Консультация для педагогов и родителей на тему "Дети и музеи"
статья по рисованию по теме
Консультация раскрывает особенности и значение ознакомления детей с миром музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_muzei.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети и музеи
Слово «Музей» происходит от греческого слова «museion» - храм муз. Это научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее:
комплектование;
хранение;
изучение;
экспонирование произведений искусства, памятников археологии, истории, науки.
Посещение музея, рассматривание экспонатов передает нам ощущение времени и соприкосновения с прошлым, вводит в мир личности и мировоззрения людей, сотворивших их.
История музеев относится к 15-16 вв. (музеи Ватикана, Лувра, Дрезденская галерея, Оружейная палата). Лувр превращен в музей в конце 18 в., Эрмитаж - в середине 19в. Третьяковская галерея открыта в 1892 г., Русский музей в 1898 году. Наиболее ранними являются художественные музеи.
«Музеи - это конгломераты памяти» - писал Г. Александров. Количество экспонатов, находящихся здесь, широко и разнообразно. Коллекции художественных музеев представлены в виде:
произведений изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
предметов декоративно-прикладного искусства;
архитектуры.
Главная особенность музеев состоит в том, что здесь собраны подлинные произведения искусства, которые оказывают эмоциональное воздействие на зрителя и, тем самым, влияют на его личностное развитие. Большое значение в музее имеет правильно выстроенный яркий, зрительный ряд (картины, скульптура, предметы прикладного искусства, материально-культурная обстановка). Это помогает грамотно организовать художественное восприятие произведений искусства. За каждым экспонатом, будь то картина или скульптура, стоит конкретный человек, а именно, - художник с его чувствами, мыслями, переживаниями.
Музеи являются прекрасным средством развития у детей таких качеств, как понимание красоты, гармонии, способности к сопереживанию.
Рассматривая произведения искусства, ребенок учится понимать их суть, видеть и чувствовать то, что хотел сказать нам художник.
Знакомство детей с музеем способствует:
приобщению к миру искусства через социокультуру музея;
пробуждению интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
формированию «образа музея» как храма искусств, в котором хранятся художественные коллекции;
развитию художественного восприятия, образного мышления.
Таким образом, специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в следующем:
Помочь ребенку воспринимать произведения искусства
Пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту
Обучение рассматриванию произведений искусства помогает в развитии у ребенка культуры художественного видения. Для этого важны:
пауза всматривания;
созерцание;
сопереживание с чувствами мастера;
рассказ-беседа о картине, художнике, музее.
Беседа о художественном произведении может отражать следующие вопросы:
содержание (Что изображено? Что хотел художник?)
изобразительно-выразительные средства (Как это художник сделал? Какие краски здесь главные? Почему такая композиция?)
настроение (Какое чувство вызывает картина?)
связь с жизненным опытом (Знакома ли данная ситуация? Как бы ты поступил?)
техника исполнения (Какими материалами написана картина?)
Необходимо учить детей вести диалог, воспитывать способность к собственным оценкам и суждениям. Даже маленький ребенок способен выразить свои ощущения словами.
Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении
с художественными произведениями
От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры
Через практическое изучение отдельных сторон произведений искусства
К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством
Как приобщить ребенка к посещению музеев? Специфика среды музея с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - отвечает требованиям взрослого зрителя, но вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь дети 4-6 лет, еще не зрители. Им только предстоит зрителями стать. Тогда что же, ждать, когда ребенок вырастет?
Конечно, нет. Музейная этика легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее; отсутствие этого опыта в зрелом возрасте приводит к тому, что человек реализует, как правило, детскую схему поведения, т.е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, даже не приступая к углубленному восприятию.
Можно ли развивать и обучать ребенка в том, в чем ты сам не являешься специалистом? Можно, и главный залог успеха здесь - готовность отправиться в путь приобщения к миру прекрасного, к миру искусства вместе с ребенком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру.
Ребенку будет легче воспринимать произведения искусства в музее, если научить его видеть красивое в окружающей среде, природе. Природа в разное время года дает прекрасную возможность для наблюдений, внимательного вглядывания, ближних и дальних путешествий, во время которых можно выполнять задания по развитию эстетического и художественного восприятия.
Большую помощь в подготовке детей к восприятию музея оказывает такое увлечение, как коллекционирование. Даже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! В коллекционировании проявляется одно из естественных свойств человека - тяга к собирательству. Собирать можно всё! Фантики, открытки, шишки, листья, семена растений, календари, морские камушки и еще тысячу разных нужных и ненужных вещей.
Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучать окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы, отбирая их по определенному признаку. Нужно увидеть необычное в обычном. Необходимо поддерживать это замечательное детское качество. Для того, чтобы направить активность ребенка в нужное русло, можно предложить ему создать ряд коллекций, причем объекты для коллекционирования он должен выбрать по своему усмотрению. Коллекционирование развивает мышление, так как приходится классифицировать объекты, раскладывая их в коробке определенным образом, сравнивать, выделять основные признаки. К тому же формируется целеустремленность, усидчивость. Формирование коллекции - это прекрасный повод для сотрудничества, общения.
Литература и интернет – ресурсы:
Ажимова Е. Мы входим в мир Прекрасного // Мир музея. - 2010. - N 10
Виниченко В. Ребенок в пространстве музея // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 5.
Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М., Карапуз, 2000.
http://aphorism-list.com/t.php?page=musey&tkt=musey - Афоризмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Консультация для педагогов "Мини-музей в ДОУ - эффективное средство в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры"
Музейная педагогика помогает развивать у детей интерес к истории и культуре своего народа...
Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"
Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"...
Консультация для педагогов "Что такое мини-музей?"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Экскурсия в музей как средство формирования гармоничного развитой личности"
В жизни нашего общества и в целом России наступает решающий момент - возрождение государственности, этап сложн...
консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...
Консультация для педагогов о создании проекта «мини-музей в чемодане «Русская изба» в старшей группе»
Консультация для педагогов о создании проекта "мини музей в чемодане "Русская изба" в старшей группе"...