Конспекты занятий
материал по рисованию на тему

Лукинская  Мария  Геннадьевна

Автор: Лукинская Мария  Геннадьевна

воспитатель: ГБОУ ЦРР -д/с №1182 " Журавушка" г.Москва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   по  декоративному  рисованию  в  подготовительной  группе

Составила  и  провела

воспитатель ГБОУ ЦРР – д/с №1182 « Журавушка»г.Москва

Лукинская  М.Г.

Тема: «  Городецкие  доски»

Программные  задачи:

1.Учить  детей  самостоятельно  придумывать  узор  по  мотивам  городецкой  росписи,  располагая  его  на  силуэте  досок.

2.Закрепить  умение  детей  рисовать  прямые  и закруглённые  растительные  гирлянды  с  соблюдением  характерных  цветосочетаний  городецкой  росписи.

3.Закрепить  умение  рисовать  всей  кистью  и  её  концом.

4.Развивать  чувство  композиции.

5.Воспитывать   любовь  и  интерес  к  народным  промыслам, эстетическое восприятие.

Материал.

Три  образца  досок  с  разной  композицией  узоров;  элементы  городецкой  росписи  на  магнитах;  таблица  поэтапного  изображения  основных  городецких  узоров;  готовые  силуэты  досок,  гуашь,  кисти  № 2,  №4,  палитры,  подставки  для  кистей,  салфетки  матерчатые,  стаканы  с  водой.

Предварительная  работа  рассказ  воспитателя  о  истории  народных  промыслов,  рассматривание  изделий  декоративно –прикладного  искусства,  словарная  работа: розан,  купавка,  бутон,  оживки,  гирлянда,  подмалёвка;  дидактические  игры «  Составь  узор»,  « Собери  целое»,  отгадывание  загадок  о  промыслах.

Содержание занятия.

(В  начале  занятия  звучит  народная  мелодия) На  столе  стоит  сундук.

Воспитатель.  Дети,  посмотрите,  какой  красивый  сундук  у  нас  в  изостудии. Интересно  узнать,  что  же  в  нём? Смотрите,  а  здесь  письмо. (Читает  надпись  на конверте) «  Для  ребят  подготовительной  группы»  Посмотрим,  что  же  внутри.  «В сундуке  лежат  расписные  доски,  а  чтобы  узнать,  какой  росписью  они  расписаны,  отгадайте  загадку».

Из  липы  доски  сделаны,

И  прялки  и  лошадки…

Цветами  разрисованы

Как  будто  полушалки.

Там  лихо  скачут  всадники,

Жар  птицы  ввысь  летят

И  точки  чёрно  -  белые

На  солнышке  блестят. ( Городецкая  роспись)

-  Правильно. ( воспитатель  достаёт  три  доски  расписанные  (разные    композицией  узоров),  а  одну  без  узоров))

Воспитатель. Ой,  что  же  случилось  с  этой  доской? Куда  же  делась  роспись? Дети,  посмотрите  таких  же  досок  некрасивых,  нерасписанных,  у  меня  оказалось  много. Что  же  делать? Как,  исправить  ситуацию? (дети  отвечают,  что  надо  расписать  доски).

Воспитатель.  Правильно,  дети,  их  нужно  нам  попробовать расписать  городецкими  узорами. Давайте  сначала  вспомним,  из  каких  элементов  состоят  городецкие  узоры  и  как  они  располагаются в  гирлянде. Для  этого  я  буду загадывать  загадки.

Словно  чудо    тут  и  там  распускается… (розан).

Она  круглая,  как  чашка,  а  зовут  её  …(ромашка).

Ей в  жару  не  будет  жарко.  Она  в  воде,  она  …(купавка).

Он  не  броский,  круглый  он -  нераскрывшийся  …(бутон).

Воспитатель. Что  ещё  рисуется  в  городецкой  росписи,  помимо  цветочных  гирлянд? (конь,  птица,  петух). Теперь  подумайте,  что  делает  нарядными  городецкие  узоры (оживки). Да  это  белая  и чёрная  оживки. А  теперь  посмотрите  на  расписные  доски  и  как  по  - разному  можно  расположить  гирлянды.

-  На  первой  доске  две  закруглённые  цветочные  гирлянды  расположены  сверху    и  снизу ( показ).  На  второй  доске  гирлянда  протянулась  прямо  посредине.  На  третьей  доске  тоже  закруглённые  гирлянды,  но  расположены  они  по  углам. У  всех  этих  гирлянд в  центре  красуется  большой  цветок – розан  с  разных  сторон  от  цветка  рисуются  цветы  среднего  размера -  ромашки,  купавки.  

Воспитатель. А  теперь  скажите,  какие  цветосочетания  мы  будем  использовать  для  рисования городецкой  гирлянды (розовый  с  красным,  голубой  с  синим). А  для  оживок,  какие  цвета  возьмёте  цвета? (белый  и  черный).

- Дети,  как  вы  будете  рисовать  оживки? (кончиком  кисти). А  дугу? (Начинаем  концом  кисти,  затем  нажимаем  на  кисть,  рисуя  всем  ворсом  и  заканчиваем  концом  кисти). Воспитатель  убирает  образцы.

-  Дети,  вы  можете  приступать  к  работе. ( Звучит  тихая  русская  народная  музыка).

Самостоятельная  работа  детей,  в  ходе  которой,  воспитатель  напоминает  о  правильной  технике  декоративного  рисования,  обращает  внимание  на  композиционное  решение,  помогает  в  выборе  и  расположении  элементов.

В  конце  занятия  воспитатель  предлагает  детям  выставить  работы.

-  Дети,  выберите  доску,  которая  больше  всего  вам  понравилась  и  расскажите  почему?(  из  каких  элементов  составлены  гирлянды,  как  расположены  гирлянды  на  доске,  какие  цветосочетания  использованы,  воспитатель  называет  2 – 3  детей для  анализа  детских  работ.)

-  Молодцы,   дети,   у  всех  получились  замечательные  работы.

Дети  читают  стихотворение  о  Городце.

Любовались  гости  чудом

Громко  восхищалися,

Городецкой  красотой

Сражённые  осталися.

Городецкие  узоры,

Столько  радости  для  глаз.

Подрастают  мастерицы,

Может  быть  и  среди  нас.

Конспект  занятия  по  декоративному  рисованию  в  подготовительной  группе

Составила и  провела

воспитатель  ГБОУ ЦРР - д/с №1182 « Журавушка»г.Москва

Лукинская  М.Г.

Тема «  Дымковская  барышня»

Программные задачи:

1.Учить  детей  самостоятельно  придумывать  узор  по  мотивам  дымковской  росписи,  располагая  его  на  силуэтах  дымковских барышень.

2.Закреплять  умение  детей  рисовать  линии,  точки,  кольца   всем  ворсом и концом  кисти.

3.Развивать  чувство  композиции.

4.Воспитывать любовь  и  интерес  к  народным  промыслам,  желание  самостоятельно  расписывать  заготовки  декоративных  изделий.

Материал.

Три  образца  дымковских  барышень,  элементы  дымковской  росписи,  гуашь, готовые  силуэты  дымковских  барышень, кисти №2, №4,  подставки  для  кистей,  салфетки  матерчатые, стаканы  с  водой.

Предварительная  работа: рассказ  воспитателя  о  истории народных  промыслов,  рассматривание  изделий  декоративно –прикладного  творчества,  иллюстраций,  альбомов; дидактические  игры «  Сложи  целое»  «  Лото».

Содержание  занятия.

Воспитатель  загадывает  загадку:

Весёлая  красная  глина,

Кружочки,  полоски  на  ней,

Козлы  и  барашки  смешные,

Табун  разноцветных  коней.

Кормилицы  и  водоноски,

И  всадники,  и  ребятня,

Собачки,  гусары и  рыбы.

А  ну, назовите меня.

( Дымковская  игрушка.)

- Почему  они  так  называются? (по  названию  села – Дымковская  слобода.)

Воспитатель вывешивает  на  магнитную  доску  образцы  дымковских  барышень  и   предлагает  их  рассмотреть.

- Из  чего делать  дымковские  барышни? (из  красной глины)

- Как  они  одеты? (красивая  юбка – в  узорах,  кофта, на  голове  шляпа  или  кокошник и  т.д.)

-  Давайте,   с  вами  вспомним,  из  каких  элементов  состоит  дымковская роспись? (точки,  круги,  кольца,  полоски,  линии.)

- Какие  цветосочетания  используют  в   дымковской    росписи?  (жёлтый,  синий,  оранжевый,  красный,  малиновый,  зелёный,  и  т.д.)

-  Дети, как  вы  будете  рисовать,  если  нужно  провести  тонкую  линию? (концом  кисти).

Сегодня  я  вам  предлагаю  расписать  силуэты  дымковских  барышень.

Придумайте  сами,  какой  у вас  будет  узор  на  юбке,  какого цвета  кофта,  кокошник  и  т.д.

Дети  приступают  к  рисованию,  воспитатель  оказывает  словесную  помощь.

В  конце  занятия  воспитатель прикрепляет  детские  работы на  магнитную  доску.

Дети,  выберите,  наиболее  понравившиеся, аккуратные  работы,  и  расскажите  почему?

Дети  читают  стихотворение  о  Дымковской  барышне.

Девица  в  венце,

Румянец  на  лице,

Собой  хороша,

Стоит,  не дыша.

Конспект  занятия  по  декоративному  рисованию  в  подготовительной  группе

Составила и  провела

воспитатель ГБОУ ЦРР – д/с №1182 « Журавушка»г.Москва

Лукинская  М.Г.

Тема « Матрёшка – Матрёна»

Программные задачи:

1.Познакомить  с  историей  русской  деревянной  матрёшки,  как символом  русской  народной  культуры.

2.Учить  украшать  силуэт  матрёшки  разнообразными  узорами.

 3. Развивать  самостоятельность в  придумывании  рисунка  сарафана  для  матрёшки.

4.Воспитывать  интерес  к  народному  декоративно – прикладному  искусству.

Материал.

Деревянные  матрёшки, силуэты  матрёшек  на  каждого  ребёнка,  гуашь,   кисти №2, №4,  стаканы  с  водой, подставки для  кистей, салфетки  матерчатые, наглядные  пособия.

Предварительная  работа.

Рассматривание иллюстраций  с  изображением  русских  матрёшек,  дидактические  игры «  Собери  целое» «  Лото».

Содержание  занятия.

Воспитатель. Разные  куклы  есть  на  свете: и  большие  и  маленькие -  и  со  всеми  интересно  играть. А  это  что  за  куклы?

Восемь  кукол  деревянных,

Круглолицых  и  румяных,

В  разноцветных  сарафанах

На  столе  у  нас  живут,

Всех  матрёшками  зовут.

Кукла  первая  толста,

А  внутри  она  пуста.

Разнимается  она

На  две  половинки.

В  ней  живёт  ещё  одна

Кукла  в  серединке.

Эту  куколку  открой –

Будет  третья  во  второй,

Половинку  отвинти,

Плотную,  притёртую -  

И  сумеешь  ты  найти

Куколку  четвёртую.

Вынь  её  и  посмотри,  

Кто  в  ней  прячется внутри.

Прячется  в  ней  пятая

Куколка  пузатая.

А  внутри   пустая,

В  ней  живёт  шестая.

А  в  шестой – седьмая,

А  в  седьмой  - восьмая.

Эта  кукла  меньше  всех,

Чуть  побольше,  чем  орех.

Вот  поставленные  в  ряд

Сёстры – куколки  стоят.

- Сколько  вас? – у  них  мы  спросим.

И  ответят  куклы: « Восемь!»

                                               С.Маршак

-   Эту  куклу – матрёшку  очень  любят  дети  и  взрослые,  она  особенная,  разбирается  на  две  части.  Все  радуются  игрушке.  Уж  больно  хороша!  Приветлива,  да  ещё  внутри  целое  семейство  сидит.  Иногда  в  одну  60  матрёшек  помещается.  Последняя самая  маленькая -  с  горошину  величиной.  Есть  матрёшки  и  вашего  роста. Первую  матрёшку  смастерили  100 лет  назад в  старинном   русском   городе  Сергиев Посад. Мастер  сделал    её  из  дерева,  а  художник  раскрасил.  Так  и  появилась  розовощёкая  девочка,  наряженная  в  сарафан  или  юбку  с  рубашкой,  передник,  платочек. В  руках  она держала  петуха  или  гусочку,  а  иногда  узелочек.  Так  родился  образ  крестьянской девочки -  милая  деревенская  Матрёна,  имя  очень  распространённое  в  то  время. Вот  и  прозвали  куклу  матрёшкой.

Спустя  много  лет  мастера  стали  вытачивать  кукол  на  токарных  станках,  мастерицы  расписывали  красками –« одевали»  куклу  в  пёстрые  сарафаны,  цветные  платки. Самое  сложное  нарисовать  лицо: глаза,  пунцовые  губы,  румянец.  Из  года  в  год  матрёшки  менялись.

Производством  матрёшек  сегодня  занимаются  и  в  других  городах  и  сёлах  нашей  страны.  Они   отличаются  друг  от  друга  формой  и  приёмами  росписи.

Воспитатель  сопровождает  свой рассказ  иллюстрациями  и  демонстрацией  игрушек

У  семёновских  матрёшек

Разноцветные  одёжки.

Поиграли,  порезвились –

И  одна  в  одну  вложились.

Вот  эти  матрёшки  из  Семёнова.

А  вот  матрёшки  из  Сергиева  Посада – озорные  расписные.  Они  более  приземистые,  верхняя  часть  матрёшки  плавно  переходит  в  утолщение.

Четыре  Матрёны  и  одна  Матрёнка –не  выше  опёнка – прибыли  из  села  Полхов –Майдан.  Эти  матрёшки  тоньше  и  выше  семёновских  и  сергиевопосадских.  Лицо  обрамляют « кудри» и  расписано  оно  только  чёрной  краской,  а  туловище  огромными  цветами.  У  них  нет  конкретных  деталей:  рук,  платка,  сарафана.

Сегодня  матрёшку  знают  уже  во  всём  мире,  и  стала  она  символом  нашей  страны,  традиционным  русским  сувениром.

-  Дети,  у  вас  на  столе  лежат  силуэты  матрёшек. Сегодня  я  вам  предлагаю  расписать  их    цветочными  узорами. Матрёшку  можно  украсить  любой  росписью  и  это  станет  вашей  авторской  работой.  Сначала  нужно нарисовать  лицо,  затем  раскрасить  платок,  рубаху,  сарафан. Далее  используйте  декоративные  элементы ( прямые  и  волнистые  линии,  точки,  круги,  цветы)  для украшения.

Дети  работают  самостоятельно.

Воспитатель  оказывает  словесную  помощь.

В  конце  занятия  проводятся  выставка  детских  рисунков и  обсуждение,  выделяются  наиболее  удавшиеся  работы.