Занятие по рисованию в старшей группе "Усатый-полосатый"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Шарипзянова Рамзия Рафиловна
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения в старшей группе. Образовательные задачи: > Учить передавать образ кошек, используя трафарет; > Рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком; > Рисовать характерные признаки: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки; > Учить раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных; ^* Учить составлять животное из геометрических форм. Коррекционные задачи: > Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и пространственное мышление; > Развивать координацию движений; ^ Развивать творческое воображение. Воспитательные задачи: ^ Воспитывать любовь к животным; > вызвать желание передавать в рисунке выразительность образа; > Воспитывать аккуратность, самостоятельность; ^ Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

города Альметьевска и Альметьевского района

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ  В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

«УСАТЫЙ - ПОЛОСАТЫЙ»

Воспитатель: Шарипзянова P.P.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  1. Учить передавать образ кошек, используя трафарет;
  2. Рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком;
  3. Рисовать характерные признаки: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки;
  4. Учить раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных; ^* Учить составлять животное из геометрических форм.

Коррекционные задачи:

>        Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и
пространственное мышление;

>        Развивать координацию движений;
^ Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

^ Воспитывать любовь к животным;

  1. вызвать желание передавать в рисунке выразительность образа;
  2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность;

^ Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.

Материал:

  1. белый лист бумаги,
  2. трафарет (шаблон),
  3. простой карандаш,
  4. гуашь,
  5. баночка с водой,
  6. кисть,
  7. салфетка,
  8. тычок,
  9. набор геометрических фигур на каждого ребенка,
  10. иллюстрации,
  11. образцы.

Предварительная работа.

1 Рассматривание картин, иллюстраций в книгах

  1. Чтение произведения.
  2. Игры с игрушками-кошками, их обыгрывание.

Ход занятия:

1.        Вступительная беседа.

-        Какие бывают животные? (Дикие и домашние)
-Почему их так называют?

-Назовите домашних животных. -Какую пользу они приносят людям?

2.        Отгадывание загадок.

-        О каком животном говорится в следующих загадках?

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Кошка)

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?              Потянулся сладко —

Вот и вся зарядка.

(Кот).

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка).

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем она все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

(Кошка).

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днем спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кошка).

-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Посмотрите на картинки и ответьте на следующие вопросы: -Где живет кошка?

  1. Что она любит?
  2. Чем покрыто туловище кошки?
  3. Какой окраски у кошки шерсть?

-Из каких частей тела состоит кошка? (туловище, лапки, голова, хвост, ушки)

  1. Сколько лапок у кошки? (четыре)
  2. Сколько ушек у кошки? (два)
  3. Как умывается кошка?

-Как называются папа и мама у котенка? (кот, кошка)

Ребята, к нам в группу тоже пришла кошечка Мурка. Она была такая грустная. У нее оказывается, совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ей помочь? Как? Правильно. Мы ей друзей нарисуем. А Мурка посмотрит, как мы это сделаем.

3. Гимнастика для глаз.

  1. - налево,
  2. - направо,
  3. - наверх,
  4. — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз (около носа)        

Сил дадим им много-много

Чтоб усилить в тыщу раз!

4.        Составление фигуры кошки из геометрических фигур.

  1. Ребята, перед вами на подносах лежат геометрические фигуры. Предлагаю вам составить из них фигуру кошки. Посмотрите, какие фигуры вы видите? (прямоугольники, квадрат, треугольники).
  2. Как можно это сделать? Подумайте. -Молодцы! Выполнили правильно.

5.        Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь

 Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,

 Влево, вправо повернулись,

 Рук коленями коснулись,

 Сели - встали, сели-встали,

 И на месте побежали.

6.        Выполнение рисунка кошки по произведению Маршака «Усатый-полосатый».
- Ребята, сегодня мы с вами нарисуем кошку с помощью трафарета. Для этого

нужно обвести его простым карандашом, а затем раскрасить красками. Подумайте: какого цвета будет ваша кошка, как показать пушистую шерстку, коготки, глазки. В этом вам помогут ваши волшебные кисточка и краски, тычок. Тычком мы можем получить одинакового размера глазки, коготки. Жесткой кисточкой получаем пушистую шерстку. Приступаем к работе.

7.        «Придумай кличку»

- Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? Если котик любит играть - Игрунчик,

Если царапается - Царапка, Если котик рыжий - Рыжик, Если полосатый - Тигренок.

8. Обыгрывание рисунка, анализ и оценка работ. Кошка Мурка тоже радуется тому, что у нее теперь столько красивых, добрых, веселых друзей. Она вам очень благодарна и говорит вам «Спасибо»- мяу-мяу-мяу. А еще она дарит вам на память вот такие портреты.

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида

ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА

Воспитатель: Шарипзянова P.P.

Альметьевск

Ведущая:   

           Дорогие наши выпускники! У вас сегодня торжественное событие. Именно сегодня последний звонок возвестит вам, что ваше детство закончилось и начинается взрослая жизнь. Пусть будет много счастья, улыбок, радости. И совсем чуть-чуть слез, разочарований. Пусть каждый из вас найдет себя в хорошем, нужном деле, чтобы можно было безбоязненно смотреть в будущее.

На сцену приглашаются выпускники 4 класса - виновники торжества.

1-й выпускник: 

                            Время, к сожалению, быстротечно

   Год за годом пролетели девять лет

   И детство отошло от нас навечно

   В памяти, оставив добрый след.

2-й выпускник: 

                               Девять лет с несмелых первоклашек

                               Мы росли и набирались сил,

И на девять лет сегодня старше

Стали те, кто нас добру учил.

3-й выпускник:

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс

И первый учебник, и первый урок

И первый заливистый школьный звонок.

Кто дверь нам открыл в страну знаний, открытий

Наш первый учитель.

Ведущая:        Слово предоставляется первой учительнице: Ф.И.О.

Дарят цветы. Песня:  «ДЕТСТВО»

                 На сцену выходят выпускники 9 коррекционного класса

1-й выпускник  Мы школу свою будем вечно любить,

 Куда бы судьба не забросила круто.

 Скажите ребята, а можно забыть

 Жилище добра, и тепла, и уюта?

Ведущая:         Мы сегодня расстаемся со школой.

 Школа учит и воспитывает.

 Школа это - учителя, и ученики.

  1. И программы, и учебники.
  2. Школа это - абсолютно всё.
  3. Это классные и школьные мероприятия.
  4. Перемены и уроки.
  5. И директор.

Песня «ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ

2-й выпускник:  

                             Наших чувств нерастраченных чашу

                            И живое дыханье весны,

                            И любовь, и признательность нашу

Ведущая:

3-й выпускник:

Адресуем директору мы.

Слово предоставляется директору Ф.И.О.

 

  Завучам от нас поклон,

Кто ж из нас в вас не влюблён?

Вы душевны и добры

И при этом так умны.

 Знайте, не забудет вас

Наш девятый класс.

Ведущая:

Слово предоставляется завучу Ф.И.О.

1-й выпускник:

Все те, кто рядом с нами был,

 Нас учил, растил, лечил, любил. Направлял наш ум под час,

Девятый класс

От души благодарит

 Всем спасибо говорит.


  1. Желаем мы вам из тысячи звезд
  2.  Одну самую яркую
  3. Желаем мы вам из тысячи слез
  4.  Одну самую сладкую
  5. Желаем мы вам из тысячи встреч Одну самую счастливую
  6. Желаем мы вам радость одну
  7.  Но самую — самую длинную.
  8. Ведущая: Слово предоставляется родителям 9- го класса.

Искренние слова благодарности и любви мы обращаем
нашим добрым учителям        

2-й выпускник:  Друзья! Мы очень часто говорим

Слова, что написал когда-то гений: «Учитель! Перед именем твоим

 Позволь смиренно приклонить колени!»

Низкий поклон вам за ваш нелегкий труд - труд учителя!

Песня   « СПАСИБО ВАМ УЧИТЕЛЯ».

Дети дарят цветы учителям.

 Ведущая:   А сейчас наших выпускников хотят поздравить будущие   первоклассники. Они сегодня прощаются с детским садом.
Посмотрите на малышей, вы были такими же 9 лет назад.
1 ребенок:               Вы уже большими стали,

А когда-то много раз

Стать большими лишь мечтали,

Как мечтаем мы сейчас.

2 ребенок:        Мы прекрасно понимаем

Ваши трудности сейчас: За окном весна в разгаре, Но экзамены у вас.

3 ребенок:


В этих стенах вы успели Очень многое узнать. Мы желаем вам ответить Все экзамены на «5».

Выпускник:    Спасибо вам  за теплые слова.

Ведущая: 1.     Вот и опять родной, уютный зал

                            На праздник всех друзей собрал.

                              И здесь мы собрались в последний раз,

                             Чтоб в школу проводить, ребята, вас.

                            Оставив здесь кусочек детства,

                            Уходите вы в первый класс.

                            Мы с вами будем по соседству

                        И будем вспоминать о вас.

4 ребенок:          Ты нас принял малышами,

                              Детский сад, наш дом родной,

                              Мы теперь большими стали

                             И прощаемся с тобой.

5 ребенок:          Здесь родными стали стены,

                        И кроватки, и игрушки,

                       Воспитатели и няни,

                        И мои друзья-подружки.

6 ребенок:     Мы на праздник выпускной               Собирались всей семьей.

            Папы-мамы нынче смотрят

            И понять стараются:

            С нами кончились заботы

          Или начинаются?

7 ребенок:        Каждый день мы что-то узнавали,

Нравилось нам рисовать-считать. Первые слова с трудом писали     Буквами печатными в тетрадь.

8 ребенок:      Взрослым помогать в саду учили, Песни петь, лепить и танцевать.

                        На прогулки с радостью ходили

                        И  любили вместе мы играть.

9 ребенок:       Отчего так веселы мы? Отчего так каждый рад? Отправляемся мы в школу!

ВСЕ:        До свиданья, детский сад!

Песня:        «УПЛЫВАЕТ НАШ КОРАБЛИК».

Дети садятся на свои места. Звучит музыка, в зал вбегает Принцесса, за ней торопливо идет Учитель.

Принцесса: А я вам говорю, не хочу учиться!

Учитель:        Ваше Величество, это просто необходимо! Если вы не будете учиться,   вы   не   сможете   прочитать   и   подписать   ни   один королевский документ! Принцесса:   А  зачем  мне  это  нужно?  Ведь  у  меня  есть  вы,  Всезнай  Академиевич!

Учитель:     Да, но я уже  в возрасте, можно сказать. Мне на пенсию пора,

Ваше Величество!

Принцесса: Никаких пенсий! Вы ещё здоровый, крепкий и у вас вся жизнь  впереди! А ну-ка, руки в стороны, вверх, вперед, достаньте правой  рукой до кончика носа. (Учитель выполняет). Так хорошо! Теперь шагом марш! Отлично! Ещё лет пятьдесят прослужите!

Учитель: (устало) Но, Ваше Величество...

Принцесса: Никаких «Но»! Будете служить у меня до тех пор, пока... пока я не

стану такой же умной, как вы!
Учитель:        Да, но как же вы такой станете, если совершенно не хотите

учиться!

Принцесса: Придумайте что - нибудь, вы же три академии закончили!

Учитель:        Один придумать я уже ничего не могу. Пойду, позову ученый

совет. Может, вместе, что и решим. Эх, скорей бы на пенсию!

 Принцесса: Идите- идите, думайте, а я пока чем - нибудь полезным займусь!

(играет с игрушками) Пуфики с игрушками у центральной стены. Ведущая:     Ребята, вы что-нибудь понимаете? Я - ничего! Сейчас узнаю, что

     это принцесса делает у нас на празднике. Милая принцесса,

                   объясните, пожалуйста, что вы здесь делаете?

Принцесса: Что?! Кто  это смеет так ко мне обращаться?

Ведущая:    Извините меня, но я не знаю, как к вам нужно обращаться.

Принцесса: Ну, вот, а говорят, что я глупая и учиться не хочу! Милочка, да вы

          элементарных  вещей  не  знаете!  Королевских  особ называют

«Ваше Величество». Понятно?

Ведущая:       Понятно, теперь буду знать. Итак, Ваше Величество,                    что вы  делаете на нашем празднике?

Принцесса: Как, у вас праздник, а я об этом ничего не знаю? Почему не

поставили меня в известность?

 Ведущая:        Мы не думали, что вы захотите с нами отмечать праздник,

посвященный нашим выпускникам, которые идут в школу.

Принцесса: Опять школа! Я слышать ничего о ней не желаю! Только и знают, все твердят: учиться, учиться! Как будто без учения нельзя все знать. Вот бы Всезнай Академиевич придумал такой волшебный напиток, который, как выпьешь, сразу ум прибавляет. Или, лучше, съел конфету - и не надо больше книг читать.

Ведущая:    К сожалению, так не бывает. Ребята, давайте расскажем принцессе,

чем мы занимаемся в детском саду

1 ребенок:        Рано-рано мы встаем,

Утром в детский сад идем, Чтоб скорее подрастать Чтобы все на свете знать.

2 ребенок:       Дружим с краскою и кистью, Нарисуем сад и листья, И березу, и траву, Волка, зайца и лису!

3ребенок:


Два плюс два в уме слагаем, По слогам слова читаем.

4 ребенок:


Все умеем делать сами, Помогать на кухне маме, Одеваться, руки мыть, Очень вежливыми быть.

Принцесса:   А что вы ещё умеете делать?

Ведущая:     Наши дети умеют многое: и петь, и танцевать, и стихи читать. И сейчас мы расскажем чему научились в детском саду.

Песня:


«ДЕТСКИЙ САД».

1 ребенок:        В школе буду я учиться,

Обещаю не лениться,

Потому, как подрасту

-Стать ученым я хочу.

И компьютер изучить,

 С математикой дружить, Географией владеть,

Чтобы мир весь посмотреть. Геометрию и русский, Биологию, французский

 В школе нужно изучить,

Чтобы самым умным быть!

Принцесса: Неужели всему этому можно научиться?

Ведущая:        Можно. А ещё наши дети на музыкальном занятии учились танцевать.

2 ребенок:        Нынче день у нас хороший,

Веселятся все кругом.

Пляшут, хлопают в ладоши,

Ну, и мы не отстаем!

Танец «ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК»

Ведущая:     Вот такие наши дети,

Все хотят познать на свете.

Пожелаем им удачи,

Чтоб решили все задачи!

Принцесса:  Задачи? Что такое задачи? И почему их надо решать? Ведущая:     Ну, вот, например:

У вас в кармане два яблока...

  Принцесса:   Не правда. Нет у меня никаких яблок!

  Ведущая:        Да это в задачке так сказано, что у вас в кармане два яблока.

Некто        взял у вас одно яблоко. Сколько осталось? Принцесса:   Два!

 Ведущая:     А почему?

Принцесса:   А я Некту яблока не отдам! Хоть он дерись и кричи!
Ведущая:        Подумайте, принцесса, а если Некто все-таки взял у вас одно

яблоко? Сколько осталось?

   Принцесса:   Ни одного!

  Ведущая:      Почему?

  Принцесса:  А я успела их скушать!

  Ведущая:     Нет, принцесса, задачки решать вы не умеете!

  Принцесса: Подумаешь, а какая от них польза, сами - то вы ,умники, умеете

считать?

ИГРА «А НУ - КА, ПОСЧИТАЙ»

Песня «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Принцесса: Ой,   я и не знала, что учиться это так интересно! Ребята, а           вы возьмете меня с собой в школу?

Ведущая:   Возьмем.

Принцесса: Ну, все я побежала собираться. Нужно взять побольше кукол,

                  украшений, и сладостей...

Ведущая:    Постойте, постойте, Ваше Величество, как можно идти в школу и       брать с собой столько ненужных вещей!  Так вы ничему не научитесь, правда, ребята?

 Принцесса: А что же тогда мне нужно взять с собой?

1 ребенок:     7 лет мне исполнилось в этом году,

Теперь я большая, учиться иду.

Портфель мне купили красивый, блестящий,

Совсем как у папы, совсем настоящий.

Я буду стараться, я буду учиться,

Я очень довольна, что я - ученица.

Игра      «СОБЕРИ  ПОРТФЕЛЬ».

Ведущая: Ну, что, принцесса, поняла, что нужно брать с собою в школу? Принцесса: Я поняла, что нужно брать с собой в школу. Я поняла, что           такое                школа!

Школа, дети, это что-то!

И совсем не ерунда.

 Как учиться мне охота!

 Буду умной я всегда!

Пойду собирать вещи,

и платье чистое надену,

 и косички заплету. (Кричит)

                        Мамки,   няньки,   собирайте   портфель,   я   в   школу   поступаю! (Убегает).

Ведущая:     Да, ребята трудно придется в школе тому, кто привык к нянькам.             Но, по- моему, у нас в детском саду все дети самостоятельные и умелые. Детский сад их многому научил.

Ведущая: Наступает минута прощания,

Но не будем грустить мы, друзья. Навсегда в нашей жизни останется Детский сад, как родная семья!

1  ребенок:     Ну, вот и все, настал тот час, Которого мы ждали. Мы собрались в последний раз В уютном нашем зале.

2 ребенок:

    Мы свой хороший детский сад Любить не перестанем, И все же мы прощаемся, Ведь мы большими стали.

3 ребенок:

     Детский сад наш, до свиданья! Мы уходим в первый класс! Хоть и грустно расставанье,

Не волнуйся ты за нас!

4 ребенок:      Мы уже не детвора,

В школу нам идти пора.

 И сегодня на прощанье

Мы спасибо говорим: Поварам, врачам и няням Воспитателям своим!

5 ребенок:        Спасибо всем, кто нас учил,

Кто нас кормил, и кто лечил,

И тем, кто просто нас любил...

ВСЕ:        Поклон вам и спасибо!

6 ребенок:        И в прощальный этот час

                           Наша песенка для вас!

Песня «МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ!»

Ведущая:   В добрый путь, в добрый час, ребятишки, В  самый светлый, удачливый час! Пусть из каждой прочитанной книжки Льется ясное солнце для вас. Много дел хороших ждет вас впереди, Мы вам всем желаем доброго пути!

Ведущая:    Слово предоставляется директору  Ф.И.О.

Вручение подарков, свидетельства об окончании детского сада.
Ведущая: 1        Слово предоставляется родителям.

Ведущая: 2.        Все слова сказаны. Настало время последнего звонка. Право

дать  последний  звонок  предоставляется  Ф.И.

                         Выпускница дает последний звонок.
Ведущая: 1.        Не грусти, выпускник, улыбнись на прощанье,

Вспоминай эти дни, вспоминай,

Пожелай исполненья желаний,

Новой встречи нам всем пожелай

Ведущая: 2. Вот и прозвенел последний звонок. Поздравляем всех с

окончанием учебного года! А сейчас учащиеся поздравят своих

учителей.

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида

Викторина

« Мы любим и знаем сказки

А. С.Пушкина ».

г.Альметьевск

ВИКТОРИНА «Мы любим и знаем сказки А.С. Пушкина»

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие ребята! Уважаемые гости и сотрудники! Сегодня мы собрались на вечер величайшего русского поэта А.С.

Пушкина.

В конце этой викторины мы узнаем знатока сказок Пушкина и
команду победительницу. А поможет мне в этом жюри

ВЫБОР ЖЮРИ.

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

Л дли кого оле? Аее з£с: Мы, знаем, лл =лл6лте илрлз

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем. вллл воллллМле еллелл

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.д. Все это очень интересно! Сейчас  мы  вспомним   любимые  вами

пригласим в гости героев сказок. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам идет.

«ПАРАД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

(Разминка для зрителей)

Под музыку входят участники в сказочных костюмах. Ведущий представляет их. Зрители называют героев и сказки, из которых они

НрВ|(ШЛ1Л

«РАЗМИНКА»

(Разминка для команд) За каждый правильный ответ участник получает подарок - «золотую рыбку»

На ваших рисунках, которые вы подготовили к празднику, много героев из самых разных сказок Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они.

(За 30 сек. Участники команд должны найти 2-х героев из одной сказки на иллюстрациях, разложенных на столах.)

КОНКУРС «НАЙДИТЕ»

Демонстрируется иллюстрация к сказке. Нужно сказать полное название сказки, Если участники прочтут стихи к этой иллюстрации,

олмолда лэдрхает дошоллкл, ллюе очко,

КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК А.С.ПУШКИНА

-Как:/ дд лддлодд од ooks. оллддд кгсд .к оолдкдоддл' 'зеркальцу? доСддло/лл rierjKx.::ibu.e! Скажги

'    Л        f. '        ,        Л^<

#ль на свете всех милее, Всех румяней и белее!»

-        код кол-до ];:е;тшок, л'щд ко сддде?

(«Кири -ку- ку Царствуй лежа на боку»)

-        Расплачиваясь   с   Балдой,   поп   подставил   лоб.    Что   же

крллокардвлд Балда с ллордддол?

^'Zfe гонялся бы ты, поп, за дешевизной")

- Что кодвола ддодод седла ода?

(«Кабы о ддлд дедлдд, -Я б для батюшки царя Родила богатыря »)

- Что молвила, золотая рыбка, когда старик ее поймал!

(«Отпусти ты старче, меня в море,

кр:;0.9.й ой себя ддадде олок Откуплюсь, чем только пожелаешь»)

- Как начинается «Сказка о царе Салтане» ?

им

&0UJft

1кими словами старик обращается к zc          ]эыбке?

милуйся, государыня рыока!»)

.акими словами начинается «Сказка о рыоаке и рыбке»

«Ж-

LJTlfl   ><Ш

киоди слова

f«iiF /714Ш £&2Л, ЛДО), }ШвО ПЫЛ —

El усы лить аём9чш1»)

LJ.rt-JUJBfll1

illfVRHTP


1WS1 H*IXIFiЯРТ

'/"

H£  ^....is-JIl

<»  I    Q ТТЛ

.   /Г.'Ь'Л     Л     flJ.


■ibC-     Z-L'LS


князе Гвидоне Салпитовиче и о прекрасной царевне Лебеди,»}

.ш*±ии±  _-;


Л  v4T:-T"    ТГ   '


тть своих детгх ддд виде крш


till

г        с  j

[ыталась потуоить прекрасную цар

\изки ил

Г/f .КП1МЯ П Я/.

2.        В ящике лежит предмет, который говорит человеческим
голосом. Что это? Из какой сказки?

(Зеркало. «Сказка о мертвой царевне»)

3.        В ящике лежит предмет, который поет песенку «Во саду ли в

огороде ,,о>

(Белка «Сказка о царе Салтане»

4 В мпцже :тшмт го, что откушоось дд^ггчш гдег+ото, (Рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.        В ящике лежит то, чем можно море морщить, да проклятое

бееоБОКОо ::.. оомо кооооть

(Веревка «Сказка о попе и его работнике Балде»)

  1. В ящике лежит предмет, в котором было два зайца (Мешок балды из одноименной сказки)
  2. Здесь есть тот, кто сторожил царя границы

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

(первая команда)

Зрители отгадывают название сказки и  называют персонажи.

Шоовмте еюо гоооео отой. еоогоьоо

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

в  записи  музыкальный  отрывок  из  «Сказка  о царе

Салтане»

Сказать название произведения и какое это «чудо»

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитан должен с помощью пантомимы изобразить содержание предложенного ведущим отрывка из какой-либо сказки. Команда должна с трех раз угадать, о чем идет речь и из какой сказки

Чтение стихотворения

:ШС:ЩНИРОБХА СЖАЖИ

(ведрад жедадда)

КОНКУРС «Узнай, от кого прийти телеграммы»

  1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море поморщить, да проклятое племя корчить
  2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.

Жддде, ееддте о деде едеееедт    (Кддаеддвецаддпд

-   Сдаднбо   ?■£   ДДаелаВЕеДЕВД   ааДДД",   ЧТе   гуГ   ЛГОДШ   ДОЛрД>Д   ЖМЛДе;

днддъ ее будет вде дееддлее        (Молодей царевна)

-        Приеду с  подарками, так как на весь мир  одна  наткала  я

пддддд а        (Вдове д даете:а ад)

-Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла»     (Царь Додон)

-        «В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,

И вдлдеедл' дед

I ycv ,тд;.певС:-- ^вед„„х       (О■■: "владей1 еесдркедд)

КОНКУРС   ДЛЯ   ЗРИТЕЛЕЙ   «ЛУЧШИЙ  ЗНАТОК   СКАЗОК /I .'      "" " '  .

-        Сколько вдееддде еадеде ел беедлаоде, даоодве Дйдонй?

{«Год, другой проходит мирно,

2 года)

-        К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

(Свет наш солнышко,,.. Me лад, месяц, ееее кружок... Ветер, ветер! Ты могуч,,,)

-        К коме обдаеласд дадд Даее>в е елоедоод д дддеддд?

miv

.-::,_;,-.:

'■:=•;        '   -  '   ;,   С

за семерых все у пего

- Ксго ж; ел an старый бес соееБлолееесм с Виллел б хетростл? (Л..., .:

[ей портрет описан?

От чего умерла мачеха?

к угощали царевну / оогатыреи

- Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки

(«Ты прекрасна, спору нет, Но царевна все ж милее, Все ж румяней и белее»)

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

(тдедъд ыдмадда)

КОНКУРС НА СМЕКАЛКУ

Каждой    команде    дается    большой    лист    с    изображениями различных животных. Нужно найти из них тех, о ком говорятся в

к^дг-адд  /Сгддадд дедд= еддд эегжси пзбедъ*. шмар)

Чтение наизусть полюбившихся отрывков из сказок

Подведение дгогев д сообщение жшрд

Пагдажредде  дд:дозддддд&дюи:^ввдщь!;   в;   веаздддд   дддзок  ддасгнгнеде здддедед)

Песдд д ^двдсдед

АЛЬМЕТЬЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

VI ВИДА

 «Линия в природе - линия в графике -

линия в музыке» (интегрированный урок)

Шарипзянова Р.Р.

Альметьевск

Материал и оборудование

1. Веточки разные по линии, цвету, фактуре, настроению

  1. Извивающаяся волной гладкая веточка клена
  2. Колючая с острыми, торчащими в разные стороны шипами ветка боярышника (шиповника)
  3. Нарядная усыпанная шишечками как бусинками веточка лиственницы
  4. Неровная толстая, узловатая с острыми липкими почками веточка тополя
  5. Самая     скромная,     тоненькая,     прямая     тянущаяся,     с     плотно прижавшимися к тельцу крохотными почками веточка березы

2.Теневой театр

3 .Музыкальный ряд

«Линия в природе - линия в графике - линия в музыке».

п 1. Ввести     детей     в     художественное     пространство     в     ситуацию соприкосновения с «мировым опытом» и соотнесения с ним опыта своего.

  1. Сформировать   способность   «видеть   в   нереальном   одновременно фиктивное и реальное.
  1. Помочь освоить язык различных видов искусств.

. 4. Развивать чувство, воображение, ассоциативное мышление и на основе этого творческую деятельность.

  1. формирование  чувственного  аппарата  (слуха,  зрения,  осязания, обоняния)
  2. формирование представления о звуке, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного материала.

  1. Формирование отношения к звуку, линии как к игровому материалу.
  1. Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами       действительности        и       звуковыми,        пластическими,

*    художественными   образами,   словесно   выражать   свои   ощущения   и переживания.

*

Ход урока:        .г

  1. Организация класса. Проверка готовности учащихся к'уроку.
  2. Сообщение темы урока

  1. С линией мы знакомимся еще задолго до того, как возьмем в руки карандаш и попытаемся рисовать. Первые линии маленького человека - это след, от пальчика, размазавшего кашу по столу, старательно выложенная цепочка косточек, оставшихся от компота.
  2. А когда первый раз в жизни попал в кулачок карандаш ребенок идет с ним вдоль стены, оставляя за собой бесконечную кривушку, и его восторгу нет предела.

-Что же такое линия? (Ответы детей)

Вывод: Линия - это основное изобразительное средство. При помощи линий ,.   передают расположение предмета в пространстве, форму предмета.

3.        Работа над восприятием.

  1. Предлагаю рассмотреть вам вот эти веточки. Посмотрите, все они разные по настроению, по линии, фактуре и цвету.
  2. Вот эта - извивающаяся волной гладкая веточка клена.
  3. Вот эта - колючая с острыми, торчащими в разные стороны шипами ветка боярышника (шиповника).

-        Вот эта нарядная усыпанная шишечками как бусинками веточка
лиственницы.

-        Вот эта - неровная толстая, узловатая с острыми липкими почками веточка
тополя.

»- Вот эта - самая скромная, тоненькая, прямая тянущаяся, с плотно прижавшимися к тельцу крохотными почками веточка березы. Чтобы лучше понять характер каждой веточки нам поможет маленькая игра. v Представьте, что веточка это рука какого - нибудь существа. А теперь поздоровайтесь с ним за «руку». Что можно рассказать о характере веточки по такому « рукопожатию»? (каждому ребенку по веточке). Попробуйте придумать нашим веточкам имена. ( «Бусинка», «Колючка», «Волна», «Пятнышко», «Дракон», «Дракоша».) И для каждой веточки из придуманных имен выбираем самое подходящее и наиболее понравившееся всем.

  1. Ребята, оказывается, наши веточки умеют играть в превращалки (гаснет свет и таинственно вспыхивает Теневой экран). Веточки одна за другой отправляются в темноту. И вдруг на экране рождаются загадочные линейные картины.
  2. Что это? (Ответы детей)        т"" -

* Да, это тоненькая Прямулька превратилась в линию горизонта. Линия
горизонта это воображаемая горизонтальная линия на уровне гл§з (меняется
ракурс веточки и на экране возникает новая картина)
        "l^t^ri^-

ч"  - Это что? Как вы думаете? (Ответы детей)        ' ~~~*

  1. Это тоненькая Прямулька превратилась - в горку, в столб (Меняется веточка)
  2. Это уже другое изображение. На что похоже? (Ответы детей)

* Это Колючка превратилась в колючую птицу. А сейчас она спутанная

паутина злого принца. А теперь - дерево.        г

И так одна веточка сменяется в другою, становясь за экраном, то драконом,

то змейкой, то морем.

4.    Вопросно-ответная беседа по прослушиванию музыки.

- Ребята, оказывается у наших веточек, есть голос, у каждой свой - очень похожий на характер своей хозяйки. Веточкам хочется, чтобы вы, послушав их голоса, догадались - где чей? Мы внимательно с вами послушаем несколько мелодичных линий.

- Наши глаза учатся слушать вместе с нашими ушами. Сейчас они - наши главные помощницы.

Мелодия №1.

(Ответы детей)

-Это Прямулька.

-Почему?

-Она тоненькая легкая и тянется вверх.

-Молодцы! Слушаем дальше.

Moderate

Ш


л    ±1


jn I   J w=i


зц=г

-Это Дракон. Мелодия толстая, тяжелая, линия как коряжка. -Молодцы! А сейчас прозвучит не просто мелодическая линия, а наибольпше ,.■ музыкальные фрагменты, в которых ее нужно отыскать

Фрагмент из двух прелюдий Дмитрия Шостаковича. №1 Тема Прелюдии Соль мажор

Сначала дети слушают тему Прелюдии Соль мажор. Andante иде

Это Волна, она то поднимается, то опускается, плавная, медленная, большая.

№2 фрагмент начала Прелюдии ре минор

Звучит фрагмент началг Прелюдии ре минор.

Allegretto        «-»

-Колючка, колючий, неуживчивый у нее характер. Allegreto

" ф^рш Щ*Щ1 й i <*tef

-голос веточки Пятнышко.

Вывод: Мы разгадали голоса веточек, сравнили их между характерами линии

в музыке и характерами графической линии.

5.        Игра «Скульптор и скульптура»

-А хотели бы вы превратиться в скульптора, который может слепить все, что

угодно?

-Да!

-Кто может стать глиной? Кто скульптором?

Скульптор - это человек, который изготавливает скульптуры.

(Дети выбирают роль «скульптора» и « скульптуры»)

-        Ребята, незабудьте, что скульптор вежлив и очень осторожно командует, а
глина - мягкая и послушная разрешает лепить из себя.

Дети выполняют задание и демонстрируют свое произведение.

  1. остро торчат коленки и локти, нос задран вверх, пальцы растопырены -веточка колючки.
  2. кулачки как шишечки у лиственницы, на цыпочках, вытянутая в струну -веточка березы.        '

Молодцы! Скульпторы и ваши скульптуры справились с заданием. 7. Практическая работа

-        А сейчас мы с вами постараемся и попробуем нарисовать наши веточки с
натуры. Оставим свои впечатления на листе бумаги. Наши веточки были
черной тенью на светящемся экране, а теперь мы сделаем наоборот. Возьмем
белую гуашь и черный лист бумаги.

  1. Посмотрите  на  веточку,  проведите  кисточкой  по  ветке  и  запомните движения линии. Приступаем к работе.
  2. А   сейчас   начинаем  рисовать   портреты     наших  волшебных  веточек. Самостоятельная работа детей.

-Ребята, что у вас получилось? (Ответы детей)

8.    Итог урока.        "   ^.

Мы с вами сегодня познакомились и узнали о взаимосвязи^влений в

окружающем мире и в искусстве. Были и скульпторами и художниками,

слушали глазами и видели ушами. Свои впечатления от этих замечательных

произведений искусств мы передали в рисунках. Молодцы! Рассмотрите

рисунки. Определите, какие из работ наиболее полно отражают сходство с

натурой. (Ответы детей).

АЛЬМЕТЬЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата города Альметьевск и Альметьевского района

тжтнкпб iyumijjumim


ишж

а шиш г щрп^ишшш ршннт*

Шарипзянова P.P.

Альметьевск

-   формирование социально-нравственных качеств (умения работать в коллективе, брать

на себя ответственность лидера и подчинятся в условиях товарищеского сотрудничества,

быть доброжелательным, уметь радоваться и сопереживать).

Важной заботой семьи  и школы должна стать  забота о раскрытии индивидуальных

задатков, склонностей, способностей ребенка. Поэтому ребенку необходимо предоставить

возможно более широкий выбор видов деятельности (шитье, конструирование, музыка и т.д.).

Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. 1 В коррекционных классах большое внимание уделяется приобщению ребенка к |  чтению.

\ Необходимо, чтобы усилия школы поддерживались в семье. В работе с семьей учитель ставит своими задачами:

  1. педагогическое просвещение родителей;
  2. повышение их педагогической культуры;
  3. целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку;
  4. помочь в формировании правильного подхода к нему.

Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку педагог делает на индивидуальную работу с родителями, j

А так же используют различные формы фронтальной работы. Одна из таких форм -родительские собрания. На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей.

На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей. Тематика сообщений должна складываться с учетом пожеланий родителей, отвечать их проблемам. Сообщение должно быть научным по содержанию, но доступным и простым по изложению.

Другим   видом   фронтальной   работы   с   родителями   может   стать   анализ   трудных воспитательных ситуаций. Педагог заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свои мнения, предложить свой , выход из положения. Можно предложить работать группой.

Метод группового обсуждения родителями воспитательных ситуаций. Кроме своего непосредственного назначения - стимуляции их педагогического творчества - имеет еще и дополнительный эффект он позволяет родителям лучше узнать друг друга.

Вместе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конфекции может стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей, глава из этой книги.

Можно привлечь родителей к подготовке и проведении праздников, радостным событиям в жизни класса. Совместная подготовка праздников способствует лучшему взаимному узнаванию педагога и родителей, пониманию друг друга, объединению усилий их в интересах детей.

В заключение важно подчеркнуть то, что в своей воспитательной работе с семьей педагог достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для родителей тем образцом к которому им захочется приблизиться.

Любое совместное с детьми и родителями дело должно показывать, как строить общение с ребенком. Как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, как ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей, с тем, чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошел хорошую школу товарищества и взаимопомощи.

родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.

Напомним, что

Главная цель консультаций - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общение с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Консультирование может быть двух типов:

  1. Методическое - все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования.
  2. Психологическое - все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его образования.

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

  1. Создание доверительных отношений;
  2. Взаимоуважение;
  3. Заинтересованность консультантов;
  4. Компетентность;
  5. Формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблем;
  6. Хорошая организация консультирования.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы любой родитель оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.

Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.

Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. Недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда придя для получения консультации, родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка, и в свой собственный, и нотации.

Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов.

Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодоление тех недостатков в развитие детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.

Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи. Вырабатывая общую стратегию действий применительно к конкретным детям родители и учителя, доверительно относятся друг к другу, стараются скорректировать, прежде всего условия воспитания, что является главной предпосылкой восстановления утраченной гармонии развития ребенка.

Учителя и родители - партнеры в воспитание учащихся. В своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.

Воспитательная сторона предусматривает:

  1. формирование полноценной мотивации учения,  в основе которого лежит интерес знаниями к познавательной деятельности;
  2. обогащение кругозора детей и развития их речи;
  3. развитие общедеятельностных    умений (произвольности самоконтроля, внутреннего плана действий);

Цель:   обсуждение   задач   учебно-воспитательной   работы   класса   планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. 10.    Родительские чтения.

-        Интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям
слушать лекции педагогов, изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждении.

П.    Родительские вечера - 2-3 раза в год без присутствия детей.

  1. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка;
  2. Это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка;
  3. Это поиск ответов на вопросы.

12.        Родительские тренинги.

-        Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к
поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его открытым и
доверительным.

В родительских тренингах должны участвовать оба родителя проводиться с группой 12-15 человек, чтобы тренинг был результативным он должен включать 5-8 занятий. Проводится психологом.

13.        Родительские ринги.

  1. дискуссионная форма (форма) общения родителей;
  2. формирование родительского коллектива;

Готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам, вопросы выбирают родители.

И традиционные и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями ставят общую цель - сделать счастливой подрастающую личность входящую в современную

культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку. Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  2. ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  1. ребенка хвалят, он учиться быть благородным; '    -   ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  1. ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  2. ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  3. ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  4. ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  5. ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

-        ребенок растет в понимание и дружелюбие, он учится находить любовь в этом мире.
Обучение родителей - это первый шаг к построению будущих родительских объединений,

сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности.

Консультирование родителей и поддержка семьи.

- Индивидуальное сопровождение семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.

На протяжении всего периода обучения семья проходит ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача педагогического коллектива школы выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.

Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант - когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отторжение

Формы психолого-педагогического просвещения.

1.        Университет педагогических знаний.

-        Помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с
актуальными вопросами воспитания детей.

2.        Лекция.

-        Подробно раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции
- анализ явлений и ситуаций.

3.        Конференция.

-        Предусматривает расширение, углубление знаний о воспитание детей.

4.        Родительские конференции (общешкольные, классные).

-        Имеют огромное значение в системе воспитательной работе школы.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными
членами которого станут дети.

Проблемы  конфликтов  отцов  и  детей;  пути  выхода  из  них,   наркотики,   сексуальное

воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно с участием:

-        психолога;

—        социального педагога.

Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

5.        Практикум.

-        Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей
эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей.

6.        Открытые уроки, занятия.

-        Цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой
преподавания, требованиями учителя.

7.        Индивидуальные тематические консультации.

-        Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении
ребенка, его проблемах;

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком.

  1. Особенности здоровья ребенка;
  2. Его увлечения, интересы;
  3. Предпочтения в общении в семье;
  4. Поведенческие реакции;
  5. Особенности характера;
  6. Мотивации учения;
  7. Моральные ценности семьи.

8.        Посещение семьи.

-        Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

9.        Родительское собрание.

-        Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта
воспитания.

а)        Общешкольные родительские собрания - 2 раза в год.

Цель:  знакомство  с  нармотивно-правовыми  документами  о  школе,  основными направлениями, задачами, итогами работы;

б)        Классные родительские собрания - 4 раза в год.

Функции и задачи взаимодействия школы и родителей.

  1. Информационная
  2. Воспитательно-развивающая
  3. Формирующая
  4. Охранно-оздоровительная
  5. Контролирующая
  6. Бытовая Задачи взаимодействия:

  1. Формирование активной педагогической позиции родителей;
  2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  3. Активное участие родителей в воспитании детей.

Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Содержание, формы и методы работы с родителями. Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1.        Повышение психолого-педагогических знаний родителей

  1. Лекции;
  2. Семинары;
  3. Индивидуальные консультации;
  4. Практикумы.

2.        Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  1. Родительские собрания;
  2. Совместные творческие дела;
  3. Помощь в украшении материально-технической базы.

3.        Участие родителей в управление школой

  1. Советы школы;
  2. Родительские комитеты.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы:

  1. Наблюдение;
  2. Беседа;
  3. Тестирование;
  4. Анкетирование; Формы работы:

I.   Традиционные

  1. Родительские собрания;
  2. Общеклассные и общешкольные конференции;
  3. Индивидуальные консультации педагога;
  4. Посещения на дому. II.   Нетрадиционные
  5. Родительские тренинги;
  6. Дискуссии;
  7. Психологические разминки;
  8. Круглые столы;
  9. Устные журналы;
  10. Практикумы;
  11. Родительские вечера;
  12. Родительские чтения;
  13. Родительские ринги.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Возрастная потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, обусловливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи.

Одним из направлений этого вида специализированной помощи являются психологическое изучение семей.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микро -социальные условия семейного воспитания. Негативно влияют на характер и темп развития ребенка.

Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей.

В рамках нового направления -        психологической помощи семье - в системе медико-

социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Особое внимание уделяется положительному влиянию близких на только в специальном учреждении, но и дома.

Внутрисемейная    атмосфера    рассматривается    как    коррекционная,    которая    своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру. Цель: Выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями      здоровья      и      нарушающих      гармоничную      внутрисистемную жизнедеятельность. Задачи: -Определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок

дома, требования его возрастного развития. -Выявление  внутрисемейных  факторов  как  способствующих,  так  и  препятствующих

гармоническому развитию ребенка в семье. - Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье. Изучение  особенностей  межличностных  контактов  внутри  семьи  дает возможность предупредить ухудшение микро - социальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок. Методы: Наблюдение.

Оценивая качество внутрисемейных взаимоотношений в процессе наблюдения учитываются следующие параметры их познавательной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:

  1. Стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи или отсутствие такой потребности;
  2. Стремление ребенка к контакту со сверстниками членами семьи или отсутствие такой потребности;
  3. Характер      взаимодействия      с      близкими      лицами      (доброжелательность, инициативность или негативизм);
  4. Преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная);
  5. Ситуации вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  6. Особенности и характер поведенческих проявлений;
  7. Особенности выражения глаз и лица (агрессия, страх, радость);
  8. Особенности преобладающего эмоционального фона;
  9. Характер и содержание высказывания;

-        Наличие переживаний из-за дефекта и формы его проявления.
При наблюдении за родителями учитываются следующие параметры:

  1. Стремление установить со специалистом взаимодействие для разрешения проблем ребенка;
  2. Стремление расширить  свой  кругозор,  получить  педагогические значения  по вопросам воспитания ребенка;
  3. Стремление установить адекватных контактов с ребенком и с другими близкими или отсутствие такой потребности;
  4. Особенности  коммуникативного  поведения  во  взаимодействие  с  ребенком  и другими лицами;
  5. Использование мимики, жестов, экскурсий, прогулок, игр в общении с ребенком;
  6. Выбор преимущественной формы контакта с ребенком.

При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации голоса и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик. Беседа.

Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении детей и взрослых. Она может иметь несколько этапов: l.Bo вступительной части беседы путем использования педагогом профессиональных навыков   и   приемов   с   ребенком   или   взрослым   устанавливаются   доверительные отношения, а также определяются проблемы, которые их волнуют; 2.В основной части беседы обсуждаются заявленные ими проблемы; 3.Конечная цель беседы предполагает изменение или тенденции к изменению ценностных ориентации родителей в отношении к ребенку. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы при обсуждении особо значимых для родителя тем, сформировать в его сознании позицию принятия проблем ребенка и потребность в их разрешении.

Беседа: проводимая с ребенком направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. Эксперимент.

Для изучения особенностей взаимоотношения ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используется разнообразные формализованные и проективные методики.

Выбор диагностического инструментария зависит от целей, поставленных в исследовании, от заданных характеристик самого теста, возрастных возможностей детей. В процессе аналитической обработки данных важно установить: - Предпочтения, интересы, круг общения ребенка с отклонениями в развитии; -Наличие формализма в родительско-детских взаимоотношениях с ребенком или их отсутствие;

-Полноценность или недостаточность эмоционально-теплых отношений родителей и ребенка.

Психологическое заключение включает рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем, отдельно для ребенка и отдельно для родителей.

В рекомендациях указывается конкретные психокоррекционные мероприятия для каждого из близких ребенка и для него самого.

Чаще предлагается посещение психокоррекционных занятий и определяется их форма (групповая или индивидуальная).

С данными изучения проблем семьи ребенка с отклонениями в развитие ознакамливаются и логопед, дефектолог, воспитатель, осуществляющие с ребенком коррекционную работу.

Информация используется специалистами с целью установления сотрудничества учреждения с семьей ребенка для нейтрализации личностных переживаний родителей, для коррекции психических нарушений и личностных особенностей ребенка и создание благоприятной внутрисемейной среды для его оптимального развития.

Альметьевская школа-интернат VI вида

«Красная книга»

Составила: воспитатель АШИ VI вида

Шарипзянова P.P.

  1. Восстанавливающиеся виды.
  2. Исчезнувшие виды.

А вы знаете животных, которые занесены в Красную книгу РФ, а РТ?

С некоторыми животными Красной книги (о которых знают подробно) познакомит нас творческая группа. Презентация. Рисунки сканированы с Красной книги. Внимательно смотрим, слушаем и запоминаем.

Учитель: Спасибо ребятам за содержательный рассказ о Красной книге.

1.Почему нам нужно знать о Красной книге?

2.Вы обратили внимание на лимитирующие факторы, которые влияют на численность видов? Перечислите, пожалуйста.

Молодцы все. Спасибо.

В конце рекомендуем прочитать стихотворение о Красной книге, или прослушать запись песни О. Газманова «Красная книга»

Знаете ли вы что Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже.

Ученик:

В 1948 году при Международном союзе охраны природы (МСОП) организуется постоянная комиссия по исчезающим видам растений и животных. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949.

По предложению английского зоолога Питера Скотта создаётся Международная Красная книга, публикация которой началась с 1966 г. В 1966 вышли первые тома «Красной книги фактов».

Красная книга СССР издана в 1974г.

КРАСНАЯ КНИГА - название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Красная книга Российской Федерации (ККРФ) является основным государственным документом, учрежденным в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций. Она необходима для организации исследований и слежения за состоянием этих животных и растений и их местообитаний, для разработки и осуществления, особых мер по их охране, восстановлению и научно обоснованному использованию.

Правовую основу формирования и ведения ККРФ и красных книг субъектов Российской Федерации составляют Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и Федеральный закон «О животном мире т 5 мая 1995 г. В Красной книге в 1983г. были занесены: млекопитающих - 94 вида и подвида, птиц - 80, земноводных - 9, пресмыкающихся -37, рыб - 9, насекомых - 219, ракообразных - 2, моллюсков -19, червей -11.

Учитель   На основании Красной книги РФ   в 1995 году создана первое издание Красной книги Республики Татарстан. Вторая издана в 2006 году.

Демонстрация Красной книги. Ребята у кого есть дома Красная книга?

Вы заметили, что в Красной книге есть разделение страниц.

  1. Исчезающие виды.
  2. Сохраняющиеся виды.
  3. Редкие виды.
  4. Неопределенные виды.

Устный журнал Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о Красной книге РТ.
  2. Углубить знания учащихся о Красной книге РТ.
  3. Воспитывать у ребят навыки любознательного отношения к окружающей природе, а также чувство любви и бережного отношения к ней.

Оборудование:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,

-        презентация «Красная книга РТ». Раздел животные.

  1. таблицы «Редкие и исчезающие виды»,
  2. Красная книга РТ.

Подготовка. 1. Группе учащихся на дом задается творческое задание: Подготовить сообщение: 1. Красная книга. 2. По разделам Красной книге. О животных.

  1. Каждая группа ведёт экскурсию по «своим» разделам.
  2. При подведении итогов оценивается качество проведенных каждой    группой экскурсий.

Орг. момент.

Учитель. Добрый день, ребята, Животный мир - один из основных компонентов и важная составная часть природной среды. Мы не задумываемся, а много ли животных нас окружают? Каких животных мы не увидим, если не будем охранять их? Чтоб узнать мы запланировали создать «живую» газету по страницам Красной книги РТ. А почему книга получила название красная?

Правильно эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.

А что вы знаете о Красной книге?

Альметьевская школа-интернат VI вида

Классный час «ЗЕМЛЯ ЗАЩИТЫ ПРОСИТ У

ЛЮДЕЙ»

Провела воспитатель Шарипзянова P.P.

Альметьевск

Классный час «ЗЕМЛЯ ЗАЩИТЫ ПРОСИТ У ЛЮДЕЙ»

Одним из направлений моей работы в классе является экологическое воспитание. Предлагаю вашему вниманию один из классных часов этой серии под названием «Земля защиты просит у людей», приуроченный ко Всемирному Дню защиты животных.

Тема защиты природы актуальна сегодня для всех. Для детей младшего подросткового возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.

Цель сегодняшнего классного часа:

  1. образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира;
  2. воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю;
  3. развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Оборудование. Мультимедийный проектор, магнитная доска, папка для заполнения, альбомные листы, раздаточный материал, плакаты, клей, фломастеры.

Вид - интеллектуально-познавательный классный час.

Форма - коллективное творческое дело с элементами проектирования. Заполнение альбома можно продолжать в течение года в соответствии с экологическими датами. Эта форма позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников, направить усилия детей на поиск решения глобальных и локальных проблем. Кроме того, такая форма активизирует жизненную позицию, побуждает к действиям по защите животных. Применение местного материала не только углубляет знания о родном крае, его языке, природе, но и формирует позитивные нравственные ценности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, я проведу у вас сегодня классный час.

Начнем мы с письма, которое пришло на ваш адрес.

Письмо от белого медведя

Д медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи — большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить.

Помогите нам, люди!

Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо? Примерные ответы детей:

  1. животным стало негде жить;
  2. им нечего есть;
  3. загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
  4. потепление угрожает всем.

Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люли привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. Я начну, а вы продолжите. Например, озоновые дыры угрожают всем живущим на земле. А что еще?

Дети называют:

  1. загрязнение мирового океана, рек, озер;
  2. вырубка лесов;
  3. загрязнение воздуха;
  4. нехватка питьевой воды;
  5. исчезновение видов растений и животных с лица Земли.

Вы видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Сегодня вместе с вами мы попытаемся наметить пути решения некоторых проблем. «Земля защиты просит у людей» - эта строка из стихотворения Сергея Островского как нельзя лучше отражает нашу тему.

Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. {Показываем альбом)

Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице - календарь экологических дат: 22 марта- Всемирный день воды; 1 апреля- Международный день птиц; 22 апреля        - Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня - всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября        - Всемирный день животных. Какой из этих праздников отмечался недавно? (4 октября) А  знаете  ли  вы,   как  и   почему  родился  этот  праздник?   (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.

Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.

Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?

Дети:

-        знак беды, несчастья, гибели.

Что мы можем поместить на этих страницах? Дети:

-        исчезнувшие животные.

Следующие страницы красные. Почему красные? Дети:

-        красный - цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет
насторожиться.

Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы: Дети:

  1. животных, которым грозит опасность. Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые? Дети:
  2. зеленый - цвет надежды.

Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут -зависит от нас.

Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Кто хочет заняться оформлением? Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. {Раздаем задания четырем микрогруппам).

Пока ребята работают, мы с вами обсудим содержание остальных страниц. Помните, что мы еще должны ответить белому медведю.

Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись?

Дети:

  1. охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
  2. строить очистные сооружения;
  3. стать вегетарианцами;
  4. отменить моду на меха;
  5. не выбрасывать мусор в реки и озера;
  6. помогать бездомным животным...

Ребята, с какими призывами мы могли бы обратиться к жителям нашего города и представителям власти? Дети:

  1. не мусорьте;
  2. не бросайте домашних животных;
  3. подкармливайте птиц зимой;

А на коми языке это выглядит так:

Видздй eop-eal Сто —миян озырлун!

Пембсъяс - миян медбур ёртъяс!

Вай отсалам горттдм пемдсъяслы!

Миян челядьлы — сдстдм сындд! А как это будет звучать по коми? А кто может прочитать и перевести?

Ребята, призывы отличные, хорошо бы было их записать и проиллюстрировать. Мне сказали, что вы очень талантливые дети, кто возьмется за рисунки? Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу).

Учитель: Говоря о братьях меньших мы подразумеваем всех животных -диких и домашних. Мы не делим их на своих и чужих. Долгое время считалось, что защита нужна в первую очередь не домашним питомцам, а диким. Однако, это не так. Вы, наверное, заметили, сколько в нашем городе бездомных собак и кошек. Им тоже необходима наша помощь и защита.

Все знают местечко Верхний Чов под Сыктывкаром. Этим летом группа добрых неравнодушных людей решила создать там приют для бездомных собак. Они оградили территорию деревянным забором, построили вольеры и приняли первых жильцов - раненных и больных собак. Сейчас там , содержится более 150 животных. Такое количество животных, требующих ухода, тяжело прокормить и содержать. Собакам требуется еда, лекарства, перевязочный материал, лежаки, миски для кормления. Но в первую очередь они нуждаются в нашем внимании и участии. Ребята моего шестого класса уже ездили в этот питомник и сделали эти снимки. Посмотрите на этих собак, о чем говорят эти глаза? Ребята, а как вы можете им помочь?

Дети:

  1. убедить родителей оказать помощь;
  2. собрать корм и лекарства, утварь, тряпки;
  3. помочь в уборке вольеров;
  4. взять щенка;
  5. стать добровольными помощниками питомника (волонтерами). Слышали ли вы такое слово «волонтер». Так называют добровольных

помощников, которые работают безвозмездно.

Ребята, а вы помните, что белый медвежонок ждет нашего ответа? Что мы ему напишем? Сейчас каждый получит возможность написать ответ. Дети пишут письмо.

Как это страшно — умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И поползет проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут. И падут растения. И зверь не обойдет своей беды. И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует, защиты, Она спасенья просит у людей.

Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Помните о нашем разговоре. На добрую память дарю вам эти закладки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".

Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи»

Образовательная область «Изобразительная деятельность» Программные задачи: - дать понятие «декоративно-прикладное искусство»; продолжать знакомить с народным промыслом Гжели; зак...

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...

Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»

Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...

Занятие по рисованию в старшей группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду Автор: пузачкова и.а на тему «Цветы в вазе».

- познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)- развитие мелкой моторики рук- развивать умение подбирать краски по цветовой гамме- воспитывать любо...