"Формирование графических навыков у детей второй младшей группы."
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Татульян Оксана Владимировна

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у детей второй младшей группы

План

1.        Введение        

2. Графические навыки – сочетание технических навыков и изобразительных умений        

3.Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста        

4. Анализ проделанной работы        

5. Заключение        

Приложение

Список литературы

  1. Варенцова Н. Готовим руку к письму: Занятия с детьми 3-4 лет // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 2.
  2. Комарова Т.С Занятия по изодеятельности в д/с. – 2-е изд., М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  3. Комарова Т.С Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
  4. Комарова Т.С. Обучение технике рисования. – М., 1994.
  5. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №5.

База исследования – данная работа проводилась на базе МДОУ №12 г. Рязани  в группе «Золотая рыбка» (первая младшая группа).

Сроки сбора материала: 1.09.2010 г – 1.10.2010 г.


  1. Введение

Как отмечает Т.С. Комарова «изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания» [2, с. 17]. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.

Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования. В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного, наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений (Е.В. Гирьянов).

В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца).

При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (Т.С. Комарова). В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, которые необходимы для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе.

Цель работы: выявить особенности формирования графических навыков у детей второй младшей группы при решении конкретных изобразительных задач.

Задачи:

  1. Изучить в педагогической литературе представленность вопроса формирования графических навыков у детей в дошкольном возрасте;
  2. Провести с детьми второй младшей группы занятия по формированию одного из технических навыков (вычерчивание прямых линий);
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы относительно особенностей формирования графического навыка у детей второй младшей группы.

2. Графические навыки – сочетание технических навыков и изобразительных умений

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника. Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д.
А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия с ними, используем предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берм его в рот, бросает и т. п. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движении руки во многом зависит от овладевания орудиями и инструментами.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процесс разнообразной деятельности.
Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития. Но рука еще недостаточно ловим подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянны упражнений ребенка.

Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике ребенка, принуждая его овладевать новыми двигательными шишками и умениями. Так, ребенок-дошкольник овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов (карандаш, кисточка, ножницы, молоток и пр.), требующими точной координации.
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения, руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.  

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, координированности их действия.
Маленькие дети еще не могут управлять движениями твоих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др.
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т.е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущении. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.  При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и кинестетические (двигательные) ощущения соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накопление опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т. д.

Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при здании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемо с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением. Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.  Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации.  Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет, т. е. передать его пространственные свойства.

Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.
Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.

Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве.
Нарушается единство этого процесса, в частности, из-за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то ребенок не сможет его произвести, а следовательно, и изобразить предмет.  

Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков. В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования? Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации.

С.Л. Рубинштейн выделяет два рода автоматизмов — первичные и вторичные. Первично автоматические действия — это действия, возникающие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля; к такого рода автоматическим действиям он относит рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки — вторичные автоматизмы, т. е. действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически. Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования технических навыков рисования.

Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, напри мер, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движении всегда направлено на характеристику изображаемого.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.

Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции на данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестетический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестетической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.

В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестетический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать выполняемое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления.

Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестетическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.
Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестетическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и др.

В ряде психологических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др.) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предлагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.
Механизмы отработки различных компонентов техник рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных я горизонтальных линий и др.).

Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др.

Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Таким образом, первая группа нашей классификации включает не только навыки, но и умения.

Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения. Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.

Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (но прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.
Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий. А так как рисование осуществляется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма предмета искажена.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Овладение умениями, входящими в третью группу нашей классификации, даст возможность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений не возможно без овладения навыками и умениями, входящими в I и II группы классификации.

Итак, предлагаемая Т.С. Комаровой классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять. Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, включенные во II группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности), другие — позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т. д. в соответствии с задачами изображения). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что умения, как говорилось выше, могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.

3.Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста

В современных образовательных программах («Из детства в отрочество», «Радуга», «Развитие» и др.) в разделе «Введение в грамоту» одним из направлений является подготовка руки ребенка к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами (в младшем и среднем дошкольном возрасте), что создает основу произвольности движений для овладения в перспективе (на старшей дошкольной ступени) пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения но прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легко, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей. К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть.

В младшей группе на занятиях используется детская склонность к подражанию при выполнении двигательных упражнений. Ребенок копирует движение взрослого, которые служат своеобразной меркой для того, чтобы подладить свои движения к оригиналу (образцу). Возрастные особенности детей трех лет таковы, что заданными двигательными движениями малыши овладевают не сразу. Так как, в большинстве своем они не умеют управлять руками, действовать синхронно обеими руками, выдерживать определенный размер и у них не сложилось еще навыков управления своими пальцами. Необходимым условием работы является наличие зеркала в группе, где дети видят себя и учатся контролировать свои действия.

Программа средней группы заключается в некотором усложнении самих упражнений и увеличения количества занятий. Линия усложнения предполагает сначала управление руками, потом координированность движений обеих рук, развития гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев. Предлагаемые движения сочетают в себе движения для рук и для пальцев, так как они усложняются по образцу выполнения и по образному контексту, в который включаются. В средней группе главное место занимает образный контекст движения, вхождение в него, словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребенка к тому, что он изображает.

Дети четырех лет с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и «проживанию» ситуаций, предполагаемых взрослым. Они уже лучше, чем дети трех лет, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками, сохранять руками нужный размер и более точно управлять пальцами. Имеющиеся потенциальные возможности реализуются в специальных движениях. Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так что карандаш то и дело падает. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки. Хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют. Даже если они уже начали рисовать раньше, то и тогда правильные способы владения карандашом и кистью в большинстве случаев отработаны недостаточно. Поэтому задача формирования правильных навыков должна быть решена во второй младшей группе. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть.

К пяти годам, по мнению педагогов Гавриной С.Е., Кутяевой И.Л., Топорковой И.Г., возможность точных произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

К моменту поступления ребенка в школу формируются все основные мышечно-моторные функции руки и связанные с ними функции больших полушарий головного мозга.

4. Анализ проделанной работы

База исследования – данная работа проводилась на базе МДОУ №12 в группе «Золотая рыбка» (первая младшая группа).

Задачи:

  1. Провести занятия с детьми второй младшей группы по формированию технического навыка вычерчивания прямых вертикальных линий;
  2. Зафиксировать динамику формирования графического навыка вычерчивания прямых вертикальных линий у детей второй младшей группы;
  3. Сделать выводы относительно механизма образования графического навыка вычерчивания прямых вертикальных линий у детей второй младшей группы.

Занятия по формированию графического навыка вычерчивания прямых вертикальных линий у детей второй младшей группы проводилось в течение 1 месяца – 1 раз в неделю (по четвергам).

Содержание и методика занятий (по Янушко)

Занятие 1. Лопатки

Цели. Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные ли нии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор мировать интерес к рисованию.

Материалы. Карандаши или фломастеры коричневого цвета (по количеству детей); детская лопатка; листы бумаги для ри сования формата А4 с заготовками (по количеству детей): в нижней части листа нарисован ряд полукружий серого или черного цвета — это острие лопатки..

Метод обучения. Дорисовывание деталей.

Занятие 2. Цветы

Цели. Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные ли нии; не выходить за границы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материалы. Карандаши или фломастеры зеленого цвета (по количеству детей); цветок на стебле (можно изготовить из цветной бумаги); листы бумаги для рисования формата А4 с заготовками (по количеству детей).

Метод обучения. Дорисовывание деталей.

Занятие 3.Нитки для шариков

Цели. Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные ли нии; регулировать длину линии, не выходить за границы лис та бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материалы. Карандаши или фломастеры темного цвета (по количеству детей); воздушный шарик с привязанной к нему ниткой; листы бумаги для рисования формата А4 с заготовками (по количеству детей): в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей диаметром 3,5-4 см од ного или нескольких цветов.

Метод обучения. Дорисовывание деталей.

В Приложении представлены работы Сони Ш. (2 года 10 мес.) и Жени К. (2 года 4 мес.).

Анализ проделанной работы показывает, что в начале работы дети с трудом выполняют задание – начало вертикальной линии находится в разных местах, линия отклоняется в сторону, нажим на карандаш или очень маленький или очень сильный. По мере увеличения количества тренировок в вычерчивании прямых вертикальных линий у детей появляется положительная динамика в формировании данного графического навыка: ребенок овладевает системой движений, которая требуется для вычерчивания прямой вертикальной линии – начало линии находится в правильном месте, линия становится вертикальной без отклонений, нажим становится достаточным.

Проведенные занятия  с детьми второй младшей группы по формированию графических навыков позволили сделать следующие выводы:

  1. Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых, вертикальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний.
  2. Наиболее правильными и эффективными, по нашему мнению, являются такие способы проведения линий, которые обеспечивают не только удобное, устойчивое движение руки при рисовании линии карандашом, но и возможность зрительного контроля за проведением линии на всем ее протяжении. Этому, безусловно, отвечает способ рисования вертикальных линий, когда рука с карандашом движется сбоку линий.
  3. Ребенку второй младшей группы  для образования соответствующего навыка путем подражания требуется большое количество повторений (6 и более раз). Объясняется это тем, что хотя дети внимательно следят за действиями педагога, но отсутствие зрительно-моторных координации приводит к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают еще соответствующих движений. В результате ребенок не может кое произвести нужное движение и подражание оказывается менее успешным.
  4. Как показало проведенное исследование, путь «механического руководства», к которому относится способ пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребенка) оказывается эффективным в работе с детьми второй младшей группы.
  5. При обучении детей второй младшей группы вычерчиванию вертикальной линии обнаружились индивидуальные различия в усвоении двигательного опыта: одни смогли после показа воспроизвести движение правильно, в обучении других использовался путь пассивных движений, в отношении третьих этот метод приходилось применять несколько раз даже при отработке одного какого-то движения. Причина индивидуальных различий в усвоении движений кроется, очевидно, в анатомо-физиологических особенностях каждого индивида, в формировании общего двигательного опыта ребенка.

Заключение

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел. 

Ребенку второй младшей группы  для образования соответствующего навыка путем подражания требуется большое количество повторений (6 и более раз). Объясняется это тем, что хотя дети внимательно следят за действиями педагога, но отсутствие зрительно-моторных координации приводит к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают еще соответствующих движений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр создана в помощь воспитателям в формировании культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья через использование игровых методов....

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы...

Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы «Аккуратные ребята»

Проект направлен на то, чтобы научить элементарным гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы»

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти л...

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы  КОМУ ЧТО НУЖНОЦель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы вра...

Консультация "Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы"

Консультация "Картотека дидактических игр  для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы" для молодых специалистов...