нетрадиционное рисование в ДОУ
статья по рисованию (средняя группа) по теме

методы и приёмы нетрадиционного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnoe_risovanie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ д \ с № 301 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  Красноармейского района г. Волгограда

2011

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

Ушакова О.В.


 Искусство — зеркало,  отражающее  

 того,  кто  в  него смотрится

 Оскар Уайлд

Введение.

Методы и приёмы заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не вседа, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Техника коллажирования состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, фотографии отряда. Создавать свои собственные коллажи могут как трехлетние малыши, так и взрослые люди. В независимости от возраста, любой может стать художником. Именно эта "всеохватность" стала причиной популярности коллажирования.

 Совет !

постарайтесь найти в квартире место для постоянной выставки работ. Пусть там будет хотя бы один рисунок, и ребенок каждую неделю (день, час) его меняет, выбирая сам из всех произведений «выставочное». Если есть возможность повесить небольшой стенд – прекрасно!

Рабочее место

Рабочее место в первую очередь должно быть безопасным (стеклянные банки не должны с него соскальзывать) и просторным. Если на столе помещается только палитра и лист бумаги – лучше переселиться рисовать на пол! Позаботьтесь о покрытии: клеенка или газеты. Если у мамы при виде испачканного стола или пролитой воды нервный срыв – дело далеко не пойдет! Ребенок не должен испытывать чувства вины из-за того, что занят полезным делом (а рисование – дело очень важное!). Поэтому лучше морально подготовиться к появлению Пачкули Пестренького! Желательно, чтобы все материалы находились в одном и том же постоянном месте, и их было легко доставать-убирать. Баночек или стаканов с водой лучше взять несколько – тогда не придется часто отвлекаться и бегать менять воду.

Очень полезно, и не только для рисования, останавливаться и наблюдать. К сожалению, множество родителей полагаются на «развивающие» игры и передачи, забывая, что окружающий ребенка мир – главное развитие. Идете мимо газона – остановитесь, понаблюдайте, как букашка ползет по стебельку. Выехали на природу – посмотрите, как плывет палочка в ручье, какие камни на дне. Хорошо бы это и зарисовать! Вообще замечательно рисовать природу с натуры. Попробуйте изобразить дождливое небо за окном. Или пойдите в зоопарк, захватив бумагу и карандаши (мелки), остановитесь возле какого-нибудь животного и зарисуйте его (можно простым карандашом, дома раскрасить). Только объект выбирайте не очень юркий! Вы идете в музей – можно нарисовать глиняный сосуд необычной формы. После каждого «культурного похода» дома полезно зарисовывать впечатления – ребенку это необходимо, чтобы еще раз их обдумать и переработать. Не обязательно рисовать «все, что видел» - возможно, будет отвлеченный рисунок, но он позволяет проецировать полученные эмоции. Не стесняйтесь рисовать вместе с ребенком – мы же не претендуем на «похожесть»!

Несколько идей для изображения дождливого неба: дождик легко «набрызгивается» с жесткой кисточки. Тучки отлично получаются, если обмакивать в разные оттенки синего и серого смятую салфетку или бумагу. Тоже неплохо выйдет, если лист смочить водой, потом наносить краску – небо получится «само собой»

Почти все девочки рисуют принцесс, цветочки и домики. Почти все мальчики рисуют машинки. Когда вы видите миллионный такой рисунок, а другой сюжет упорно отвергается, предложите «построить» город или хотя бы улицу. Берем ватманы (сколько – зависит от вас), склеиваем такую широченную полосу из них, вырезаем нарисованные домики и все остальное, и наклеиваем вдоль обеих сторон – вот улица. Вырезаем и раскрашиваем бумажных куколок и машинки, и играем в город.

Папы! Потрудитесь вспомнить, как вы в школьные годы делали «гоночные машинки» из тетрадных листов! Сделайте с сыном, раскрасьте вместе, нарисуйте на ватмане трассу, и гоняйте машинки (насколько я помню, их надо было «поддувать», да?).

Ребенок любит рисовать цветы – вырезаем из бумаги вазу (корзину), наклеиваем на заранее приготовленный фон (его тоже сами раскрашиваем, конечно же), в эту вазу вставляем нарисованные и вырезанные цветы (их должно быть много!). Дарим открытку бабушке, тете, воспитательнице…

Театр: собрав несколько ранее нарисованных пейзажей, делаем декорации на развернутой картонной папке «Дело» (или двух скрепленных). Вырезаем и раскрашиваем фигурки людей или животных, наклеиваем их на картон (или сразу вырезаем из картона). Сзади на спинку фигурки крепим (скотч, клей, степлер – на выбор) бамбуковую палочку, за которую будем эту фигурку «водить». И показываем изумленной публике (бабушке, например) сказку.

Море – рисуем на ватмане, «заселяем» водорослями, рыбками, кораблями с пиратами.

На ватмане изображаем ствол дерева и ветки (символически), вырезаем и раскрашиваем множество листочков, цветов и плодов, и наклеиваем на дерево. Можно добавить вокруг тематические детали – бабочки, птицы и т.п. – обычно получается очень симпатично!

Прочитайте небольшое произведение (без картинок), предложите ребенку сделать самостоятельно «книжку» - вы пишете или распечатываете текст, а он – рисует иллюстрации. (Обычные листы формата А4 сгибаете пополам, потом скрепляете и вставляете в картонную обложку). Только заранее разбейте текст на смысловые куски – договоритесь, сколько будет картинок, чтобы не получилось, что сначала ребенок захотел нарисовать к каждому абзацу, а потом наскучило. Хорошо заниматься этим в компании – каждый получает свой «отрывок» и оформляет свою страничку. Или взять несколько коротеньких стихотворений, и сделать сборник с картинками. Лучше все же брать незнакомые произведения, т.к. если рисовать картинки к хорошо знакомой книжке, ребенок будет пытаться копировать художника и расстраиваться, что не получается так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...


 

Комментарии

Порхачева Ирина Борисовна

очень интересная техника, советы, рекомендации, спасибо!