Мир на кончиках пальцев
методическая разработка (рисование, старшая группа) по теме
Формирование у детей с церебральным параличом сенсомоторных способностей на основе изобразительной деятельности. Представленная система занятий, включает нетрадиционную технику рисования с детьми в возрасте 5-8 лет, страдающими различными формами ДЦП. Данные занятия будут способствовать обучению детей письму в пропедевтическом периоде, а также их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию, социально - бытовой адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_na_konchikah_palcev.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Проблема, на решение которой направлен проект
Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича. Детский церебральный паралич – многоплановое и очень непростое заболевание. Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с церебральным параличом (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с ЦП. Особую значимость это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ЦП в доступной литературе необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью, школьными предметами.
Цель проекта: Формирование у детей с церебральным параличом сенсомоторных способностей на основе изобразительной деятельности.
Задачи проекта
1. Определить основные направления коррекционной работы по формированию изобразительной деятельности у данной категории детей с учетом специфики двигательных, сенсорных и интеллектуальных нарушений.
2. Развивать у детей элементарную систему знаний об окружающем мире посредством развития мелкой моторики рук.
3. Разработать систему занятий, включающую нетрадиционную технику рисования, тематику и последовательность занятий с детьми в возрасте 5-8 лет, страдающими различными формами ДЦП.
2. Ожидаемые результаты.
Разработанная система занятий существенно повысит возможность обучения детей изобразительной деятельности, письму в пропедевтическом периоде, а также их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию, социально-бытовой адаптации. Также будет подготовлен выпуск поздравительных открыток в количестве 20 экземпляров к праздникам: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, 9 Мая, День защиты детей.
3. Деятельность в рамках проекта. План – график работ.
Мероприятия | Ответственные | Месяц |
ХI | ХII | I | II | III | IV | V |
1 | I этап Организационный | Ст.воспитатель Воспитатели | + |
2 | II этап Практический | Ст.воспитатель Воспитатели | + | + | + | + | + | + |
3 | III этап Заключительный | Ст.воспитатель Воспитатели | + |
Организационный этап. Ноябрь – 2011г
Задачи:
- Создание группы взаимодействия:
РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – ВОСПИТАТЕЛЬ.
- Ознакомление с личностью вновь прибывшего ребенка (анализ анамнеза, консультация со специалистами).
- Анализ методической, специальной литературы.
- Подбор и разработка учебно – методического комплекса для детей.
- Анализ материально – технического и учебно – методического оснащения проекта.
Практический этап. Декабрь 2011 – май 2012г
Задачи:
- Организация форм работы, направленная на формирование сенсомоторных способностей (фронтальных, индивидуальных).
- Включение детей в общение со сверстниками, педагогами, родителями, через совместную деятельность.
Система занятий, включающая нетрадиционную технику рисования.
№ | Тема занятия | Техника | Дата проведения | Исполнители | Ресурсы |
1 | Зимний лес | печать по трафарету, рисование пальчиками | 7.12.2011 | воспитатели | изготовление трафаретов, приобретение красок |
2 | Мои рукавички | оттиск печатями из картофеля, пробкой, рисование пальчиками | 14.12.2011 | воспитатели | изготовление трафаретов, приобретение красок |
3 | Елочный шарик | кисть, салфетка, рисование пальчиками, восковыми мелками | 21.12.2011 | воспитатели | приобретение восковых мелков, салфеток, красок, акварельных кисточек. |
4 | Елочка пушистая, нарядная | тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | январь | воспитатели | приобретение кистей с жесткой щетиной. |
5 | Снежок | рисование свечой, акварель | январь | воспитатели | приобретение свечей, акварели, альбомов |
6 | Снеговик | комкание бумаги (скатывание) | январь | воспитатели | гуашь, бумага писчая |
7 | Чашка | оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки | февраль | воспитатели | акварельные краски, ватные палочки, изготовление трафаретов. |
8 | Кораблик | оттиск печатками из картофеля, рисование восковыми мелками, кистью | февраль | воспитатели | изготовление трафаретов, приобретение восковых мелков, альбомов |
9 | Плюшевый медвежонок | поролон, тонкая кисть, гуашь | февраль | воспитатели | приобретение паралона, тонких акварельных кисточек. |
10 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | март | воспитатели | салфетки, гуашь. |
11 | Солнышко | Рисование ладошками | март | воспитатели | гуашь, альбомы |
12 | Животные нашего края | Рисование пальчиками, карандашом, фломастером, кистью | март | воспитатели | фломастеры, цветные карандаши |
13 | Подснежники | Акварель, восковые мелки | март | воспитатели | акварель, восковые мелки |
14 | Неваляшка | Кисточка, пуговицы различной формы | апрель | воспитатели | приобретение пуговиц, гуашь |
15 | Волшебный дождик | Рисование свечей | апрель | воспитатели | приобретение свечей, акварели, альбомов |
16 | Подарок для кошки Мурки | Ватные палочки, клей ПВА, готовые геометрические фигуры | апрель | воспитатели | приобретение клея ПВА, цветного картона |
17 | Насекомые | рисование пальчиками, карандашом | апрель | воспитатели | гуашь, альбомы |
18 | Салют | Рисование ватными палочками, пальчиками | май | воспитатели | ватные палочки. |
19 | Одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычок сухой кистью | май | воспитатели | бумага писчая, восковые мелки |
20 | Солнышко | Акварель, восковые мелки, рисование пальчикам, ладонью | май | воспитатели | ватман |
Заключительный этап. Май 2012г
Задачи:
- Определение уровня сформированности сенсомоторных умений.
- Подведение итогов по результатам проекта
5. Распространение результатов.
Продажа открыток с детскими рисунками к традиционным праздникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Сказки на кончиках пальцев
Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...