Практика: "Живет село родное".
проект (старшая группа)
Практика знакомит дошкольников с народами - русские эстонцы, латыши, через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
2-слайд. Добрый день уважаемые коллеги.
Хочу представить вам практику которую подготовил педагогический коллектив Моторского детского сада «Теремок».
Представлю вам ее я воспитатель Костюченко Вера Алексеевна
Авторы практики:
Полева И.А.
Костюченко В.А.
Сенникова С.В.
Тема нашей практики «Ознакомление дошкольников с народами (русские эстонцы, латыши» через проектную деятельность
Наша работа началась сравнительно не давно.
3-слайд. Идея работы на данной практикой возникла в год 100 летнего юбилея Каратузского района.
Данная практика успешно реализуется в нашем дошкольном учреждении
4 слайд. тип практики
педагогическая
направление практики
Организация и развитие системы воспитания в образовательной организации
Уровень практики
Дошкольное образование.
группы участников
- воспитанники;
- родители;
- воспитатели;
Актуальность.
5 - слайд- Важность защиты и развития культурных традиций в условиях многонационального государства подчеркивается и в законе "Об образовании" Российской Федерации. А так же одной из задач ФОП ДО: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Любовь к Родине начинается с изучения культуры и сознания своей малой Родины. Наши народы трудами многих поколений создали уникальную, самобытную многонациональную культуру. Какой бы пласт культуры мы не взяли, нетрудно убедиться, что всякая национальность щедро наделена обычаями, традициями, и это является достоянием каждого народа. Каратузcкий район включает в себя много населенных пунктов. Частью этого района является и наше село Моторское.
В нашем селе живут люди разных национальностей Русские, эстонцы, латыши. И чтобы понять людей, живущих рядом, необходимо знать их культуру, традиции, быт.
6- слайд Поэтому тема изучения быта и культуры народов, проживающих на территории села весьма актуальна.
Ознакомление с традициями и обычаями людей разных национальностей проживающих на своей малой родине, требует специальных знаний, умений и навыков, поэтому ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о
особенностях народных традиций, культуре и народах проживающих в селе.
7-слайд Учитывая, значимость данной проблемы, основной
целью практики является:
Познакомить детей с жизнью людей разных национальностей, живущих на территории села Моторское.
Задачи:
- Дать детям представления о народах, живущих на территории села Моторское (русские, эстонцы, латыши);
- Познакомить детей с традициями, обычаями и народными играми национальностей проживающих в нашем селе;
3.Формировать у детей доброжелательное отношение к представителям разных национальностей.
4.Воспитывать чувство гордости за свою малую родину и свою страну.
8-слайд. Основная идея – знакомство детей дошкольного возраста с родным селом с культурой национальностей проживающих на территории села путем активного взаимодействия с социумом, окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
9-слайд. В работе с детьми мы использовали
разные средства, методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии по селу, в библиотеку, в мини музей детского сада «Русская изба»;
- экскурсии в виртуальный музей
- беседы о родном селе, его истории;
- показ иллюстраций, альбомов по теме проекта;
- просмотр презентаций по теме практики;
- прослушивание аудиозаписей (народных песен);
- проведение совместных мероприятий с родителями;
-Изготовление макета - Русская изба
- Праздник народных игр.
10 -слайд Ожидаемые результаты проекта.
Сформируется представление о народах, живущих на территории села Моторское (русские, эстонцы, латыши).
Дети познакомятся с народной культурой национальностей нашего села.
Объединение усилий педагогов, родителей и социальных партнеров (клуб ,библиотека, школа, музей) при организации работы по ознакомлению с культурой и традициями народов.
Пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы (настольные игры, альбомы, макеты и т.д.).
Будет сформировано чувство гордости за свою малую родину и за свою Страну.
По предоставленным нам данным наших социальных партнеров Сельской библиотеки -русских проживает- 65% 5% латыши и 30% эстонцы.
11-слайд В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей в мини-музей детского сада «Русская изба». Ребят встретила хозяйка русской избы в национальном костюме. Она познакомила детей с народным костюмами, национальной вышивкой особенностями, жизни и предметами быта людей в селе в старину.
Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.
12-слайд Первое что мы сделали это познакомились с национальными костюмами национальностей нашего села.
Совершив экскурсию в Виртуальные музей, «география русского костюма», «Дом дружбы народов», посмотрев презентацию латвийский национальный костюм, ребята познакомились с русским, эстонским и латвийским народным костюмами. Узнали что общего и чем отличаются костюмы, познакомились с традиционными национальными узорами которые использовались в украшении костюма, как называются отдельные части костюма.
13 слайд-При ознакомлении с латвийским костюмом подробную информацию в виде фотографий и буклетов, нам предоставил наш социальный партнер Каратузский районный краеведческий музей.
14 слайд -Закрепляя полученные знания ребята украшали кокошники, раскрашивали национальные костюмы,
15-слайд - изготавливали кукол в национальных костюмах на основе конуса, куклы очень понравились и ребята решили показать и подарить их детям младшей группы.
16-слайд В ходе виртуальной экскурсии в музей « В гости к эстонской бабушке» , дошкольники рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства эстонцев.с чем нас познакомила Елена Николаевна Астафьева -потомок эстонской семьи(когда-то проживающей в селе Каратузское) мастер декоративно прикладного искусства. Она показала нам как работает на ручном ткацком станке, мастерит интересные вещи, дорожки, шали, интересным узором плетет эстонские традиционные пояса. Рассказала из каких частей состоит эстонский национальный костюм. Ребята прослушали эстонскую народную песню в исполнении Елены Николаевны. Также ребята познакомились с предметами быта эстонского народа, как они называются, (…)где применялись.
17 -слайд Увидев как работают на ткацком станке, ребята решили попробовать силы на маленьком ткацком станке, это вызвала у детей большой интерес и даже получили небольшой результат в виде дорожки.
18 -слайд При ознакомлении с художественными промыслами Латвии были проведены Тематические беседы: «Знакомство с народными промыслами Латвии», «Традиции латвийских мастеров».
Посмотрели презентациюи о латвийских художественных промыслах, таких как «Латвийская керамика», «Резьба по дереву»
19 слайд Посмотрев виртуальную экскурсию «По народным промыслам России»и «Всероссийский музей прикладного искусства» дети рассмотрели разные виды росписи и познакомились с творчеством русских умельцев. Увидели предметы русского быта (прялки, посуда, костюмы, изделия из бересты, расписанные разными узорами).
20 слайд Вдохновленные увиденным ребята взялись за кисточки, и изготовили традиционные русские поделки. Используя национальные орнаменты ребята расписывали ложки, разделочные доски,
21 слайд -лепили из пластилина русских барышень эстонские традиционные поделки -плетение коврика, латвийские поделки лепка из глины. Это дало детям возможность проявить свою креативность и сделать что-то своими руками.
22 слайд -Также При ознакомлении детей с русским эстонским и латвийским декоративно прикладным творчеством мы познакомили детей с творчеством наших односельчан. вязание, вышивание изделия из дерева..
23 слайд -В рамках нашей практики мы провели несколько увлекательных дней посвященный традиционным Русским, Эстонским и латышским народным играм. Мы начали с небольшой беседы о том, что такое народные игры и почему они важны для нашей культуры. Мы рассказали детям о том что каждая игра имеет смысл и свою историю и что важно сохранять такие традиции. Дети узнали, что игры не только развлекают, но и помогают развивать дружбу, командный дух.
После этого мы перешли к практике. Мы выбрали несколько популярных русских народных игр, таких как "Капуста", "Золотые ворота" и "Заря-зареница" «Я по горенке хожу».,эстонскиие народные игры «Тумбама», «Линумянг»,-Птицы «Рынгу- Сторож»; Латвийские «Сиетс» -Решето», «Пилюбарс»-стая уток. Каждая игра была тщательно объяснена, чтобы дети понимали правила и могли принимать активное участие. Мы также обсудили, какие качества развивают эти игры — ловкость, быстроту реакции и умение работать в команде.
24 слайд После того как мы познакомились и научились играть в разные народные игры мы провели небольшой мастер-класс и поделились своими знаниями с ребятами начальной школы, где дети смогли познакомиться с традициями и играми разных народов. Мы играли в разные игры которые не только развлекали, но и способствовали развитию командного духа, ловкости. Мы были приятно удивлены тем, как быстро дети осваивали новые игры и делились своими впечатлениями.
25 слайд В ходе практики мы с ребятами познакомились с русскими, эстонскими и латвийскими народными традициями и фольклором.
читали эстонские и латышские народные сказки . Слушали традиционную эстонскую и латышскую музыку, рассматривали иллюстрации музыкальные народные инструменты используемые в народной музыке, познакомились с народными танцами и мы с ребятами научились водить хороводы, движения хоровода просты и доступны детям, это оказалось не только весело, но и развивает координацию движений.
26 слайд При знакомстве с русским народным фольклором Дети узнали о богатстве русской культуры, слушали народные сказки, мы познакомились с таким важным аспектом как народные обряды и праздники.
27 слайд -Провели занятие «Семейные традиции на Руси» Ребята с интересом узнали о назначении русской печи, и с другими символами русской культуры, познакомились с традиционным обрядом купание малыша, расписывали оберег подкову. Разучивали поговорки, заклички, дети приготовили Русскую народную сказку «Курочка ряба» и показали её ребятам младшей группы.
28 слайд - Одним из условий реализации проекта являлось включение семьи как в непосредственно поисковую, так и в продуктивную деятельность. Родители становятся не только зрителями, но и активными участниками мероприятий . Родители помогли нам создать макет «Русская изба»,
29 -слайд приняли участие в подборе национальных костюмов, изготовлении Альбомы о культуре различных национальностей, (русские ,эстонцы, латыши) изготовили кукол в национальных костюмах. Вклад родителей не только значительно обогатил образовательный процесс, но и помог нашим детям лучше понять и ценить культурное многообразие Нашей Родины. Укрепляются семейные связи, взаимопонимание между родителями и педагогами.
30-слайд хочется рассказать о нашем успешном сотрудничестве с социальными партнёрами
Это Каратузский районный краеведческий музей, который предоставил нам информацию, о национальностях проживающих в нашем селе.
Это моторский сельский дом культуры, сотрудники клуба, приходили к нам в детский сад и познакомили ребят с национальными играми, костюмами, Пели национальные колыбельные песни и водили хоровод.
31-слайд Особо хочется рассказать об экскурсии дошкольников в сельскую библиотеку, которая стала важной частью нашего работы. ребятам рассказали о культурных традициях и обычаях разных национальностей, проживающих в нашем селе.
Познакомили с народными сказками, фольклором, с особенностями национальных костюмов, с традициями, промыслами русских ,эстонцев и латышей.
32- слайд.
Завершающий этап практики «Живёт село родное» стал важным и значимым событием для всех участников. Это было большое итоговое мероприятие, Праздник народных игр который проходил в сельском доме культуры. позволил детям не только закрепить полученные знания, но и осознать важность культурного многообразия и единства.
33-слайд В данном мероприятии участвовали Воспитанники, родители, педагоги, социальные партнёры и жители нашего села., Все участники праздника с удовольствием играли в, национальные игры что создало атмосферы веселья и дружбы. В завершении праздника ребята подарили всем участникам небольшие сувениры изготовленные своими руками в ходе проекта. Это расписные ложки, плетеные коврики. изделия из глины.
34-слайд.
Одним из ключевых элементов этого проекта стал макет “Русская изба”, который мы создали совместно с родителями. Макет “Русская изба” – это не просто наглядное пособие, а интерактивная площадка, где дети могут познакомиться с предметами старинного русского быта, поиграть, разыграть сказки и погрузиться в атмосферу прошлого. Этот макет позволяет детям не только увидеть, но и практически освоить старинные предметы, потрогать их, понять их назначение и важность в повседневной жизни наших предков.
Проект «Живет село родное» позволил детям познакомиться с культурными традициями и обычаями разных народов, проживающих в нашем селе. В дальнейшем мы планируем продолжать работу в этом направлении, расширяя знания детей и укрепляя взаимодействие с родителями.
в Каратузском районе есть села где проживают немцы, татары и мы хотим познакомить детей с культурой национальностей проживающих в нашем районе.
Слайд 35- Проблема с которой мы столкнулись
Недостаток информации о культурных традициях и истории различных национальностей, проживающих в нашем селе
Отдаленность села от районного центра и городов, это говорит о том, что нет возможности выехать посмотреть быт разных народов, но эти проблемы решилась при просмотре виртуальных экскурсий, активном сотрудничестве с нашими социальными партнёрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-258272-1676828945.jpg)
Педагогический проект «Живёт село родное»
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-344369-1476013169.jpg)
Педагогический проект "Село родное - капелька России".
Педагогический проект направлен на формирование чувств любви, гордости, заботы за малую Родину. В проекте расписана деятельность педагога с детьми по следующим блокам: игровая деятельность, познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446624-1399797029.jpg)
Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе "Малышок" по теме: "Люблю тебя, село родное"
Занятие в клубе проводилось в вечернее время. На игровом занятии присутствовали дети с родителями. Посещаемость составила 90%. Все с удовольствием просмотрели презентацию о селе, читали стихи и разучи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-181614-1510503192.jpg)
НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Атемар – село родное»
Воспитание в детях патриотических чувств необходимо начинать с воспитания любви к своей малой родине, к тому месту где ребёнок родился и живёт. Дети должны знать иссторию своей малой родины, испытыват...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/29/picture-1555498-1738133056.jpg)
Брендбук проекта "Музеи Енисейской Сибири детям"- практика: "Живет село родное"-1 часть.
Знакомство детей с жизнью людей разных национальностей, живущих на территории родного села, района....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/29/picture-1555498-1738133056.jpg)
Брендбук проекта "Музеи Енисейской Сибири детям"- практика: "Живет село родное"- 2 часть.
Презентация направлена на ознакомление и погружение в изучение исторического прошлого народов нашего села и родного Каратузского района....