Региональная программа ДО
картотека

Умняшкина Регина Алексеевна

Региональная программа «Любимый край – Горный Алтай» определяет содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной, способствует воспитанию уважения к культурному и историческому наследию родного края, формирует позитивный образ Республики Алтай. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка»

(МДОУ «Детский сад «Чайка»)

Дидактическая игра: «Укрась одежу национальным узором»

алтайс. одежда.jpg

Выполнил воспитатель:

Умняшкина Р.А.

с. Чемал, 2024 г.

Дидактическая игра: «Укрась одежду национальным узором»

Цель: Формирование интереса к красоте узора алтайского орнамента

Задачи:

– Способствовать формированию у детей понятия национальная одежда. Познакомить детей с алтайской национальной одеждой.

– Расширить знания детей об орнаментах и их значениях, о значении цвета.

– Развивать чувство ритма композиции, развивать память, мышление, внимание.

Предварительная работа: Знакомство с алтайским бытом с алтайским жильем «аил»; алтайскими сказками.

Словарная работа: Орнамент.

Материалы, оборудования, инструменты: карточки с орнаментами, картины с изображением алтайской национальной одежды, вырезанные из бумаги национальное алтайское платье на каждого ребенка, кисточки, салфетки, краски.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Игра «Бöрӱле айгыр» (волк и жеребец)

Игроки становятся «табуном», одного выбирают «жеребцом». Их противник - «волк», который ловит последнего из стоящих в цепочке позади «жеребца» и делает вид, что съедает его. «Вожак табуна» не подпускает «волка», загораживая руками пути нападения. «Волк» должен съесть весь «табун».

Карточка №2

Игра «Кажык öрö чачары» (подбрасывание бабок-косточек в верх)

В эту игру раньше обычно играли внутри аила. На земле разложены бабки. Игрок, сидя на корточках, по одному подбрасывает их вверх, затем ловит одной рукой. В воздухе обязательно должно находиться не меньше двух бабок. Выигрывает тот, кто поймает большее их количество. Высота подбрасывания не должна быть ниже приспособления для сушки сырчиков (примерно два метра).

Карточка №3

Игра «Турна» (журавль)

Среди играющих выбирают одного. Он становится «журавлем». Ему надевают шубу наизнанку, в рукав засовывают палку с крючком на конце. Все разбегаются, «журавль» начинает ловить их. Кого поймает, того стучит палочкой и теребит. Пойманный игрок выходит из игры. Игра продолжается дальше.

Карточка №4

Игра «Бӧрӱ ле бир ӱӱр сарлык» («Волк и стадо яков»).

Эту игру можно предварить рассказом воспитателя о среде обитания и повадках названных животных. Играющие выбирают волка и вожака яков. Сарлыктыҥ буказы – вожак становится во главе колонны. Каждый играющий в колонне захватывает впереди стоящего за пояс. Задача бӧрӱ – волка коснуться рукой за плечо самого последнего стоящего в колонне (стаде). Вожак защищает все стадо держа руки распахнутыми в стороны. Стадо, старается увернуться не допустив того, чтобы волк съел самого слабого в стаде, т.е. коснулся последнего в колонне. Стадо не должно вкручиваться спирально. Игра идет до тех пор, пока бору не коснется последнего за плечо в табуне или пока стадо не разорвется.

Карточка № 4 (Продолжение)

Есть другой вариант данной игры. В нее играю 2 команды. Игроки команд поочередно становятся бӧрӱ. Игра, в таком случае идет до того момента, пока один из бӧрӱ не съест последнего в стаде соперников или когда колонна (стадо) разорвется. Бӧрӱ меняется. А команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большое количество очков.

Карточка №5

Игра «Келескен» («Ящерица»).

Играющие делятся на 2 команды. Одна образует круг диаметром 10-12 м, вторая команда становятся в круг в колонну по одному, обхватив впереди стоящего за пояс – это келескен (ящерица). Задача игроков стоящих кругом (охотников) попасть волейбольным мячом в хвост ящерицы, т.е. в последнего игрока колонны. Игрок, стоящий во главе колонны, защищает руками от попадания мячом в хвост келескена. Келескен всячески увертывается от мяча, приседает, перемещается по кругу, но не скручивается спирально. Игра прекращается, и игроки меняются, как только охотники отрубят хвост келескена или когда колонна разорвется. Мячом можно осадить последнего игрока.

Карточка №6

Игра «Поймай оленя».

На расстоянии 3-3,5 м от игрока вертикально устанавливаются фигурка оленя из ДВП или фанеры. Игроки по очереди набрасывают на него аркан. За каждый удачный бросок получают жетон.

Карточка №7

Игра«Белый шаман».

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Карточка №8

Игра «Отбивка оленей».

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбирают 3 пастуха, они за кругом. В круге все остальные это олени. По сигналу ведущего пастухи начинают по очереди бросать мяч в «оленей». Олень, в которого попали мячом, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5 раз. После чего подсчитывают отбитых оленей. Выигрывает тот, кто отбил больше оленей. Правила: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять нужно с места в движущую цель.

Карточка №9

Игра «Успей поймать!»

На игровой площадке находится равное количество девочек и мальчиков. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перекидывать его так, чтобы мальчики не завладели мячом, и наоборот. Выигрывает та команда, которая удержала мяч дольше.Правила: перекидывая мяч, нельзя касаться игрока руками и долго задерживать мяч в руках.