Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования
статья (рисование) по теме
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
• Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
• Формировать эстетический вкус.
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
• Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_v_detskom_sadu_netradicionnyh_tehnik_risovaniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в детском саду
приемов нетрадиционных техник рисования
(выступление на районном семинаре воспитателей)
Воспитатель Лапина Т.С.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста,это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
Формировать эстетический вкус.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, пришла к выводу: это обучение детей нетрадиционной техники рисования. И не ошиблась. Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства.Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками и многие другие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Рисование пальчиками;
Оттиск печатками из картофеля;
Рисование ладошками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
Очень нравится детям рисовать ладошкой. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Тычок жесткой полусухой кистью;
Печать поролоном;
Печать пробками;
Восковые мелки + акварель;
Свеча + акварель;
Отпечатки листьев;
Рисунки из ладошки;
Рисование ватными палочками;
Волшебные веревочки.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Проступающий рисунок;
Ожившие предметы;
Рисование мятой бумагой;
Кляксография с трубочкой;
Монотипия пейзажная, предметная;
Печать по трафарету;
Кляксография обычная;
Пластилинография.
Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона, тюльпаны.
Ожившие предметы: детям предлагается нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.
Проступающий рисунок - это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Техника «Монотипия»: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы:
«Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.
А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…
В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Важная составляющая работы – это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провела консультацию, на которой показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками. Родители активно помогают в оснащении предметно-развивающей среды, участвуют в выставках творческих работ.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат - своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
Выступление на Всероссийской научно - практической конференции по теме "Использование конструктора LEGO в нетрадиционной технике рисования" в МАДОУ "Центр развития- детский сад №91"
Применение конструктора LEGO в нетрадиционной технике рисования....
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду....
Конспект открытого занятия по использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. Тема: «Сказочный витраж»
Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле....
Конспект открытого занятия по использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Сказочный витраж».
Конспект открытого занятияпо использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Сказочный витраж»....
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования «Весёлый лягушонок».
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования «Весёлый лягушонок»....