Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп
материал по рисованию по теме
Представлен теоретический материал по теме: "Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnaya_grafika.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
- Особенности восприятия книжной графики детьми разных возрастных групп………………………………………………………………………….. 4
- Критерии, уровни восприятия ……………………………………………… 6
- Принципы отбора иллюстрации для детей………………………………… 7
- Методика ознакомления детей с иллюстрацией в книге…………………. 8
Заключение…………………………………………………………………….. 11
Список литературы ………………………………………………………….. 12
Введение
Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова).
Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.
1. Особенности восприятия книжной графики детьми разных возрастных групп
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий.
Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивают, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы).
Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
2. Критерии, уровни восприятия
Ребенку дошкольного возраста проблематично адекватно воспринимать изображение. Ведь даже очень несложная картинка, которая содержит в себе изображение по крайне мере двух объектов, дает их в некоторых пространственных отношениях. Понимание этих отношений важно, чтобы найти связей между компонентами изображение уже давно применяется для определения общего умственного развития детей. Так, А. Бинэ ввел задание на понимание пространственных отношений в созданную им диагностирующую «шкалу ума». Вместе с тем он, а затем В. Штерн установили, что есть три уровня (стадии) восприятия детьми разного возраста картинки.
- Первый уровень – предметный (по Штерну) или перечисления, эта стадия присуща для детей от 2 до 5 лет;
- Второй уровень – описания (или действия), этот уровень характерен для детей от 6 до 9-10 лет;
- Третий уровень – уровень истолкования (или отношений), свойственен для детей после 9-10 лет.
Благодаря обозначенным В.Штерном и А.Бинэ стадиям стало возможным выявление развитие процесса восприятия маленьким ребенком сложного объекта – изображения и увидеть, что дети в процессе интеллектуального развития переходят от узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, т.е. фрагментарного восприятия, к выявлению сначала их связей, основанных на функциях объектов (что человек и делает), а затем и к нахождению более сильных связей между объектами и явлениями: причин, целей обстоятельств.
3. Принципы отбора иллюстрации для детей
- Учет возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
- Высокохудожственность произведения как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
- соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения. Все средства выразительности графики (рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом) должны быть использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его.
- Методика ознакомления детей с иллюстрацией в книге
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в "магазин", где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.
Заключение
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации).
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.
Книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Список литературы
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Г.Г. Григорьева. - М: Академия, 2000.
2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника/ Г.Г. Григорьева.- М:1999.
3. Дехтерев, Б. Познание мира и иллюстрация / Б. Дехтерев // Детская литература. - 1990. - № 3.
4. Езикеева, В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества / В.А. Екизеева.- М: 1973.
5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г.Казакова.- М: Педагогика, 1993.
6.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова.- М: Педагогика, 1990.
7. Котова, И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И.О. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2.
8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой.-М: 1992.
9. Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.- М:1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....
«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»
laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»...
Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Оснащение книжного уголка в соответствии с возрастом.Требования к организации выставок в книжном уголке....
Особенности восприятия по величине в разных возрастных группах
Особенности восприятия по величине в разных возрастных группах...
Комментарии
Работа представлена следующим
Работа представлена следующим содержанием:
Введение
1. Особенности восприятия книжной графики детьми разных возрастных групп
2. Критерии, уровни восприятия
3. Принципы отбора иллюстрации для детей
4. Методика ознакомления детей с иллюстрацией в книге
Заключение
Список литературы
В работе представлен
В работе представлен теоретический материал по данной теме.