Познание мира осуществляется через познание окружающих предметов. Познание красоты начинается через ее выражение. Как только ребенок научился самостоятельно передвигаться, он уже начинает испытывать потребности в выражении самых различных эмоций. Как правило, такое выражение происходит через рисование. Когда же начинать рисовать?
На первый взгляд может показаться, что ребенок еще толком не научившийся твердо держать в руке предметы, просто не может начинать рисовать, что для начала нужно развивать мелкую моторику пальцев, а уж потом прививать ребенку эстетический вкус и приучать к рисованию.
Это ошибочное заблуждение. Первые рисунки малыш может сделать еще и до годика при помощи ладошек и пальцев. Психологи утверждают, что рисование в столь раннем возрасте способствует и развитию моторики рук, и мышлению, а, следовательно, малыш начинает активно знакомиться с окружающим его миром.
С возрастом рисунки малыша становятся более осмысленными, у них появляются определенные формы и содержание. Что же рисует ваш малыш? Как известно, рисунок отражает психо-эмоциональное состояние рисующего малыша. Не умея порой выразить словами «мне плохо», «мне грустно», «мне радостно», «мне весело», малыш вырисовывает квадратики, цветочки, мордочки. Очень часто малыш на все вопросы взрослых «А что это такое?» просто и без стеснения отвечает: «Я видел это во сне», а на скептические замечание взрослых «Птицы не бывают такими» - «Как хочу, так и рисую». Когда ваш малыш начинает осваивать карандаши, краски и бумагу, не стоит ему мешать. Все, что требуется от родителей, - обеспечить малышу удобное рабочее место, чтобы ни его формирующемуся позвоночнику, ни его зрению не создавалось никакой угрозы. Также наш центр развития ребенка предлагает свою помощь в организации - занятия, на которых вашего ребенка научат рисовать.
Помогите своему ребенку увидеть этот прекрасный мир прекрасным, дайте ему понять, что он тоже является частью этого мира и тоже делает его прекрасным.
Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.
1. Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краски, не вызывающий аллергии, пригодный для рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Эта краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Вот названия нескольких компаний — производителей, предлагающих ассортимент этих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги — раздолье для самовыражения малыша). Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления); идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.
Местом для детской студии может быть любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей.
Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.
2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка, что вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно надеть специальную "одежду художников".
Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте малышу возможность самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать . Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.
После того, как ребенок уже познакомился с новым для него предметом ( краской), начните рисовать одновременно с ребенком, только на отдельном листе. Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.
3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, "чваканье" при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев чаще всего малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы, которые вас окружают в процессе занятий, проговаривайте все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот объясняйте предназначение краски ("рисовать, а не кушать").
С ростом ребенка меняется "техника" рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, вызывающие еще больший восторг, приходят на смену активному размазыванию. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна — результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.
Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок, впервые увидев краску, независимо от возраста вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.
4. Периодичность и длительность рисования. Творческое "пачкание" можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае, если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным "барометром" продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками — сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития "синдрома отмены" не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.