Изобразительная деятельность детей в семье
методическая разработка по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
«Изобразительная деятельность
детей в семье»
ДОУ № 35
Пролетарского р-на
г. Твери
Восп-ль: Петрова В.А.
2011год
Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Необходимо также развивать у малышей наблюдательность на прогулках в лес, парк в разное время года, обращать внимание детей на красоту окружающей природы (окраску листьев, цвет неба, причудливость форм растительного мира и т. д.).
Дома дети часто смотрят мультфильмы, передачи, такие как «Спокойной ночи, малыши!» со Степашкой, Хрюшей, Филей. Дошкольники 2-3 лет быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи. Не стоит ограничиваться одним только просмотром детских передач, а поощрять стремление ребенка рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.
Родителям необходимо создать дома условия для изобразительной деятельности, чтобы малыш мог лепить, рисовать. Взрослым следует познакомиться с особенностями изобразительной деятельности младших дошкольников, понять своеобразие детского рисунка, аппликации, лепки. Надо бережно относиться к первым рисункам, лепке, чтобы ребенок увидел это отношение.
Малышу 2-3 лет недостаточно лишь дать лист бумаги. Надо помочь ему найти замысел и развить его.
Тем, кто наблюдает за успехами своего ребенка, желательно предложить вести дневник, в котором можно фиксировать уровень развития ребенка по всем видам деятельности. Тем, кто интересуется вопросами воспитания, воспитатель может предложить ряд книг.
Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь), фломастерами, лепку из пластилина, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми.
Первые занятия с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами. Взрослые должны основное внимание обратить на то, как ребенок держит карандаш. Когда малыш научится пользоваться карандашом, можно предложить фломастеры, краски.
Взрослые нередко наблюдали, как любят дети рисовать на асфальте мелками. Чаще всего они изображают смешного человечка. Рисование мелками - своеобразный вид творчества. Для ребенка необычно и увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги, а на гладком сером асфальте. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.
В тех семьях, где воспитываются дети разного возраста, целесообразно проводить занятия, в организации которых активную помощь оказывают старшие дети. Перед общенародными праздниками желательно напомнить родителям о том, что надо обращать внимание детей на праздничное убранство домов, улиц. Придя в детский сад, малыш вспомнит, что он видел, когда гулял с папой или мамой. Поэтому ему интереснее будет рисовать праздничные флажки, салют, яркие фонарики, огоньки и т. д. Дома ребенок с интересом расскажет родителям, что в детском саду был праздник, и они рисовали красные флажки. Надо разделить с ребенком его радость, спросить, что ему особенно понравилось.
Перед праздником 8 Марта воспитатель может посоветовать родителям организовать с малышами занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Накануне этого дня в детском саду дети готовят подарки мамам (работы по аппликации). Дома ребенок может сделать такую же аппликацию самостоятельно и подарить ее бабушке, например, наклеить красивый цветок, части которого (стебелек, лепестки, листья) заранее должны быть вырезаны взрослыми. Если родители вместе с ребенком слепят из глины простую фигурку, чашечку, то потом можно ее декоративно раскрасить.
Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствует ли стол и стул росту ребенка. В детском уголке можно повесить рисунок, на полочку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку.
У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, пластилин, краски), но и место, где их хранить. Родители постепенно приучают малыша самостоятельно пользоваться материалами и убирать их после занятия на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу, воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы красками.
Вначале, как правило, дети подражают действиям взрослого; постепенно в их работах появляются различные образы знакомых предметов, персонажей.
Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания, которые выпускает издательство «Малыш». В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать.
Родители должны помочь малышам в этих занятиях. Прежде всего, нужно внимательно рассмотреть каждую картинку. В некоторых альбомах под каждой картинкой есть текст. Следует прочитать его малышу. Не сразу получится ровное и аккуратное закрашивание картинки. Взрослому надо следить, чтобы малыш не выходил за пределы контура. При закрашивании можно менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т. д. Не следует закрашивать сразу все картинки альбома — этот процесс будет утомительным для малыша. Пусть он закрасит 1 - 2 предмета, а в следующий раз продолжит свое занятие.
Надо приучать ребенка бережно относиться к альбомам. Когда все картинки будут раскрашены, желательно их рассмотреть еще раз.
Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.
Особенности восприятия цвета детьми
Наука о цвете различает хроматические (красный, зеленый, желтый и др.) и ахроматические цвета (белый, все оттенки серого, черный). Рассмотрим основные характеристики цвета:
1. Свойства хроматических цветов. Они характеризуются и отличаются друг от друга такими показателями как цветовой тон, светлота, насыщенность.
а) Цветовой тон - это свойство хроматических цветов, которое имеется в виду, когда один из цветов называют красным, синим, зеленым, желтым. Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Например, все цвета между желтым и зеленым обычно называют желто-зелеными. В действительности же, между желтым и зеленым существует целый ряд переходных оттенков, каждый из которых имеет свой особый тон. Существует, так же, много переходных оттенков между красным и оранжевым, голубым и синим и т.д.
б) Светлота (яркость) зависит от количества падающей на глаз световой энергии. В художественной практике термин «светлота» заменяется иногда словом «светосила».
в) Насыщенность определяется степенью отличия данного цвета от ахроматического цвета той же светлоты.
Ахроматические цвета (белый, серый и другие) характеризуются и отличаются друг от друга только светлотой.
2. «Теплые» и «холодные» цвета, их свойства.
Цветовой круг, состоящий из семи основных цветов можно разделить на две части. В одну часть войдут: красный, оранжевый, желтый и желто-зеленые цвета. Во вторую: голубо-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета, которые входят в красно- желтую часть спектра, называются «теплыми», а цвета, лежащие в сине-фиолетовой части спектра - «холодными». Понятие о теплоте цвета, в известной мере, относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной половины цвета к другой, могут быть отнесены либо к теплым, либо к холодным, в зависимости от их тональности. Например, зелено-желтый цвет можно отнести к теплым, а зелено-голубой к холодным и т.д. Каждый цвет спектрального круга имеет большое количество оттенков, но не более 150 (большего количества глаз не различает). Таким образом, возможно различение около 1050 оттенков (нюансов) семи цветов спектра.
«Теплые» насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед, приближающиеся. «Холодные» цвета (синие) и ахроматические (серые) и малонасыщенные цвета создают впечатление несколько отступающих, удаляющихся.Не менее существенно соотношение теплых и холодных цветов многоцветной композиции. Следует учесть, что когда берется главный теплый цвет в качестве фона, а холодный в качестве узора, то фон будет выступать вперед. Иногда создается впечатление, что не узор расположен на фоне, а наоборот, фон - на узоре.
3. Контраст цветов - это изменение светлоты тональности или насыщенности, либо одновременно того, другого и третьего, в зависимости от окружения, фона, от взаимодействия с другими цветами. Например, на зеленом фоне красный цвет приобретает фиолетовый оттенок (наиболее сильный контраст), желтый становится более оранжевым, синий приобретает фиолетовый оттенок, оранжевый - красноватый. На красном фоне - желтый и синий приобретают зеленоватый оттенок, зеленый становится более насыщенным, приобретая зеленоватый оттенок.
Каждый цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность. На фоне же своего цвета, но более насыщенного, он кажется менее насыщенным.
Цвет в творческом процессе художника является одним из ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о красоте цвета и его сочетаний давно привлекал к себе ученых и художников. До сих пор, на протяжении ряда лет, одним из самых сложных и неразработанных вопросов художественного воспитания является вопрос: как отличить красивое от некрасивого? (Это относится, в частности, и к цвету). Какие цвета или цветовые сочетания следует считать красивыми, а какие некрасивыми, какие гармоничными и какие дисгармоничными.
На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, т.к. в каждом конкретном случае цвет является носителем определенного содержания.
«Цветовая гармония» в произведениях искусства понимается нами, как цветовой строй - колорит произведения, наиболее полно выражающий его идею и содержание. Это, разумеется, и тонкое чувство цвета, и культура художественного восприятия действительности.
Художник и психолог Н. Н. Волков считает, что любая попытка дать точное определение, рецепт «красоты», будет прямой попыткой «вульгаризировать чувство красоты», но «... чувство красоты цвета можно и необходимо развивать».
Условно в художественной практике выделены положения, которые объединяют разнообразие цветовых гармоний примерно 3-х категорий:
1) гармонии ахроматические (бесцветные);
2) гармонии хроматическо-ахроматические;
3) гармонии хроматические, которые в свою очередь включают в себя две основные группы:
♦ гармония контрастных;
♦ гармония сближенных.
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.
Более подробно остановимся на особенностях восприятия цвета детьми на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Ребенок с первых дней жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом.
По данным Э. Г. Пилюгиной, уже на ранних этапах развития ребенок нуждается в благоприятных зрительных впечатлениях и наблюдениях предметов не только основных ярких, но самых разных цветов. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету. Дои- зобразительный период развития дошкольника характеризуется активным развитием сенсорики.
В процессе сенсорного развития ребенок совершает значительный скачок в признании цвета как свойства предмета.
Усвоение эталонной системы цветов требует от детей достаточно сложной аналитико-синтетической деятельности.
Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что точность цветоразличия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.
Дифференцирование цвета как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным.В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Однако без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) - своеобразных шаблонов.
А. В. Бакушинский предостерегал: «... вполне известен унылый шаблон, елочек, березок, зайчиков, свинок, домиков и корабликов, впечатляемой в детское воображение... Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно. Притупляющее действие его велико, и отрицательные следствия неисчислимы».
Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Во-первых, окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и словами - определениями. Во-вторых, ребенок запоминает систематичность красок в наборе.
Впервые исследованию цвета была посвящена работа Е. А. Флериной. Она считала, что формированию чувства цвета у детей необходимо уделять большое внимание при обучении изобразительной деятельности. Работа с изобразительными материалами и интерес к появлению новых сочетаний, увлекает маленького ребенка. К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития.
Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит.
Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.
Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. И было установлено, что уже на 4-ом году у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 3-4 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными черный и желтый.
Большое значение он отводил природе: «...когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать интерес к нему в ребенке».
Ребенок в процессе деятельности переживает как участник изображаемой им действительности, и при этом он начинает больше понимать и любить природу и т. д. Цвет является одним из значительных признаков выразительного отражения природы. Он служит для передачи состояния погоды дня, настроения, для характеристики какого-то образа. Перенесение цвета в рисунок значительно обогащает изображение природы ребенком. Дети младшего возраста с большим трудом подмечают различные сходства оттенков между собой» Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться с 4-го года.
Н. П. Сакулина считала, что ребенок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесных обозначениях, не может преодолеть «предметности цвета...».
В результате проведенных исследований ученой было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать воспринятое в рисунке. Неполноту цветового восприятия детей Н. П. Сакулина видела в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в условиях излишней цветовой насыщенности и пестроты игрушек и других окружающих ребенка вещей.
Как уже отмечалось, вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и не все цвета соответствует представлениям о них детей. Это может быть преодолено со включением в задания способов обследованияс выделением цветов или же сравнения цветов в игровой деятельности.
Дети в возрасте 3-4 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов. Что же касается детей данного возраста, то у них встречаются и такие способы выражения цветовых ощущений, как поиск предметного обозначения цвета, применения названий переходных цветов.
Т. С. Комарова, являясь крупнейшим специалистом по детскому изобразительному творчеству, в своих исследованиях дает конкретную картину развития у детей чувства цвета, отмечая, что в массе своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить всю работу одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть бумага разного цвета, не вызывает у детей желания применять их. Такое явление, считает автор, можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета.
Дети младшего дошкольного возраста выбирают пары по принципу контраста.
Но они сами не видят оттенков, надо направлять восприятие ребенка на различные оттенки цвета. Одна трудность - отражение реального цвета объекта, другая - произвольное использование цвета, где последний выступает в роли средства, выражающего отношение для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между чувством цвета, представлениями о цвете - с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок - с другой.
Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне цветового восприятия и культуре применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т. д.
Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, необходима специальная организация продуктивной деятельности. Задачей обучения является организация восприятия в виде многократных обследований и сопоставлений с собственными изображениями. При отсутствии таких действий в обучении дети без раздумий соотносят незнакомый цвет с хорошо известными: так оранжевый он называет красным.
В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок еще не имеет богатого опыта восприятия цвета, цветовых впечатлении. Эти качества необходимо развивать, так как они являются условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
В. С. Мухина, исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, отмечает, что «...в рисунках детей на тему «красивое» и «некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. При этом ребенок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Неподражательный цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, если оно изображается нарочито неправильно, скверно или закрашено каким-либо темным, немилым ребенку цветом. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют черной, темно-коричневой, темно-синей краски».
Для реализации замысла ребенка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты [48]. Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.
Особое значение сенсорному воспитанию в учебном процессе придают отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. В .П. Зинченко, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Исследователи доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний.Как показали исследования А. А. Мелик-Пашаева, цвет служит активным средством отображения определенного образного содержания. Характер краски дети обычно определяют сами, потому что под ним подразумеваются психофизиологические закономерности воздействия цвета на человека. Для ребенка не имеет значения, каков действительный цвет реального предмета, он может использовать «неподражательную» гамму красок, имеющую для него особую выразительную силу. Говоря о предпочитании, стоит выделить еще такую особенность цветовосприятия, как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие.
При условии правильного руководства, цветовой образ с его локальной окраской начнет занимать в рисунке старшего дошкольника свое место. Таким образом, как синее небо, зеленая трава, довольно рано изображаются в цвете, так как цветовой признак здесь является основным, доминирующим над формой.
Для этого у детей младшего дошкольного возраста должна быть разнообразная сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов; эмоционально отзываться на него. Также малыши должны приобрести определенный опыт в изо деятельности, освоить необходимые технические умения и навыки при работе с цветом. А также необходимо развить способность эстетически воспринимать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, вопросы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста широко представлены в истории педагогики, в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения детей изобразительной деятельности. На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что формирование представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального развития дошкольника.
Психолого-педагогические исследования, обращенные к проблеме развития представлений о цвете у детей дошкольного возраста, позволили выявить характер и особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний детьми 1-4 лет, определить пути развития эстетического чувства у детей этого возраста.
Используемая литература.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001 г.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. 1991 г.
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993 г.
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М. 1999 г.
- Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Развитие изобразительной деятельности детей в семье"
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности детей в семье"...
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности детей в семье".
Семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию ...
Развитие изобразительной деятельности детей в семье.
Консультация для родителей...
2020 год. Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности детей в семье"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19966520","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для родителей «Развитие изобразительной деятельности детей в семье» от 22.04.2020 #СИДИМДОМА
Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт нов...
Развитие изобразительной деятельности детей в семье
Родителям следует напоминать, что ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и разбивать его....
Консультация для родителей по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье».
Консультация для родителей по художественно - эстетическому развитию. «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»....