Учебная программа"Занимательная химия для дошкольников
методическая разработка по рисованию по теме
Темы способствуют расширению познавательной сферы ребёнка,развитию наблюдательности и может быть рекомендована для исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа “Занимательная химия для дошкольников”.
Автор: Седых Наталья Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР детского сада №332 городского округа Самара .
Пояснительная записка.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на всё новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
Основные цели программы :
- расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника;
- поддержка его любознательности, активности;
- развитие познавательного интереса.
Задачи:
1. Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.
4. Создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.
5. Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.
6. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.
7. Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
8. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
Описание программы.
Программа “Занимательная химия для дошкольников” призвана помочь педагогу в реализации отдельных задач программ: «Ребёнок в мире поиска» (О.В.Дыбиной), «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой). Программа адаптированная , она рассчитана на занятия с детьми старшей подготовительной группы..
Программа состоит из познавательных тем, которые представлены в тематическом планировании. Прилагаются фрагменты отдельных занятий. Проводится 1 занятие в неделю длительностью 20-30 минут. Всего 4 занятия в месяц. За год 34 занятия.
Данная программа характеризуется ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.
На занятиях используются материалы для дошкольников: книги, энциклопедии, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курса. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Проведи опыт…”, “Понаблюдай”, «Поэкспериментируй…» и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.
В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде книг,
карточек, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут поэкспериментировать, продемонстрировать собственные достижения.
Несмотря на “взрослость” названия курса, характер получения информации
непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курс по-настоящему увлекательным и выбираемым детьми.
Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей
на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только педагога или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.
Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению за экспериментом, за самостоятельным проведением опыта.
В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.
Дети могут совместно наблюдать опыт, участвовать в обсуждении, делать зарисовки по выбранной тематике.
Включение личного опыта ребенка через приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематике курса.
Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.
Ожидаемые результаты.
В области образовательных умений и способностей:
- умение пользоваться образовательным пространством группы;
- получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,
телевизором и др. как источниками информации;
- умение применять полученную информацию для выполнения задания;
- увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
- получение опыта взаимодействия со специальными предметами: свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;
- получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;
- получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.
Диагностика и мониторинг.
- Проведение викторин по материалам образовательного курса.
- В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
- Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
- Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов.
- Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.
- Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
- В конце курса проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.
Тематический план.
№ занятия | Тема | Цель |
1 | Химия или магия? | Познакомить детей с наукой о превращениях - химией. |
2 | Что тебе понадобится для опытов. | Вызвать интерес к химии-науке о веществах и превращениях. |
3 | Правила безопасности. | Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов, чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих. |
4 | Как уберечь яблоко? | Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты. |
5 | Надуй шарик с помощью лимона. | Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ. |
6 | Монетки меняют цвет. | Знакомить детей с интересными превращениями, происходящими с медными монетами. Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты. |
7 | Есть ли в газировке кислота? | Пропагандировать здоровое питание, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать, обсуждать. |
8 | Что ещё можно сделать с монеткой? | Учить наблюдать, делать вывод. Сообщать детям интересные случаи из истории химии для расширения познавательных интересов. |
9 | Пожиратель мела | Познакомить детей с уксусной кислотой и её взаимодействием с различными веществами. Наблюдать за опытом, обсуждать и сравнивать. |
10 | Извержение вулкана (Сода + уксус | Знакомить детей с химическими свойствами соды, уксуса, мела, взаимодействием веществ друг с другом. |
11 | Разбегающиеся зубочистки. | Знакомить детей с химическими свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
12 | Научи яйцо плавать. | Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
13 | Добываем соль. | Знакомить детей с химическими свойствами соли, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
14 | Картошка для химии. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, белым хлебом, мукой, киселём, картофелем. Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат. |
15 | Картошка для химии. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, сырым и варёным картофелем. Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат. |
16 | Картошка «надутая» и картошка «съёжившаяся». | Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды, сока, содержащегося в картошке. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат |
17 | Яблоко зелёное, яблоко красное. Химический анекдот. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
18 | А в тебе есть крахмал? Химический анекдот. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
19 | Почему вода в море солёная? Приключения соли. | Знакомить детей с химическими свойствами воды. Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями природы. |
20 | Играем в песочек. | Знакомить детей с химическими свойствами воды: вода- прекрасный растворитель. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
21 | Как йод играл в прятки с кошкой. (Случай из истории химии). Кошкин опыт. | Расширять познавательную сферу ребёнка. Познакомить с химическими свойствами перекиси водорода. |
22 | Йод- любитель масла. | Знакомить детей с химическими свойствами йода. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
23 | «Разноцветные» опыты. Химический анекдот. | Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
24 | Рисуем с помощью химии. | Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами - силикатным клеем. Получить первичный практический опыт экспериментирования. |
25 | Индикаторы на кухне. | Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, нашатырного спирта и их взаимодействием с овощами: свёклой, краснокочанной капустой, салатом. Получить первичный практический опыт экспериментирования. |
26 | Индикаторы на кухне | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с чаем, лимоном, содой, йодом, картофелем. Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, соды и их взаимодействием с фруктами: черникой, вишней, малиной, черносливом; с лепестками цветов: ириса, фиалки, бордовых пионов. |
27 | Старая знакомая. | Познакомить со свойствами зелёнки-« раствора бриллиантового зелёного». Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
28 | «Добрая « марганцовка. | Познакомить со свойствами перманганата калия. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
29 | Мяч для богов. | Расширять познавательную сферу ребёнка. Познакомить детей с историей появления мяча. |
30 | Акварельные краски. | Увеличить долю самостоятельности детей в проведении опытов из растений, которые растут на даче и в огороде. Учить наблюдать и обсуждать. |
31 | Мыло и вода. | Познакомить детей со свойствами щелочей, содержащихся в мыле. Произвести самостоятельно наблюдения с мылом, дождевой и водопроводной водой и сделать выводы. |
32 | Полезные мыльные пузыри. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Приготовить самостоятельно раствор для мыльных пузырей. |
33 | Опыты с желатином. | Познакомить детей со свойствами желатина. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
34 | Занятие-развлечение «Удивительный мир химии». | Подготовить кроссворды, проблемные вопросы, побуждающие детей проявить и применить свои знания. |
Фрагменты учебного плана.
Тема №1. Химия или магия? | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
Познакомить детей с наукой о превращениях - химией. | 1.Рассказ педагога. 2.Слушание рассказа детьми. |
Тема № 2. Что тебе понадобится для опытов. | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
Вызвать интерес к химии-науке о веществах и превращениях. | Индикаторы на кухне: чай, лимон, уксус, сода, свежие фрукты и овощи, кукурузные палочки, кока – кола. Индикаторы из аптеки: йод, зелёнка- « раствора бриллиантового зелёного», марганцовка (перманганат калия),пурген (фенолфталеин), силикатный клей. | 1.Рассказ педагога, сопровождающийся демонстрацией продуктов и веществ, необходимых для проведения настоящих химических опытов. 2.Слушание рассказа детьми. 3.Обсуждение вопросов. |
Тема №3. Правила безопасности. | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов, чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих. | Картина Ф.Кащеева « Утро в заводской лаборатории». Клеёнка, фартук из клеёнки, баночки, флакончики. | Беседа. Обсуждение простых правил безопасности с их демонстрацией. |
Тема № 4. Как уберечь яблоко? | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
1. Опыт проводится детьми под руководством педагога. Делится яблоко на 4 части. Выдавливается сок лимона на 2 кусочка. Оставляются яблоки на 4-5 часов. Дети наблюдают за изменениями. Кусочки, не обработанные соком лимона, станут коричневыми, Два других останутся такими же свежими. | Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты. | 1.Яблоко.
2. Кусочек лимона. 3.Нож. | 1. Проведение опыта детьми. 2.Наблюдение за опытом. 3. Обсуждение. 4. Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс. |
Тема № 10 Извержение вулкана (Сода + уксус | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
1. Опыт проводится педагогом. Делается макет горы, внутри которого размещается стаканчик с уксусом, подкрашенным красным цветом. В жерло вулкана педагог насыпает ложку соды. Дети наблюдают за химической реакцией: появление пены, выход ее наружу с шипением. 2. Дети проводят опыт: в очень слабый раствор уксуса, находящегося в стаканчиках, кидают маленькие кусочки мела и наблюдают, как мел исчезает. | Знакомство с химическими свойствами соды, уксуса, мела. Взаимодействием веществ друг с другом. | 1. Макет горы из папье-маше 2. Стакан с уксусным раствором. 3. Сода пищевая. 4. Ложка. 5. Стаканы со слабым уксусным раствором. 6. Кусочки мела. | 1.Наблюдение за опытом. 2.Обсуждение. 3.Самостоятельтельное проведение опыта с растворением мела. 4.Обсуждение. |
Рецензия
на учебную программу “Занимательная химия для дошкольников”
воспитателя МДОУ ЦРР - детского сада №332 городского округа Самара
Седых Натальи Сергеевны.
Учебная программа “Занимательная химия для дошкольников” разработана для детей старшей подготовительной группы.
Цели и задачи программы соотносятся с отдельными задачами программ: «Ребёнок в мире поиска» (О.В.Дыбиной), «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой). Программа содержит подборку различных интегрированных заданий, автором разработаны динамические модели, наглядные пособия. Все опыты по химии переработаны и адаптированы для детей 5-7 лет. Экспериментальные работы, применяемые на занятиях безопасны для воспитанников детских садов.
Автором представлена программа, включающая в себя пояснительную записку, где обозначены цели и задачи программы, тематическое планирование материала, фрагменты учебного плана.
Темы, предложенные Седых Н.С., способствуют расширению познавательной сферы ребёнка, развитию наблюдательности, формированию умения находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Особо хочется отметить занятия, проводимые с демонстрацией опытов, например «Монетки меняют цвет», «Извержение вулкана», «Разбегающиеся зубочистки» и т.д. Они способствуют расширению кругозора и повышению интереса к изучению курса у детей. Большой интерес представляют рубрики: «Химический анекдот», «Случаи из истории химии», «Это интересно», а так же творческие задания, кроссворды, помогающие дошкольнику ощутить себя в роли экспериментатора.
Учебная программа “Занимательная химия для дошкольников” утверждена и будет апробирована автором в течение 2010-2011 года в МДОУ ЦРР-д/с. № 332.
Программа Седых Н.С. может быть рекомендована воспитателям ДОУ для проведения занятий, связанных с исследовательской деятельностью.
Необходимо отметить следующие рекомендации к учебной программе “Занимательная химия для дошкольников” разработанной Н.С. Седых:
- в программе отразить содержание разделов или занятий;
- в цели и задачах отразить аспекты формирования научно-практических навыков у дошкольников.
Рецензент:
к.п.н., доцент кафедры химии
и методики ее преподавания
ГОУ ВПО «Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия» Е.Г.Нелюбина
30.08.10г.
Список литературы.
1.Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009
2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера. М.,2010
3.Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера. М.,2010
4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город»,2009.
5. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009
6.Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.,2003
7.Репьев С.А. Забавные химические опыты. « Карапуз». М., 1998
8.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: Владос,1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»
Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)...
Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию дошкольников
Рабочая учебная программа, разработанная на основе ФГОС ДО по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного возраста (2 – 7 лет)...
Учебная программа «Занимательная химия для дошкольников.
Расширять позновательно-исследовательскую деятельность дошкольника;Развивать познавательный интерес, способствовать развитии. Любознательности, активности....
Отчёт по дополнительной образовательной программе «Занимательная математика» для детей 5-6 лет за 2018-2019 учебный год
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать...
Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...
Мероприятие в рамках родительских клубов " Занимательная химия"
Занимательная химия...