Рисование как средство коррекции для детей с нарушением зрения.
статья по рисованию по теме

Наталия Александровна Фролова

В статье подробно описываются методы и приемы работы с детьми с паталогией зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения.


Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное ,восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.
Особенно важное значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения При обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Восприятие лее окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
Анализируя детские рисунки по представлению и с натуры, можно заметить, что последние информативно точнее и конкретнее передают основные признаки предметов. Это подчеркивает значение наблюдений за предметами в обогащении представлений о предметном мире и развитии способов зрительной ориентации у детей с нарушением зрения. Таким образом, коррекционное значение занятий по рисованию становится весьма очевидным и значимым.
Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение».
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери другую половину изображения, предмета.
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».
Приступая к обучению детей с нарушением зрения рисованию, педагог должен иметь в виду, что они не умеют пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения изобразительными навыками следует использовать иные, специфические приемы и методы, правильно определять доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.
У детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.
Существует определенная зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать соответствующие условия. Детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые им доступны для комплексного обследования. Процесс обследования состоит из нескольких "последовательных этапов, позволяющих ребенку охватить все признаки и качества предмета. Вначале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и яркой речи и вызывая тем самым у детей желание познать предмет, изучить его. Далее педагог нацеливает детей на анализ основных частей и деталей предмета, соотносит их с сенсорными эталонами формы, величины. Затем определяется строение предмета и соотношение всех составных частей с их пространственным положением. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и осязательного обследования. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта за счет использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребенка на характерных, важных, отличительных качествах и свойствах объекта.
При усвоении представлений о конкретном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения и цветовой окраске натуральных объектов. Для этого на занятиях каждому ребенку предлагается изобразить предметы аналогичной формы: одному -'мяч, другому - яблоко, третьему - шар и т. д. На другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно будет различаться по форме, окраске, размерам. Делают это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить обобщенные понятия о форме и других признаках предметов одного вида.
При обучении осязательному обследованию педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребенка надо постоянно контролировать и корригировать, используя точные словесные установки, например: «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками по стволу ветки сверху вниз», «Возьми в обе руки шар» и т. д.
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета. Важно обеспечить детям с нарушением зрения тесный контакт с данным предметом. При этом надо учить детей видеть вначале основное, потом отдельные признаки, давая характеристику объекту, подчеркивать его выразительность, индивидуальность.
На основе зрительного и осязательного обследования педагог стремится выработать у детей с нарушением зрения на-'выки зрительно-осязательного восприятия предмета, сформировать способы зрительного контроля за движением руки при осязательном восприятии. Нарушение зрения сдерживает развитие зрительно-двигательных связей, поэтому необходимо вести специальное обучение способам зрительного контроля за движением руки при обследовании, изображении предмета. Однако прежде чем начать активную работу по формированию таких взаимосвязей, надо обеспечить детям активную работу по развитию моторики рук и активизации зрительного анализа. Для этого вначале упражнения для рук и зрения даются раздельно, а затем уже в совместном -их действии. Сюда можно отнести упражнения в рисовании по трафарету вслепую,!/ когда действует только рука. Так воспитывается память на движение руки при изображении формы предметов.
Большие трудности возникают у детей с нарушением зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Целенаправленное восприятие ^ пространства должно быть осознано ребенком. В условиях зрительно-пространственной недостаточности от педагога требуется применение специальных приемов и способов понимания пространственных признаков. Качество представлений, их точность, полнота и яркость зависят от качестваимевших место восприятий и ощущений. Педагоги должны развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, на картинке вдалеке лес, деревья очень маленькие, а на переднем плане изображены зайцы, они по размеру больше, чем деревья.
Одним из эффективных средств понимания и отображения в плоскости пространства является применение работы на индивидуальных фланелеграфах по создал нию композиций из вырезанных изображений. Дети по образцу, словесному указанию, наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие сюжеты. Например, даются натуральные предметы: домик, дерево, машинка и др. Дети анализируют, как расположены эти предметы на столе и создают соответствующую композицию из вырезанных изображений на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходят как бы одновременно. При выполнении сюжета путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении.
На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности, контрастности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

Литература

Плаксина Л.И.Программа  специальных коррекционных  учреждений

Гаврина С.Е. Кутявина Н.А. Методические  рекомендации.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.

Ермаков В.П.Основы тифлопедагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа формирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.

усовершенствованная учебная программаформирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.

Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....

Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...