Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

Панфилова Светлана Валериевна

Цель данного проекта - это воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы

«Волшебная Дымка»

Воспитатель МДОУ д/с

комбинированного вида № 42 «Теремок»

Панфилова Светлана Валериевна


Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы

«Волшебная Дымка»

Вид проекта:

по тематике информационно-творческий

по составу участников фронтально групповой

по срокам реализации средней продолжительности

Продолжительность проекта: занятий

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, узкие специалисты (музыкальный руководитель, специалист по развитию речи).

 Образовательная область: нравственное воспитание, художественное творчество (развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству).

Актуальность проблемы: в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Возможно выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково.

Задачи проекта:

1.

Научные

Познакомить с историей дымковской игрушки как народного промысла.

Выяснить географию и особенности оригинального глиняного промысла.

Развивать сенсорные навыки.

Дать представление о цветовой гармонии.

2.

Мировоззренческие

2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

2.3. Показать связь мира природы с миром человека.

3.

Духовно-нравственные

3.1. Обогатить кругозор детей.

3.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

3.3. Учить получать радость от узнавания нового.

3.4. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.

3.5. Развивать эмоциональную сферу.

 

4.

Практические

4.1. Освоить элементы дымковской росписи.

4.2. Изучить связь между особенностями орнамента и окружающей жизнью.

4.3. Изучить значение цвета в росписи дымковской игрушки.

4.4. Разработать собственные разнообразные композиции росписи

4.5. Итоговое мероприятие.  Коллективная работа «Птичий двор. Стадо на лугу»

Этапы работы

Подготовительный:

 Определение объектов изучения

Подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий

Оформление папки-передвижки «Дымковская роспись»

Создание презентации

Приобретение материалов для изодеятельности

 

Исследовательский:

Ознакомление с историей промысла

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки

Составление орнаментов

Роспись бумажных силуэтов игрушек

Заключительный:

Обобщение результатов работы

Итоговое мероприятие

Сотрудничество с семьей: консультация для родителей на тему «Роль народного декоративно-прикладного творчества в воспитании детей», доклад «Народное искусство в художественном развитии детей». Познакомить родителей с информацией о дымковской росписи, используя презентацию и папку-передвижку «Дымковская роспись».

Сотрудничество со специалистами и воспитателями группы: ознакомление детей с историей дымковского сувенира, разучивание стихотворений об игрушке, пословиц и поговорок о труде, русских потешек, которыми можно озвучивать дымковские игрушки.

Разучивание танца «Дымковская игрушка» к итоговому занятию.

Продукт проектной деятельности: выставка коллективных работ детей «Стадо на лугу» и «Птичий двор».

Тематический план

Тема занятия

1.

Ознакомление с окружающим миром: «Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Рассматривание игрушек дымковских мастеров»

2.

Развитие речи и ознакомление с художественной литературой: «Веселая дымка»

Беседа с детьми, разучивание стихов о дымковских игрушках. Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

3.

Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Дело – мастера боится», «Кушанье познается по вкусу, а мастер по искусству», «Каков мастер, такова работа».

4.

Разучивание танца «Дымковские игрушки»

5.

Изучение свойств глины. Экспериментирование.

6.

Рисование элементов дымковской росписи: колец в сочетании с кругами, точками, штрихами.

7.

Рисование «Украшение полоски дымковским узором»

8.

Рисование «Роспись фартука»

9.

Сюжетно-ролевая игры «Семья» Цель: воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу. Учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми.

10.

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости» Цель: воспитывать у детей гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие».

11.

Рисование «Дымковские кони» (роспись силуэта)

12.

Лепка  «Уточка»

13.

Лепка «Дымковский конь»

14.

Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к потешкам

15.

Рисование «Роспись курочки» (роспись силуэта)

16.

Рисование «Роспись уточек-крылаток» (роспись силуэта)

17.

Разучивание народных подвижных игр «Как у наших у ворот» - хоровод

18.

Лепка «Петушок»

19.

Рисование «Роспись дымковской игрушки – петушок» (роспись силуэта)

20.

Лепка « Козленочек»

21.

Рисование «Роспись козлика» (роспись силуэта)

22.

Разучивание народных подвижных игр «Карусель» - игра под плясовую мелодию

23.

Рисование «роспись платья для барышни»

24.

Рисование. Коллективная работа «Стадо на лугу», «Птичий двор»

Итоговое занятие по рисованию

Коллективная работа «Птичий двор. Стадо на лугу.»

Программные задачи: продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности. Продолжать учить самостоятельно расписывать узором фигурки животных (птиц), используя знания об элементах, композиции, цветосочетании росписи, полученные на занятиях.

Выполнять роспись на игрушках (бумажных силуэтах) в определенной последовательности.

Развивать творческие способности.

Материал к занятиям: для воспитателя – 2 мольберта, дымковские игрушки, 2 картины «Луг», «Птичий двор», кисточка, клей. Магнитофон и диск с записью русских народных мелодий. Плакаты с элементами дымковской росписи, и цветовой палитрой данной росписи.

Для детей – бумажные силуэты птиц и животных, краски гуашь, кисточка, тычок, ватная палочка, тряпочка, баночка с водой.

Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются по местам.

Раздается стук в дверь, и в групповую комнату вбегает Незнайка.

Незнайка: Ой, здравствуйте, ребята. Здравствуйте, Светлана Валериевна. Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял.

Воспитатель: Отчего же ты так спешил Незнайка?

Незнайка: Я случайно узнал, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже хочу об этом все-все знать. Можно я у вас останусь на занятии, здесь так интересно.

Воспитатель: Ну, что, ребята, разрешим Незнайке остаться?

Дети: Да!

Воспитатель: Садись, Незнайка, рядом с ребятами.

 Рассказ воспитателя.

Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Много лет тому назад не было заводов, фабрик, на которых изготавливались игрушки, посуда, мебель.

Люди, живущие в деревнях и селах, все необходимое делали своими руками. Так зародилось русское народно-прикладное творчество.

На севере нашей страны в одном селе на берегу реки Вятки живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки.

Игрушки эти не простые, а нарядно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Беседа.

- как называются эти игрушки?

Дети рассматривают дымковские игрушки.

- Назовите игрушки, стоящие на столе.

- Какого цвета фон игрушек?

- Какими элементами росписи они украшены?

- Как расположены элементы на игрушках?

- Какие цвета используют художники для росписи сувениров из Дымки?

Постановка цели.

Сегодня, ребята, вы сами сможете стать дымковскими мастерами. Будете расписывать игрушки. У одних мастеров на столах лежат фигурки козликов и баранов. А у других мастеров – фигурки петушков и курочек. Мы не только распишем фигурки, но и составим интересные картинки.

Посмотрите на первой картинке стоит птичница. Она вышла покормить птиц. На второй картинке изображен пастух, который вышел пасти стадо. Когда вы распишите животных и птиц, мы их сюда прикрепим.

Когда вы будете расписывать фигурки, то не забудьте, что сначала нужно закрасить отдельные части, а затем наносить узор.

- Что сначала нужно закрашивать у баранов и козликов? Каким цветом?

- Что сначала нужно закрасить у птиц? Каким цветом?

- Чем будете наносить узор?

Физминутка «Матрешки»

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Подумайте, каким узором вы будете украшать свои игрушки и приступайте к работе.

Самостоятельная работа. Оказание индивидуальной помощи.

Наблюдаю за работой детей, оказываю индивидуальную помощь.

Расписанные бумажные силуэты прикрепляю на картины.

Анализ работ.

- А теперь, ребята, мы рассмотрим получившиеся картины и игрушки.

- Можно ли эту картину назвать «Птичий двор»? «Стадо на лугу»? Почему?

- Какой козлик (барашек) похож на  дымковского? Почему?

- Какой из них самый яркий?

- Какой расписан аккуратно?

- у какой курочки (петушка) необычный узор? Какая птица не похожа на других?

- Какая из них самая нарядная?

Воспитатель: Незнайка, а тебе понравились наши картины?

Незнайка: Да, очень понравились. Посмотрите, какую я расписал игрушку. Она вам нравится?

- Из каких элементов я составил узор? Какие цвета использовал при росписи?

Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня постарались и у нас получились большие и интересные картины. Такие картины можно сделать только всем вместе, сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственное и эстетическое воспитание дошкольников

воспитание нравственных и эстетических чувств...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей средней возрастной группы

Как реализовать поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, в каких формах, какими методами и приемами. В статье приведены формы работы с детьми на год  по  решению данной...

Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.

Проек предназначен для воспитателей  детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средней группы

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусств...

Консультация по теме: «Методика художественно-эстетического воспитания в разных возрастных группах ДОУ».

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетич...

Использование информационно- коммутативных технологий в художественно- эстетическом развитии дошкольников любой возрастной группы

Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми....