Нравственно-патриотическое воспитание детей средней возрастной группы
консультация (подготовительная группа) на тему
Как реализовать поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, в каких формах, какими методами и приемами. В статье приведены формы работы с детьми на год по решению данной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание детей в рамках ФГОС в средней группе
( выступление на педсовете)
Воспитатель:
Молчанова А. А
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Целью воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Т. е.Патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
У детей среднего дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, поэтому для формирования нравственно – патриотического воспитания(НПВ) используются игры и упражнения на всех этапах образовательной деятельности.
Реализация НПВ
- Оформление игровых зон для детей среднего возраста
- Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с трудом взрослых. Например, перед тем как начать играть в «Больницу» ,в доступной форме рассказывается детям о том, кто в больнице работает, чем занимается персонал. Или перед игрой «Парикмахерская», дети знакомятся с правилами личной гигиены. Сюжетно – ролевые игры главным образом воспитывают нравственные качества. Игра «Семья» учит заботится друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В игре «Строители» дети учатся работать в коллективе. Игра также как и занятия, способствует решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая после наблюдения за трудовым процессом или после понравившегося, художественного произведения может перерасти в интересную длительную интересную игру, в которой ребята применяют полученные знания и накопленный опыт.
- Театрализация русских народных сказок очень поучительны для детей, т. к. в сказках отражается забота друг о друге и дружба (например Теремок, Серая шейка, Зимовье), взаимопомощь (Репка), правила поведения с незнакомыми людьми (Колобок)
- Чтение художественной литературы. Через нее дети знакомятся с профессиями. Акцент делается также на желание трудиться, приносить пользу(например, Федорино горе). Через художественную литературу дети знакомятся с героями и защитниками нашей Родины (В. Орлов «Родное», С. Маршак « Пограничник», «День победы», С. Михалков «День Победы», В. Степанов «Наша Армия»).
- Беседа с детьми. Например, беседуя с детьми о работниках детского сада, дети получают знания в доступной для их возраста форме о работе персонала и обогащают словарный запас. А, например, играя в «Магазин», мы с детьми беседовали об опасных и безопасных продуктах, какие вредят здоровью, а какие приносят пользу. А в ходе беседы «Что значит быть добрым» - формировали представления о дружбе.
- Дидактические игры решают образовательные и воспитательные задачи. Например, «Кому что нужно для работы?» дети на только выполняют задания, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняют знания об особенностях профессий.
- Конструирование. Конструктивные игры помогают знакомиться детям с трудом разных людей и учат играть и трудится в коллективе.
- Подвижные игры учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому. Такие качества необходимы будущим труженикам и защитникам Родины
- Трудовая деятельность – одно из главных условий патриотического воспитания. Трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина, ее надо поощрять – желание сделать что – то для коллектива, детского сада, своего города.
- Т.к. дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, то необходимо использовать не только худ. литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду и т.д.). Для закрепления знаний необходима продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация). А также посещение музеев и организация специальных отведенных мест в группе или детском саду.
- Работа с родителями. Родители являются эталоном поведения для детей. Именно они закладывают основы нравственного воспитания своих детей. Задача педагогов состоит сотрудничестве с родителями посредством проведения родительских собраний на повестке которых рассматривается тема нравственного и патриотического воспитания, а также индивидуальных бесед. Так как мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Мы разделяем точку зрения А. С. Макаренко, который писал: «...наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Мы твёрдо уверены в следующем:
- чтобы ребёнок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;
- чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки;
- чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными;
- чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать.
Как было сказано выше формирование нравственно – патриотического воспитания происходит на всех этапах образовательного процесса. Ниже приведены формы работы с детьми на 2014 – 2015 учебный год:
Сентябрь
«Моя семья»
1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1 прогулка «Моя улица»
2 беседа на тему «Наши добрые дела»
3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
4 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
5 составление схемы «Я иду в свой детский сад»
6Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц района»
оформление папки-передвижки «Мой любимый район»
Ноябрь
«Я живу в Москве»
1 игра – путешествие «Я живу в Москве»
2 рассматривание альбома «Город – герой Москва»
3 рассматривание альбома « Как хлеб пришел к нам на стол»
4 Ручной труд «Изготовление теста»
4 прогулка «Белая берёза под моим окном»
5 Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2 дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»
3 беседа «Государственная символика России»
4 рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
5 рисование «Русский национальный костюм»
6 Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»
Январь
«Краса ненаглядная»
1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2 рисование «Золотая хохлома»
3 аппликация «Гжельская роза»
4 лепка дымковской игрушки «Индюк»
5 рисование «Тверская матрёшка»
6 Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»
Февраль
«День защитника Отечества»
1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »
2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3 подвижная игра «Защита границы»
4 ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5 рассматривание картины «Богатыри»
6 Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Портрет моей мамы»
4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »
5 чтение стихов о маме
6 Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
7 беседа о водоемах нашего города и страны
8 аппликация «Подводное царство»
9 беседа на тему « Как мы отдыхали на реке»
Апрель
«Профессии всякие важны».
1 беседа о профессиях, показ иллюстраций и фотографий
2 рисование на тему «Скорая помощь»
3 экскурсия с родителями к пожарной части нашего района, беседа с детьми.
4 экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями персонала детского садика
5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
«Этот день победы»
1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2 экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3 встреча с фронтовиком
4 встреча с ветеранами труда и детьми войны
5 рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
6 слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы
Цель данного проекта - это воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково....
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Путешествие в лес" для детей средней возрастной группы
Материал для обобщающего занятия с решением проблемной ситуации и повторением обитателей леса, правил поведения в в природе....
Фотоотчет по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-исследовательский проект «Зеленая аптека»
Продолжать формировать у детей представления о лекарственных растениях...
Проект по формированию нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ
Материалы по педагогической деятельности с детьми...
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интеллектуальный проект "Сказки Фиолетового леса"
План работы составлен по срокам. В соответствии с задачами выстроена совместная деятельность, работа с родителями и РППС....
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интеллектуальный проект "Сказки Фиолетового леса"
План работы составлен по срокам. В соответствии с задачами выстроена совместная деятельность, работа с родителями и РППС....