Рабочая программа по дополнительному образованию (изобразительная деятельность) в ЦИПРе
рабочая программа по рисованию на тему

Волкова Евгения Сергеевна

Рабочая программа по изобразительной деятельности (дополнительное образование) в Центре игровой поддержки ребёнка. Возраст детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия проходят в виде игровых сеансов совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_goroda_moskvy.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

ГБОУ ЦРР детский сад № 1958

                                                                             

 Программа утверждена

на педагогическом совете:

Протокол №   1     от  09.09.2010 года

Заведующая ГБОУ ЦРР №1958:                        Калкаманова М.В.

Рабочая программа

по дополнительному образованию

в ЦИПРе

(Центре Игровой Поддержки Ребёнка)

для детей раннего возраста

(с 6 месяцев до 3 лет)

                                                                                                Составитель:

Волкова Евгения Сергеевна

(педагог дополнительного образования)

Москва

2010 год                            

«Творчество является способностью

творить, заложенной в ребёнке

с рождения, подтверждающей

проявление его божественной

сущности»

Ф. Фребель

Направленность программы:

Содержание программы по изобразительной деятельности направлено на общее психическое и личностное развитие детей раннего возраста. Изобразительная деятельность – это одна из дорожек, по которой можно и нужно вести ребёнка в социальный  мир, содействуя при этом его индивидуальному развитию.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Разнообразие методов   и применение их в соответствии с уровнем развития изобразительной деятельности малыша дают возможность постепенно развивать деятельность и ребёнка в её условиях: от первоначального ознакомления со способами действия до всё более смелого, уверенного и самостоятельного их применения; от робкого принятия темы, от первых открытий образов в каракулях до развития сюжетно-игрового замысла, от интереса к процессу деятельности к более устойчивому интересу к своим рисункам, к общению и сотворчеству. Таким образом, в специфических условиях интеграции разных видов деятельности и разных форм организации, в тесном общении родителей с ребёнком раннего возраста в условиях изобразительной деятельности  происходит развитие личности ребёнка.

Цель обучения:

  1. Всестороннее, полноценное психическое и личностное развитие детей раннего возраста в рамках изобразительной деятельности.

Задачи обучения:

  1. Познавать мир природы и людей, предметы, созданные людьми, себя;
  2. Осваивать чуткое, бережное отношение к этому миру согласно законам человечности, гуманности, доброжелательного общения;
  3. Чувствовать и осознавать свою ценность, нужность людям и, как следствие – испытывать состояние эмоционального благополучия, доверия и открытости миру, полноценного проживания этого периода жизни;
  4. Освоение первых изобразительных действий.

Отличительные особенности программы:

  1. Совместная работа педагога с родителями, направленная на их просвещение, повышение компетентности в понимании ребёнка, важности изобразительной деятельности, освоения способов развивающего взаимодействия с собственным ребёнком.
  2. Интеграция разных видов деятельности и разных форм организации.
  3. Совместная изобразительная деятельность ребёнка и родителей.

Возраст детей:

Программа обучения рассчитана на детей раннего возраста (от 6 месяцев до 3 лет)

Структура программы:

Совместная интегрированная деятельность

(педагог + родители или законные представители + ребёнок) строится следующим образом:

  1.  6 месяцев – 1 год: 12 занятий.
  2. 1 год – 1,5 года: 12 занятий.
  3. 1,5 года – 2 года: 12 занятий.
  4. 2 года – 3 года: 12 занятий.

Интегрированная деятельность проводится индивидуально или малыми подгруппами (2-3 семьи). В подгруппе должны находиться дети примерно подходящие по возрасту или по уровню развития.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретут навыки работы с простыми материалами: бумага, краски, пластилин.
  2. Научатся пользоваться простыми инструментами для рисования: пальчик, ладонь,  ватная палочка, поролон, кисть.
  3. Эмоциональное сближение родителей и детей в процессе творчества.

Формы подведения итогов  и способы проверки реализации программы:

  1. Наблюдение на играх-занятиях за успехами детей.
  1. Анализ сотворческих работ детей раннего возраста и родителей.
  2. Диагностика соответствия возрасту.
  3. Выставки детских работ.

Дети к концу 1-ого года должны:

  1. Знать простые материалы для изображения: бумага, краски.
  2. Овладеть простым инструментом для рисования: пальчик с помощью родителей.
  3. Научиться заполнять заданное пространство «следами» от пальчика с помощью родителей.

Дети к 1,5 годам должны:

  1. Знать простые материалы для изображения: бумага, краски.
  2. Овладеть простым инструментом для рисования: пальчик с помощью родителей.
  1. Научиться заполнять заданное пространство «следами» от пальчика с помощью родителей.
  2. Овладеть простым инструментом для рисования: ладонь с помощью родителей
  3. Знать основные цвета.

Дети к 2 годам должны:

  1. Владеть навыком рисования простыми инструментами: пальчик и ладонь самостоятельно.
  2. Овладеть новыми материалами для рисования: поролон, ватная палочка, кисть с помощью родителей.
  3. Знать основные цвета и пробовать их называть.

Дети к 3 годам должны:

  1. Владеть навыком рисования простыми инструментами: пальчик и ладонь самостоятельно.
  1. Овладеть новыми материалами для рисования: поролон, ватная палочка, кисть с помощью родителей и самостоятельно.
  1. Владеть простыми приёмами работы с пластилином: отщипывание, прижимание с помощью родителей.
  2. Знать основные цвета и называть их.

Условия реализации программы:

  1. Студия изобразительного творчества.
  2. Специальные детские столы и стулья по возрасту.
  3. Демонстрационный материал для ознакомления с окружающим и игры: книжки, картинки, игрушки, куклы би-ба-бо и др.
  4. Различные материалы для  совместного творчества детей и родителей: бумага (обычная А 4, А 3 и в рулонах), пальчиковые краски, гуашь, кисти, поролон, ватные палочки, шаблоны, пластилин и многое другое.
  5. Специальная одежда для работы с красками, клеёнки, влажные салфетки.
  6. Коврики для работы на полу.
  7. Буклеты с рекомендациями и литература для родителей малышей.

Тематическое планирование

Возраст: 6 месяцев – 1 год

Тема интегрированной деятельности

Колич.

занятий

1

«Знакомство с бумагой и красками»

1

2

«Пальчик гуляет по полянке»

(рисование пальчиком)  

1

3

«Пальчик танцует»

(рисование пальчиком)  

1

4

«Красивый шарик»

(рисование пальчиком)  

1

5

«Зелёный листок»

(рисование пальчиком)  

1

6

«Красивый красный цветок»

(рисование пальчиком)  

1

7

«Синий мячик»

(рисование пальчиком)  

1

8

«Жёлтое яблоко»

(рисование пальчиком)  

1

9

«Разноцветная рыбка»

(рисование пальчиком)  

1

10

«Разноцветный листок»

(рисование пальчиком)  

1

11

«Твоя ладошка, моя ладошка»

(рисование ладошками)

1

12

«Ладошка в ладошке»

(рисование ладошками)

1

Всего:

12

Тематическое планирование

Возраст: 1 год – 1 год 6 месяцев

Тема интегрированной деятельности

Колич.

занятий

1

«Пальчик гуляет по дорожке»

(рисование пальчиком)  

1

2

«Мой дождик»

(рисование пальчиком)  

1

3

«Вкусные ягодки»

(рисование пальчиком)  

1

4

«Ягодки в банке»

(рисование пальчиком)  

1

5

«Разноцветная пирамидка»

(рисование пальчиком)  

1

6

«Зелёные листочки на дереве»

(рисование пальчиком)  

1

7

«Разноцветное осеннее дерево»

(рисование пальчиком)  

1

8

«Ладошки гуляют по бумаге»

(рисование ладошками)

1

9

«Весёлое солнышко»

(рисование ладошками)    

1

10

«Красивый цветок»

(рисование ладошками)

1

11

«Цветок с несколькими лепестками»

(рисование ладошками)

1

12

«Весёлые рыбки»

(рисование ладошками)

1

Всего:

12

Тематическое планирование

Возраст: 1,5 года – 2 года

Тема интегрированной деятельности

Колич.

занятий

1

«Красивые цветы»

(рисование ладошками)

1

2

«Разноцветная бабочка»

(рисование ладошками)

1

3

«Воздушные шарики»

(рисование поролоном по шаблону)

1

4

«Мой весёлый, звонкий мяч»

(рисование поролоном по шаблону)

1

5

«Дождик, дождик - кап – кап»

(рисование ватной палочкой)

1

6

«Весёлая бабочка»

(рисование ватной палочкой)

1

7

«Разноцветное осеннее дерево»

(рисование ватной палочкой)

1

8

«Кисточка вышла погулять»

(рисование кистью)

1

9

«Кисточка танцует»

(рисование кистью)

1

10

«Красивая кукла»

(рисование кистью в технике паспарту)

1

11

«Цветная рыбка»

(рисование кистью в технике паспарту)

1

12

«Вкусное яблоко»

(рисование кистью в технике паспарту)

1

Всего:

12

Тематическое планирование

Возраст: 2 года – 3 года

Тема интегрированной деятельности

Колич.

занятий

1

«Разноцветные деревья»

(рисование ладошками)

1

2

«Весёлые осьминожки»

(рисование ладошками)

1

3

«Цыплёнок клюёт зёрнышки»

(примазывание кусочков пластилина)

1

4

«Цветной мячик»

(примазывание кусочков пластилина)

1

5

«Чашечка в кружочек»

(прикрепление пластилиновых шариков)

1

6

«Змейка в полосочку»

(прикрепление пластилиновых колбасок)

1

7

«Вкусные вишенки»

(рисование поролоном по шаблону)

1

8

«Зелёная ёлочка»

(рисование поролоном по шаблону)

1

9

«Бабочка – красавица»

(рисование кистью в технике паспарту)

1

10

«Красивый цветок»

(рисование кистью в технике паспарту)

1

11

«Красивый платочек»

(примакивание кистью)

1

12

«Полосатый коврик»

(рисование кистью)

1

Всего:

12

Содержание программы.

Возраст: 6 месяцев – 1 год

Тема

занятия

Техника

выполн.

Программное содержание

Интегра-ция

Материалы

«Знакомство с бумагой и красками»

       __

Познакомить детей с такими материалами, как бумага и краски

__

Бумага,

пальчиковые

краски

«Пальчик гуляет по полянке»

(рисование пальчиком)  

Продолжаем знакомить детей с такими материалами, как бумага и краски

ИЗО+

окружа-ющий

мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Пальчик танцует»

(рисование пальчиком)  

Продолжаем знакомить детей с такими материалами, как бумага и краски

ИЗО+

окр. мир+

музыка

Бумага,

пальчиковые

краски

«Красивый шарик»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Зелёный листок»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Красивый красный цветок»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Синий мячик»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Жёлтое яблоко»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Разноцветная рыбка»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Разноцветный листок»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Твоя ладошка, моя ладошка»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете и размере

ИЗО+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Ладошка в ладошке»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете и размере

ИЗО+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

Содержание программы.

Возраст: 1 год – 1 год 6 месяцев

Тема

занятия

Техника

выполн.

Программное содержание

Интегра-ция

Материалы

«Пальчик гуляет по дорожке»

(рисование пальчиком)  

Продолжаем знакомить детей с такими материалами, как бумага и краски

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Мой дождик»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

худ.литер

Бумага,

пальчиковые

краски

«Вкусные ягодки»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

худ.литер

Бумага,

пальчиковые

краски

«Ягодки в банке»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

худ.литер

Бумага,

пальчиковые

краски

«Разноцветная пирамидка»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Зелёные листочки на дереве»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Разноцветное осеннее дерево»

(рисование пальчиком)  

Учить детей заполнять пространство, заданной формы;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Ладошки гуляют по бумаге»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

сенсорика

Бумага,

пальчиковые

краски

«Весёлое солнышко»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Красивый цветок»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Цветок с несколькими лепестками»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Весёлые рыбки»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

музыка

Бумага,

пальчиковые

краски

Содержание программы.

Возраст: 1,5 года – 2 года

Тема

занятия

Техника

выполн.

Программное содержание

Интегра-ция

Материалы

«Красивые цветы»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Разноцветная бабочка»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Воздушные шарики»

(рисование поролоном по шаблону)

Учить детей прикладывать поролон с краской к шаблону; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

гуашь,

поролон

«Мой весёлый, звонкий мяч»

(рисование поролоном по шаблону)

Учить детей прикладывать поролон с краской к шаблону; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика+

худ. литер.

Бумага,

гуашь,

поролон

«Дождик, дождик - кап – кап»

(рисование ватной палочкой)

Учить детей рисовать ватной палочкой;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

худ. литер.

Бумага,

гуашь,

ватные

палочки

«Весёлая бабочка»

(рисование ватной палочкой)

Учить детей рисовать ватной палочкой;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

Бумага,

гуашь,

ватные

палочки

«Разноцветное осеннее дерево»

(рисование ватной палочкой)

Учить детей рисовать ватной палочкой;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

гуашь,

ватные

палочки

«Кисточка вышла погулять»

(рисование кистью)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

гуашь,

кисть

«Кисточка танцует»

(рисование кистью)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

музыка

Бумага,

гуашь,

кисть

«Красивая кукла»

(рисование кистью в технике паспарту)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

кисть,

гуашь,

паспарту

«Цветная рыбка»

(рисование кистью в технике паспарту)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

музыка

Бумага,

кисть,

гуашь,

паспарту

«Вкусное яблоко»

(рисование кистью в технике паспарту)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

кисть,

гуашь,

паспарту

Содержание программы.

Возраст: 2 года – 3 года

Тема

занятия

Техника

выполн.

Программное содержание

Интегра-ция

Материалы

«Разноцветные деревья»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Весёлые осьминожки»

(рисование ладошками)

Учить детей делать отпечатки всей ладонью;

закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пальчиковые

краски

«Цыплёнок клюёт зёрнышки»

(примазывание кусочков пластилина)

Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к основе; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пластилин

«Цветной мячик»

(примазывание кусочков пластилина)

Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к основе; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пластилин

«Чашечка в кружочек»

(прикрепле-ние пластили-новых шариков)

Учить детей прикреплять шарики пластилина на основу; закреплять знания о цвете и размере

ИЗО+

окр. мир+

сенсорика

Бумага,

пластилин

«Змейка в полосочку»

(прикрепле-ние пластили-новых колбасок)

Учить детей прикреплять колбаски пластилина на основу; закреплять знания о цвете и размере

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

пластилин

«Вкусные вишенки»

(рисование поролоном по шаблону)

Учить детей прикладывать поролон с краской к шаблону; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

гуашь,

поролон

«Зелёная ёлочка»

(рисование поролоном по шаблону)

Учить детей прикладывать поролон с краской к шаблону; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

гуашь,

поролон

«Бабочка – красавица»

(рисование кистью в технике паспарту)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

кисть,

гуашь,

паспарту

«Красивый цветок»

(рисование кистью в технике паспарту)

Учить детей рисовать

кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

кисть,

гуашь,

паспарту

«Красивый платочек»

(примакивание кистью)

Учить детей рисовать в технике примакивания всей кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

кисть,

гуашь

«Полосатый коврик»

(рисование кистью)

Учить детей рисовать полосы кистью; закреплять знания о цвете

ИЗО+

окр. мир

Бумага,

кисть,

гуашь

Литература:

  1. Г. Г. Григорьева «Кроха» Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Г. Г. Григорьева «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Г. Г. Григорьева «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности». – М.: Просвещение, 2007.
  4. С. Погодина «Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности». – М.: 2009.
  5. Г. Ю. Одинокова «Игры с красками от «Карапуза». – М.: Карапуз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества

Рабочая программа составлена на основе  программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2022-2023 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2020-2021 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет 2021-2022 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...