Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатство республики Коми "
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Степановна Воробьёва

Дать детям знания о природных богатствах Коми края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatstvo_komi_kraya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект занятия

«Богатство Коми Края».

                                Старшая  группа

Цель: Формирование интереса к изучению коми языка, закрепление знаний о богатствах Республики Коми, знакомство с мини-музеем «Коми изба».

Задачи:

Обучающие:

- учить понимать и произносить слово-приветствие на коми языке;

- закрепить знания о богатых ресурсах РК;

- познакомить с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание, смекалку, любознательность, познавательную активность.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к коми языку;

- воспитывать интерес и тёплые чувства к родному краю, к природе родного края, быту коми народа.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросно-ответная ситуация, загадки, художественное слово.

Наглядные: пейзажное панно, мини-музей «коми изба», подлинные предметы быта.

Практические: поисковая деятельность на пейзажном панно и в избе.

Материал:

Коми костюм, цветок, пейзажное панно, пенёчки,  мини-музей «коми изба» - печка, стол, посуда, лавочки, корзина, короб, картинки с изображением героев коми сказок.

Ход занятия.

Воспитатель в коми национальном костюме. Дети заходят в кабинет под коми песню «Эжва вывты».

- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!

- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами?

Я с вами поздоровалась на коми языке. Давайте  поиграем в игру «Назови себя ласково». Будем передавать вот этот красивый цветок, и называть себя ласково.

Эмоц. игра «Назови себя ласково».

- Ребята, а когда я была маленькая, как вы, меня тоже называли ласково, но только по коми, так как я росла в коми деревне. Хотите узнать, как меня называли?

- Ленук.  Мне очень нравилось, и мне очень хочется вас сегодня назвать ласково по коми. Можно?

-  Ребята, а в какой республике мы живём?

- Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике  умели разговаривать на коми языке.

- А как вы считаете, нам надо знать коми язык? А для чего? Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки.

- У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.

- Ребята, а чем богата наша Республика?

- Правильно, богата лесом, где растут ягоды и грибы, где живут различные звери и птицы. Лес – это значит много деревьев, а для чего нужны деревья, где их используют? ( строят дома, делают мебель, бумагу – книги, тетради, журналы, альбомы и т.д.)

- Ребята, а вы заметили мой необычный наряд? А как вы думаете, что это за костюм?

- Да, это национальный костюм коми народа. Я сегодня в роли коми хозяйки хочу вас пригласить …, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:

Она очень хороша, и уютна, и крепка.

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

- Да, ребята, это загадка про коми избу. А вы когда-нибудь были в коми избе? Хотите посмотреть? Значит, вы согласны со мной отправиться в путешествие?

- Очень хорошо. Ребята, мы будем идти через коми лес, если мы по пути кого-нибудь встретим, нам нужно будет поздороваться на коми языке.  В коми языке живут трудные звуки и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?

- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?

Фонетическая игра «Эхо». 

 (Дза-дза-видза – громко, тихо, шёпотом).

- Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда?

- Ну что, пора трогаться в путь, а дорогу нам укажет волшебный клубочек: Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается у пейзажного панно.

- Ой, ребята, куда это нас клубочек привёл?

- Клубочек нас привёл на лесную полянку. Посмотрите, как много здесь грибов растет. Давайте по коми поздороваемся с лесом и лесными жителями.

- Видза оланныд!

- А вы знаете, какие звери живут в коми лесах? Посмотрите, может кого увидите?

Дети находят на пейзажном панно зверей и показывают.

- Ой, какие красивые пенёчки, давайте сядем и отдохнём немножко, подышим чистым лесным воздухом, послушаем пение птиц. (Музыка – пение птиц, воспитатель рассказывает стихотворение). А я расскажу вам стихотворение про коми тайгу.

Я иду землёю Коми,

Древняя тайга кругом.

Лес такой – могуч, огромен.

Есть ли где в краю другом.

Коми му кузя ме муна,

Гöгöр сулалö сьöд вöр.

Вöрыс вывтi – вывтi уна,

Сыысь унаыс оз тöр.

- Отдохнули, пойдём дальше. Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается возле «избы».

- Вот и моя избушка. Заходите, гости дорогие  и садитесь на лавочки. Поздороваемся по коми с избой.

- Ребята, посмотрите, чем же отличается моя изба от вашего дома?

- А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1.  В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).

2.  Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).

3.  Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).

4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

- Ребята, а что можно хранить в туеске?

5. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач).

- А для чего в избе нужна печка?

Воспитатель заглядывает на печку и видит там  коробку.

- Ой, а что это такое? Непорядок. Ребята, не знаете, кто их мог туда положить? Наверно домовой опять шутит. А может он специально положил, чтоб мы заметили и поиграли с вами. Давайте поиграем в игру «Угадай растение».

- Молодцы, все справились.

- Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях, а сейчас давайте немного потанцуем.

                                Танец «Марья – моль».

- Хорошо у меня в избе, но пора в садик возвращаться.  Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

- Ну что, вот мы и дома. Ребята, куда мы ходили с вами? Что видели? Что понравилось? Ребята, а какие коми слова вы запомнили? Что было сложно? Что было легко? Вам хотелось бы ещё отправиться в путешествие со мной. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Один очень мудрый человек сказал: кто знает язык и традиции, кто изучает историю и культуру коми края, кто любит и сохраняет свою родину,  тот получит силу, ум и здоровье от коми земли. На память хочу подарить вам картинки – раскраски  с изображениями героев коми сказок и хочу пожелать, чтоб девочки были такими же красивыми, как Марпида-царевна, а мальчики такими же сильными и добрыми, как Пера-богатырь.  Аддзысьлытöдз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе МДОУ №5 детского сада «Солнышко» г. Алушта Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить пре...