свет и таинственно вспыхивает Теневой экран). Веточки одна за другой отправляются в темноту. И вдруг на экране рождаются загадочные линейные картины.
- Что это? (Ответы детей) т"" -
* Да, это тоненькая Прямулька превратилась в линию горизонта. Линия
горизонта это воображаемая горизонтальная линия на уровне гл§з (меняется
ракурс веточки и на экране возникает новая картина) "l^t^ri^-
ч" - Это что? Как вы думаете? (Ответы детей) ' ~~~*
- Это тоненькая Прямулька превратилась - в горку, в столб (Меняется веточка)
- Это уже другое изображение. На что похоже? (Ответы детей)
* Это Колючка превратилась в колючую птицу. А сейчас она спутанная
паутина злого принца. А теперь - дерево. г
И так одна веточка сменяется в другою, становясь за экраном, то драконом,
то змейкой, то морем.
4. Вопросно-ответная беседа по прослушиванию музыки.
- Ребята, оказывается у наших веточек, есть голос, у каждой свой - очень похожий на характер своей хозяйки. Веточкам хочется, чтобы вы, послушав их голоса, догадались - где чей? Мы внимательно с вами послушаем несколько мелодичных линий.
- Наши глаза учатся слушать вместе с нашими ушами. Сейчас они - наши главные помощницы.
Мелодия №1.
(Ответы детей)
-Это Прямулька.
-Почему?
-Она тоненькая легкая и тянется вверх.
-Молодцы! Слушаем дальше.
Moderate
Ш
л ±1
jn I J w=i
зц=г
-Это Дракон. Мелодия толстая, тяжелая, линия как коряжка. -Молодцы! А сейчас прозвучит не просто мелодическая линия, а наибольпше ,.■ музыкальные фрагменты, в которых ее нужно отыскать
Фрагмент из двух прелюдий Дмитрия Шостаковича. №1 Тема Прелюдии Соль мажор
Сначала дети слушают тему Прелюдии Соль мажор. Andante иде
Это Волна, она то поднимается, то опускается, плавная, медленная, большая.
№2 фрагмент начала Прелюдии ре минор
Звучит фрагмент началг Прелюдии ре минор.
Allegretto «-»
-Колючка, колючий, неуживчивый у нее характер. Allegreto
" ф^рш Щ*Щ1 й i <*tef
-голос веточки Пятнышко.
Вывод: Мы разгадали голоса веточек, сравнили их между характерами линии
в музыке и характерами графической линии.
5. Игра «Скульптор и скульптура»
-А хотели бы вы превратиться в скульптора, который может слепить все, что
угодно?
-Да!
-Кто может стать глиной? Кто скульптором?
Скульптор - это человек, который изготавливает скульптуры.
(Дети выбирают роль «скульптора» и « скульптуры»)
- Ребята, незабудьте, что скульптор вежлив и очень осторожно командует, а
глина - мягкая и послушная разрешает лепить из себя.
Дети выполняют задание и демонстрируют свое произведение.
- остро торчат коленки и локти, нос задран вверх, пальцы растопырены -веточка колючки.
- кулачки как шишечки у лиственницы, на цыпочках, вытянутая в струну -веточка березы. '
Молодцы! Скульпторы и ваши скульптуры справились с заданием. 7. Практическая работа
- А сейчас мы с вами постараемся и попробуем нарисовать наши веточки с
натуры. Оставим свои впечатления на листе бумаги. Наши веточки были
черной тенью на светящемся экране, а теперь мы сделаем наоборот. Возьмем
белую гуашь и черный лист бумаги.
- Посмотрите на веточку, проведите кисточкой по ветке и запомните движения линии. Приступаем к работе.
- А сейчас начинаем рисовать портреты наших волшебных веточек. Самостоятельная работа детей.
-Ребята, что у вас получилось? (Ответы детей)
8. Итог урока. " ^.
Мы с вами сегодня познакомились и узнали о взаимосвязи^влений в
окружающем мире и в искусстве. Были и скульпторами и художниками,
слушали глазами и видели ушами. Свои впечатления от этих замечательных
произведений искусств мы передали в рисунках. Молодцы! Рассмотрите
рисунки. Определите, какие из работ наиболее полно отражают сходство с
натурой. (Ответы детей).
АЛЬМЕТЬЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата города Альметьевск и Альметьевского района
тжтнкпб iyumijjumim
ишж
а шиш г щрп^ишшш ршннт*
Шарипзянова P.P.
Альметьевск
- формирование социально-нравственных качеств (умения работать в коллективе, брать
на себя ответственность лидера и подчинятся в условиях товарищеского сотрудничества,
быть доброжелательным, уметь радоваться и сопереживать).
Важной заботой семьи и школы должна стать забота о раскрытии индивидуальных
задатков, склонностей, способностей ребенка. Поэтому ребенку необходимо предоставить
возможно более широкий выбор видов деятельности (шитье, конструирование, музыка и т.д.).
Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.
Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. 1 В коррекционных классах большое внимание уделяется приобщению ребенка к | чтению.
\ Необходимо, чтобы усилия школы поддерживались в семье. В работе с семьей учитель ставит своими задачами:
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение их педагогической культуры;
- целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку;
- помочь в формировании правильного подхода к нему.
Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку педагог делает на индивидуальную работу с родителями, j
А так же используют различные формы фронтальной работы. Одна из таких форм -родительские собрания. На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей.
На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей. Тематика сообщений должна складываться с учетом пожеланий родителей, отвечать их проблемам. Сообщение должно быть научным по содержанию, но доступным и простым по изложению.
Другим видом фронтальной работы с родителями может стать анализ трудных воспитательных ситуаций. Педагог заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свои мнения, предложить свой , выход из положения. Можно предложить работать группой.
Метод группового обсуждения родителями воспитательных ситуаций. Кроме своего непосредственного назначения - стимуляции их педагогического творчества - имеет еще и дополнительный эффект он позволяет родителям лучше узнать друг друга.
Вместе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конфекции может стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей, глава из этой книги.
Можно привлечь родителей к подготовке и проведении праздников, радостным событиям в жизни класса. Совместная подготовка праздников способствует лучшему взаимному узнаванию педагога и родителей, пониманию друг друга, объединению усилий их в интересах детей.
В заключение важно подчеркнуть то, что в своей воспитательной работе с семьей педагог достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для родителей тем образцом к которому им захочется приблизиться.
Любое совместное с детьми и родителями дело должно показывать, как строить общение с ребенком. Как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, как ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей, с тем, чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошел хорошую школу товарищества и взаимопомощи.
родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.
Напомним, что
Главная цель консультаций - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общение с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Консультирование может быть двух типов:
- Методическое - все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования.
- Психологическое - все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его образования.
Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:
- Создание доверительных отношений;
- Взаимоуважение;
- Заинтересованность консультантов;
- Компетентность;
- Формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблем;
- Хорошая организация консультирования.
В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы любой родитель оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.
Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.
Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. Недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда придя для получения консультации, родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка, и в свой собственный, и нотации.
Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов.
Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодоление тех недостатков в развитие детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.
Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи. Вырабатывая общую стратегию действий применительно к конкретным детям родители и учителя, доверительно относятся друг к другу, стараются скорректировать, прежде всего условия воспитания, что является главной предпосылкой восстановления утраченной гармонии развития ребенка.
Учителя и родители - партнеры в воспитание учащихся. В своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.
Воспитательная сторона предусматривает:
- формирование полноценной мотивации учения, в основе которого лежит интерес знаниями к познавательной деятельности;
- обогащение кругозора детей и развития их речи;
- развитие общедеятельностных умений (произвольности самоконтроля, внутреннего плана действий);
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. 10. Родительские чтения.
- Интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям
слушать лекции педагогов, изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждении.
П. Родительские вечера - 2-3 раза в год без присутствия детей.
- Это праздник общения с родителями друга своего ребенка;
- Это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка;
- Это поиск ответов на вопросы.
12. Родительские тренинги.
- Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к
поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его открытым и
доверительным.
В родительских тренингах должны участвовать оба родителя проводиться с группой 12-15 человек, чтобы тренинг был результативным он должен включать 5-8 занятий. Проводится психологом.
13. Родительские ринги.
- дискуссионная форма (форма) общения родителей;
- формирование родительского коллектива;
Готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам, вопросы выбирают родители.
И традиционные и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями ставят общую цель - сделать счастливой подрастающую личность входящую в современную
культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку. Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учиться быть благородным; ' - ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок растет в понимание и дружелюбие, он учится находить любовь в этом мире.
Обучение родителей - это первый шаг к построению будущих родительских объединений,
сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности.
Консультирование родителей и поддержка семьи.
- Индивидуальное сопровождение семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.
На протяжении всего периода обучения семья проходит ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача педагогического коллектива школы выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.
Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант - когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отторжение
Формы психолого-педагогического просвещения.
1. Университет педагогических знаний.
- Помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с
актуальными вопросами воспитания детей.
2. Лекция.
- Подробно раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции
- анализ явлений и ситуаций.
3. Конференция.
- Предусматривает расширение, углубление знаний о воспитание детей.
4. Родительские конференции (общешкольные, классные).
- Имеют огромное значение в системе воспитательной работе школы.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными
членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей; пути выхода из них, наркотики, сексуальное
воспитание в семье — вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно с участием:
- психолога;
— социального педагога.
Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
5. Практикум.
- Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей
эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей.
6. Открытые уроки, занятия.
- Цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой
преподавания, требованиями учителя.
7. Индивидуальные тематические консультации.
- Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении
ребенка, его проблемах;
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком.
- Особенности здоровья ребенка;
- Его увлечения, интересы;
- Предпочтения в общении в семье;
- Поведенческие реакции;
- Особенности характера;
- Мотивации учения;
- Моральные ценности семьи.
8. Посещение семьи.
- Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
9. Родительское собрание.
- Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта
воспитания.
а) Общешкольные родительские собрания - 2 раза в год.
Цель: знакомство с нармотивно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;
б) Классные родительские собрания - 4 раза в год.
Функции и задачи взаимодействия школы и родителей.
- Информационная
- Воспитательно-развивающая
- Формирующая
- Охранно-оздоровительная
- Контролирующая
- Бытовая Задачи взаимодействия:
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- Активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Содержание, формы и методы работы с родителями. Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей
- Лекции;
- Семинары;
- Индивидуальные консультации;
- Практикумы.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- Родительские собрания;
- Совместные творческие дела;
- Помощь в украшении материально-технической базы.
3. Участие родителей в управление школой
- Советы школы;
- Родительские комитеты.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Тестирование;
- Анкетирование; Формы работы:
I. Традиционные
- Родительские собрания;
- Общеклассные и общешкольные конференции;
- Индивидуальные консультации педагога;
- Посещения на дому. II. Нетрадиционные
- Родительские тренинги;
- Дискуссии;
- Психологические разминки;
- Круглые столы;
- Устные журналы;
- Практикумы;
- Родительские вечера;
- Родительские чтения;
- Родительские ринги.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Возрастная потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, обусловливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи.
Одним из направлений этого вида специализированной помощи являются психологическое изучение семей.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микро -социальные условия семейного воспитания. Негативно влияют на характер и темп развития ребенка.
Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей.
В рамках нового направления - психологической помощи семье - в системе медико-
социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.
Особое внимание уделяется положительному влиянию близких на только в специальном учреждении, но и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру. Цель: Выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисистемную жизнедеятельность. Задачи: -Определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок
дома, требования его возрастного развития. -Выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих
гармоническому развитию ребенка в семье. - Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье. Изучение особенностей межличностных контактов внутри семьи дает возможность предупредить ухудшение микро - социальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок. Методы: Наблюдение.
Оценивая качество внутрисемейных взаимоотношений в процессе наблюдения учитываются следующие параметры их познавательной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
- Стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи или отсутствие такой потребности;
- Стремление ребенка к контакту со сверстниками членами семьи или отсутствие такой потребности;
- Характер взаимодействия с близкими лицами (доброжелательность, инициативность или негативизм);
- Преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная);
- Ситуации вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- Особенности и характер поведенческих проявлений;
- Особенности выражения глаз и лица (агрессия, страх, радость);
- Особенности преобладающего эмоционального фона;
- Характер и содержание высказывания;
- Наличие переживаний из-за дефекта и формы его проявления.
При наблюдении за родителями учитываются следующие параметры:
- Стремление установить со специалистом взаимодействие для разрешения проблем ребенка;
- Стремление расширить свой кругозор, получить педагогические значения по вопросам воспитания ребенка;
- Стремление установить адекватных контактов с ребенком и с другими близкими или отсутствие такой потребности;
- Особенности коммуникативного поведения во взаимодействие с ребенком и другими лицами;
- Использование мимики, жестов, экскурсий, прогулок, игр в общении с ребенком;
- Выбор преимущественной формы контакта с ребенком.
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации голоса и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик. Беседа.
Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении детей и взрослых. Она может иметь несколько этапов: l.Bo вступительной части беседы путем использования педагогом профессиональных навыков и приемов с ребенком или взрослым устанавливаются доверительные отношения, а также определяются проблемы, которые их волнуют; 2.В основной части беседы обсуждаются заявленные ими проблемы; 3.Конечная цель беседы предполагает изменение или тенденции к изменению ценностных ориентации родителей в отношении к ребенку. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы при обсуждении особо значимых для родителя тем, сформировать в его сознании позицию принятия проблем ребенка и потребность в их разрешении.
Беседа: проводимая с ребенком направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. Эксперимент.
Для изучения особенностей взаимоотношения ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используется разнообразные формализованные и проективные методики.
Выбор диагностического инструментария зависит от целей, поставленных в исследовании, от заданных характеристик самого теста, возрастных возможностей детей. В процессе аналитической обработки данных важно установить: - Предпочтения, интересы, круг общения ребенка с отклонениями в развитии; -Наличие формализма в родительско-детских взаимоотношениях с ребенком или их отсутствие;
-Полноценность или недостаточность эмоционально-теплых отношений родителей и ребенка.
Психологическое заключение включает рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем, отдельно для ребенка и отдельно для родителей.
В рекомендациях указывается конкретные психокоррекционные мероприятия для каждого из близких ребенка и для него самого.
Чаще предлагается посещение психокоррекционных занятий и определяется их форма (групповая или индивидуальная).
С данными изучения проблем семьи ребенка с отклонениями в развитие ознакамливаются и логопед, дефектолог, воспитатель, осуществляющие с ребенком коррекционную работу.
Информация используется специалистами с целью установления сотрудничества учреждения с семьей ребенка для нейтрализации личностных переживаний родителей, для коррекции психических нарушений и личностных особенностей ребенка и создание благоприятной внутрисемейной среды для его оптимального развития.
Альметьевская школа-интернат VI вида
«Красная книга»
Составила: воспитатель АШИ VI вида
Шарипзянова P.P.
- Восстанавливающиеся виды.
- Исчезнувшие виды.
А вы знаете животных, которые занесены в Красную книгу РФ, а РТ?
С некоторыми животными Красной книги (о которых знают подробно) познакомит нас творческая группа. Презентация. Рисунки сканированы с Красной книги. Внимательно смотрим, слушаем и запоминаем.
Учитель: Спасибо ребятам за содержательный рассказ о Красной книге.
1.Почему нам нужно знать о Красной книге?
2.Вы обратили внимание на лимитирующие факторы, которые влияют на численность видов? Перечислите, пожалуйста.
Молодцы все. Спасибо.
В конце рекомендуем прочитать стихотворение о Красной книге, или прослушать запись песни О. Газманова «Красная книга»
Знаете ли вы что Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже.
Ученик:
В 1948 году при Международном союзе охраны природы (МСОП) организуется постоянная комиссия по исчезающим видам растений и животных. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949.
По предложению английского зоолога Питера Скотта создаётся Международная Красная книга, публикация которой началась с 1966 г. В 1966 вышли первые тома «Красной книги фактов».
Красная книга СССР издана в 1974г.
КРАСНАЯ КНИГА - название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Красная книга Российской Федерации (ККРФ) является основным государственным документом, учрежденным в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций. Она необходима для организации исследований и слежения за состоянием этих животных и растений и их местообитаний, для разработки и осуществления, особых мер по их охране, восстановлению и научно обоснованному использованию.
Правовую основу формирования и ведения ККРФ и красных книг субъектов Российской Федерации составляют Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и Федеральный закон «О животном мире т 5 мая 1995 г. В Красной книге в 1983г. были занесены: млекопитающих - 94 вида и подвида, птиц - 80, земноводных - 9, пресмыкающихся -37, рыб - 9, насекомых - 219, ракообразных - 2, моллюсков -19, червей -11.
Учитель На основании Красной книги РФ в 1995 году создана первое издание Красной книги Республики Татарстан. Вторая издана в 2006 году.
Демонстрация Красной книги. Ребята у кого есть дома Красная книга?
Вы заметили, что в Красной книге есть разделение страниц.
- Исчезающие виды.
- Сохраняющиеся виды.
- Редкие виды.
- Неопределенные виды.
Устный журнал Цели:
- Обобщить знания учащихся о Красной книге РТ.
- Углубить знания учащихся о Красной книге РТ.
- Воспитывать у ребят навыки любознательного отношения к окружающей природе, а также чувство любви и бережного отношения к ней.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация «Красная книга РТ». Раздел животные.
- таблицы «Редкие и исчезающие виды»,
- Красная книга РТ.
Подготовка. 1. Группе учащихся на дом задается творческое задание: Подготовить сообщение: 1. Красная книга. 2. По разделам Красной книге. О животных.
- Каждая группа ведёт экскурсию по «своим» разделам.
- При подведении итогов оценивается качество проведенных каждой группой экскурсий.
Орг. момент.
Учитель. Добрый день, ребята, Животный мир - один из основных компонентов и важная составная часть природной среды. Мы не задумываемся, а много ли животных нас окружают? Каких животных мы не увидим, если не будем охранять их? Чтоб узнать мы запланировали создать «живую» газету по страницам Красной книги РТ. А почему книга получила название красная?
Правильно эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.
А что вы знаете о Красной книге?
Альметьевская школа-интернат VI вида
Классный час «ЗЕМЛЯ ЗАЩИТЫ ПРОСИТ У
ЛЮДЕЙ»
Провела воспитатель Шарипзянова P.P.
Альметьевск
Классный час «ЗЕМЛЯ ЗАЩИТЫ ПРОСИТ У ЛЮДЕЙ»
Одним из направлений моей работы в классе является экологическое воспитание. Предлагаю вашему вниманию один из классных часов этой серии под названием «Земля защиты просит у людей», приуроченный ко Всемирному Дню защиты животных.
Тема защиты природы актуальна сегодня для всех. Для детей младшего подросткового возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.
Цель сегодняшнего классного часа:
- образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира;
- воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю;
- развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Оборудование. Мультимедийный проектор, магнитная доска, папка для заполнения, альбомные листы, раздаточный материал, плакаты, клей, фломастеры.
Вид - интеллектуально-познавательный классный час.
Форма - коллективное творческое дело с элементами проектирования. Заполнение альбома можно продолжать в течение года в соответствии с экологическими датами. Эта форма позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников, направить усилия детей на поиск решения глобальных и локальных проблем. Кроме того, такая форма активизирует жизненную позицию, побуждает к действиям по защите животных. Применение местного материала не только углубляет знания о родном крае, его языке, природе, но и формирует позитивные нравственные ценности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, я проведу у вас сегодня классный час.
Начнем мы с письма, которое пришло на ваш адрес.
Письмо от белого медведя
Д медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи — большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить.
Помогите нам, люди!
Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо? Примерные ответы детей:
- животным стало негде жить;
- им нечего есть;
- загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
- потепление угрожает всем.
Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люли привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. Я начну, а вы продолжите. Например, озоновые дыры угрожают всем живущим на земле. А что еще?
Дети называют:
- загрязнение мирового океана, рек, озер;
- вырубка лесов;
- загрязнение воздуха;
- нехватка питьевой воды;
- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.
Вы видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Сегодня вместе с вами мы попытаемся наметить пути решения некоторых проблем. «Земля защиты просит у людей» - эта строка из стихотворения Сергея Островского как нельзя лучше отражает нашу тему.
Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. {Показываем альбом)
Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице - календарь экологических дат: 22 марта- Всемирный день воды; 1 апреля- Международный день птиц; 22 апреля - Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня - всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября - Всемирный день животных. Какой из этих праздников отмечался недавно? (4 октября) А знаете ли вы, как и почему родился этот праздник? (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.
Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.
Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?
Дети:
- знак беды, несчастья, гибели.
Что мы можем поместить на этих страницах? Дети:
- исчезнувшие животные.
Следующие страницы красные. Почему красные? Дети:
- красный - цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет
насторожиться.
Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы: Дети:
- животных, которым грозит опасность. Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые? Дети:
- зеленый - цвет надежды.
Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут -зависит от нас.
Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Кто хочет заняться оформлением? Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. {Раздаем задания четырем микрогруппам).
Пока ребята работают, мы с вами обсудим содержание остальных страниц. Помните, что мы еще должны ответить белому медведю.
Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись?
Дети:
- охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
- строить очистные сооружения;
- стать вегетарианцами;
- отменить моду на меха;
- не выбрасывать мусор в реки и озера;
- помогать бездомным животным...
Ребята, с какими призывами мы могли бы обратиться к жителям нашего города и представителям власти? Дети:
- не мусорьте;
- не бросайте домашних животных;
- подкармливайте птиц зимой;
А на коми языке это выглядит так:
Видздй eop-eal Сто —миян озырлун!
Пембсъяс - миян медбур ёртъяс!
Вай отсалам горттдм пемдсъяслы!
Миян челядьлы — сдстдм сындд! А как это будет звучать по коми? А кто может прочитать и перевести?
Ребята, призывы отличные, хорошо бы было их записать и проиллюстрировать. Мне сказали, что вы очень талантливые дети, кто возьмется за рисунки? Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу).
Учитель: Говоря о братьях меньших мы подразумеваем всех животных -диких и домашних. Мы не делим их на своих и чужих. Долгое время считалось, что защита нужна в первую очередь не домашним питомцам, а диким. Однако, это не так. Вы, наверное, заметили, сколько в нашем городе бездомных собак и кошек. Им тоже необходима наша помощь и защита.
Все знают местечко Верхний Чов под Сыктывкаром. Этим летом группа добрых неравнодушных людей решила создать там приют для бездомных собак. Они оградили территорию деревянным забором, построили вольеры и приняли первых жильцов - раненных и больных собак. Сейчас там , содержится более 150 животных. Такое количество животных, требующих ухода, тяжело прокормить и содержать. Собакам требуется еда, лекарства, перевязочный материал, лежаки, миски для кормления. Но в первую очередь они нуждаются в нашем внимании и участии. Ребята моего шестого класса уже ездили в этот питомник и сделали эти снимки. Посмотрите на этих собак, о чем говорят эти глаза? Ребята, а как вы можете им помочь?
Дети:
- убедить родителей оказать помощь;
- собрать корм и лекарства, утварь, тряпки;
- помочь в уборке вольеров;
- взять щенка;
- стать добровольными помощниками питомника (волонтерами). Слышали ли вы такое слово «волонтер». Так называют добровольных
помощников, которые работают безвозмездно.
Ребята, а вы помните, что белый медвежонок ждет нашего ответа? Что мы ему напишем? Сейчас каждый получит возможность написать ответ. Дети пишут письмо.
Как это страшно — умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И поползет проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут. И падут растения. И зверь не обойдет своей беды. И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует, защиты, Она спасенья просит у людей.
Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Помните о нашем разговоре. На добрую память дарю вам эти закладки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".
Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...
Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...
Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи»
Образовательная область «Изобразительная деятельность» Программные задачи: - дать понятие «декоративно-прикладное искусство»; продолжать знакомить с народным промыслом Гжели; зак...
Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...
Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»
Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...
Занятие по рисованию в старшей группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду Автор: пузачкова и.а на тему «Цветы в вазе».
- познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)- развитие мелкой моторики рук- развивать умение подбирать краски по цветовой гамме- воспитывать любо...