Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме
Цель данного проекта - это воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы
«Волшебная Дымка»
Воспитатель МДОУ д/с
комбинированного вида № 42 «Теремок»
Панфилова Светлана Валериевна
Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы
«Волшебная Дымка»
Вид проекта:
по тематике информационно-творческий
по составу участников фронтально групповой
по срокам реализации средней продолжительности
Продолжительность проекта: занятий
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, узкие специалисты (музыкальный руководитель, специалист по развитию речи).
Образовательная область: нравственное воспитание, художественное творчество (развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству).
Актуальность проблемы: в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Возможно выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково.
Задачи проекта:
1. | Научные | Познакомить с историей дымковской игрушки как народного промысла. Выяснить географию и особенности оригинального глиняного промысла. Развивать сенсорные навыки. Дать представление о цветовой гармонии. |
2. | Мировоззренческие | 2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном. 2.3. Показать связь мира природы с миром человека. |
3. | Духовно-нравственные | 3.1. Обогатить кругозор детей. 3.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. 3.3. Учить получать радость от узнавания нового. 3.4. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд. 3.5. Развивать эмоциональную сферу.
|
4. | Практические | 4.1. Освоить элементы дымковской росписи. 4.2. Изучить связь между особенностями орнамента и окружающей жизнью. 4.3. Изучить значение цвета в росписи дымковской игрушки. 4.4. Разработать собственные разнообразные композиции росписи 4.5. Итоговое мероприятие. Коллективная работа «Птичий двор. Стадо на лугу» |
Этапы работы
Подготовительный:
Определение объектов изучения
Подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий
Оформление папки-передвижки «Дымковская роспись»
Создание презентации
Приобретение материалов для изодеятельности
Исследовательский:
Ознакомление с историей промысла
Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки
Составление орнаментов
Роспись бумажных силуэтов игрушек
Заключительный:
Обобщение результатов работы
Итоговое мероприятие
Сотрудничество с семьей: консультация для родителей на тему «Роль народного декоративно-прикладного творчества в воспитании детей», доклад «Народное искусство в художественном развитии детей». Познакомить родителей с информацией о дымковской росписи, используя презентацию и папку-передвижку «Дымковская роспись».
Сотрудничество со специалистами и воспитателями группы: ознакомление детей с историей дымковского сувенира, разучивание стихотворений об игрушке, пословиц и поговорок о труде, русских потешек, которыми можно озвучивать дымковские игрушки.
Разучивание танца «Дымковская игрушка» к итоговому занятию.
Продукт проектной деятельности: выставка коллективных работ детей «Стадо на лугу» и «Птичий двор».
Тематический план
№ | Тема занятия |
1. | Ознакомление с окружающим миром: «Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Рассматривание игрушек дымковских мастеров» |
2. | Развитие речи и ознакомление с художественной литературой: «Веселая дымка» Беседа с детьми, разучивание стихов о дымковских игрушках. Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки. |
3. | Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Дело – мастера боится», «Кушанье познается по вкусу, а мастер по искусству», «Каков мастер, такова работа». |
4. | Разучивание танца «Дымковские игрушки» |
5. | Изучение свойств глины. Экспериментирование. |
6. | Рисование элементов дымковской росписи: колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. |
7. | Рисование «Украшение полоски дымковским узором» |
8. | Рисование «Роспись фартука» |
9. | Сюжетно-ролевая игры «Семья» Цель: воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу. Учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. |
10. | Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости» Цель: воспитывать у детей гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие». |
11. | Рисование «Дымковские кони» (роспись силуэта) |
12. | Лепка «Уточка» |
13. | Лепка «Дымковский конь» |
14. | Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к потешкам |
15. | Рисование «Роспись курочки» (роспись силуэта) |
16. | Рисование «Роспись уточек-крылаток» (роспись силуэта) |
17. | Разучивание народных подвижных игр «Как у наших у ворот» - хоровод |
18. | Лепка «Петушок» |
19. | Рисование «Роспись дымковской игрушки – петушок» (роспись силуэта) |
20. | Лепка « Козленочек» |
21. | Рисование «Роспись козлика» (роспись силуэта) |
22. | Разучивание народных подвижных игр «Карусель» - игра под плясовую мелодию |
23. | Рисование «роспись платья для барышни» |
24. | Рисование. Коллективная работа «Стадо на лугу», «Птичий двор» |
Итоговое занятие по рисованию
Коллективная работа «Птичий двор. Стадо на лугу.»
Программные задачи: продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности. Продолжать учить самостоятельно расписывать узором фигурки животных (птиц), используя знания об элементах, композиции, цветосочетании росписи, полученные на занятиях.
Выполнять роспись на игрушках (бумажных силуэтах) в определенной последовательности.
Развивать творческие способности.
Материал к занятиям: для воспитателя – 2 мольберта, дымковские игрушки, 2 картины «Луг», «Птичий двор», кисточка, клей. Магнитофон и диск с записью русских народных мелодий. Плакаты с элементами дымковской росписи, и цветовой палитрой данной росписи.
Для детей – бумажные силуэты птиц и животных, краски гуашь, кисточка, тычок, ватная палочка, тряпочка, баночка с водой.
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются по местам.
Раздается стук в дверь, и в групповую комнату вбегает Незнайка.
Незнайка: Ой, здравствуйте, ребята. Здравствуйте, Светлана Валериевна. Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял.
Воспитатель: Отчего же ты так спешил Незнайка?
Незнайка: Я случайно узнал, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже хочу об этом все-все знать. Можно я у вас останусь на занятии, здесь так интересно.
Воспитатель: Ну, что, ребята, разрешим Незнайке остаться?
Дети: Да!
Воспитатель: Садись, Незнайка, рядом с ребятами.
Рассказ воспитателя.
Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Много лет тому назад не было заводов, фабрик, на которых изготавливались игрушки, посуда, мебель.
Люди, живущие в деревнях и селах, все необходимое делали своими руками. Так зародилось русское народно-прикладное творчество.
На севере нашей страны в одном селе на берегу реки Вятки живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки.
Игрушки эти не простые, а нарядно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Беседа.
- как называются эти игрушки?
Дети рассматривают дымковские игрушки.
- Назовите игрушки, стоящие на столе.
- Какого цвета фон игрушек?
- Какими элементами росписи они украшены?
- Как расположены элементы на игрушках?
- Какие цвета используют художники для росписи сувениров из Дымки?
Постановка цели.
Сегодня, ребята, вы сами сможете стать дымковскими мастерами. Будете расписывать игрушки. У одних мастеров на столах лежат фигурки козликов и баранов. А у других мастеров – фигурки петушков и курочек. Мы не только распишем фигурки, но и составим интересные картинки.
Посмотрите на первой картинке стоит птичница. Она вышла покормить птиц. На второй картинке изображен пастух, который вышел пасти стадо. Когда вы распишите животных и птиц, мы их сюда прикрепим.
Когда вы будете расписывать фигурки, то не забудьте, что сначала нужно закрасить отдельные части, а затем наносить узор.
- Что сначала нужно закрашивать у баранов и козликов? Каким цветом?
- Что сначала нужно закрасить у птиц? Каким цветом?
- Чем будете наносить узор?
Физминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Подумайте, каким узором вы будете украшать свои игрушки и приступайте к работе.
Самостоятельная работа. Оказание индивидуальной помощи.
Наблюдаю за работой детей, оказываю индивидуальную помощь.
Расписанные бумажные силуэты прикрепляю на картины.
Анализ работ.
- А теперь, ребята, мы рассмотрим получившиеся картины и игрушки.
- Можно ли эту картину назвать «Птичий двор»? «Стадо на лугу»? Почему?
- Какой козлик (барашек) похож на дымковского? Почему?
- Какой из них самый яркий?
- Какой расписан аккуратно?
- у какой курочки (петушка) необычный узор? Какая птица не похожа на других?
- Какая из них самая нарядная?
Воспитатель: Незнайка, а тебе понравились наши картины?
Незнайка: Да, очень понравились. Посмотрите, какую я расписал игрушку. Она вам нравится?
- Из каких элементов я составил узор? Какие цвета использовал при росписи?
Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня постарались и у нас получились большие и интересные картины. Такие картины можно сделать только всем вместе, сообща.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственное и эстетическое воспитание дошкольников
воспитание нравственных и эстетических чувств...
КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»
«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...
Нравственно-патриотическое воспитание детей средней возрастной группы
Как реализовать поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, в каких формах, какими методами и приемами. В статье приведены формы работы с детьми на год по решению данной...
Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.
Проек предназначен для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средней группы
Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусств...
Консультация по теме: «Методика художественно-эстетического воспитания в разных возрастных группах ДОУ».
Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетич...
Использование информационно- коммутативных технологий в художественно- эстетическом развитии дошкольников любой возрастной группы
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми....