Досуг в старшей группе "Веселый праздник Свистопляска"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
В детских садах проводятся различные досуги. Мы , подготовили и провели досуг , с детьми старшей группы, к весеннему празднику " Свистунья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya__v_starshey_gruppe_svistunya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг по рисованию в старшей группе
«Веселый праздник «Свистопляска».
«Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Интеграция познавательных областей:
«Познание», «Художественное творчество (лепка, роспись), «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели:
- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
- Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, с ее характерными особенностями.
- Дать представление о празднике «Свистунья».
- Закреплять приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство прекрасного.
Материалы и оборудование:
- Ширма, игрушка – Петрушка, глиняные дымковские игрушки. Свистульки, презентация дымковских игрушек.
- Вылепленные Дымковские барышни, гуашь, баночки непроливайки, подставки для кистей, кисти тонкие №2, № 4, тычки (ватные палочки), салфетки для промакивания кистей, пластины для работы с краской.
- Музыкальный центр, диски с народными мелодиями: Ой мороз – мороз, Барыня, Камаринская, Ивана – Купала, звуки флейты, балалайки, гармони.
Планируемые результаты:
Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), при работе с пластиковым каркасом, пластилином, при разучивании стихов, частушек.
Интересуются изобразительной деятельностью (лепкой барышни).
Самостоятельно справляются с поставленной задачей – используя пластилин, облепить пластмассовый каркас, будущей барышни, самостоятельно расписывают.
Словарная работа: Свистопляска, Свистунья, дымковские игрушки, яркие, красочные, веселые, узор, свистулька.
Предварительная работа: беседы о народном промысле, лепка из пластилина дымковской барыни, грунтовка, рисование элементов росписи, расписывание силуэтов дымковских игрушек, разучивание стихов, частушек.
Ход занятия: Петрушка (кукла) приглашает детей зайти в зал. Звучит Камаринская.
Эй, честные господа, торопитесь, проходите,
Всех сегодня приглашаю на веселый праздник я,
Праздник добрый, праздник славный,
Праздник – «Свистунья».
Звучит мелодия флейты.
Дети рассаживаются на стулья. Ведущая начинает свой рассказ о Дымковской слободе. За ширмой появляются дымковские игрушки.
Слобода Дымково, что недалеко от Вятки, название свое получило от того, что вился над каждой избой дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки – свистульки.
Еще в XV веке делали здесь свистящий, глиняный народец, специально для местного праздника « Свистопляски ». В этот день, на городских валах и на базаре, собирались горожане от мала, до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок.
Каждая свистулька свой тайный смысл имела.
Та, что в виде медведя – обещала силу, баран символизировал счастье, а корова – достаток.
Со временем, древний праздник « Свистопляска » превратился сначала в праздник « Свистунью», а потом в обычную ярмарку. По традиции, на ней обязательно продавали фигурки - свистульки.
И летел в этот день над Вяткой звонкий свист.
К началу XIX века, в Дымково сложился крупный народный промысел.
Игрушки стали более сложными. К фигуркам животных прибавились дамы – модницы, франты, офицеры, купчихи.
Но в росписи остались магические орнаменты, которые передавались из поколения в поколение.
Часто встречается круг со звездочкой в середине – это древний символ солнца. Волнистая полоса – означает воду. А перекрещенные полоски – колодец.
Дымковские игрушки лепили из красной глины, которую собирали по берегам Вятки. Ее смешивали с мелким песком, потом рубили лопатой, заливали водой и долго – долго месили ногами.
Готовую глину раскатывали на блины, а уж блины сворачивали в нужные формы.
Фигурка состояла из многих деталей, объединенных так искусно, что казалось, что это сделано из оного куска.
Ее несколько дней сушили, затем обжигали, остужали, обеливали в растворе из молока и мела.
Обеливание делали только дымковские мастера, по собственному рецепту. Только они раскрашивали игрушки в добрый десяток цветов и даже золотили.
Дымковские игрушки из Дымково стали любимым Русским сувениром. Свистульки делали для праздника «Свистопляска», а нарядными статуэтками украшали комоды.
Дымковские игрушки всегда вызывают чувство радости и веселья.
Каждая игрушка делалась с любовью – долго. «Маленькие солнышки» - называют мастера свои игрушки. И если каждое солнышко войдет в дом, то будет сиять и греть душу.
Пестрая – сказочная карусель, солнечный день, детский смех, вот, что такое Дымка.
Петрушка: понравились вам игрушки? Что – то вы засиделись?
Ой, вы гости, выходите,
Да в свистульки посвистите,
Всех зову на праздник я,
Нынче ярмарка, «Свистунья».
Дети выходят в центр зала, свистят в свистульки.
Свисти, свисти честной народ,
Прогоняй Зиму – Лютую,
Славь Весну – Красную.
Ведущая: теперь ребята вы знаете, как называются эти замечательные игрушки? - дымковские
Из чего лепят дымковские игрушки? – из глины
Какого цвета глину используют мастера в своей работе? – красную.
Почему же игрушки белые? – потому что мастера их обеливают, в растворе молока и мела.
Для чего же нужна эта игрушка? – для украшения дома, для игры детям.
А в свистульки, зачем свистите? – на ярмарку зазываем.
Какой праздник сегодня? – Свистунья.
Ведущая: ребята, вы хотели бы побывать в дымковской слободе?
Дети садятся на стулья.
Звучит песня «Ой мороз – мороз», выходит группа детей.
1-й ребенок.
У дороги ели спят в инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Словно в дымке все кругом,
Голубые дали
2-й ребенок.
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
3-й ребенок.
Всё игрушки - непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
4-й ребенок.
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
5-й ребенок.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке,
Мы ведем сейчас рассказ.
Ведущая: обращает внимание на барышень, которые дети делали на предыдущих занятиях. Что – то наши барышни не торопятся поплясать, хороводы поводить?
Ребята, посмотрите внимательнее. Что случилось? Да у них платья не готовы, не расписаны. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Постарайтесь разрисовать платья, яркими - да нарядными. Помните, какие элементы используют мастера в работе? Их всего пять. Назовите их.
- Круг
- Кольцо
- Волнистая линия
- Прямая линия
- Точки
Какими приемами выполнены узоры? – примакиванием, концом кисти, кистью плашмя, по ворсу.
Сядьте удобнее, начинаем работу. Во время работы держать в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся детям в создании композиции.
Во время работы детей звучит мелодия «Во поле березка стояла».
Дети заканчивают разрисовку.
Ведущая:
Как у нас ли тары – бары,
Всяки - разные товары…
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите…
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью – ти, фью – ти , фью – ти, фью!
Фью – ти, фью – ти , гнезда вью!
Наша барышня – красавица
В ярком платье к нам идет,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся – ка, народ!
Ведущая: вот и готовы наряды у наших красавиц – барышень, теперь можно и поплясать, и хороводы поводить, и частушки спеть.
Дети ставят барышень на ладошки, встают в круг, девочки поют частушки.
(пока дети выходят в круг – звучит веселый наигрыш).
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни,
Всех на свете краше,
А гусары - баловни
Кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
Ведущая: на веселой ярмарке «Свистунья», не только свистят, да песни поют, хороводы водят, еще и в игры играют.
А вы хотите поиграть, хороводы поводить?
Ведущая:
Подходи, честной народ
Становись в хоровод
Чтобы было веселей
Торопи своих друзей!
Звучит русская народная мелодия - Хороводная
Дети встают в круг, взявшись за руки, если круг слишком большой, можно образовать второй круг. Сначала все дети идут в одну сторону, затем поворачивают в другую, сходятся к центру круга, расходятся в стороны продолжая держаться за руки. Если музыка продолжает звучать, дети под руководством ведущей выполняют движения: Качели - руки подняты на уровне груди, сложены одна на другую, под музыку поднимаются сначала в одну сторону, затем в другую. Ковырялочка – носок правой ноги сначала упирается в пол, затем пяточка, ножками потопали, далее повторяется с левой ногой, ножками потопали.
Ведущая: понравилась вам игра? Хотите поиграть ещё?
Читается считалочка, объясняются правила игры.
В центр круга выходите
Друг на друга поглядите.
Вас я буду выбирать,
Чтобы с вами поиграть.
Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот играть сейчас пойдет!
Игра: Укротитель диких зверей
На игровой площадке ставятся тумбы по кругу или мягкие круги (коврики). Тумбы (коврики) ставятся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет тумбы – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери встают на тумбы. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, идет за укротителем. Укротитель может назвать несколько зверей. Как только укротитель говорит: "Внимание, на арену", звери и укротитель стараются встать на свободную тумбу. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.
Ведущая: вот и заканчивается наш веселый праздник.
Потрудились и повеселились вы на славу.
Ах, какие чудесные у вас барышни.
Яркие, нарядные, все такие складные.
За ширмой появляется Петрушка.
Ребята, я наверное пропустил все самое интересное. Расскажите мне про ваши игрушки.
Ведущая: ребята, расскажем Петрушке о наших игрушках?
- Как называются игрушки, которые мы с вами вылепили и расписали?
- дымковские
- Из чего лепят дымковские игрушки? – из глины
- Каким материалом мы заменили глину? – пластилином, он такой же
пластичный, как глина.
Молодцы ребята, теперь вы много узнали о слободе Дымково, о народном промысле Вятских мастеров. Ведь дымковской игрушке почти 500 лет, и мы с большим уважением говорим о ней, расписываем игрушки и веселимся на весенней ярмарке «Свистунья».
Петрушка: вы сегодня постарались, наигрались, наплясались, потрудились от души. А сейчас народец - славный, выходи – ка, попляши.
Появляются игрушки: Петрушка, старик, старушка, дети, животные, дымковские игрушки.
Звучит мелодия Ивана – Купала, игрушки пляшут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового досуга в старшей группе «Сегодня папин праздник»
Конспект игрового досуга в старшей группе «Сегодня папин праздник»...
"Праздник Нептуна" - спортивный досуг для старших дошкольников.
Лето - прекрасная пора! Это пора отпусков, туриститческих походов, морских путешествий.Вот и мы с детьми решили отп...
Сценарий спортивного досуга для старшей группы «Праздник Победы 9 мая»
Сценарий спортивного досуга для старшей группы «Праздник Победы 9 мая»Цель:Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа.Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских люде...
Досуг для старших дошкольников "Праздник Доброты"
Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме использования детских книг и литературных произведений; развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности дете...
Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведение ряда праздников и досугов с использованием фольклором. Таким образом были проведены " Праздник каши "для старших и "Праздник молока" для младших дошкольников.
Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники "Молока" для старших и праздник "...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ДОСУГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ДЛЯ МИЛЫХ БАБУШЕК" .
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ДОСУГА "ПРАЗДНИК ДЛЯ МИЛЫХ БАБУШЕК" НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ....
Сценарий спортивного досуга для старшей группы "Праздник Здоровья" (ноябрь 2022 г.)
Всем известно, все понятно,Что здоровым быть приятно,Только надо знать,Как здоровым стать?...