"Игры для билингвистов"
консультация

Часовских Ирина Викторовна

Изучение языков для билингвистов отличается от изучения иностранных языков, билингвы обучаются речи, умению ипользовать язык в любых ситуациях. В этом помогают эти игры с друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_bilingvistov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игры для детей-билингвов

Подготовила воспитатель Часовских И.В.

Изучение языков для билингвов отличается от изучения второго языка как иностранного. При изучении иностранного языка человек обучается языку; билингвы обучаются речи, умению использовать язык в различных жизненных ситуациях. Это принципиально разные задачи, поскольку билингвальный ребёнок осваивает не просто язык, а культуру в целом.

Ребёнку-билингву старше 5 лет сложно бывает поддерживать знание второго языка, если им не заниматься специально и на регулярной основе. Дополнительной и очень существенной возможностью увеличения словарного запаса и развития речи у детей-билингв является игровая деятельность.

Важно!

Игра — это основной вид деятельности ребёнка. Именно в ходе игры формируются навыки общения, постижение культурных норм, необходимые для дальнейшего взросления качества характера. Игра как основная форма развития билингва позволяет освоить необходимую информацию и развить важные навыки легче, естественнее и продуктивнее, чем традиционные уроки.

  1. Основные проблемы детей-билингвов

Билингвальный ребёнок осваивает два языка одновременно. Но язык — это не просто набор слов, это ещё и культура, в контексте которой он используется, специфические интонации, реакции на события, особенности менталитета.

Дети-билингвы сталкиваются с тем, что одни и те же понятия или события оцениваются в разных культурах по-разному. В процессе занятий с ними необходимо акцентировать эти различия, чтобы ребёнок чётко осознавал разницу.

Отдельной проблемой является code-mixing, то есть, смешивания, которые возникают на всех уровнях использования языка: в фонетике, лексике, семантике, порядке слов в предложениях. Билингв может смешивать слова из разных языков, использовать в речи на русском языке правила другого языка, путать порядок слов в предложениях и совершать другие ошибки, которые впоследствии будут мешать ему легко и естественно пользоваться вторым языком.

Формирование орфографической грамотности, развитие коммуникативных навыков, стимулирование интереса к новым увлечениям — всех этих целей можно достичь, включая в учебный процесс игры для детей-билингвов.

  1. Игры на каникулах для билингвов

Летние каникулы — это идеальное время для того, чтобы более активно использовать игровую деятельность с целью развития речевых навыков ребёнка. Летом появляется достаточное количество свободного времени. С другой стороны, перед родителями встаёт непростая задача занять ребёнка полезной, но при этом не утомительной и интересной развивающей деятельностью. Игры и занятия в игровой форме — оптимальный вариант такой деятельности.

Для билингвов можно использовать те же игры, в которые играют монолингвальные дети, но необходимо делать акцент на речевую и коммуникативную составляющие.

Очень важно предлагать ребёнку игры, которые задействуют разные каналы восприятия и разные виды деятельности:

  • подвижные игры;
  • настольные игры;
  • игры, связанные с творчеством (например, с рисованием);
  • игры на эрудицию;
  • компьютерные игры.

Рассмотрим различные типы игр, которые можно использовать для развития речевых навыков билингва.

  1. Подвижные игры для билингвов

Доля подвижных игр должна быть достаточно объёмной. В процессе таких игр формируются не только речевые навыки, но и умение общаться, понимать социальные нормы, не говоря уже о возможности для ребёнка подвигаться, пообщаться, снять стресс.

Для детей-билингвов желательно использовать традиционные и народные подвижные игры, поскольку они позволяют в игровой форме осваивать культурные особенности, мировоззрение, традиции, специфику интонаций речи. В таких играх часто используются речёвки, поговорки, припевки, считалочки, которые знакомят ребёнка с новыми гранями языка, обогащают его словарный запас. Как пример, можно рассмотреть всем известные прятки, для которых водящий выбирается считалочкой, «Золотые ворота», в которых используется песенка, «Море волнуется», в которой используется речёвка. Помимо освоения специфических интонаций, дети узнают новые слова, характерные не столько для современной, сколько для народной и литературной речи («ворота», «златой») — своеобразный код, который указывает на не поверхностное знакомство человека с русской культурой.

  1. Театрализованные игры

Это разновидность подвижных игр, которые подразумевают литературную составляющую и наличие зрителей. Они помогают усваивать новые слова, развивать характерные для языка интонации, узнавать разные стили речи.

Театрализованные игры — это подвижные игры, в которых каждому участнику отводится определённая роль. Примеры таких игр: «У медведя во бору», «Гуси», «Красочки», «Казаки-разбойники». Многие русскоязычные родители помнят эти игры с детства.

  1. Компьютерные игры

Они направлены на развитие коммуникативных навыков в медиа-среде. Однако необходимо тщательно контролировать и дозировать этот вид игровой деятельности, ограничивая его в пользу подвижных, настольных и творческих игр без использования компьютера. В качестве примера можно привести популярную у детей игру «Смешарики-читарики».

  1. Настольные игры для билингвов

Выбор настольных игр сейчас достаточно широк. Их можно разделить на два основных типа:

  • Речевые. Ориентированы на освоение различных аспектов родного языка и формирование речевых навыков. Например, «Словодел», «Эрудит», игры с карточками, сторителлинг («Коробка сказок», «Пластилиновая сказка», «Песочная сказка»).
  • Дидактические. Развивают мышление, память, логику, способность выделять признаки предметов, устанавливать взаимные связи. Можно порекомендовать «Мафию», лото, «Бинго» и тому подобные варианты.

Настольные игры обеспечивают знакомство со звуками, родственными словами, способами использования слов, букв, звуков.

  1. Рисуем и изучаем с билингвами

Творческий вид деятельности — рисование — помогает развивать речевые навыки. Рисование вместе с педагогом для билингвов важно как способ лучше запоминать слова, развить умение описывать предметы, использовать прилагательные. С этой целью ребёнок может рисовать на заданную тему и (или) описывать рисунки.

Игры — это мощный инструмент развития речевых и коммуникативных навыков ребёнка-билингва. Но при этом всегда важно присутствие взрослого в игре. Помимо обычных игр эффективно привлечение развивающих курсов для билингвов на игровой основе.

Формировать у учащихся:

- ценностные отношения детей к миру (они проживаются);

- умение взаимодействовать с миром (они вырабатываются);

- знания детей о мире (они приобретаются)._

Итак, уважаемые коллеги, мы приглашаем Вас на классный час «Я и моя социальная роль». Пролог Вы хорошо устроились? Вам комфортно? Удобно? Тогда давайте поменяемся местами с вашим товарищем, чтобы каждому на новом месте было также хорошо, как вам на своем. Вам хорошо?! (музыка зучит) Я предлагаю вам заглянуть в себя. Вам хочется? Интересно? Тогда приступим. Давайте встретимся к сами собой. Закройте глазки, останьтесь наедине с собою. Загляните в свой внутренний мир, а когда откроете глазки, скажите, было ли скучно наедине с собою? А теперь давайте проведем встречу с собой, но с опорой на руку друга или подруги. Возьмитесь за руки, закройте глазки. А теперь, что вы почувствовали? Вы почувствовали, что с другом веселее? Я советую вам провести такую же минуту наедине с собою, но уже дома. Ведь внутренний мир каждого из нас очень интересен, но по лености своей не интересуемся этим миром, а это нужно делать. Дети меняются местами дети сидят с закрытыми глазами 1 мин. Ответы детей. Дети отвечают.

Определение целей. Выявление мотивов. Сегодня я приглашаю вас к сотворчеству. Тема нашего занятия «Я и моя социальная роль». Ребята, а вы знаете, что такое социальная роль? Нет?! Тогда я вам скажу. Социальная роль- это ожидаемое от человека в определенных условие поведение. Давайте прикоснемся поближе к этому понятию. Например, девочка бежала и упала - что вы сделаете? Бабушка боится одна перейти улицу. Что вы сделаете? Мама заболела и просит вас сходить в магазин? Как вы поступите? Да, в жизни вы выполняете различные социальные роли (поступки, которые оправдывают ожидания). И очень хорошо, что мы можем отличать хорошие поступки от плохих. Чтение со слайда Ответы детей

Сказка «Репка». Все вы ее знаете? Помните? Давно ее читали? Вырастая, мы забываем и перестаем читать и перечитывать сказки, они становятся нашим прошлым, но мы не забываем тех счастливых мгновений, когда восхищаясь, открывали для себя мир добра, любви, правды и красоты. Как вы думаете, что победило в сказке? Как смогли они вытянуть репку? Ответы детей

Вовлечение в игру Я предлагаю посмотреть и вспомнить сказку «Репка». Обратите внимание, счастливы ли все вместе, довольны ли? Конечно же, все счастливы, так как они по первому зову исполнили желание дедушки и все вместе легко и весело вытянули репку. Идет просмотр фильма После просмотра ответы ребят

Фабула игры Ребята, но это ведь сказка! А в жизни всё может быть по-другому. И дети могут вовремя не прийти на помощь, и бабушка может быть занята другими делами, и у собачки могут быть неотложные дела (кто-то бросил вкусную косточку) и кошка может ловить мышку. Бывает такое в жизни? Конечно! И я предлагаю сделать эту сказку былью. Её героями будете вы! Давайте распределим роли.

Распределение игровых ролей А кто хотел бы исполнить роль репки, дедушки, бабушки, внучки, собачки, кошки и мышки? Итак, ребята, вы войдёте в роль этих героев и будете делать это так, как не в сказке. Вы не будете спешить на помощь дедушке, при этом объясняя причину, почему так поступаете. А дедушке нужно их уговаривать, чтобы они помогли ему, аргументируя свою просьбу о помощи. И репка должна быть очень умной. Но кому помогать - должна решать сама. Дедушка не должен забывать, что в данном случае он единственный представитель сильной половины. Распределение ролей

Наблюдатели - арбитры. Остальные ребята будут наблюдателями-арбитрами. Это очень важная роль. Вы будете следить за разворачиванием сюжета и делать выводы, выявлять идею происходящего, высказывать свои впечатления об увиденном, давать оценку и аргументировать поступки героев. (ход игры ведёт учитель - направляет внимание всех на отношенческую сущность происходящего).

Ход игры Идет дед и садит репку. Репка растёт, восхищается, какая она красивая и большая. Всю семью накормит, но надо, чтобы ее вовремя убрали. Приходит дед, восхищается, но слаб стал. Репка просит его её вытянуть. Он очень старается, горюет, что не может, но рассуждает, что семья большая, дети помогут, да и домашние живлтные не бросят его. Кричит: «Арина, иди, помоги!» Она в ответ: «Сам справишься, я очень занята, блины пеку, да и в парикмахерскую надо сходить». Дедушка в ответ: «Неужели для тебя парикмахерская дороже, чем помощь мужу?» Жена говорит: «Ничего с репкой не случится, завтра справимся!» Репка плачет, огорчена. Дед её успокаивает, говорит: «Сейчас внучка придёт, поможет!» Зовет внучку. Внучка в ответ: «Некогда мне, домашнюю работу делаю, да и конфет надо купить! Очень сладенького хочется!» Дедушка отвечает: «Не по силе мне старому тянуть одному, помоги, да и спина что-то прихватила». Внучка: « Да некогда мне дедушка. Сейчас сбегаю куплю конфет и приду. Где у тебя деньги лежат?» Дедушка отвечает: «Как всегда, в столе». Дед рассуждает вслух: «Как плохо, когда никто не хочет помочь». И опять тянет с трудом репку. Репка отвечает: «Да отдохни! Вон, Жучка бежит, она точно поможет! Ты ей ведь всегда самые вкусные косточки отдаёшь. Она - то поможет!» Дед зовёт Жучку. Жучка отвечает: «Да что ты, хозяин, сам что ли не можешь вытянуть? Мне еще косточку нужно обглодать, пока другие не нашли! Вон кошка бежит, ее и проси!». Дед рассуждает: «Как плохо быть бессильным!». Дедушке плохо. Репка вызывает скорую помощь. Услышав звук сирены, прибегают наши герои. Помогают дедушке, вытягивают репку и вместе с дедушкой довольные идут домой.

Но я теперь слово арбитрам-наблюдателям. Итак, как вы оцениваете поведение репки, внучки, кошки, мышки, бабушки? А вы бы как поступили, оказавшись на их месте? Вопрос к героям: « А вам понравилось быть в роли кошки, бабушки, мышки, собачки и кошки? Почему? А вы бы как поступили на их месте? А как вы считаете, дедушке стало плохо лишь от того, что спина у него болела?» Арбитры дают оценку всем героям. Дети отвечают.

Мы должны вслушиваться, вглядываться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы, придавать обыденным повседневным ситуациям гуманистическую окраску. То есть быть внимательными, готовыми прийти на помощь по первому зову. А сейчас я попрошу дать ответ на реплику, записанную на экране, она может прозвучать везде: на улице, в школе и дома. Как же вы на её среагируете? На экране реплика: « Что-то я себя плохо чувствую». На экране размещены и предположите льные ответы. Если дети не могут ответить, то просим их назвать два ответа со слайда.

Рефлексия Друзья, я думаю, что ваши поступки будут такие же добрые, как и ваши ответы. Давайте поблагодарим друг друга! На экране «СПАСИБО ВАМ (за искренность, доброту, дорожелатель ность, хорошее настроение, уважение, игру) Апплодисменты

Глобус

(по идеям Н.Е. Щурковой)

Это красивая и изящная интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности со-

временного человека. В основании игры лежит положение о много мерности мира, которая говорит о том, что любое явление мира точно также как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо) занимают разное положение по отношению к предмету, расположенного на столе, и поочередно описывают, то что видят сообщают об этом всей группе. (Их описание не совпадают).

- Ведущий убирает глобус и просит участников игры побеседовать о том, что за предмет стоял на столе.

- Выводы участников игры о несхожести характеристик.

- Наблюдатели высказывают впечатление от происходящего на их глазах.

Сформулированные правила оформляются на листе ватмана и вывешиваются на

стену.

Игра «Дождь»

Участники сидят в кругу и с. открытыми глазами повторяют движения, которые

показывает ведущий:

- шуршат, потирая ладони друг о друга;

- щелкают пальцами;

- негромко хлопают в ладоши;

- ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.

После того как последовательность движений разучена, ведущий предупреждает,

что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать.

Сначала ведущий шуршит, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей.

Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, двигаясь по кругу,

прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не

послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для

педагога это хорошая возможность погладить каждого ребенка по голове.) Игра

продолжается: теперь ведущий щелкает пальцами, касаясь по очереди всех детей

передавая звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Ведущий

включает следующее движение: хлопки руками. Все слышат шум проливного

дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда дети вслед за ведущим

начинают ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами. Потом ливень

убывает в обратном порядке: шлепки по бедрам, хлопки ладонями, щелчки

пальцами, потирание ладоней

Упр ажнение «Колокол»

Дети становятся в круг.

Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре

круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки

вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки вниз.

Ведущий задает ритм

Игра «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог просит вспомнить, как их ласково называют дома.

Затем предлагается бросать друг другу мяч. Ребенок, к которому попадает мяч, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в

обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того,

кому бросаешь мяч.

Игра «Бездомный заяц»

Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Один стул убирается.

В центре круга остается водящий. По своему желанию он выбирает какой-либо

признак, имеющийся у некоторого числа участников, и просит их поменяться

местами. Например: «Поменяйтесь местами все те, у кого светлые волосы, кто любит

собак, увлекается танцами». Обладающие данным признаком встают и меняются

местами друг с другом. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кому

не хватило стула, становится ведущим и придумывает новый признак.

Упражнение «Найди себя»

Участникам предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, различные

игрушки, объемные геометрические фигуры и пр. Предлагается посмотреть на них

и выбрать один предмет, наиболее понравившийся и близкий участнику. Задача:

придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом предмете.

Информационный блок Ведущий. Каждый человек способен на многое, если

вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы.

В подростковом возрасте нужно учиться принимать решения, совершать са-

мостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека.

Каждый человек — индивидуальность, личность. Подумайте еще над тем, какие

особенности национальной принадлежности характерны только для вас. Любой

ребенок интересен и талантлив. Как стать человеком, способным в полной мере

реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые

предлагают люди, имеющие на это право.

Советы Чарли Чаплина

Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.

Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них. Не упускайте

мгновения удачи.

Не предъявляете к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к

покорению новых высот.

Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.

Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать из него

уроки.

Любите людей, и они ответят вам тем же.

7. Домашнее задание

Нарисовать себя в виде растения, животного.

Занятие № 3. «Я в мире людей»

(1 час 20 минут)

Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром.

Л. Витгенштейн

Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное

отношение друг к другу, Уважать обычаи нравы других народов.

Материалы: клубок ниток, свеча, магнитофон, аудиокассета.

1. Приветствие

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части:

«европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и

здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы»

кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение проходит весело и

эмоционально, заряжает группу энергией. А как приветствуют люди друг друга

Вашей национальности?

2. Анализ домашнего задания

Все работы вывешиваются на стенд. Участники пытаются угадать

принадлежность рисунков, делятся впечатлениями. По желанию дети отвечают на

вопросы:

- Что ты чувствовал, когда рисовал?

- Почему таким образом изобразил себя?

- Ты доволен своим портретом?

- Почему, как вы думаете, все рисунки разные?

3. Работа по теме занятия

Упражнение «Клубочек»

Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля, рядом

со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает

клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает

нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут

соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени.

Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем

клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает

свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.

Анализ упражнения. Легко ли было говорить приятные вещи другим детям? Кто-

либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя сейчас чув-

ствуешь?

Информационный блок Ведущий. Человек не может существовать один. Он

находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов

коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной

поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдер-живающая система

отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться.

Инструменты повышения само- и взаимоэффективности:

- уважение друг к другу;

- стремление понимать и сопереживать друг другу;

- возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов

коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты

подавления).

Упражнение «Доброе животное»

Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое

доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе поды-

шать: вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит ровно

и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук —

шаг вперед. Стук — шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения. Все ли дети придерживались обозначенных правил?

Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был? Что-нибудь удивило

тебя в этой игре?

Притча «Солнце и ветер»

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер

сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным

из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее

закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими

лучами. И путник сам снял свой плащ.

Анализ. О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Упражнение

«Давайте жить дружно»

Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по

команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза;

если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то

пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три

задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются.

Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда,

соответствующая меньшему количеству пальцев.

4. Рефлексия

Обмен впечатлениями. Проводится по кругу с передачей друг другу горящей

свечи.

Занятие № 4. «Поведение и культура»

( 1 час 10 минут)

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик.

И. Гёте

Цель: стимулировать поведенческие изменения, обучать

индивидуализированным приемам межличностного общении

Материалы: карточки с указанием ситуации, флажки красного, зеленого и

желтого цвета, листы бумаги по количеству участников.

1. Приветствие

Все участники встают в два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу.

Задание: поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.

2. Разминка

Упражнение «Массаж по кругу»

Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах стоящего впереди.

Каждый ребенок начинает осторожно массировать плечи и спину впереди стояще-

го. Через две минуты все поворачиваются на 180 градусов и массируют плечи и

спину партнеру, стоящему с другой стороны.

3. Работа по теме занятия Информационный блок Ведущий. Может ли

человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная

связь в понятиях «поведение» и «культура»? Культурное поведение — это:

— поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и

которых придерживается данное общество;

— определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в

той или иной ситуации.

Эти способы общения учат нас правильно вести себя:

— за столом;

— быть вежливыми и предупредительными со старшими;

— уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе;

— уметь вести себя в школе;

— с друзьями.

Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы

каждому. Если они станут внутренней потребностью человека, то помогут в

значительной степени устранить множество поводов для плохого настроения,

которое еще подчас порождает грубость и невоспитанность людей. «Добрые

приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на

законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого,

кто требователен к себе и внимателен к людям», - писал Лев Кассиль. Культурный

человек — это человек, убежденный в правоте своего поведения. В моделях своего

поведения в различных ситуациях он опирается не на необходимость соблюдать

внешние приличия, а на свою совесть — мерило культурности человека. Приведите

примеры культурных традиций своего народа.

Упражнение «Ворвись в круг»

Ведущий. Встаньте в один большой круг, возьмитесь за руки. Один ребенок

должен остаться за кругом и попытаться прорваться в него. Как только ему это

удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него.

Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дайте возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если

ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он

находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить этого ребенка в

круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Анализ упражнения. Что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы

чувствовали, когда были частью круга? Что вы почувствовали, когда проникли в

круг?

Упражнение «Оцени ситуацию»

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации,

которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят.

Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек

поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок —

человек поступает справедливо.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции

заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди

предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы

пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши

действия.

Группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версии

правильного поведения. Учащимся раздаются карточки с перечнем нравственных

качеств для заполнения.

Дети должны отметить степень выраженности этих качеств у самих себя.

Оценивание идет следующим образом: В (высокая степень выраженности); С

(средняя степень выраженности); Н (низкая степень выраженности); прочерк

(отсутствие данного признака).

Упражнение «Подарок»

Ведущий. Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы

каждый изображает какой-либо предмет и дарит его соседу справа (это может быть

цветок, мороженое, мяч и др.). За подарок необходимо поблагодарить.

Анализ упражнения. О чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить

подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по формированию связной речи у детей билингвистов

В представленных материалах даны образцы занятий по развитию речи у двуязыяных детей в условиях детского сада....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ БИЛИНГВИСТАМИ»

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в организации логопедической работы с детьми-билингвистами.Задачи: Познакомить педагогов с методами и приемами проведения дифференциальной диагностики д...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...