Тема статьи: «Патриотизм начинается с детства»
статья
Человек является, прежде всего, сыном
своей страны, гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема статьи: «Патриотизм начинается с детства»
Человек является, прежде всего, сыном
своей страны, гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г. Белинский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Я работаю в детском саду немало лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении.
Чтобы воспитать у детей чувство патриотизма, мы начали свою работу постепенно, по принципу «от простого к сложному». Это знакомство с ближним окружением, детским садом, улицей, родными местами, родной страной, ее природой.
Работа по воспитанию чувства любви к родному краю сложна и кропотлива. Она требует от нас, педагогов самоотдачи, личной заинтересованности и положительного отношения к своей Родине. В своей работе используем следующие формы: целевые прогулки, экскурсии, проектную деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, просмотр слайдов и видеоматериалов, выставки детского творчества, утро радостных встреч, День добрых дел, социальные акции, событийную деятельность, и, конечно же, основная форма работы - совместная образовательная деятельность. Например, с детьми и родителями реализовали проекты по следующим темам: «Моя семья», «Мое село», «Красная книга Республики Алтай», «Могучий кедр», «Птицы нашего края», «Мы любим сказки» и другие. Мы частые гости нашего краеведческого музея, где детям с интересом изучают историю родного края, знакомятся с историей и культурой нашего народа. У каждого народа свое устное народное творчество, через которые передаются из поколения в поколение нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. С малыши любим читать художественную литературу (сказки, стихи, небылицы). Например, дети легко воспринимают сказку «Теертпек», где человек обладает смекалкой, силой и выходит победителем. Или же местный реальный баатыр Ирбизек из села Ябоган, который обладал неимоверной силой и часто выигрывал турниры по алтайской борьбе «куреш». Во второй половине дня рассматриваем репродукции картин, смотрим мультфильмы, заучиваем стихи, песни, пословицы и поговорки о семье, дружбе, пальчиковые игры. Совместно с родителями оформляем выставки рисунков «Портрет любимой мамы», «Мой папа», «Моя семья», «Улица, на которой я живу». Организовывали концерты для родителей. Знакомя детей с природой Усть-Канского района, учим их наблюдать, видеть красоту родного края, трудиться на участке детского сада и сохранять чистоту села. С целью сохранения животного и растительного мира родного края проводим акции «Покормите птиц зимой», «Мы защитники природы», «Чистые водоёмы», «Не рвите цветы».
Год защитника Отечества в нашем детском саду начался акцией «Блокадный хлеб», который прошел 27 января. Акция "Блокадный хлеб" - это память поколений и гордость за мужество населения блокадного Ленинграда. Подвиг ленинградцев стал ярким примером стойкости и героизма советского народа в борьбе с фашизмом. В акции приняли участие дети, родители и сотрудники детского сада. Дети познакомились с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда, с жизнью детей и взрослых людей в дни блокады. Для детей и родителей организовали просмотр презентации, где они узнали о блокаде Ленинграда, о «Дороге жизни», о карточках на хлеб. Провели беседу о страшных условиях жизни в осаждённом городе, о подвигах ленинградцев, которые, несмотря на голод, холод, бомбежки, продолжали работать, бороться и верить в победу. Участники акции посетили выставку фотографий «Лицо блокады». В конце мероприятия каждый ребёнок и родитель могли получить маленькую порцию хлеба, весом в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. Это был не просто кусок хлеба, а символ неимоверных лишений, символ выживания и надежды.
Акция «Блокадный хлеб» – это не просто формальное мероприятие, а глубоко эмоциональное событие, нацеленное на воспитание патриотизма, сочувствия и понимания трагических страниц истории. Важно, что эта акция способствует формированию у детей чувства ответственности перед памятью павших и понимания ценности мира и свободы. Благодаря таким акциям мы не только чтим память героев, но и формируем у подрастающего поколения бережное отношение к истории своей страны и прочное чувство гражданской ответственности. Пока мы помним, пока мы передаём память о тех страшных годах, герои Великой Отечественной войны остаются живы в наших сердцах.
Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
Аладякова Лэйла Михайловна,
воспитатель МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»
Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре - это большой шаг в ...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЗадачи1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патри...
родительское собрание "Патриотизм - начинается с детства"
беседа с родителями за круглым столом...

Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства» Использование тестопластики с детьми при ознакомлении с богатствами родного края (Для педагогов)
Представить педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использовании тестопластики в работе с детьми. Вызвать интерес к использованию тесто...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»...