Программа дополнительного образования "Фольклор народов севера"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Умка»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____» _____________ 20______ г. Протокол № ________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад «Умка» ___________________Микушина Н.Н. «______»_____________ 20_____г. |
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Фольклор народов Севера" на 2024-2025 учебном году. Срок реализации 1 год.
Программа составлена и ведётся
музыкальным руководителем
Салиндер Серне Михайловной,
Салехард 2024 год
- Пояснительная записка
- Рабочая программа «Фольклор народов Севера» по дополнительному образованию в ДОУ для воспитанников 5-7 лет составлена в соответствии с требованиями:
Программа курса "Фольклор народов Севера" для дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 7 лет, реализуемого в учреждении дошкольного образования Детский сад "Умка" города Салехард, разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, касающийся образовательной системы Российской Федерации;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, одобренный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26, касающееся санитарно-эпидемиологических норм, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях;
- Устав данного учреждения дополнительного образования;
- Другие законодательные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Рабочая программа дополнительного образования «Фольклор народов Севера» ориентирована на формирование у ребёнка патриотических чувств, гуманистических ценностей на основе изучения фольклора коренных малочисленных народов Севера. Данная программа призвана привлечь внимание к традициям народной педагогики, имеющей и в настоящее время большую воспитательную и образовательную ценность.
Программа «Фольклор народов Севера» построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его эстетического чутья, а так же на стимулирование творческой деятельности по освоению культуры Коренных Малочисленных Народов Севера.
Участники программы: дети 5-7 лет
Задача программы: развитие у детей гуманистического мировоззрения через освоение фольклорных традиций народов Севера.
Образовательные цели:
- обогатить знания учащихся по вопросам устного народного искусства и жанровой специфики фольклора северных этносов;
- представить ученикам фольклор в качестве источника народной мудрости, эстетики и жизненной стойкости.
Цели воспитательного характера:
- развивать этические качества личности: доброту, прямоту, уважение, заботу и ответственное отношение к культурным традициям местности, где они живут, и к старшим и сверстникам;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к месту рождения, чувство гордости за родной край и город, где происходит жизнь, и уважение к окружающим людям.
Программа заключается в формировании у учащихся гуманистических ценностных ориентиров через изучение фольклора народов Севера. Цели:
Образовательные:
- Погрубить знания учащихся о устном народном творчестве и жанрах фольклора северных народов;
- Познакомить детей с фольклором как источником народной мудрости, красоты и жизненной энергии.
Воспитательные:
- Воспитать моральные качества: сострадание, честность, уважение к традициям своей местности, уважение к старшим и сверстникам;
- Привить положительное эмоциональное отношение к родному краю; развить гордость за свой регион и город, где ты живешь; научить уважительному отношению к окружающим.
II. Общая характеристика курса
программа «Фольклор народов Севера» рассчитан на один учебный года для детей старшей и подготовительной группы. Данный курс включает 32 занятия, по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут. Набор на занятия дополнительного образования «Фольклор народов Севера» осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).
III. Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность обучающихся на занятиях построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий:
-Беседы – устанавливают контакт между учениками, между учениками и педагом.
-Информационный поиск – задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации. Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход занятия.
-Дифференцированные задания по уровню творчества – предоставляют возможность обучающимся выбрать задание по уровню творчества, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы.
-Интеллектуальный марафон – задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
-Работа в паре и группах – задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Для того, чтобы выполнить это задание, обучающиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы.
-Проекты - возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов.
-Экскурсии – дает возможность обучающимся посетить культурно-досуговые учреждения города, в которых представлен быт и традиции северных народов, произведения устного народного творчества народов севера.
-Театрализация – дает возможность для развития творческой деятельности, актёрских навыков.
Сотрудничество с другими организациями – даст возможность наглядно увидеть, услышать и познакомится с фольклором народов Севера.
Формы подведения итогов: постановки, танцы, инсценировки произведений устного народного творчества народов севера.
IV. Планируемые результаты курса
Предметные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Метапредметные:
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме;овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.
Личностные:
-развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи; развитие эстетических чувств;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
V. Содержание учебного курса
1 блок Теоретический
- Знакомство с бытом традициями народов Севера
- Знакомство с предметом. Понятия фольклора, народа, национальности.
- Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора.
- Особенности культуры народов Севера, её похожесть и различия с фольклором других народов.
2 блок Малые жанры фольклора народов Севера
- Особенности малых жанров фольклора северных народов.
- Загадки.
- Пословицы и поговорки.
- 3 блок Большие жанры фольклора народов Севера
- Особенности больших жанров фольклора северных народов.
- Танцы.
- Мифы.
- Легенды.
- Сказки.
Ученики при изучении сказок, мифов и легенд совместно с учителем составляют словарик «Северных слов», в который записывают слова, используемые в диалекте народов Севера.
VI. Учебно-тематический план изучаемого курса
Название разделов | Результаты изучаемого раздела |
Введение (3 ч) | Обучающиеся должны знать: -Историю народов Севера; -Быт и традиции народов Севера; -Что какое «Фольклор»; -Отличительные особенности фольклора северных народов. |
Малые жанры фольклора(6 ч) | Обучающиеся должны знать: - виды малых фольклорных жанров; содержание пословиц, загадок ; ответы на изученные загадки. Обучающиеся должны уметь: -определять смысл, нравственную значимость изученных пословиц. -оценивать собственную творческую деятельность. -узнавать изученную пословицу, загадку по представленному рисунку |
Большие жанры фольклора (22 ч) | Обучающиеся должны знать: -содержание прочитанных сказок, мифов и легенд народов Севера; - виды больших фольклорных жанров; Обучающиеся должны уметь: -выразительно исполнять свои роли в сценках; исполнять танцы народов севера; -оценивать собственную творческую деятельность; -представлять прочитанное фольклорное произведение в форме рисунка. |
Подведение итогов( 2ч) | Обучающиеся должны знать: -о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; - содержание изученных фольклорных произведений народов Севера. Обучающиеся должны уметь: - оценивать собственную творческую деятельность. -отличать малые и большие жанры фольклора. |
VII. Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Фольклор народов Севера».
дети дошкольного возраста 5-6 (32 ч).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Введение (3 ч) | |||||
1. | Вводное занятие «Кто такие Коренные Малочисленные Народы Севера ?» | 1 | |||
2. | «Быт и традиции КМНС » | 1 | Экскурсия в музей-квартира им. Л.В Лацуй | ||
3. | Понятие «Устное народное творчество», особенности фольклора народов Севера. | 1 | |||
Малые жанры фольклора (6 ч) | |||||
4. | Малые жанры фольклора КМНС (Пословицы и поговорки) . | 1 | Особенности фольклора народов Севера. | ||
5. | Пословицы и поговорки как вид народного творчества. | 1 | Определение особенностей и смысла пословиц и поговорок у народов Севера | ||
6-8. | Постановка Северного танца "Суляко" | 3 | В дальнейшем выступать с танцем на городских праздниках | ||
9 | Загадки как вид народного творчества. | 1 | |||
10-12 | Театрализация по ненецкой сказке "кукушка" | 3 | |||
Большие жанры фольклора (10 ч) | |||||
13 | Особенность больших жанров фольклора КМНС. | 1 | |||
14 | Сказки северных народов | 1 | Посещение Национальной библиотеки Ямала-Ненецкого Автономного округа | ||
15 | «Воробьишко»(Хантыйская сказка) | 1 | |||
16 | «Олененок» (Ненецкая сказка) | 1 | |||
17 | знакомство с музыкальными народными инструментами | 1 | (Сотрудничество с ОЦНК ) пригласить артистов ОЦНК фольклорная группа «Сорни тутые» рук. Ребась Н.Ф | ||
18-20. | Танец народов севера «Рукодельница» | 3 | |||
21 | Северный танец "Ворона и воронята" | 1 |
| ||
22 | Знакомство с устным фольклором нардов севера (песня) | 1 | Сотрудничество с ОЦНК Пригласить артистов ОЦНК Лар. Т. Н, Уфимцева Е.Х | ||
23 | "Как могучий орел вернул солнце" (Ненецкая сказка) | 1 | |||
24 | Мышь и лось (Хантыйская сказка) | 1 | |||
25 | Гордый олень (Мансийская сказка) | 1 | |||
26 | Отчего у зайца длинные уши? (Мансийская сказка) | 1 | |||
27 | Зайчишка (Мансийская сказка) | 1 | |||
28 | Рисуем сказку "Олененок" | 1 | Выставка рисунков. | ||
29 | "Хозяйка чума" (селькупская сказка) | 1 | Присмотр мультфильма по сказке «хозяйка» чума | ||
30 | Песня народов Севера (Селькупы ) | 1 | Сотрудничество с ЯМК фольклорная ансамбль «Мачит коймы» руководитель Дибикова Л.А | ||
31 | Легенды, мифы как жанр фольклора | 1 | |||
32 | Легенда народов ханты «Луна и месяц» | 1 | |||
33 | Легенда народов ханты «Тайга» | 1 | |||
34-35 | Создание собственной серверной сказки | 2 | Творческая работа ( Пластилиновая сказка ) Выставка работ | ||
Подведение итогов (2 ч) | |||||
37. | театрализация сказки | Подведение итогов Презентация сочиненного произведения |
#1059;чебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
-Проектор
-Интерактивная доска.
-ПК.
Демонстрационные пособия:
- таблицы к основным разделам предметного материала;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
- костюмы народов севера.
- сказки народов севера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика по программе ознакомления с ДПИ народов Севера
Группа была разновозрастная, поэтому диагностика представлена по возрастным подгруппам...

Программа "Игры народов Севера"
Программа дополнительной образовательной направленности "Игры народов Севера". Автор разработчик - Петрова С.В....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси».
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси»....

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Фестиваль-смотр национальной культуры народов Севера «Праздник народов Севера»
Дипломы об участии детей...